ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.07.2019

Просмотров: 13269

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Животных, подлежащих отправке по же­лезной дороге, в течение нескольких дней переводят на транспортный режим корм­ления, обычно на кормление сеном.

Животных перевозят в специализи­рованных или обыкновенных товарных вагонах. Перед погрузкой вагоны долж­ны быть очищены, промыты, а в некото­рых случаях и продезинфицированы. Так­же они оборудуются дверными решетка­ми, полками для фуража и кольцами для привязи крупных животных.

Поданные для погрузки вагоны дол­жны быть проверены представителями ветеринарной службы. Крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов привязывают в вагонах головой по ходу поезда или поперек вагона. Всех остальных живот­ных размещают без привязи.

К перевозке по железной дороге до­пускают только здоровых животных, с очищенным от грязи и навоза кожным покровом. Слабые и истощенные живот­ные к транспортировке не допускаются.

Погрузка животных в четырехосные вагоны проводится из следующего рас­чета.

1. Крупный рогатый скот:

  • взрослые — 16-24 гол.;

  • молодняк — 24-28 гол.;

  • телята — 36-50 гол.

  1. Овцы и козы — 80-110 гол.

  2. Свиньи:

  • массой до 80 кг — 50-60 гол.;

  • массой 81-100 кг — 44-50 гол.;

  • массой 101-150 кг — 28-44 гол.;

  • массой свыше 150 кг — 20-28 гол.

  1. Лошади — не более 14 гол.

  2. Верблюды — не более 8 гол.

В жаркое время года во избежание теп­ловых ударов загрузку свиней в вагоны уменьшают на 10-15%, а грузить жир­ных свиней в четырехосные вагоны запре­щается. В теплое время животных пере­возят в вагонах при открытых дверях с решетками, а в холодное — люки и двери закрывают, оставляя в дверях щели.

В вагон загружают животных, по возможности, одинаковых разме­ров, пола и возраста. Погрузку живот­ных в вагоны необходимо проводить по трапам, спокойно, без окриков и побоев, используя для понуждения электропого­нялки или кнуты.

Погрузка в один вагон животных раз­ного вида не допускается. Запрещается также грузить в один вагон быков и ко­ров, баранов и овец. При необходимости совместной перевозки баранов отделяют перегородкой из досок или жердей, а бы­ков ставят в отдельные загородки.

Для кормления животных в пути про­водники получают корм из расчета на центнер живой массы, в среднем: сено для крупного рогатого скота — 4,5 кг, для овец и коз — 3,5 кг; концентраты для свиней — 2,5 кг. Для свиней, кроме того, отпускают подстилку из расчета 1,5 кг соломы или подстилочного торфа в день на голову. Летом в качестве под­стилки может служить песок, который в жаркое время смачивают водой. Концен­траты (зерно, мука, отруби) должны быть в мешках, а сено и солома — только в прессованном виде в тюках.

Кормление животных проводят 2 раза в сутки. Сено для крупного рогатого ско­та раскладывают так, чтобы оно не попа­дало под ноги животным; овцам и козам его раскладывают вдоль стенок вагона; свиньям дают концентраты в корытах.

Поят животных на станциях, имею­щих водопойные колонки. Зимой жи­вотных поят 2 раза, желательно перед кормлением, а летом — 3 раза в день. Особенно важно регулярно поить сви­ней. Своевременное поение имеет боль­шое значение для сохранения живой массы скота, так как при таком поении животные меньше утомляются, лучше поедают и усваивают корм.


Очистка вагонов от навоза предусмат­ривается только на станциях, где обычно проводится поение скота. Сваливать на При заболевании, отказе от корма и воды, а также падеже животных стар­ший проводник вызывает ветеринарного врача и выполняет все его требования, вплоть до выгрузки заболевших. Прирез­ка животных в пути запрещается. Трупы из вагонов снимают в присутствии вете­ринарного врача, который составляет акт и делает соответствующую пометку в пу­тевом журнале.

Иногда перевозки скота по желез­ной дороге сопровождаются потерей жи­вой массы и снижением упитанности. Научными исследованиями доказано, что снижение живой массы и упитанности животных за время нахождения в пути происходит из-за неудовлетворительно­го ухода, недостаточного и несвоевремен­ного кормления и поения.

Перегон животных. Перегон убойных животных, преимущественно крупного и мелкого рогатого скота, может быть осу­ществлен на короткие расстояния: к бли­жайшему боенскому предприятию, же­лезнодорожной станции, водной приста­ни. Наряду с этим, в нашей стране в регионах с отгонным животноводством могут быть длительные перегоны живот­ных, которые, как правило, совмещают с нагулом, поставляя в пункт назначения (на мясокомбинат, бойню) животных в состоянии хорошей упитанности.

Гурты крупного рогатого скота комп­лектуют по 150-200 голов, отары овец — по 500-1000 голов. Отправляемых жи­вотных подбирают с учетом возраста, пола и упитанности. Подготовленную партию животных взвешивают, биркуют, опреде­ляют их упитанность. Составляют гурто­вую ведомость. Ветеринарный врач (фельд­шер) после ветеринарного осмотра выдает ветеринарное свидетельство (форма № 1) о состоянии здоровья животных и благо­получии местности по заразным заболева­ниям. К перегону допускаются только здоровые животные. Не подлежат отправке гоном на дальние расстояния животные во второй половине беременности, с трав­матическими повреждениями, старые и беззубые.

Кроме гуртовой ведомости и ветери­нарного свидетельства на перегоняемый скот выдается путевой журнал, в кото­ром указывают маршрут перегона, время выгона животных, срок их доставки на мясокомбинат. В пути следования отме­чают пункты отдыха, поения, ветеринар­ного осмотра и прочие сведения.

Дороги, по которым осуществляют перегон животных, называют «скотопро­гонные тракты». Эти дороги должны про­ходить по местности, благополучной по заразным заболеваниям животных и в сто­роне от пастбищ для местных животных. Трассы перегона находятся под постоян­ным ветеринарно-санитарным надзором.

Скорость движения гуртов при хоро­шем травостое не должна быть больше 12-15 км в сутки, а при плохом — 15-20 км. Для овец эти нормы соответствен­но 7-8 и 10-12 км.

Во время перегона животных запре­щается: 1) смешивание различных гур­тов; 2) контактирование гуртов с живот­ными местного населения; 3) перегон животных по путям, где прошел скот, больной ящуром, чесоткой и другими за­разными заболеваниями; 4) перегон жи­вотных в сильный дождь, град, бурю и при температуре ниже -20°С; 5) пастьба животных на сенокосах.


Во избежание заболевания тимпани­ей необходимо следить, чтобы животные на заходили на участки с отавой, клеве­ром, люцерной, покрытые росой, а также на густую сочную траву.

Поят животных через час после оста­новки, летом 2—3 раза, а осенью 2 раза в сутки. Нельзя поить животных водой из канав, болот и ям.

Вынужденный убой больных живот­ных проводится только с разрешения ветеринарного врача (фельдшера) данной местности.

Перевозка животных по водным пу­тям. Этот вид доставки животных на бо-енские предприятия используют очень редко. В основном это речные перевозки. Перевозки речным транспортом живот­ные переносят легко. Будучи погружены на специальные баржи, они не претерпе­вают той тряски и шума, какие бывают в вагонах при движении поезда. Плавное и тихое движение при отсутствии толчков, чистый воздух, особенно на открытых палубах, благоприятно влияют на живот­ных. Следует иметь в виду, что перевоз­ка животных водным транспортом мо­жет быть только в летний навигацион­ный период (5-6 месяцев в году).

При перевозках на баржах и судах для размещения одного животного требуются следующие нормы площади: крупный ро­гатый скот — 2,5-3,0 м2; овцы и козы — 0,75-1,0 м2; свиньи крупные — 2-2,5 м2; свиньи средние — 1,0-1,25 м2; лошади — 2,5-3 м2. Лошадей и крупный рогатый скот перевозят на привязи. Морские перевозки занимают небольшой объем в общей транс­портировке скота. Они усложняются тем, что требуется дополнительный запас пре­сной воды, потребность в которой для по­ения крупного рогатого скота исчисляется не менее 30-35 л, а для мелкого — не ме­нее 6 л на одну голову в сутки.

Погрузка и уход за животными в пути такие же, как и при транспортировке по железной дороге.


ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ТРАНСПОРТЕ


Ветеринарные врачи (фельдшеры) должны строго следить за соблюдением ветеринарно-санитарных правил в местах погрузки и выгрузки животных, за со­стоянием фуража и мест водопоя, перед погрузкой скота и птицы осматривать вагоны. Они также следят за проведени­ем профилактических и вынужденных дезинфекций мест погрузки и выгрузки скота и птицы.

При обнаружении на железнодорож­ном и водном транспорте (при погрузке, транзите или при выгрузке) животных, больных или подозрительных по заболе­ванию заразной болезнью, ветеринарный врач (фельдшер) транспортного ветеринарно-санитарного участка принимает меры, предусмотренные действующими инструкциями и наставлениями по борь­бе с этими болезнями.

По прибытии животных на станцию назначения их осматривают таким же порядком, как и при погрузке. При обна­ружении больных животных или трупов, выгрузку и осмотр начинают с благопо­лучных вагонов, а затем из вагонов, где было обнаружено заболевание или труп. При обнаружении трупа обязательно ис­ключают сибирскую язву.

Ветеринарно-санитарная обработка транспортных средств. Вагоны, в кото­рых перевозились животные или птица, могут представлять опасность как источ­ник распространения заразных болезней. Для очистки, промывки и дезинфекции вагоны направляют на дезопромывочные станции (пункты). Последние организу­ют на конечных станциях.


Дезопромывочные станции (пункты) строят на особо отведенных, возвышен­ных участках с достаточным уклоном для стока атмосферных и сточных вод в сторо­ну от станционных путей и сооружений. Они должны находиться на расстоянии не менее 300-500 м от ближайших населен­ных пунктов, выпасов животных, шоссей­ных дорог и огорожены плотным и высо­ким забором. Дезопромывочная станция должна иметь: 1) несколько платформ, обо­собленных друг от друга; 2) котельную и горячее водоснабжение; 3) площадки для выгрузки навоза из вагонов 1-й катего­рии; 4) площадку для биологического обезвреживания навоза; 5) навозосжигатель-ную печь; 6) санпропускник; 7) контору и лабораторию; 8) склад дезинфекционных средств и помещения для дезинфицирую­щих растворов; 9) инвентарные сараи и кладовые с запасами предметов и принад­лежностей для очистки (скребки, метлы, железные ломы, резиновые рукава, боч­ки, ведра, гидропульты и др.).

После выгрузки скота и птицы ваго­ны подразделяют на 3 категории:

К 1-й категории относят вагоны, в которых перевозились скот и птица, бла­гополучные по заразным болезням.

Ко 2-й категории относят вагоны, в которых перевозились скот и птица, подо­зрительные по заболеванию или подозре­ваемые в заражении заразными болезня­ми, вызываемыми нестойкими возбудите­лями (ящур, рожа, чума свиней, бруцеллез, туберкулез, оспа, болезни птиц и др.).

К 3-й категории относят вагоны, в ко­торых перевозились животные и птица, подозрительные по заболеванию или по­дозреваемые в заражении стойкими воз­будителями инфекционных болезней (си­бирская язва, эмфизематозный карбункул, столбняк, брадзот овец, ботулизм и др.).

При выгрузке из вагонов животных или птицы ветеринарный врач (фельд­шер) определяет санитарную категорию вагонов. Вагоны закрывают и со всем их содержимым (решетки, перегородки, кор­мушки, привязи, остатки корма и навоз) направляют на дезопромывочную стан­цию с указанием номера вагона и рода выявленной или подозреваемой болезни.

Навоз из вагонов 1-й категории вы­гружают на водонепроницаемую площад­ку платформы № 1, и его можно считать благополучным в санитарном отношении.

Навоз из вагонов 2-й категории вы­гружают на платформу № 2. Для его обез­зараживания применяют биотермический способ на специально подготовленных площадках глубиной 20-25 см и шири­ной до 3 м с бетонированными или утрамбованными стенками и дном. Длина ямы произвольная, в зависимости от ко­личества навоза. В эту яму настилают сна­чала неинфицированный навоз, торф или солому слоем 10-15 см, затем накладыва­ют инфицированный навоз слоем 1,5-2 м. Поливают водой из расчета 10-15 л на 1 м3 навоза, а если навоз высохший, то при складировании его смачивают, расхо­дуя при этом не менее 30 л воды на 1 м3, а затем закрывают слоем неиифицированного навоза толщиной 15-20 см.


В глубине уложенного и укрытого штабеля навоза под влиянием процессов разложения развивается температура до 70°С, что является достаточным для унич­тожения бесспоровых возбудителей болез­ней. Для обеззараживания навоза в шта­белях требуется определенный срок. В теп­лое время года навоз обеззараживается в течение месяца, а зимой это достигается в течение 3 месяцев. При малом количе­стве навоза целесообразно его сжечь.

Вагоны 1-й категории после механи­ческой очистки от навоза и других загряз­нений промывают горячей водой (60-70°С).

Вагоны 2-й категории после очистки промывают, а затем дезинфицируют. Пе­ред очисткой от навоза внутренние стены, пол вагона, поверхностный слой навоза, а также все приспособления в вагоне ув­лажняют водой. Дезинфекции подверга­ют вначале пол, стены и потолок. Затем дезинфицируют наружные стены вагона, подножки, тормозные площадки и ходо­вые части. Дезинфекцию вагонов 2-й ка­тегории проводят осветленным раствором хлорной извести, содержащим 2-3% ак­тивного хлора или 2% -ным раствором фор­мальдегида или горячим 2-4%-ным рас­твором едкого натра (60-70°С). Норма рас­хода дезраствора не менее 0,5 л на 1 м2. Кормушки, корыта и прочее оборудова­ние вагонов через 30 минут после дезин­фекции тщательно промывают водой.

Вагоны 3-й категории подвергают очи­стке, а затем дезинфекции, промывке и вторичной дезинфекции. Перед очисткой внутренние стены, пол или поверхностный слой навоза, а также все находящиеся в вагоне предметы увлажняют дезинфици­рующим раствором. Малоценные предме­ты внутреннего оборудования сжигают.

После очистки вагоны 3-й категории со всем оборудованием дезинфицируют с внутренней и наружной сторон осветлен­ным раствором хлорной извести, содер­жащим не менее 5% активного хлора или 4% -ным раствором формальдегида. Нор­ма расхода дезраствора такая же, как и в предыдущем случае. Через 30 минут пос­ле дезинфекции вагоны 3-й категории с внутренней и наружной сторон промыва­ют струей горячей воды (60-70°С).

После второй промывки вагоны с внутренней стороны дезинфицируют вто­рично тем же раствором при норме рас­хода 1 л раствора на 1 м2 площади. В этом случае дезинфекцию проводят путем по­следовательного 4-5-кратного орошения всего вагона. Затем вторично дезинфици­руют наружные стороны вагона, поднож­ки, тормозные площадки и ходовые час­ти. Через 30 минут по окончании дезин­фекции вагоны промывают и выпускают на станцию.

Все работы по очистке, промывке и дезинфекции вагонов проводятся специ­ально обученным персоналом. Спецодеж­ду персонала по окончании работы де­зинфицируют. Обработка вагонов раство­ром хлорной извести или формальдегидом должна проводиться в противогазах, а раствором едкого натра — в защитных очках. Ветеринарно-санитарную обработ­ку вагонов 2-й и 3-й категорий проводят обязательно в присутствии представите­лей ветеринарно-санитарного надзора.