ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2019
Просмотров: 13269
Скачиваний: 66
Животных, подлежащих отправке по железной дороге, в течение нескольких дней переводят на транспортный режим кормления, обычно на кормление сеном.
Животных перевозят в специализированных или обыкновенных товарных вагонах. Перед погрузкой вагоны должны быть очищены, промыты, а в некоторых случаях и продезинфицированы. Также они оборудуются дверными решетками, полками для фуража и кольцами для привязи крупных животных.
Поданные для погрузки вагоны должны быть проверены представителями ветеринарной службы. Крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов привязывают в вагонах головой по ходу поезда или поперек вагона. Всех остальных животных размещают без привязи.
К перевозке по железной дороге допускают только здоровых животных, с очищенным от грязи и навоза кожным покровом. Слабые и истощенные животные к транспортировке не допускаются.
Погрузка животных в четырехосные вагоны проводится из следующего расчета.
1. Крупный рогатый скот:
-
взрослые — 16-24 гол.;
-
молодняк — 24-28 гол.;
-
телята — 36-50 гол.
-
Овцы и козы — 80-110 гол.
-
Свиньи:
-
массой до 80 кг — 50-60 гол.;
-
массой 81-100 кг — 44-50 гол.;
-
массой 101-150 кг — 28-44 гол.;
-
массой свыше 150 кг — 20-28 гол.
-
Лошади — не более 14 гол.
-
Верблюды — не более 8 гол.
В жаркое время года во избежание тепловых ударов загрузку свиней в вагоны уменьшают на 10-15%, а грузить жирных свиней в четырехосные вагоны запрещается. В теплое время животных перевозят в вагонах при открытых дверях с решетками, а в холодное — люки и двери закрывают, оставляя в дверях щели.
В вагон загружают животных, по возможности, одинаковых размеров, пола и возраста. Погрузку животных в вагоны необходимо проводить по трапам, спокойно, без окриков и побоев, используя для понуждения электропогонялки или кнуты.
Погрузка в один вагон животных разного вида не допускается. Запрещается также грузить в один вагон быков и коров, баранов и овец. При необходимости совместной перевозки баранов отделяют перегородкой из досок или жердей, а быков ставят в отдельные загородки.
Для кормления животных в пути проводники получают корм из расчета на центнер живой массы, в среднем: сено для крупного рогатого скота — 4,5 кг, для овец и коз — 3,5 кг; концентраты для свиней — 2,5 кг. Для свиней, кроме того, отпускают подстилку из расчета 1,5 кг соломы или подстилочного торфа в день на голову. Летом в качестве подстилки может служить песок, который в жаркое время смачивают водой. Концентраты (зерно, мука, отруби) должны быть в мешках, а сено и солома — только в прессованном виде в тюках.
Кормление животных проводят 2 раза в сутки. Сено для крупного рогатого скота раскладывают так, чтобы оно не попадало под ноги животным; овцам и козам его раскладывают вдоль стенок вагона; свиньям дают концентраты в корытах.
Поят животных на станциях, имеющих водопойные колонки. Зимой животных поят 2 раза, желательно перед кормлением, а летом — 3 раза в день. Особенно важно регулярно поить свиней. Своевременное поение имеет большое значение для сохранения живой массы скота, так как при таком поении животные меньше утомляются, лучше поедают и усваивают корм.
Очистка вагонов от навоза предусматривается только на станциях, где обычно проводится поение скота. Сваливать на При заболевании, отказе от корма и воды, а также падеже животных старший проводник вызывает ветеринарного врача и выполняет все его требования, вплоть до выгрузки заболевших. Прирезка животных в пути запрещается. Трупы из вагонов снимают в присутствии ветеринарного врача, который составляет акт и делает соответствующую пометку в путевом журнале.
Иногда перевозки скота по железной дороге сопровождаются потерей живой массы и снижением упитанности. Научными исследованиями доказано, что снижение живой массы и упитанности животных за время нахождения в пути происходит из-за неудовлетворительного ухода, недостаточного и несвоевременного кормления и поения.
Перегон животных. Перегон убойных животных, преимущественно крупного и мелкого рогатого скота, может быть осуществлен на короткие расстояния: к ближайшему боенскому предприятию, железнодорожной станции, водной пристани. Наряду с этим, в нашей стране в регионах с отгонным животноводством могут быть длительные перегоны животных, которые, как правило, совмещают с нагулом, поставляя в пункт назначения (на мясокомбинат, бойню) животных в состоянии хорошей упитанности.
Гурты крупного рогатого скота комплектуют по 150-200 голов, отары овец — по 500-1000 голов. Отправляемых животных подбирают с учетом возраста, пола и упитанности. Подготовленную партию животных взвешивают, биркуют, определяют их упитанность. Составляют гуртовую ведомость. Ветеринарный врач (фельдшер) после ветеринарного осмотра выдает ветеринарное свидетельство (форма № 1) о состоянии здоровья животных и благополучии местности по заразным заболеваниям. К перегону допускаются только здоровые животные. Не подлежат отправке гоном на дальние расстояния животные во второй половине беременности, с травматическими повреждениями, старые и беззубые.
Кроме гуртовой ведомости и ветеринарного свидетельства на перегоняемый скот выдается путевой журнал, в котором указывают маршрут перегона, время выгона животных, срок их доставки на мясокомбинат. В пути следования отмечают пункты отдыха, поения, ветеринарного осмотра и прочие сведения.
Дороги, по которым осуществляют перегон животных, называют «скотопрогонные тракты». Эти дороги должны проходить по местности, благополучной по заразным заболеваниям животных и в стороне от пастбищ для местных животных. Трассы перегона находятся под постоянным ветеринарно-санитарным надзором.
Скорость движения гуртов при хорошем травостое не должна быть больше 12-15 км в сутки, а при плохом — 15-20 км. Для овец эти нормы соответственно 7-8 и 10-12 км.
Во время перегона животных запрещается: 1) смешивание различных гуртов; 2) контактирование гуртов с животными местного населения; 3) перегон животных по путям, где прошел скот, больной ящуром, чесоткой и другими заразными заболеваниями; 4) перегон животных в сильный дождь, град, бурю и при температуре ниже -20°С; 5) пастьба животных на сенокосах.
Во избежание заболевания тимпанией необходимо следить, чтобы животные на заходили на участки с отавой, клевером, люцерной, покрытые росой, а также на густую сочную траву.
Поят животных через час после остановки, летом 2—3 раза, а осенью 2 раза в сутки. Нельзя поить животных водой из канав, болот и ям.
Вынужденный убой больных животных проводится только с разрешения ветеринарного врача (фельдшера) данной местности.
Перевозка животных по водным путям. Этот вид доставки животных на бо-енские предприятия используют очень редко. В основном это речные перевозки. Перевозки речным транспортом животные переносят легко. Будучи погружены на специальные баржи, они не претерпевают той тряски и шума, какие бывают в вагонах при движении поезда. Плавное и тихое движение при отсутствии толчков, чистый воздух, особенно на открытых палубах, благоприятно влияют на животных. Следует иметь в виду, что перевозка животных водным транспортом может быть только в летний навигационный период (5-6 месяцев в году).
При перевозках на баржах и судах для размещения одного животного требуются следующие нормы площади: крупный рогатый скот — 2,5-3,0 м2; овцы и козы — 0,75-1,0 м2; свиньи крупные — 2-2,5 м2; свиньи средние — 1,0-1,25 м2; лошади — 2,5-3 м2. Лошадей и крупный рогатый скот перевозят на привязи. Морские перевозки занимают небольшой объем в общей транспортировке скота. Они усложняются тем, что требуется дополнительный запас пресной воды, потребность в которой для поения крупного рогатого скота исчисляется не менее 30-35 л, а для мелкого — не менее 6 л на одну голову в сутки.
Погрузка и уход за животными в пути такие же, как и при транспортировке по железной дороге.
ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ТРАНСПОРТЕ
Ветеринарные врачи (фельдшеры) должны строго следить за соблюдением ветеринарно-санитарных правил в местах погрузки и выгрузки животных, за состоянием фуража и мест водопоя, перед погрузкой скота и птицы осматривать вагоны. Они также следят за проведением профилактических и вынужденных дезинфекций мест погрузки и выгрузки скота и птицы.
При обнаружении на железнодорожном и водном транспорте (при погрузке, транзите или при выгрузке) животных, больных или подозрительных по заболеванию заразной болезнью, ветеринарный врач (фельдшер) транспортного ветеринарно-санитарного участка принимает меры, предусмотренные действующими инструкциями и наставлениями по борьбе с этими болезнями.
По прибытии животных на станцию назначения их осматривают таким же порядком, как и при погрузке. При обнаружении больных животных или трупов, выгрузку и осмотр начинают с благополучных вагонов, а затем из вагонов, где было обнаружено заболевание или труп. При обнаружении трупа обязательно исключают сибирскую язву.
Ветеринарно-санитарная обработка транспортных средств. Вагоны, в которых перевозились животные или птица, могут представлять опасность как источник распространения заразных болезней. Для очистки, промывки и дезинфекции вагоны направляют на дезопромывочные станции (пункты). Последние организуют на конечных станциях.
Дезопромывочные станции (пункты) строят на особо отведенных, возвышенных участках с достаточным уклоном для стока атмосферных и сточных вод в сторону от станционных путей и сооружений. Они должны находиться на расстоянии не менее 300-500 м от ближайших населенных пунктов, выпасов животных, шоссейных дорог и огорожены плотным и высоким забором. Дезопромывочная станция должна иметь: 1) несколько платформ, обособленных друг от друга; 2) котельную и горячее водоснабжение; 3) площадки для выгрузки навоза из вагонов 1-й категории; 4) площадку для биологического обезвреживания навоза; 5) навозосжигатель-ную печь; 6) санпропускник; 7) контору и лабораторию; 8) склад дезинфекционных средств и помещения для дезинфицирующих растворов; 9) инвентарные сараи и кладовые с запасами предметов и принадлежностей для очистки (скребки, метлы, железные ломы, резиновые рукава, бочки, ведра, гидропульты и др.).
После выгрузки скота и птицы вагоны подразделяют на 3 категории:
К 1-й категории относят вагоны, в которых перевозились скот и птица, благополучные по заразным болезням.
Ко 2-й категории относят вагоны, в которых перевозились скот и птица, подозрительные по заболеванию или подозреваемые в заражении заразными болезнями, вызываемыми нестойкими возбудителями (ящур, рожа, чума свиней, бруцеллез, туберкулез, оспа, болезни птиц и др.).
К 3-й категории относят вагоны, в которых перевозились животные и птица, подозрительные по заболеванию или подозреваемые в заражении стойкими возбудителями инфекционных болезней (сибирская язва, эмфизематозный карбункул, столбняк, брадзот овец, ботулизм и др.).
При выгрузке из вагонов животных или птицы ветеринарный врач (фельдшер) определяет санитарную категорию вагонов. Вагоны закрывают и со всем их содержимым (решетки, перегородки, кормушки, привязи, остатки корма и навоз) направляют на дезопромывочную станцию с указанием номера вагона и рода выявленной или подозреваемой болезни.
Навоз из вагонов 1-й категории выгружают на водонепроницаемую площадку платформы № 1, и его можно считать благополучным в санитарном отношении.
Навоз из вагонов 2-й категории выгружают на платформу № 2. Для его обеззараживания применяют биотермический способ на специально подготовленных площадках глубиной 20-25 см и шириной до 3 м с бетонированными или утрамбованными стенками и дном. Длина ямы произвольная, в зависимости от количества навоза. В эту яму настилают сначала неинфицированный навоз, торф или солому слоем 10-15 см, затем накладывают инфицированный навоз слоем 1,5-2 м. Поливают водой из расчета 10-15 л на 1 м3 навоза, а если навоз высохший, то при складировании его смачивают, расходуя при этом не менее 30 л воды на 1 м3, а затем закрывают слоем неиифицированного навоза толщиной 15-20 см.
В глубине уложенного и укрытого штабеля навоза под влиянием процессов разложения развивается температура до 70°С, что является достаточным для уничтожения бесспоровых возбудителей болезней. Для обеззараживания навоза в штабелях требуется определенный срок. В теплое время года навоз обеззараживается в течение месяца, а зимой это достигается в течение 3 месяцев. При малом количестве навоза целесообразно его сжечь.
Вагоны 1-й категории после механической очистки от навоза и других загрязнений промывают горячей водой (60-70°С).
Вагоны 2-й категории после очистки промывают, а затем дезинфицируют. Перед очисткой от навоза внутренние стены, пол вагона, поверхностный слой навоза, а также все приспособления в вагоне увлажняют водой. Дезинфекции подвергают вначале пол, стены и потолок. Затем дезинфицируют наружные стены вагона, подножки, тормозные площадки и ходовые части. Дезинфекцию вагонов 2-й категории проводят осветленным раствором хлорной извести, содержащим 2-3% активного хлора или 2% -ным раствором формальдегида или горячим 2-4%-ным раствором едкого натра (60-70°С). Норма расхода дезраствора не менее 0,5 л на 1 м2. Кормушки, корыта и прочее оборудование вагонов через 30 минут после дезинфекции тщательно промывают водой.
Вагоны 3-й категории подвергают очистке, а затем дезинфекции, промывке и вторичной дезинфекции. Перед очисткой внутренние стены, пол или поверхностный слой навоза, а также все находящиеся в вагоне предметы увлажняют дезинфицирующим раствором. Малоценные предметы внутреннего оборудования сжигают.
После очистки вагоны 3-й категории со всем оборудованием дезинфицируют с внутренней и наружной сторон осветленным раствором хлорной извести, содержащим не менее 5% активного хлора или 4% -ным раствором формальдегида. Норма расхода дезраствора такая же, как и в предыдущем случае. Через 30 минут после дезинфекции вагоны 3-й категории с внутренней и наружной сторон промывают струей горячей воды (60-70°С).
После второй промывки вагоны с внутренней стороны дезинфицируют вторично тем же раствором при норме расхода 1 л раствора на 1 м2 площади. В этом случае дезинфекцию проводят путем последовательного 4-5-кратного орошения всего вагона. Затем вторично дезинфицируют наружные стороны вагона, подножки, тормозные площадки и ходовые части. Через 30 минут по окончании дезинфекции вагоны промывают и выпускают на станцию.
Все работы по очистке, промывке и дезинфекции вагонов проводятся специально обученным персоналом. Спецодежду персонала по окончании работы дезинфицируют. Обработка вагонов раствором хлорной извести или формальдегидом должна проводиться в противогазах, а раствором едкого натра — в защитных очках. Ветеринарно-санитарную обработку вагонов 2-й и 3-й категорий проводят обязательно в присутствии представителей ветеринарно-санитарного надзора.