Файл: Годовой бухгалтерский отчет: содержание и порядок составления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы порядка составления заключительной бухгалтерской отчетности

1.1 Экономическое содержание и нормативно-правовое регулирование порядка составления заключительной бухгалтерской отчетности

1.2 Современное состояние изученности и разрешения проблемных вопросов порядка составления заключительной отчетности

1.3 Общие сведения о ПСК «Кенонский»

2. ГОДОВАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ПСК «Кенонский»

2.1 Общее состояние учетно-финансовой работы в ПСК «Кенонский»

2.2 Понятие, значение, виды и требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности

2.3 Подготовительная работа по составлению заключительной бухгалтерской отчетности

2.4 Порядок составления бухгалтерской отчетности

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

3.1 Проверка достоверности и взаимосвязи статей бухгалтерской отчетности

3.2 Совершенствование подготовительной работы по составлению заключительной отчетности

Заключение

Список использованной литературы

Счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» закрываются один раз в конце года.

Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов) используются для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться в точности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам.

Обычно проверку записей по счетам Главной книги проводят по следующим направлениям:

  • сравнивают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей;
  • сравнивают между собой обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета;
  • сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

Составлению годовой бухгалтерской отчетности в ПСК «Кенонский» предшествует процедура закрытия счетов.

На счете 90 «Продажи» накапливается информация о выручке от продаж по обычным видам деятельности организации.

При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90.

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг и др.
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Таможенные пошлины» и др. производятся накопительно в течение отчетного года, т.е. все субсчета счета 90 в течение года не закрываются, на субсчете 90-1 в конце каждого месяца будет кредитовое сальдо, а на субсчетах 90-2 - 90-8 - дебетовое сальдо.

В конце каждого месяца на счете 90 выявляется финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, для чего сумму выручки от продаж за отчетный месяц (кредит субсчета 90-1) сравнивают с себестоимостью продаж (суммарный дебетовый оборот за отчетный месяц по субсчетам 90-2 – 90-8). Выявленный таким образом финансовый результат отражают на специальном субсчете 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

На счете 91 «Прочие доходы и расходы» обобщается информация о прочих доходах и расходах, кроме доходов и расходов от обычных видов деятельности и чрезвычайных доходов и расходов.


Схематично представить процедуру и порядок закрытия счетов, можно с помощь схемы, представленной на рисунке 2.4.

Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой или хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

Записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы», 91-2 «Прочие расходы» и 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» производятся накопительно в течение отчетного года, т.е. все субсчета счета 91 в течение года не закрываются, на субсчете 91-1 в конце каждого месяца всегда будет кредитовое сальдо, а на субсчете 91-2 - дебетовое.

В конце каждого месяца на счете 91 выявляется финансовый результат – сальдо прочих доходов и расходов (прибыль или убыток), для чего сумму прочих доходов (суммарный кредитовый оборот за отчетный месяц субсчета 91-1) сравнивают с суммой прочих расходов (суммарный дебетовый оборот за отчетный месяц по субсчету 91-2). Выявленный таким образом финансовый результат отражают на специальном субсчете 91-9.

Счет 99 «Прибыли и убытки» предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. Аналитический учет по счету 99 должен быть организован так, чтобы обеспечивать формирование данных, необходимых для составления отчета о финансовых результатах. Записи на счете 99 ведутся накопительно в течение года.

В конце каждого месяца финансовый результат (прибыль или убыток) от продажи продукции (работ, услуг) и сальдо доходов и расходов со счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» переносятся на счет 99 «Прибыли и убытки».

Непосредственно на счете 99 отражаются доходы и расходы, связанные с чрезвычайными обстоятельствами в деятельности организации, а также суммы налога на прибыль и экономических санкций за нарушение налогового законодательства.

Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период позволяет определить конечный финансовый результат отчетного периода – чистую прибыль или убыток.

В конце отчетного года (31 декабря) при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается (реформация баланса). Заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года переносится со счета 99 в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», т.е. на 1-е число следующего за отчетным годом остатка по счету 99 быть не должно.[18, с. 124]


2.4 Порядок составления бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность формируется в результате закрытия всех счетов с использованием Главной книги. Данные большинства счетов используются для составления баланса, некоторые счета участвуют в формировании отчета о финансовых результатах. Отчет о движении денежных средств составляется с помощью прямого метода – путем перебора и классификации всех операций по денежным счетам.

Ниже приведена процедура составления самых основных форм годовой бухгалтерской отчетности, это отчет о финансовых результатах, бухгалтерского баланса и отчета о движении денежных средств на примере годовой отчетности ПСК «Кенонский»за 2014 год.

Целью составления Отчета о финансовых результатах является определение конечного финансового результата деятельности предприятия за рассчитываемый период (прибыль или убыток). Данный финансовый результат впоследствии переносится в бухгалтерский баланс, поэтому процедуру составления нужно начинать с формирования Отчета о финансовых результатах.

Для этого необходима информация, которая накапливается на счетах 90 и 91. Принцип организации отчета о финансовых результатах следующий – соотнесение всех доходов, которые получает предприятие, с его расходами. По коду 2110, отражается выручка от реализации продукции или услуг предприятия по его основной деятельности.

Выручка от реализации показывается в данном отчете без налога на добавленную стоимость, в данном случае она составила 11651тыс.руб. Следующая строка (код 2120) себестоимость продаж - 9950тыс.руб., она представляет собой денежную величину списанной в реализацию продукции по ценам изготовления. В классическом понимании при реализации товарной продукции к себестоимости относится стоимостное выражение бухгалтерской корреспонденции Дт 90 Кт 43.

Таким образом, происходит сопоставление реализованной продукции по ценам продажи (начисленная выручка) и по затратам на ее изготовление. В результате такого сопоставления исчисляется расчетным путем определяется валовая прибыль предприятия (код 2100), т.е. разница между реализованной основной продукцией и затратами, связанными с ее производством. В отчетном году она составила 1701 тыс.руб.

По коду 2340 прочие доходы, отражены полученная в течение года общая сумма субсидий в размере 2794 тыс.руб., которые затрагивают дебет счета 91.


Дебетовый оборот счета 91 формирует строку прочие расходы (код 2350), в общей сумме 2499 тыс.руб.

Таким образом, по дебету и кредиту счета 91 отражается информация о доходах и расходах предприятия, которые непосредственно не связаны с выпуском основной продукции. Так, начисление налога на имущество, будет начисляться независимо от того, работают или простаивают производственные мощности.

Прибыль (убыток) до налогообложения (код 2300), исчисляется как разница между прочими доходами и прочими расходами, и суммируется с прибылью от продаж, у нас она составила 1996 тыс.руб. Данная строка будет равна строке чистая прибыль (убыток) по коду 2400, так как ПСК «Кенонский» находится на Едином сельскохозяйственном налоге.

Завершая описание формирования отчета о финансовых результатах, нужно отметить, что данный отчет составляется нарастающим итогом в рамках года. Это означает, что данные формируются не поквартально, а постоянно нарастают (I квартал, 1-е полугодие, 9 месяцев, год)

Для формирования бухгалтерского баланса используются данные о сальдо всех счетов. Информация о величине основных средств, находится путем вычитания начисленной амортизации (сальдо по счету 02) из первоначальной стоимости имущества (сальдо по счету 01), у нас они составили 9894 тыс.руб. Таким образом, основные средства в балансе показываются уже по остаточной стоимости. Следует отметить, что для большинства других счетов каких-либо арифметических процедур осуществлять не нужно. При корректном отражении всех бухгалтерских корреспонденций дебетовые конечные сальдо счетов переносятся напрямую в баланс.

В состав оборотных активов, последовательно переносятся сальдо счетов учета материалов (счет 10), незавершенного производства (счет 20) и готовой продукции (счет 43), их сумма вносится в строку запасы (код 1210) – 6511 тыс.руб.

Дебиторская задолженность по счету 62 в сумме 1294 тыс.руб. переносится в строку по коду 1230, в строку денежные средства и денежные эквиваленты (код 1250)включается касса (счет 50) и денежные средства на расчетном счете (счет 51) в сумме 2671 тыс.руб. Указанные сальдо формируются путем составления дебетовых и кредитовых оборотов счетов с начальными остатками.

После формирования активной части баланса таким же образом собирается информация о счетах обязательств. В частности, в указанный раздел переносятся пассивные сальдо счетов учета банковских кредитов (счет 66), кредиторской задолженности перед поставщиками (счет 60), задолженности по заработной плате (счет 70) и задолженности перед бюджетом (счет 68).


В пассив бухгалтерского баланса переносится сальдо счета учета добавочного капитала (счет 83) в строку по коду 1350- 6518 тыс. руб. и нераспределенная прибыль (убыток)(строка код 1370) и она составляет15093 тыс.руб.

В результате обработки всех сальдо и данных из отчета о финансовых результатах получим заключительный бухгалтерский баланс, представленный в Приложении В.

В отчете о движении денежных средств, представлена расшифровка всех поступлений и платежей, осуществленных по счету 51. Отличительной чертой является то, что из активного и пассивного оборотов данного счета напрямую невозможно корректное заполнение формы отчета. Необходимо рассматривать каждую хозяйственную операцию, которая затрагивает счет 51 и детально раскрыть все обороты, для этого главный бухгалтер ПСК «Кенонский» пользуется журналами-ордерами и первичными документами, заполненными на каждый месяц отчетного года. В результате раскрытия всех поступлений и платежей, составляется отчет о движении денежных средств.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

3.1 Проверка достоверности и взаимосвязи статей бухгалтерской отчетности

Составление бухгалтерской отчётности является важным этапом работы бухгалтера. При этом часто возникают вопросы, связанные не только с заполнением той или иной формы отчётности или правильностью формирования показателей, но и с возможностью проверки бухгалтерского отчёта.

Бухгалтерская отчётность, представляющая единую систему данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учёта по установленным формам, является объектом обязательной проверки. Все отчётные формы, входящие в состав бухгалтерской отчётности, взаимосвязаны, поскольку отражают одни и те же хозяйственные операции и события в деятельности организации в разных аспектах.