Файл: Адаптация ребенка к школе по методике Васильевой Л.Л..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем, появление интереса к обучению у младших школьников в значительной степени повышает прочность их умений, знаний и навыков, содействует развитию внимания, мышления и других психических процессов.

Именно в эти годы развивается творческое мышление, воображение, воспитывается любознательность, формируются умение наблюдать за явлениями и анализировать их, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности[17]. Поэтому очень важно именно в этом возрасте так организовать учебную деятельность младших школьников, чтобы максимально развить способности каждого из них, сформировать интерес к учению вообще и к отдельным предметам в частности.

Эмоциональность, яркость, разнообразие видов работ на уроке вызывает самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого, ищущего ума. Занимательность на уроке - это отнюдь не синоним развлекательности, а, наоборот, напряжённый труд и постоянный поиск[18].

Учёба — это серьёзный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.

Дидактические игры повышают интерес учащихся, а это как нельзя лучше помогает запомнить информацию, повышает работоспособность[19].

Игра - это одновременно развивающая деятельность, принцип, метод форма жизнедеятельности[20]. В игре ребёнок автор, исполнитель, а главное – творец. Он испытывает чувства восхищения и удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии.

В курсовой работе подобрана система дидактических игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока или занятия в детском саду. Так же как сам урок, игра реализует познавательные, воспитательные и развивающие задачи обучения. В связи с этим она не может быть только развлекательным элементом урока, а обязательно несет в себе информативность и практичность.

Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, например, при проверке домашнего задания. В виде игры может быть так же проведена подготовительная работа к усвоению нового материала. Особенно полезны дидактические игры на этапах закрепления и повторения[21].


Наиболее действенная, интересная и увлекательная методика для адаптации к обучению в школе – это методика Васильевой Л.Л.

Существует масса мнений, с какого возраста следует начинать учить детей читать. По методике скорочтения Васильевой Л.Л. с детьми можно заниматься с 5 лет.

Цель занятий – не просто научить читать, не просто увеличить темп чтения, но и научить детей усваивать информацию с первого предъявления, развить все виды памяти, активизировать мыслительные процессы.

Занимаясь по методикам Васильевой Л. Л. у ребенка развиваются:

- все виды памяти (зрительная, наглядно- образная, слуховая);

- умение понимать слова и их значения;

- умение мыслить логически;

- умение находить различные варианты для решения одной задачи (вариативность мышления);

- гармонизацию работы полушарий, умение выполнять одновременно две мыслительные операции;

- умение концентрироваться на выполнении задания.

Именно благодаря этим тренировкам дети перестают уставать от занятий в школе, приобретают интерес к познаниям, отмечают собственные успехи. Быть успешным- это хорошая привычка, поэтому дети начинают учиться лучше.

Достоинство методики Васильевой в том, что она охватывает, в том числе упражнения, ориентированные на школьную программу. К примеру, задания на память содержат материал, требующий знания рек, городов, стран. Работа по активизации лексикона задействует пласт из русского языка (паронимы, синонимы, антонимы, омонимы). Таким образом, у ребенка дополнительно ликвидируются пробелы по школьным предметам. Кроме того, если современное образование в большей степени нацелено на передачу багажа знаний, то методика Васильевой помогает адаптироваться к этому нарастающему потоку информации. Интересно, что за рубежом многие элементы методики Васильевой активно применяются учителями, поскольку в иностранных школах приоритет отдается не простому «натаскиванию» по предмету, а целостному формированию интеллектуальных, коммуникативных и креативных качеств ребенка.

Нужно отметить, что Школы скорочтения и управления информацией, работающие по методике Васильевой, как правило, предлагают несколько программ, ориентированных на конкретный возраст: для взрослых и старшеклассников - «Скорочтение: развитие памяти и управление информацией», 10-13 лет – «Техника чтения и развития памяти», для малышей, которые еще только готовятся стать первоклашками (4-6 лет) – это «Вундеркинд», также в методике есть и «Антивозрастная программа». Остановимся немного на каждой из них.


«Техника чтения и развития памяти» в первую очередь обучает мозг группировать, классифицировать, систематизировать информацию, четко мыслить, давать лаконичные и точные ответы на поставленные вопросы. Ребенок начинает думать более оперативно, быстрее воспроизводить информацию. Таким образом, возрастает школьная успеваемость: оценки становятся лучше.

«Вундеркинд» готовит малышей к будущей школьной нагрузке. Программа позволяет развить артикуляционный аппарат, мелкие мышцы пальцев, речевые центры мозга, скорость разных видов памяти, математическую логику, оперативность мышления, внимание ребенка, укрепить глазные мышцы. Если вы видите, что ваш малыш в 5-6 лет с трудом читает и плохо усваивает любую информацию, он неусидчив, то программа «Вундеркинд» обязательно поможет. После ее прохождения ребенку будет легче и интереснее овладевать школьными знаниями без переутомления и стресса.

«Антивозрастная программа» поддержит функции мозга в любом возрасте, остановит его старение, ухудшение мыслительных процессов. Во время тренинга мозг перестраивается, в нем резко возрастают биохимические и химические реакции, усиливается количество связей между нейронами. Человек, который прошел эту программу в случае, например, инсульта получает возможность сохранить физическое и психическое здоровье, поскольку нормально действующие участки мозга способны взять на себя функции поврежденных.

Методика Васильевой незаменима для всей семьи. Вы можете вместе с ребенком посещать занятия. Уже после 4-6 недель обучения вы отметите позитивные изменения. А прохождение курса скорочтения (8 месяцев для детей, 6 – для взрослых и подростков) даст стойкий и качественный результат. Мышление станет более гибким и нестандартным, вы и ваш ребенок будете при знакомстве с любым текстом моментально «видеть» его структуру, с легкостью отслеживать направление мысли автора. Детям все полученные навыки помогут быстро и с успехом, не переутомляясь, справляться со школьными заданиями, эффективно готовиться к экзаменам. Взрослым – успевать в срок выполнять все дела на работе, и при этом оставлять больше времени для семьи и друзей[22].

В методике Васильевой Л.Л. существуют такие задания, как мнемотехника (см. приложение А), индуктивность (см. приложение Б), зрительная память (см. приложение В), таблица Шульта (см. приложение Г), задание на развитие внимания (см. приложение Д), наглядно-образная память (см. приложение Е), долговременная память (см. приложение Ж), слуховая память и др.


Рассмотрим подробнее каждый вид задания.

Мнемотехника — это определенное количество картинок (от 5 и больше), которые ребенку необходимо запомнить в той последовательности, в которой они изображены. Ребенку дается задание составить небольшую сказку по данным картинкам так, чтобы каждая следующая картинка логически была связана с предыдущей. Тогда в голове у ребенка складывается цепочка связей и вспомнить изображения намного проще. Если данное количество картинок ребенок запоминает без труда на протяжении нескольких занятий, то можно увеличивать их количество. Вместо картинок можно использовать игрушки. Таким образом у ребенка увеличивается объем памяти, и в школе ему будет легче запоминать новую информацию.

Индуктивность — это табличный ряд картинок, которые имеют свой «ритм». Таблицы имеют одинаковое количество строк и столбцов с повторяющимися картинками. Задача ребенка запомнить и изобразить в пустой таблице «ритм», предложенный в задании.

Задание, тренирующее зрительную память представляет собой некоторое количество картинок, размещенных хаотично по листу А4. В центре листа нарисована большая точка. Ребенку предлагается запомнить расположение каждого рисунка относительно точки в центре листа. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и мышцы глаз, так как после того, как ребенок запомнил картинки на странице, ему необходимо сконцентрировать глаза на точке, при этом боковым зрением увидеть все картинки вокруг.

Таблица Шульта — это сборник таблиц с цифрами, которые расположены вразброс. Задача ребенка — показать, как можно больше таблиц с цифрами за две минуты в порядке возрастания или убывания.

Наглядно-образная память — это сборник узоров и мини-сюжетов, составленных из цветных геометрических фигур, задача ребенка запомнить их расположение и выложить из вырезанных фигур исходное задание.

Долговременная память — это упражнение, направленное на развитие памяти, заключается в том, что в начале урока детям показывается три картинки. Картинки могут быть на одну тему (например - бабочки) или совершенно разные. Суть задания в том, что в конце урока ребенку показывают набор картинок, и он должен найти те картинки, которые видел в начале урока. Усложнять задание можно различными способами:

  1. увеличивать количество картинок вначале урока
  2. увеличивать количество картинок в конце урока
  3. изменять размер картинок (в начале урока показать большие, а в конце уменьшить некоторые картинки)
  4. увеличивать время запоминания (например, спросить не в конце урока, а в начале следующего)

Задание на развитие внимания предполагает на время обвести и зачеркнуть предложенные картинки. Например, дельфина обвести в круг, краба перечеркнуть крестом, а ракушку – одной чертой. Это задание поможет сконцентрировать внимание ребенка при работе «змейкой» (следить глазами необходимо слева направо, а следующую строчку справа налево и наоборот). А при работе глазами сверху вниз тренируется переключение внимания ребенка.

Слуховая память – ребенок слушает рассказ, который читает педагог, затем пересказывает его или отвечает на вопросы педагога.

Уникальность данной методики заключается в том, что она подходит для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Варианты усложнения некоторых заданий подойдут и для занятий с детьми старшего школьного возраста.

Вывод

По результатам исследования можно сделать вывод, что адаптация ребенка к школе необходима. Очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в новой для него среде. Это позволит ему раскрыться для получения новых знаний и навыков. Если ребенку будет интересно учиться, то это будет отражаться на его успехах в учебе. Один из наиболее действенных способов заинтересовать ребенка – это игра. Значит, нужно разработать адаптивную программу для детей на основе дидактических игр, чтобы в процессе игры они обучались или же тренировали память и внимание.

Адаптация ребенка напрямую зависит от родителей и первого учителя. Чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо заниматься с детьми до школы - учить его усидчивости и вниманию. Занимаясь с ребенком по методике Васильевой Л.Л. можно полностью адаптировать ребенка к обучению в школе, развивая разные виды памяти, внимания и мышления.

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРЕМЕТА ДО И ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ ПО МЕТОДИКЕ ВАСИЛЬЕВОЙ Л.Л.

2.1. Результаты работы с учениками первого класса по выявлению уровня адаптации к школе