Файл: Особенности государственного управления регионом в современных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3 Совершенствование управления субъектами Российской Федерации

В условиях федеративного государства, а так­же с учетом масштабов территории страны для решения задачи сокращения различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных обра­зований приоритетным направлением региональ­ной политики должны стать разработка и прак­тическое внедрение комплекса инструментов, обеспечивающих жесткую мотивацию органов го­сударственной власти субъектов Российской Фе­дерации, органов местного самоуправления к на­ращиванию собственного экономического потен­циала соответствующих территорий.

Предоставляемая за счет вышестоящих бюд­жетов финансовая и иная поддержка регионам и муниципальным образованиям должна рассмат­риваться как вспомогательный механизм регио­нальной политики и сопровождаться условия­ми, стимулирующими опережающее экономичес­кое развитие отстающих субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Одновременно важной задачей является сохранение условий для динамичного развития лидирующих, с точки зре­ния экономического развития, территорий.

Следует отметить, что применение на феде­ральном уровне разнообразных инструментов влияния на социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, включая фе­деральные целевые программы, Инвестиционный фонд, особые экономические зоны, венчурное финансирование, осуществляется без должной координации, в отсутствие четких приоритетов региональной экономики, на поддержку разви­тия которых необходимо направить действие ука­занных инструментов. Это существенно препят­ствует проведению эффективной региональной политики, дестимулирует органы государствен­ной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления к наращива­нию собственных доходов и развитию террито­рий, не позволяет решить задачи сокращения межрегиональных различий в уровне обеспечен­ности граждан бюджетными услугами и посту­пательного социально-экономического развития регионов.

Как следствие, нарастает дисбаланс в соци­ально-экономическом положении субъектов Рос­сийской Федерации, который в рамках действу­ющей парадигмы управления региональным раз­витием компенсируется наращиванием объема межбюджетных трансфертов. Однако в услови­ях отсутствия единой общефедеральной системы целей развития государства и стимулирования реализации экономического потенциала субъек­тов Российской Федерации такие меры лишь усу­губляют остроту проблемы. В связи с этим мно­гие аспекты управления социально-экономичес­ким развитием регионов РФ в условиях кризиса требуют корректировки. Кроме того, возникает необходимость в новом подходе к управлению на региональном уровне, разработке методов ре­гулирования процессов социально-экономичес­кого развития регионов.[27]


Многочисленные исследования процессов регионального управления в субъектах Россий­ской Федерации показали, что принципиально важным при распределении полномочий управ­ления между территориями различных рангов (республика, область, город, район) является по­ложение о том, что совокупность региональных воспроизводственных циклов, пространственно локализованных на территории конкретного ран­га, должна определять круг функций и полно­мочий того или иного уровня власти. Критерий распределения социально-экономических функ­ций управления между различными уровнями территориальной системы - степень локализации использования результатов выполняемых функ­ций. Не масштабы и количественные параметры социально-экономического развития, а совокуп­ность осуществляемых функций должна стать отличительной особенностью административно-территориальных образований различных рангов. Такой подход к решению данной проблемы по­зволяет конкретизировать ответственность за ре­шение социально-экономических задач на каж­дом уровне регионального управления.

Главной стратегической целью развития Челябинской области является рост численности, благосостояния, продолжительности и качества жизни населения Челябинской области.

Одной из проблем управления на региональ­ном уровне является отсутствие четкой системы управления региональным воспроизводственным процессом, особенно в фазах распределения и обмена. Поэтому главной задачей в сфере уп­равления экономикой региона на современном этапе развития становится объединение имею­щихся отдельных элементов управления в цело­стную систему.

Формирование новой системы управления региональной экономикой должно опираться на понимание того, что, во-первых, региональная экономическая система имеет сложную структу­ру (отраслевую, корпоративную, кластерную), во-вторых, для управления составными элементами данной системы требуется разработка специфи­ческих механизмов управления, в-третьих, эти механизмы должны быть взаимно непротиворе­чивы.

В набор методов государственного управле­ния социально-экономическими процессами ре­гиона должны входить: стимулирование хозяй­ственной деятельности, поддержание необходи­мых финансово-экономических пропорций, про­ведение финансово-кредитных мероприятий, рас­пределение социальных расходов. Объектом го­сударственного регулирования также является активизация побудительных мотивов и стиму­лов предпринимательской деятельности.


Все сказанное требует сбалансированного ре­шения вопросов, связанных, с одной стороны, с сохранением и развитием имеющегося потенциа­ла и, с другой стороны, с выбором и поддержкой приоритетных направлений, обеспечивающих про­рыв в экономическом развитии региона.

Для достижения поставленной цели, по на­шему мнению, необходимо обеспечить решение следующих основных задач:

- выявление системных проблем и разработка направлений инновационного развития регио­нальной экономики;

- обеспечение институциональной поддерж­ки развитию инновационной деятельности в ре­гионе;

- обеспечение скоординированности научно-технической, инновационной и промышленной политики региона;

- создание благоприятной инновационной среды для формирования творческой личности и роста интеллектуального капитала предприятий и организаций региона;

- разработка прогноза научно-технического развития основных отраслей региональной эко­номики;

- интеграция существующих элементов ин­новационной инфраструктуры в комплексную ин­новационную систему региона и совершенство­вание механизмов государственной поддержки ее развития;

- совершенствование нормативного, органи­зационного, статистического и информационно­го обеспечения;

- интеграция существующих элементов ин­новационной инфраструктуры в комплексную ин­новационную систему региона и совершенство­вание механизмов государственной поддержки ее развития;

- совершенствование системы мониторинга инновационного потенциала региона;

- развитие механизмов частно-государствен­ного партнерства в процессах коммерциализации результатов научно-технической деятельности и масштабной технологической модернизации про­изводства;

- развитие механизмов интеграции региональ­ной экономики в глобальное научно-техническое пространство и выхода на мировые рынки науко­емкой и высокотехнологичной продукции;

- стимулирование мультипликативных эф­фектов реализации приоритетных инновацион­ных проектов на территории региона;

- формирование в общественном сознании позитивного имиджа научной и инновационной деятельности.[27]

Таким образом, инструменты реализации экономического механизма управления, приме­няемые в регионе, не должны ограничивать эко­номическую и правовую самостоятельность пред­приятий и организаций, создавая благоприятные условия и стимулы для их участия в решении общерегиональных проблем, связанных с повы­шением уровня жизни населения, развитием сфе­ры услуг и инфраструктурных отраслей, форми­рованием конкурентной среды, осуществлением эффективной структурной и инновационной по­литики, территориальной организацией произ­водства.


Заключение

Управление региональной экономикой представляет собой целенаправленное координирующее воздействие органов государственной власти и управления на ход социально-экономических процессов, в интересах достижения устойчивости, самодостаточности региона, обеспечения нормальных условий жизнедеятельности населения региона. Управление функционированием и развитием региона предполагает скоординированное воздействие, реализацию комплекса управляющих воздействий со всех трех уровней управления – федерального, регионального и муниципального.

Положительные тенденции социально-экономического развития Челябинской области в 2018 году (в % к 2017 году):

- индекс промышленного производства увеличился на 0,1%, в т.ч. добыча полезных ископаемых - на 6,1%, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха - на 5,2%, водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов - на 3,3%,

- объем работ в строительстве - на 12,2%;

- грузооборот автомобильного транспорта - на 17,4%;

- ввод жилых домов - на 6,9%;

- налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета -на 17,2%;

- численность безработных на 01.01.2019 г. снизилась на 19,5% по сравнению с уровнем на 01.01.2018 г.;

- оборот розничной торговли - на 3,7%;

- объем платных услуг населению - на 3,6%;

- реальная заработная плата - на 5,8% (за январь-ноябрь 2018 года);

- экспорт - на 8,4%, импорт - на 3,9%.

Отрицательные тенденции в 2018 году (в % к 2017 году):

- объем продукции сельского хозяйства снизился на 3,2%;

- производство труб стальных - на 21,5%;

- реальные располагаемые денежные доходы населения - на 3,6% (за январь-ноябрь 2018 года);

- прибыль прибыльных организаций по крупным и средним предприятиям - на 26,7% (за январь-ноябрь 2018 года).

Стратегическая цель развития Челябинской области рост численности, благосостояния, продолжительности и качества жизни населения Челябинской области за счет обеспечения условий для поддержания здоровья граждан, получения ими конкурентоспособного образования и профессиональной подготовки в течение всей жизни, обеспечения их безопасности, создания культурной среды, стимулирующей развитие творческих способностей и формирующей эстетические потребности граждан. Именно данная часть общей стратегии содействия сокращению бедности будет напрямую работать на реализацию целей развития тысячелетия — сни­жение глубины общей бедности и ликвидацию крайней бедности.


Задачи стратегии:

1) консолидация усилий и ресурсов предпринимательства, науки, образовательных организаций для реализации программы подготовки кадров мирового уровня;

2) модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ.

Основные инструменты достижения цели сле­дующие:

- социальные льготы и выплаты:

- поддержка института семьи, предупреждение и профилактика социального сиротства, сокраще­ние числа детей, находящихся в интернатных уч­реждениях, материальное стимулирование всех форм устройства детей, оставшихся без попече­ния родителей;

- упорядочение системы действующих соци­альных льгот и выплат: усиление адресности и сокращение их числа при одновременном росте значимости каждого вида помощи для бюджета семьи;

- развитие контрактной системы, предусматри­вающей встречные обязательства гражданина при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, программах социально-психологической реабилитации и др.);

- внедрение общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных, об­щественных учреждений, предоставляющих раз­личные виды социальных услуг, на основе регио­нальных стандартов социального обслуживания;

- повышение эффективности социального об­служивания путем внедрения новых социальных технологий, инновационных форм социального обслуживания.

Список использованных источников

  1. Федеральный Закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 № 172-ФЗ
  2. Закон Челябинской области «О стратегическом планировании в Челябинской области» от 27 ноября 2014 года № 63-ЗО.
  3. Распоряжение Правительства Челябинской области «О разработке стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года» от 6 марта 2017 года № 89-рп.
  4. Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года. От 31.01.2019 №1748
  5. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление: пер. с англ. СПб.: Питер, 2017. 544 с.
  6. Буреш О.В., Прядкина Н.Н., Исхакова А.Ф. Управление региональным развитием. Вестник ОГУ №13 (149)/декабрь`2012
  7. Бухвальд .М., Павлов И.Т. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 2017. – 141 с.
  8. Вечкаков Г. Планирование как система и метод управления // Экономист. 2012. №12. С. 3-15.
  9. Гапоненко А.Л., Полянский В.Г. Развитие региона: цели, закономерности, методы управления. М.: РАГС, 2017.
  10. Голощапов Р.В., Пятков А.Г. Государственное управление: учеб. пособие. Хабаровск: ДВАГС, 2016. 183 с.
  11. Государственное регулирование экономики регионов. Учеб. пособие / Сост. А.Г. Мокроносов, И.В. Разорвин, В.И. Салчинский, Ф.Ю. Дудкин и др. Екатеринбург: УрАГС, 2017. – 432 с.
  12. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2016. 495 с.
  13. Дорогов Н.И. Совершенствование государственного управления хозяйством региона в условиях многообразия форм собственности. – Иваново: ИвГУ, 2018.-234с.
  14. Исаев А.Б., Кадышев Е.Н, Дельман О.А. Формирование системы государственного управления региональной экономикой // Вестник Чувашского университета. 2012. №1. С. 381-384.
  15. Итоги социально-экономического развития Челябинской области за за 2018 год.
  16. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М.: Финансы и Статистика, 2017. 584 с.
  17. Киянова Л.Д.,Литвинова Т.И. Сущность программно-целевого метода как инструмента управления социально-экономическим развитием территорий. Новые технологии. №2/2014
  18. Копытова О.Н. Стратегическое планирование как ключевая функция управления региональной экономикой // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. №7. С. 26-33.
  19. Кохужева С.Н. Программно-целевой метод как инструмент государственного управления социально-экономическим развитием региона. Новые технологии. №4, 2016
  20. Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учеб. пособие. М.: Экономика, 2016. 503 с.
  21. Меньщикова В.И. Управление социально-экономическим развитием региона: стратегический вектор. Вестник ТГУ, выпуск 12 (92), 2010
  22. Пивень И.Г., Мартынова Т.А. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона. Новые технологии. №2/2011
  23. Попов Р.А. Системология регионального хозяйства. М.: Высш. Шк., 2017. 223 с.
  24. Попова Е.А. Особенности разработки стратегий долгосрочного развития регионов в условиях модернизации экономики. Ростов н/Д. 2017.
  25. Региональная экономика. Учебник для студ. вузов, обуч. По эконом. Спец. / Под ред. Т.Г. Морозовой. – 5-е изд. перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2016.- 472 с.
  26. Сокол-Номоконов В.Э. О проблеме комплексности государственного управления развитием регионов России. Вестник ЧитГУ № 8 (87) 2012
  27. Уварова Г.Г. Управление экономическим развитием региона: переход от посткризисного к инновационному этапу. Экономические науки. №10, 2017.
  28. Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2018. 328 с.
  29. Шапкин И.Н. Управление региональным хозяйством: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2017. 400 с.