Файл: Документирование и инвентаризация в бухгалтерском учете.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Особенности отражения инвентаризации в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете отображение результатов инвентаризации - завершающая стадия проверки активов и обязательств организации [14].

На заседании инвентаризационной комиссии разбираются результаты инвентаризации. Инвентаризационная комиссия соответственно устанавливает причины, по которым определена нужда внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, а так же предлагает методы отражения в учете результатов инвентаризации.

Итак, инвентаризационная комиссия [15]:

  1. на предприятие наблюдаются ли лица, которые непосредственно несет материальную ответственность за сохранность ценностей, устанавливает величину данной ответственности;
  2. разбирают все допустимые способы истребования сомнительной дебиторской задолженности с помощью перевода долга, бартерных операций и т.д.;
  3. устанавливает причины недостач и излишков;
  4. по фактам формирования излишков либо недостач комиссии необходимо получить детальные разъяснения от материально-ответственных лиц.

Собрание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом. В данном протоколе фиксируются выводы, решения и предложения согласно результатам проведенной проверки относительно состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.

К тому же данный протокол фиксирует информацию о производственных запасах, которые уже пришли в негодность, указывая причины порчи и виновных в данном лиц.

Инвентаризационная комиссия на собрание утверждает заключительный акт инвентаризации.

В результате проведения инвентаризации, установленные расхождения в основном подлежат отражению в учете в месяце завершения инвентаризации (по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете).

На собрании руководителю предприятия инвентаризационная комиссия выносят предложения по урегулированию установленных расхождений в результате инвентаризации с целью принятия окончательного решения.

В случае подготовки подобных предложений необходимо учитывать положения, включая и трудового законодательства. Так, в соответствии с ТК РФ:

  • абсолютная материальная ответственность кладётся на работника как и при наличии письменного договора о полной материальной ответственности за доверенные ценности, так и при установление недостачи ценностей, которые получены работником по одноразовому документу,
  • нанесенный убыток (стоимость подлежащей компенсированию работником недостатки) оценивается, отталкиваясь от рыночных цен на день нанесения ущерба (учитывая степень износа), однако не ниже стоимости по данным бухгалтерского учета;
  • приказ о взыскании с работника суммы нанесенного убытка в пределах его среднемесячного заработка, возможно, будет вынесено работодателем лишь на протяжении одного месяца после окончательной оценки величины убытка, а в других ситуациях в случае отказа рабочего компенсировать убыток взыскание величины убытка осуществляется в судебном порядке;
  • имеется ограничение общей величины всех удержаний, которые непосредственно производятся из заработной платы рабочего;
  • виновный в нанесении убытка рабочий имеет право на добровольной основе компенсировать его целиком либо частично, а также в рассрочку, выдавая работодателю письменное обязательство, о компенсировании ущерба указывая конкретный срок платежа;
  • работодатель обладает правом, учитывая определенные обстоятельства целиком либо частично отказаться от взыскания нанесенного убытка с виноватого рабочего;
  • к условиям, которые исключают материальную ответственность

рабочего, относится и, включая, неосуществление работодателем обязанности по снабжению соответствующих условий для хранения доверенного рабочему имущества.

Установленные недостачи и излишки, которые образовались по причине пересортицы, возможно, в крайних случаях взаимно погашать согласно с детальными объяснениями материально ответственных лиц, однако лишь в случае формировании надлежащих недостач и излишков в одном и том же обследуемом периоде, у одного и того же материально ответственного лица и по материальным ценностям одного и того же наименования (отличия только в сорте и т.п.). Погашение пересортицы, возможно, только осуществлять в количественном выражении. Превышение стоимости недостачи над стоимостью излишков (по причине разного сорта и т.п.) необходимо отнести на виновных лиц, или когда отсутствует вина конкретных лиц, которая доказана материалами инвентаризации, - на издержки производства и обращения. Вдобавок к этому при расчете суммы данного превышения нормы естественной убыли не используются [13].

В результате инвентаризации порядок отражения установленных недостач и излишков материальных ценностей заключается в следующем:

  1. недостачи списываются в балансовой оценке с кредита счетов учета соответственных ценностей в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», а далее отражаются в той же оценке по кредиту счета 94:
  • в пределах норм естественной убыли (лишь по фактически установленным недостачам и не для суммовых излишков по пересортице) - в дебет затратных счетов;
  • в случае отсутствия конкретных виновников либо если отказал суд во взыскании убытка с рабочего - в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;
  • в случае отнесения недостач за счет виновных лиц - в дебет субсчета «Расчеты по возмещению материального ущерба» счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (вдобавок, разница между подлежащей возмещению (рыночной) и балансовой оценками недостачи отражается по дебету указанного субсчета счета 73 в корреспонденцию со счетом 98 «Доходы будущих периодов», а по мере погашения задолженности виновным лицом списывается с дебета счета 98 в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»);
  1. утраты ценностей, которые возникли по причине стихийных бедствий, по счету 94 не отражаются, а относятся в балансовой оценке сразу в дебет счета 99 «Прибыли и убытки» и отражаются в бухгалтерской отчетности как чрезвычайные расходы,
  2. излишки приходуются на счета учета соответственных ценностей с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы» по рыночной стоимости.

Установленные по актам оценки и реального технического состояния основных средств, обнаруженные неучтенные основные средства, оприходование первоначальной стоимости и амортизации, осуществляется по отдельности [16].

Материально-производственные запасы, морально устаревшие, целиком либо частично утратили свое изначальное назначение или оцениваются на рынке дешевле фактической себестоимости данных запасов, либо требуют создания на отчетную дату резерва под снижение стоимости материальных ценностей (дебет счета 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»). Подобный порядок не распространяется на отражение в учете итогов переоценки (как уценки, так и дооценки) стоимости основных средств, когда их учет по восстановительной стоимости установлен учетной политикой коммерческой организации: результаты переоценки основных средств отражаются и на счетах 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами 83 «Добавочный капитал» и 91 «Прочие доходы и расходы».

Проводя инвентаризацию дебиторской или кредиторской задолженности предприятие получает документы, которые как раз и подтверждают ликвидацию контрагента или его неплатежеспособность (что значимо для оценки дебиторской задолженности). В такой ситуации по данным инвентаризации принимается решение о списании соответственной задолженности на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

В случае с неплатежеспособным дебитором для списания необходимо выполнять соответственные дополнительные требования ПБУ 10/99 «Расходы организации», а списанная с баланса задолженность необходимо отражать по забалансовому счету 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» с целью последующего контроля вероятности взыскания данной задолженности с дебитора на протяжение пяти лет.

Основной возможно окажется и полученная в процессе инвентаризации сведения о значительном ухудшении финансового положения контрагента, по расчетам с которым дебиторская (и кредиторская) задолженность на дату инвентаризации полностью может отсутствовать. К примеру, когда за подобного контрагента данное предприятие выдало поручительство (фактически инвентаризируется забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные»), тогда предприятие согласно с ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», быть может, необходимо будет создать резерв (признать условное обязательство) с помощью операционных расходов: дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит дополнительно вводимого субсчета «Условные обязательства» счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» раскрывая соответствующие сведения в финансовой [17].


В результате проведения инвентаризации, установленные финансовые вложения превышение учетной стоимости котирующихся на рынке ценных бумаг над их рыночной стоимостью отражается по кредиту счета 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», а увеличение рыночной стоимости в пределах раньше начисленного резерва - обратной проводкой.

Отражая в бухгалтерском учете результаты годовой инвентаризации, необходимо следовать требованиям ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» то есть необходимо ли формально руководствоваться стандартному порядку отображения результатов подобной инвентаризации в годовом балансе либо их нужно отразить более поздней датой появления соответственного обстоятельства.

В процессе инвентаризации отдельные установленные факты хозяйственной деятельности не подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета, тем не менее должны быть очерчены в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, если этого требуют соответственные Положения по бухгалтерскому учету [18].

1.4 Особенности проведения инвентаризации в ВС РФ

Внутренний контроль в Вооруженных Силах представляет собой систему наблюдения и проверки работы воинской части, соединения, объединения Министерства обороны всех родов войск в целях обоснованности и эффективности принятых управленческих решений командиров и высшего командного состава, выявления отклонений, ошибок, нарушений и своевременного их устранения. Под системой внутреннего контроля понимается совокупность методик и процедур, позволяющих осуществлять контроль за вверенным в оперативное управление государственным имуществом. Среди всех приемов и методов нельзя оставить без внимания проведение плановых и внеплановых инвентаризаций.

Инвентаризация в Вооруженных Силах РФ - это проверка наличия военного имущества на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Инвентаризация - это процедура периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств, производимая для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, проведение внезапных внеплановых проверок позволяет финансовым органам контролировать ведение учета имущества материально ответственными лицами воинских частей.


Для проведения инвентаризации в воинской части приказом командира создается инвентаризационная комиссия по каждой отдельно взятой службе

Таблица 2 - Порядок проведения инвентаризации в воинских частях

Этапы

Проводимые мероприятия

1

2

Первый

издание приказа о проведении инвентаризации, в котором указываются состав инвентаризационной комиссии, сроки проведения и виды инвентаризируемого имущества и обязательств;

разработка и утверждение плана проведения инвентаризации;

получение расписок от материально ответственных лиц;

определение остатков имущества и обязательств по данным бюджетного учета.

Второй

выявление, взвешивание, обмеривание, подсчет и проверка фактического наличия имущества и обязательств;

оформление (заполнение) инвентаризационных описей (сличительных ведомостей, актов)

Третий

сопоставление данных материалов инвентаризации с данными бюджетного учета;

выявление расхождений, определение причин отклонений текущих оценок от учетных;

оформление ведомости расхождений по результатам инвентаризации;

подготовка предложений по отражению в бюджетном учете результатов инвентаризации;

составление акта о результатах инвентаризации;

издание приказа командира воинской части об утверждении результатов инвентаризации и о привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

внесение бухгалтерских записей в регистры учета по результатам инвентаризации.

Председателями инвентаризационных комиссий чаще всего назначаются заместители командиров воинских частей (заместитель командира бригады по работе с личным составом, заместитель командира войсковой части по тылу и т.д.). Членами инвентаризационных комиссий - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (офицеры, прапорщики, старшины, солдаты), и лица гражданского персонала различных специальностей, не связанные в служебном отношении с проверяемыми должностными материально-ответственными лицами.

Председатель и члены инвентаризационной комиссии несут ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации.

Основными целями инвентаризации имущества в воинских частях являются:

  • выявление фактического наличия имущества;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бюджетного учета и выявление отклонений;
  • проверка полноты отражения в учете принятых обязательств.