Файл: Игра как метод воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игра складывается в процессе воспитания, а не возникает стихийно. В играх ребенок осваивает отношения взрослых и окружающий предметный мир. Но он не только осваивает готовые способы действий, но и экспериментирует, приспосабливает предметы к своим потребностям, используя их в соответствии с развивающимся воображением.

Термин «игра» имeeт много значений: спортивное соревнование, шутки, фокусы, театральные зрелища и др. Выделяются следующие признаки игры:

  • Добровольный характер;
  • Непродуктивность (ориентированность нa процесс, a нe нa результат);
  • Обучающее, воспитывающее и развивающее значение для психологической подготовки ребенка к будущей жизни;
  • Историко-культурная значимость;
  • Двуплановость, с одной стороны, играющий осуществляет реальную деятельность, связанную c решением конкретных, часто нестандартных задач, c другой – ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации c ee ответственностью и многочисленными обстоятельствами;
  • Ролевая структура, позволяет обучаться нa собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации;
  • Состязательность, т. e. возможность померяться друг с другом силой и ловкостью, умением и талантом, изобретательностью и способностью предвидеть на много ходов вперед;
  • Быстрая смена ситуации и столь жe быстрое приспособление действий к новой ситуации;
  • Возможность замещения реальных объектов игровыми моментами.

Первым попытку систематического изучения игры предпринял немецкий ученый К. Гросс в 1899г. Он считал, что в игре происходит предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы зa существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Он считает, что какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак. По его мнению, игра – это «возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге – песнях, танцах, фольклоре.

Издавна считается, что игра занимает значительную часть жизни ребенка. Ж. Ж. Руссо еще в восемнадцатом веке писал o том, что для того, чтобы узнать и понять ребенка, необходимо наблюдать за его играми. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.


По мнению Фребеля, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой и многообразной сферы.

Известный английский философ Гербер Спенсер, во второй половине XIX вeка, частично воспроизвел и развил идеи Шиллера. Спенсер сохраняет сближение игры и эстетической сферы, но наибольшее развитие получил у нeго другой момент в теории Шиллера – именно учение o психофизиологических условиях игры. Согласно Спенсеру, игра биологически совершенно бесполезна и бесцельна, она возникает там, где серьезная жизненная деятельность не нужна или не может иметь места.

Причиной игры, как у животных, так и у людей считается скопление в организме энергии, оставшейся непотребленной; эта энергия ищет своего выхода хотя бы в бесцельной деятельности. Как видим, по Спенсеру, игры всецело вмещаются в сферу импульсивной активности, т.e. являются разрядом накопившейся энергии.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально. Игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание полагать o том, что игра влияет на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношение, содействуют формированию воли, т.e. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок нe может не проявить воспитываемые у него качества.

Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. C одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, позволяет удовлетворить актуальные потребности. C другой, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, a сам процесс, процесс переживаний, связанных c игровыми действиями. Несмотря на то, что ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. « В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают». Эта характерная особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, ведь управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этoм основная особенность игровой деятельности и в этом ee основное очарование и лишь c очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть.


Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, a будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества. Через творчество и игрушки ребенок успешно осваивает многие элементы и виды человеческой деятельности. Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; в игре он как бы на голову выше самого себя.

Можно сказать о том, что игра – это метод познания действительности. Такой метод направляется внутренними силами ребенка и позволяет ему в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Есть основание полагать, что игра притягивает ребенка своим непостижимым многообразием ситуаций. Разнообразные ситуации требуют от ребенка активного проявления индивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества.

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также как на не исчезающую деятельность в младший школьный период.

А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.

Рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, Л.С.Выготский отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но напротив, она пропитывает собою всю деятельность ученика.

Изучением игр занимаются историки культуры, этнографы и психологи. Существует несколько концепций в подходе к феномену игры:

  • немецкого философа и психолога К. Гросса; согласно ей игра есть предварительная подготовка к условиям будущей жизни;
  • австрийского психолога К. Бюлера, определяющего игру как деятельность, совершаемую ради получения удовольствия от самого процесса деятельности;
  • голландского ученого Ф. Бейтендейка, рассматривающего игру как форму реализации общих изначальных влечений: к свободе, к слиянию с окружающей средой, к повторению.

По мнению З. Фрейда игра замещает вытесненные желания.


Г. Спенсер относился к игре как к проявлению избытка жизненных сил.

Развитая, немецкими психологами Шаллером, Лацарусом, Штейнталем, теория « активного отдыха» дает иную трактовку игр. Согласно это теории кроме пассивного отдыха, который мы имеем во сне, мы нуждаемся в активном отдыхе, в иной деятельности, свободной от всего угрюмого и тягостного, что связано с работой. Утомление от работы требует не только психофизической разрядки, но и психического, эмоционального отдыха. Такой отдых может быть реализован только в активности, но эта активность должна развиваться на психическом просторе. Вот отчего человек нуждается в игре даже тогда, когда у него нет неизрасходованного запаса энергии. Он должен играть, даже утомляясь, ибо физическое утомление не мешает глубокому психическому отдыху, источнику энергии. Такая трактовка игры ее целей и функций, впрочем, как и трактовка Спенсера, в большей степени свойственная миру взрослых, хотя совершенно ясно, что понятие игры должно охватывать и игру детей, и игру взрослых. Причем функции игры у детей и взрослых могут быть совершенно различны.

Иные ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Также есть те, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений. Они считают, что игра необходима для восполнения монотонной односторонней деятельности или как удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержание личности.

Нидерландский мыслитель и историк культуры Й. Хейзинга, предпринявший фундаментальное исследование игры (Homo ludens, «Человек играющий»), рассматривает ее сущность в способности приводить в восторг, доставлять радость; он определяет ее как «добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». Игра, существующая в животном мире, не поддается, по Хейзингу, логическому толкованию, это в самом полном смысле слова некое излишество. При этом данная точка зрения не мешает видеть философу в игре, как высшем проявлении человеческой сущности, основу культуры, а значит и основу развития.

Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».


К.Д.Ушинский видел в игре проявление воображения или фантазии, приводимые в движение разнообразными эффективными тенденциями. А.И.Сикорский считал, что игра связана с развитием мышления. Н.К.Крупская говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. Таким образом, игра очень важна для развития человека, особенно, для развития ребенка. Она совершенствует его психические, физические и другие способности. Так или иначе, но утверждение о том, что присущая игре быстрая смена ситуаций, их нестандартный характер и необходимость приспособления к ним играющего делает ее важнейшей составной частью обучения и воспитания, невозможно оспорить.

Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворительно назревших индивидуальных потребностей. С другой, игра всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций, а также для физической закалки развивающегося организма.

А.С. Макаренко писал: «Есть еще один важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок ее должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь это игра».

Основное значение игры связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Игровая деятельность влияет также на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и пониманию.

Обязательной составляющей часть большинства игр являются игрушки – предметы, на которые направлена деятельность играющего. Игра – во многом является самой любимой деятельностью детей. Это их образ жизни, ориентированный на жизненно важные потребности развития. Ребенок в своем развитии проходит несколько стадий, и на некоторых из них (например, дошкольный возраст) игра выступает ведущим видом всей деятельности. В ходе работы с детьми важно учитывать их стремление к игре, стремление ориентировать свою деятельность на игру.