Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы игры в воспитательном процессе
1.1 Понятие об «игре» и o «методе воспитания»
1.2 Роль игры в воспитании ребенка
1.3 Характеристики основных видов игр и их классификация
1.4 Творческие сюжетно-ролевые игры
2. Игры в процессе преподавания
2.1 Влияние игры на развитие ребенка
2.3 Использование игры на уроках Русского языка (опытно-экспериментальная работа, наблюдение)
Игра ставит ребенка в условия поиска, побуждает интерес к победе, a отсюда – стремление быть ловким, быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества личности, способствуют не только решать задания, но и развивают любознательность и всесторонний интерес ребенка к окружающему миру.
Из вышеприведенного анализа мнений великих людей, со всей очевидностью следует, что попытки изучения игры предпринимались многими, и на протяжении не одного тысячелетия. Вопрос о значении игры в процессе воспитания изучался с восемнадцатого века и до настоящего времени.
Но следует отметить, что все высказывания сводятся к тому, что игра как метод воспитания имеет огромную значимость в развитии необходимых жизненных качеств и способностей.
1.3 Характеристики основных видов игр и их классификация
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они разнообразны по содержанию организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это затрудняет классификацию игр, все же для правильного руководства играми группировка их необходима. Так, Ф. Фребель, будучи первым среди педагогов, кто выдвинул положение об игре как особом средстве воспитания, в основу своей классификации положил принцип дифференцированного влияния игр на развитие ума (умственные игры), внешних органов чувств (сенсорные игры), движений (моторные игры). Характеристика видов игр по их педагогическому значению есть и у немецкого психолога К. Гросса. Игры подвижные, умственные, сенсорные, развивающие волю отнесены им к «играм обычных функций». Вторую группу игр, согласно его классификации составляют « игры специальных функций». Они представляют собой упражнения с целью совершенствования инстинктов (семейные игры, игры в охоту, свадьбу и др.).
П.Ф. Лесгафт разделил детские игры на две группы: имитационные (подражательные) и подвижные (игры с правилами). Позже Н.К. Крупская назвала игры, разделенные по этому принципу, немного по-другому: творческие (придуманные самими детьми) и игры с правилами.
Мы рассмотрим подробней классификацию детских игр по Л.С. Новоселовой. В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникает игра (ребенка или взрослого).
Выделяется три класса игр (Таблица 1.1).
Таблица 1.1
Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами (схема 1.1):
Схема 1.1
Виды игр
Игры- экспериментирования
Традиционные
или народные
Игры с правилами
Творческие игры
Дидактические
Подвижные
Игры с предметами
Настольно-печатные
Словесные
Сюжетно-ролевые
Строительно Игры драматизации
-конструктивные
1.4 Творческие сюжетно-ролевые игры
Данный вид игр включает в себя сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. В этой группе игр с особой полнотой проявляется свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д.
- Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игр ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Ей присущи основные черты игры: самостоятельность, активность, творчество, эмоциональная насыщенность и увлеченность детей. Изначально сюжетные игры проходят как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Действия с предметами, каждым из играющих детей осуществляются самостоятельно. Сюжетно – ролевая игра, как и всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и своим процессом доставляет каждому ребенку радость и удовольствие. Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми. Основным условием для развития сюжетно-ролевой игры являются совместные игры взрослого и ребенка.
- игры драматизации – им свойственны основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Именно игра драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок постигает богатство родного языка, его выразительные средства. В своей речи он использует различные интонации, соответствующие характеру героев и поступкам, стремится говорить четко, чтобы его все поняли. Основой игры – драматизации является подбор художественного произведения. Очень важно, чтобы произведение заинтересовало детей, пробудило сильные чувства и переживания. Взрослым необходимо принимать участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, отбирается речевой материал, распределяются роли. Наибольшей выразительности в изображении героев, возможно, добиться при использовании вопросов, советов, повторных чтений произведения, бесед с детьми о проведенной игре.
- Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В таких играх дети отображают свои знания и впечатления об окружающем мире. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Все это дает возможность считать такую деятельность одним из видов творческой игры. Некоторые строительно-конструктивные игры проходят в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шофера, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т.д. В процессе игры у ребенка формируется умение различать и устанавливать величину и пропорции предмета, и развивается ориентировка ребенка в пространстве. Со всей очевидностью следует, что в строительно-конструктивной игре происходит многогранное развитие умственной деятельности детей.
Две игры с готовым содержанием и правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка. В дошкольной педагогике принято делить игры с готовым содержанием и правилами на дидактические и подвижные.
2. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами. Такие игры специально создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но также в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра включает в себя определенную структуру, которая характеризует игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяют следующие структурные элементы дидактической игры:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат.
Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляются умения составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, тем самым игра становится интереснее для детей и в ней успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: «Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и т.д.
Игровые действия в разных играх разнообразны по их направленности и по отношению к играющим детям. Это, например, отгадывание загадок, ролевые действия, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла. Они включают действия, направленные на выполнение дидактической задачи.
Правила в дидактической игре являются заданными. Именно с помощью правил педагог управляет игрой, поведением детей, процессами познавательной деятельности. Необходимо отметить, что правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.
Существует тесная связь между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия, и решит задачу.
Подведение итогов осуществляется сразу по окончании игры. Это может быть определение команды – победительницы; подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания и т.д. Очень важно отметить достижения, каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игр важно сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной обстановкой, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.
Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что дидактическая игра – это игра только для ребенка, a для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
1) в играх с предметами (игрушками, природным материалом) используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, находить сходство и различие предметов. Ценность этих игр заключается в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета, по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.
Игры с природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чья это семечка?», «С какого дерева детки?», «Угадай на ощупь» и т.д. в таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
2) настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Так, например, игра основана на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу.
Подбор картинок по общему признаку – классификация. Здесь от учеников требуется обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Кто живет в реке?»
Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логического мышления.
Описание движений, рассказ по картинке c показом действий, направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и т.д.)
В этих играх формируются такие ценные качества ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.
3) Словесные игры выстроены на словах и действиях играющих. В таких играх, опираясь на имеющиеся представления о предметах, дети учатся углублять знания o новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
Именно с помощью словесных игр у детей развивают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, все трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин» и т.д.
Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц» и другие.
Игры, c помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Испорченный телефон» и другие.
3. Подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и т.п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта. Активность ребенка, радостные переживания – все это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положительный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают в себя комплексы движений разного рода. Эти игры развивают способность действовать сообща, воспитывают честность и дисциплинированность. Дети учатся договариваться, считаться с мнением своих партнеров, объединяться для проведения любимых игр справедливо разрешать возникающие конфликты.