Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы игры в воспитательном процессе
1.1 Понятие об «игре» и o «методе воспитания»
1.2 Роль игры в воспитании ребенка
1.3 Характеристики основных видов игр и их классификация
1.4 Творческие сюжетно-ролевые игры
2. Игры в процессе преподавания
2.1 Влияние игры на развитие ребенка
2.3 Использование игры на уроках Русского языка (опытно-экспериментальная работа, наблюдение)
4. Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда в народных играх также традиционна, они чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, обнаружили, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), a также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.
5. Иры-экспериментирования. В играх этого типа цель и правила игры не заданы, а скрыты в сюжете игры или способе управления ею. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен, путем поисковых решений, прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи. Главным достоинством игр-экспериментирований является то, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Подводя итог, характеристики игр и их классификации, можно сказать о том, что существует огромное разнообразие игр, которые, в свою очередь, различны по содержанию и правилам. В каждом возрасте, от рождения и до взросления, ребенку интересны разные игры. Так, например, в школьные годы для ребенка предпочтительнее игры дидактические, ролевые, а подвижные игры сопровождают ребенка на всех этапах взросления. Но все игры несут в себе огромную роль в воспитании и обучении, и очень важны в жизни каждого ребенка.
2. Игры в процессе преподавания
2.1 Влияние игры на развитие ребенка
Учеба в школе занимает важное место в жизни каждого ребенка. В этом возрасте появляются новейшие мотивы учения, связанные с осмыслением жизненной перспективы, профессиональных целей, идеала, собственного места в будущем. Знания получают необыкновенную значимость. В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано со вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, оно легко переключается и отвлекается.
В процессе игры у детей возникают три вида целей:
Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!». Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным c данной игрой.
Вторая цель – это и есть именно игровая задача, т.e. задача, связанная с выполнением правил.
Третья цель напрямую связана c процессом выполнения игровой задачи, a потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.
Игра – это метод самовоспитания личности ребенка, поэтому она формирует волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание, а также закрепляет у детей полезные умения и привычки.
Ценность игры заключается и в том, что она владеет большими возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формы общения.
Необходимыми играми в учебно-воспитательном процессе являются игры дидактические, ролевые, подвижные. Эти игры индивидуальны и требуют личного подхода к каждому ребенку. Игра, как процесс, имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры необходимо учитывать возраст играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя.
2.2 Значение игры в обучении
Использование на уроках игр и занимательного материала, является одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Игровые моменты способствуют созданию у учеников эмоционального настроя, улучшают общую работоспособность, вызывают положительное отношение к выполняемой работе, дают возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
Игра побуждает учащихся к игровым действиям, позволяет каждому ребёнку лучше представить разыгрываемую ситуацию. В игре дети учатся сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, можно сказать, что в процессе игры у детей повышается познавательный интерес и стремление получения знаний изучаемого предмета.
В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элемент более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технология внеклассной работы.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
2.3 Использование игры на уроках Русского языка (опытно-экспериментальная работа, наблюдение)
Опытно-экспериментальная работа (наблюдение) проводилась в Черчетской Сельской Общеобразовательной Школе, Иркутской области, у педагога Живаевой Светланы Михайловны, которая имеет высшую категорию и стаж работы 22 года. Работа проводилась по предмету – русский язык в 5 классе, возрастной состав которого – 11-12 лет. Количество учащихся – 9 человек.
Список учащихся класса, в котором проводилась опытно-экспериментальная работа, наблюдение: Бородейко Диана, Вяткин Данил, Ганькин Никита, Дротенок Маргарита, Дротенок Марина, Камынин Сергей, Киселева Галина, Фишер Сергей, Цедик Анастасия.
В классе отмечается высокий уровень сплоченности: ребята участвуют в совместных делах, все перемены проводят вместе. В классе преобладает оптимистическое настроение и положительное отношение к предмету (хотя в классе присутствуют ученики, которым необходимо уделять больше времени и усилий, т.e. индивидуальный подход)
В связи с этим выделились такие категории учащихся:
1. Одаренные дети: Бородейко Диана, Ганькин Никита
2. Дети со средними способностями (остальные дети в классе)
Отстающих детей в классе нет, так как учитель, при организации учебного процесса, уделяет больше времени индивидуальному подходу.
Анализируя домашнее задание и работу учащихся на уроке можно сказать, что познавательный уровень и развитие учащихся соответствует норме. 5 классу присущ средний темп усвоения материала.
Для того, чтобы определить степень сплоченности класса мы провели наблюдение (на переменах, уроках, в играх), из которого стало ясно, что сплоченность коллектива определяется практически во всем: друзья, которыми можно играть, общаться, совместные дела.
Анализируя деятельность учителя можно сказать о его большой роли в поддержании интереса к предмету. Учитель правильно организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель совмещает и традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень активности детей в усвоении материала.
Перечень УМК
УМК по русскому языку для учащихся 5 класса состоит из:
- Учебника Русский язык. 5 класс. Учебник (в двух частях) следующих авторов: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова;
- Учебно-методические пособия:
- Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич, Н.В. Ладыженская. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 5 классе. Пособие для учителей и методистов. – М.: Просвещение, 2012;
- Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык: Поурочные разработки. 5 класс.
- Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 5 класс.
- Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс.
- Русский язык. 5 класс. Рабочие тетради № 1, 2 .- М.: Просвещение, 2013;
- Дополнительной литературы:
- М. Ю. Дмитриева. Промежуточное тестирование. Русский язык. 5 класс. –М.: Издательство «Экзамен», 2014.
- Русский язык. 5 класс. Тестовые задания (Проверь свои знания вместе с любимым героем)- М.РОСТ, РОСТкнига, Спб.: ООО»Виктория плюс, 2014.
- М. И. Кузнецова. Русский язык. Зачётные работы: 5 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
- Русский язык. Тематический контроль: Рабочая тетрадь 5 класс. Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015г.
- Л. А. Аксёнова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс. ФГОС – М.: «Компания Смарт», 2015г.
- А. Д. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс – М.: ТЦ Сфера, 2014.
Данный перечень УМК имеет все необходимое, для того, что бы вовлечь учащихся в активную деятельность по изучению языка.
Перед нами стоят следующие задачи, которые необходимо решить в ходе экспериментов:
– Выявить уровень знаний детей;
– Проследить работу детей в игровой форме на уроках русского языка;
– Отследить уровень знаний детей после внедрения игр в работу урока.
Для реализации данных задач была проведена опытно-экспериментальная работа (наблюдение), которая состояла из следующих этапов:
1. Констатирующий эксперимент
2. Формирующий эксперимент
3. Контрольный эксперимент
3.1 Констатирующий эксперимент
Цели данного эксперимента:
– Выяснить какие игры использует педагог на уроках русского языка;
– Определить, как влияет введение игр в урок русского языка на воспитание детей;
– Выявить уровень ЗУН детей.
Методы:
1. Ранжирование
2. Тест-опросник
3. Беседа
4. Метод наблюдения
1. Ранжирование
Учащимся было предложено определить место предмета, русский язык, в системе обучения, оценив по 6-балльной шкале. Были предложены следующие предметы:
ИЗО
История
Математика
Английский язык
Физкультура
Русский язык
Дети оценили предметы в следующем порядке (Таблица 3.1):
Таблица 3.1
ИЗО |
История |
Математика |
Английский язык |
Физ-ра |
Русский Язык |
|
Бородейко Диана |
1 |
5 |
2 |
6 |
3 |
4 |
Вяткин Данил |
5 |
6 |
4 |
2 |
1 |
3 |
Ганькин Никита |
1 |
4 |
5 |
3 |
2 |
6 |
Дротенок Маргарита |
1 |
6 |
3 |
5 |
2 |
4 |
Дротенок Марина |
1 |
3 |
4 |
5 |
2 |
6 |
Камынин Сергей |
1 |
6 |
4 |
5 |
3 |
2 |
Киселева Галина |
2 |
6 |
4 |
5 |
3 |
2 |
Фишер Сергей |
1 |
4 |
5 |
6 |
2 |
3 |
Цедик Анастасия |
2 |
5 |
6 |
3 |
1 |
4 |
15 |
45 |
37 |
40 |
19 |
34 |
На основании полученных данных таблицы был составлен рейтинг предметов:
1. ИЗО
2. Физкультура
3. Русский язык
4. Математика
5. Английский язык
6. История
Вывод: Учащиеся поставили русский язык на третье место. Это говорит o среднем положении предмета в системе обучения. На занятиях по русскому языку игровые моменты используются в малой степени. Детям нелегко воспринимать учебный материал. В связи с этим, нашей задачей является наблюдение за изменением структуры уроков путем внедрения игровых технологий.