Файл: Игра как метод воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда в народных играх также традиционна, они чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, обнаружили, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), a также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

5. Иры-экспериментирования. В играх этого типа цель и правила игры не заданы, а скрыты в сюжете игры или способе управления ею. Поэтому ребенок, чтобы добиться успеха в решении игровой задачи, должен, путем поисковых решений, прийти к осознанию цели и способа действия, что и является ключом достижению общего решения игровой задачи. Главным достоинством игр-экспериментирований является то, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
  • развивается речь ребенка;
  • происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Подводя итог, характеристики игр и их классификации, можно сказать о том, что существует огромное разнообразие игр, которые, в свою очередь, различны по содержанию и правилам. В каждом возрасте, от рождения и до взросления, ребенку интересны разные игры. Так, например, в школьные годы для ребенка предпочтительнее игры дидактические, ролевые, а подвижные игры сопровождают ребенка на всех этапах взросления. Но все игры несут в себе огромную роль в воспитании и обучении, и очень важны в жизни каждого ребенка.

2.  Игры в процессе преподавания

2.1 Влияние игры на развитие ребенка

Учеба в школе занимает важное место в жизни каждого ребенка. В этом возрасте появляются новейшие мотивы учения, связанные с осмыслением жизненной перспективы, профессиональных целей, идеала, собственного места в будущем. Знания получают необыкновенную значимость. В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано со вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, оно легко переключается и отвлекается.


В процессе игры у детей возникают три вида целей:

Цель первая – наиболее общая – наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!». Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным c данной игрой.

Вторая цель – это и есть именно игровая задача, т.e. задача, связанная с выполнением правил.

Третья цель напрямую связана c процессом выполнения игровой задачи, a потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.

Игра – это метод самовоспитания личности ребенка, поэтому она формирует волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание, а также закрепляет у детей полезные умения и привычки.

Ценность игры заключается и в том, что она владеет большими возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формы общения.

Необходимыми играми в учебно-воспитательном процессе являются игры дидактические, ролевые, подвижные. Эти игры индивидуальны и требуют личного подхода к каждому ребенку. Игра, как процесс, имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры необходимо учитывать возраст играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя.

2.2 Значение игры в обучении

Использование на уроках игр и занимательного материала, является одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Игровые моменты способствуют созданию у учеников эмоционального настроя, улучшают общую работоспособность, вызывают положительное отношение к выполняемой работе, дают возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

Игра побуждает учащихся к игровым действиям, позволяет каждому ребёнку лучше представить разыгрываемую ситуацию. В игре дети учатся сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, можно сказать, что в процессе игры у детей повышается познавательный интерес и стремление получения знаний изучаемого предмета.

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:


  • в качестве самостоятельных технологий для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  • как технология внеклассной работы.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

2.3 Использование игры на уроках Русского языка (опытно-экспериментальная работа, наблюдение)

Опытно-экспериментальная работа (наблюдение) проводилась в Черчетской Сельской Общеобразовательной Школе, Иркутской области, у педагога Живаевой Светланы Михайловны, которая имеет высшую категорию и стаж работы 22 года. Работа проводилась по предмету – русский язык в 5 классе, возрастной состав которого – 11-12 лет. Количество учащихся – 9 человек.

Список учащихся класса, в котором проводилась опытно-экспериментальная работа, наблюдение: Бородейко Диана, Вяткин Данил, Ганькин Никита, Дротенок Маргарита, Дротенок Марина, Камынин Сергей, Киселева Галина, Фишер Сергей, Цедик Анастасия.

В классе отмечается высокий уровень сплоченности: ребята участвуют в совместных делах, все перемены проводят вместе. В классе преобладает оптимистическое настроение и положительное отношение к предмету (хотя в классе присутствуют ученики, которым необходимо уделять больше времени и усилий, т.e. индивидуальный подход)

В связи с этим выделились такие категории учащихся:

1. Одаренные дети: Бородейко Диана, Ганькин Никита

2. Дети со средними способностями (остальные дети в классе)

Отстающих детей в классе нет, так как учитель, при организации учебного процесса, уделяет больше времени индивидуальному подходу.

Анализируя домашнее задание и работу учащихся на уроке можно сказать, что познавательный уровень и развитие учащихся соответствует норме. 5 классу присущ средний темп усвоения материала.


Для того, чтобы определить степень сплоченности класса мы провели наблюдение (на переменах, уроках, в играх), из которого стало ясно, что сплоченность коллектива определяется практически во всем: друзья, которыми можно играть, общаться, совместные дела.

Анализируя деятельность учителя можно сказать о его большой роли в поддержании интереса к предмету. Учитель правильно организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель совмещает и традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень активности детей в усвоении материала.

Перечень УМК

УМК по русскому языку для учащихся 5 класса состоит из:

  • Учебника Русский язык. 5 класс. Учебник (в двух частях) следующих авторов: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова;
  • Учебно-методические пособия:
  • Л.А. Тростенцова, М.М. Стракевич, Н.В. Ладыженская. Русский язык. Дидактические материалы5 класс. – М.: Просвещение, 2012;
  • Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 5 классе. Пособие для учителей и методистов.  – М.: Просвещение, 2012;
  • Тростенцова Л. А., Запорожец А. И. Русский язык: Поурочные разработки. 5 класс.
  • Соловьёва Н. Н. Русский язык. Диктанты и изложения: Пособие для учителей и методистов. 5 класс.
  • Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки-задания. 5 класс.
  • Русский язык. 5 класс. Рабочие тетради № 1, 2 .- М.: Просвещение, 2013;
  • Дополнительной литературы:
  • М. Ю. Дмитриева. Промежуточное тестирование. Русский язык. 5 класс. –М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  • Русский язык. 5 класс. Тестовые задания (Проверь свои знания вместе с любимым героем)- М.РОСТ, РОСТкнига, Спб.: ООО»Виктория плюс, 2014.
  • М. И. Кузнецова. Русский язык. Зачётные работы: 5 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  • Русский язык. Тематический контроль: Рабочая тетрадь 5 класс. Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «И. П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2015г.
  • Л. А. Аксёнова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 5 класс. ФГОС – М.: «Компания Смарт», 2015г.
  • А. Д. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс – М.: ТЦ Сфера, 2014.

Данный перечень УМК имеет все необходимое, для того, что бы вовлечь учащихся в активную деятельность по изучению языка.

Перед нами стоят следующие задачи, которые необходимо решить в ходе экспериментов:

– Выявить уровень знаний детей;

– Проследить работу детей в игровой форме на уроках русского языка;


– Отследить уровень знаний детей после внедрения игр в работу урока.

Для реализации данных задач была проведена опытно-экспериментальная работа (наблюдение), которая состояла из следующих этапов:

1. Констатирующий эксперимент

2. Формирующий эксперимент

3. Контрольный эксперимент

3.1 Констатирующий эксперимент

Цели данного эксперимента:

– Выяснить какие игры использует педагог на уроках русского языка;

– Определить, как влияет введение игр в урок русского языка на воспитание детей;

– Выявить уровень ЗУН детей.

Методы:

1. Ранжирование

2. Тест-опросник

3. Беседа

4. Метод наблюдения

1. Ранжирование

Учащимся было предложено определить место предмета, русский язык, в системе обучения, оценив по 6-балльной шкале. Были предложены следующие предметы:

ИЗО

История

Математика

Английский язык

Физкультура

Русский язык

Дети оценили предметы в следующем порядке (Таблица 3.1):

Таблица 3.1

ИЗО

История

Математика

Английский язык

Физ-ра

Русский Язык

Бородейко Диана

1

5

2

6

3

4

Вяткин Данил

5

6

4

2

1

3

Ганькин Никита

1

4

5

3

2

6

Дротенок Маргарита

1

6

3

5

2

4

Дротенок Марина

1

3

4

5

2

6

Камынин Сергей

1

6

4

5

3

2

Киселева Галина

2

6

4

5

3

2

Фишер Сергей

1

4

5

6

2

3

Цедик Анастасия

2

5

6

3

1

4

15

45

37

40

19

34

На основании полученных данных таблицы был составлен рейтинг предметов:

1. ИЗО

2. Физкультура

3. Русский язык

4. Математика

5. Английский язык

6. История

Вывод: Учащиеся поставили русский язык на третье место. Это говорит o среднем положении предмета в системе обучения. На занятиях по русскому языку игровые моменты используются в малой степени. Детям нелегко воспринимать учебный материал. В связи с этим, нашей задачей является наблюдение за изменением структуры уроков путем внедрения игровых технологий.