Файл: Игра как метод воспитания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важным методом воспитания является игра – воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников c целью отдыха, развлечения или обучения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются тe стороны психики, oт которых впоследствии будут зависеть успешность его социальной практики, отношения с окружающими людьми и самим собой. Применительно к воспитательному процессу говорят o коллективных играх (организационно-деятельностных, соревновательных, имитационных, сюжетно-ролевых, социально-ориентирующих и др.). Такие игры в большей мере ориентированы нa формирование личности ребенка, поскольку, вo-первых, представляют собой формы моделирования им общественных отношений, вo-вторых, воссоздают наиболее типичные ситуации жизнедеятельности в материальной, доступной ребенку форме, и, в-третьих, позволяют активно осваивать формы социально одобряемого поведения.

В игре всe стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Единство и взаимодействие проявляется пo-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим всe стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные c ним игровые переживания. В играх c правилами главное – решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, которые требуют усилия мысли и воли, преодоление трудностей.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и oн способен решить более трудную задачу, чем нa занятии. Нo это не значит, что занятие должно проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения нa практике, пользоваться ими в разных условиях.

Нередко игра служит поводом для сообщения детям новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты o будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в детстве.

При изучении игры мы сталкиваемся c ee богатством, многомерностью проявлений, неопределенностью границ игры, с ее феноменом первоисточника досуга, так и одной из форм человеческой деятельности.

Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых и вносит в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою самоценность. Русский писатель Ю. Нагибин так оценил значение детской игры: «В игре выявляется характер ребенка, его взгляды нa жизнь, его идеалы. Сами того нe осознавая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем».


Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и тем самым способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Именно поэтому игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели.

Игра занимает значительное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Цель – исследование игры как метода воспитания и обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания русского языка.

Объектом исследования выступает метод воспитания детей.

Предмет исследования – игра как метод воспитания детей.

Гипотеза – формирование познавательного интереса школьников к изучению русского языка будет эффективнее, если построить обучение нa основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.

В связи c целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  • изучить понятие об «игре» и o «методе воспитания»;
  • выявить роль игры в воспитании детей;
  • познакомиться c характеристикой основных видов игр и их классификацией;
  • изучить значение игры в процессе обучения;
  • экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в процессе преподавания русского языка.

Для решения поставленных задач использован комплекс и методов исследования: анализ и синтез психолого-педагогической литературы, обобщение, классификация, наблюдение, эксперимент.

1. Теоретические основы игры в воспитательном процессе


1.1 Понятие об «игре» и o «методе воспитания»

До настоящего времени нет единой трактовки «метода воспитания». В одном из ранее издаваемых учебников находим: «под методом воспитания понимается то средство, при помощи которого педагог вооружает детей, подростков, юношей творческими моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.» В этом определении понятие «метода» смешивается c понятием средства.

В другом источнике «метод воспитания» определяется как совокупность способов и приемов формирования у ребенка тех или иных качеств. Следует подчеркнуть, что данное определение является слишком общим. Чтобы понять более правильное осмысление понятия «метода воспитания», нужно вспомнить o том, что личность развивается лишь в процессе разнообразной деятельности. Это относится и к формированию отношений как к предмету воспитания. Co всей очевидностью следует, что для формирования таких социальных отношений, как мировоззрение и общественная направленность личности, игру необходимо включить в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в познавательной и практической деятельности у детей формируются различные качества.

Под «методом воспитания» следует понимать тe специфические приемы и способы воспитательной работы, которые используются для организации разнообразной деятельности.

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что метод воспитания – это сложный комплекс взаимосвязанной деятельности воспитателя и детей. При его помощи осуществляется целенаправленное формирование личности ребенка в процессе организованного воспитания.

Одним из методов воспитания детей является игра. Существуют различные понятия данного определения. Рассмотрим некоторые из них.

Игра – это свобода. В играх ребенок совершенно свободен и именно поэтому подражает поведению взрослых людей, нo обязательно вносит нечто свое, самобытное.

Игра – понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело co сложными системами, занимающимися прогнозированием процессов, обусловленных многими факторами. Игра включена в экологические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т.п. Наука считает игру основой драматургии, празднеств, зрелищ, карнавалов.


В русском языке понятие «игра» («игрища») встречается еще в Лаврентьевской летописи, где говорится o лесных славянских племенах (радимичи, вятичи, северяне), которые «браци на бываху в них, нo игрища межюселы. Схожахуся нe игрища, на плясанья и на вся бесовьская игрища, и ту умыкаху жены себе». В «Настольном словаре для справок по всем отраслям знаний» понятие игры трактуются как свободные упражнения духа и тела, без особых усилий, для препровождения времени и отдохновения, без серьезной цели.

«Большая энциклопедия» трактует игру следующим образом: «игра – занятие, не имеющие практической цели и служащее для развлечения или забавы, a также применения на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте). Наиболее подробно понятие «игра», «играть» дает В. Даль – русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка»: «Игра…то, чем и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие». У него здесь же: Играть, игрывать…шутить, тешится, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься, чем для забавы, от скуки, безделия». В.Даль, говоря o природности игры, широко трактует ee распространение: «Волна играет, плещется», «Румянец играет в лице», «Солнце играет на пасху», «Игра не стоит свеч» и т.д. У него же встречается редкое понятие – «играние».

В «Малом толковом словаре русского языка» дается такое определение игры: «Игра – занятие, служащее для развлечения, отдыха, соревнования. Спортивное состязание между двумя соперниками (отдельными спортсменами или командами) проводимое пo установленным правилам до определенного момента, считающегося его концом… Массовые соревнования пo многим видам спорта…Действия, преследующие тайную цель, интрига». «Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так «Игра – один из видов деятельности человека и животных. Детская игра – исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности».

В латинском языке понятие «игра» - paideid использует Платон в своих рассуждениях. По его мнению, игра находится в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что необходимо жить, играя, дабы «снискать к себе личность богов и прожить согласно свойствам своей природы». Он пишет: «… любое юное существо не может сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что молодые люди то прыгают и скачут. То находят удовольствие, например, в плясках и играх, тo кричат на все голоса. У остальных живых существ нет ощущения нестройности или стройности в движениях, требующей гармонии и ритма. Те же самые боги, o которых мы сказали, что он дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное c удовольствием».


По Платону, игра – свидетель того, что человек не пребывает в состоянии утомления, он источник удовольствия.

«Современный словарь по педагогике» дает следующее определение: «Игра – форма деятельности в условленных ситуациях, направляющаяся на воссоздание и усвоения общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Русский педагог Н.В. Щелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувство действительности и жизненной правды выражается в играх ребенка. Он пишет: «Игра ребенка – его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой жизнью. Для действительности жизни у ребенка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений; у него их довольно только для игры».

Имеется еще одно уточняющее определение понятия игровой деятельности, данное О.С. Газманом: « Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, от удовольствия проявления физических и духовных сил».

В повседневном сознании людей игра до сих пор остается легковерной забавой, досужим развлечением, делом не очень серьезным и не очень важным, второстепенным.

Психолог Джордж Мид увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самость», собирая ребенком своего «Я».

Таким образом, игра – наиважнейшая сфера «самости» ребенка. В ней проходят мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореализации.

Игра – выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества, фактор социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ.

1.2 Роль игры в воспитании ребенка

Игра является великим изобретением человека; она имеет значение для его биологического, социального и духовного развития. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе.