Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы игры в воспитательном процессе
1.1 Понятие об «игре» и o «методе воспитания»
1.2 Роль игры в воспитании ребенка
1.3 Характеристики основных видов игр и их классификация
1.4 Творческие сюжетно-ролевые игры
2. Игры в процессе преподавания
2.1 Влияние игры на развитие ребенка
2.3 Использование игры на уроках Русского языка (опытно-экспериментальная работа, наблюдение)
2. Тест-опросник
Испытуемым на уроке русского языка было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Любите ли вы игру?
2. Каким играм вы отдаете предпочтение?
3. Где чаще всего вы играете?
4. С кем вы играете?
5. Часто ли вы обмениваетесь мнениями об игре?
6. Хотелось бы вам, чтобы на уроках присутствовала игра?
7. Вы больше любите работать в группе или поодиночке?
8. Как бы вы изменили урок русского языка, включили бы игру в урок?
Вывод: анализируя ответы ребят можно сказать о том, что уровень знаний детей выше среднего, но уроки проходят традиционно, по одной и той же схеме. В обучении нет разнообразия при внесении нового. Задачей учителя является донесение до ребенка материала, но форма преподнесения чаще всего традиционная. Дети хотелось бы внести что-то новое и интересное в ход урока.
3. Беседа
Беседа с учителем
На основе результатов теста-опросника было выявлено, что детям нравятся ролевые, дидактические и групповые игры, но данные игровые технологии не часто используются на уроке русского языка. Поэтому мы решили провести беседу с педагогом.
Учители были заданы следующие вопросы:
1. Используете ли вы игры на уроке?
2. Какие методы и методики вы используете?
3. Используете ли вы игру как метод обучения русскому языку и воспитание детей?
Анализируя ответы учителя, можно с достаточной определенностью сказать о его большой роли в поддержании интереса к предмету. Учитель правильно организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель совмещает традиционные и активные методы обучения, и тем самым сохраняет высокую степень активности детей в усвоении материала.
Вывод: игровая форма обучения для детей – это увлекательное время провождения, но для учителя – это огромный труд. Педагогу необходимо учитывать способности каждого ребенка. В процессе обучения, путем игры, педагог выходит на дружеский уровень. Но необходимо помнить о том, что нельзя часто повторять одну и туже игру, так как дети быстро теряют к ней интерес.
Беседа с учащимися
Уроки не кажутся ребятам скучными, но они внесли бы какое-нибудь разнообразие. Им интересно принимать участие в играх, решать задачи разной сложности, искать ответы на интересующие их вопросы, решать проблемные ситуации. Дети готовы помогать учителю в разработке игровых ситуаций на уроках, содействовать в любых преобразованиях урока. Им интересно узнавать что-то новое и раскрывать свои возможности перед классом. Игровые моменты помогают детям раскрыть свои способности в области русского языка, вызывают заинтересованность ребенка, дают возможность самореализоваться, самоутвердиться в коллективе.
4. Метод наблюдения
Метод наблюдения дал возможность проследить уровень ЗУН учащихся, рассмотреть их отношение к урокам русского языка, их заинтересованность предметом, активность на уроке, межличностное взаимодействие и взаимодействие с учителем. Это необходимо для того, чтобы выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и подобрать индивидуальные методы работы.
Вывод: В ходе наблюдения испытуемые были разделены на следующие группы по нескольким критериям:
По способностям к изучению русского языка:
1. Одаренные дети – Бородейко Диана, Ганькин Никита
2. Дети со средними способностями – Вяткин Данил, Дротенок Маргарита, Дротенок Марина, Камынин Сергей, Киселева Галина, Фишер Сергей, Цедик Анастасия.
По активности на уроке:
1. Активные – Бородейко Диана, Дротенок Марина, Камынин Сергей
2. Пассивные – Ганькин Никита, Вяткин Данил, Дротенок Маргарита, Киселева Галина, Фишер Сергей, Цедик Анастасия.
Межличностные отношения:
1. «Звезды» – Бородейко Диана, Камынин Сергей
2. Предпочитаемые – Дротенок Марина, Фишер Сергей, Цедик Анастасия
3. Принятые – Ганькин Никита, Вяткин Данил
4. Пренебрегаемые – Дротенок Маргарита, Киселева Галина
5. Изгоев в данном классе нет
3.2 Формирующий эксперимент
Целями данного эксперимента является проведение игровых упражнений, задачей которых будет изучение эффективности игры на уроках, формирование положительной мотивации к изучению русского языка, развитие логического мышления, расширение кругозора учащихся.
Для повышения активности учащихся, на уроке русского языка были использованы следующие игровые упражнения:
1. «Поход в гости»
Цели: закрепить знания, полученные в младших классах; повторить склонение имен существительных; научить правильно вести себя в гостях.
Описание: Учащимся, в ходе игре, необходимо сводить сказочных героев, Петрушку, Золушку и Незнайку, в гости к падежам (определить падежные окончания данных слов).
Итоги: в результате выполнения данного задания, учащиеся вспомнили склонения имен существительных. Научились правильно себя вести в гостях (дисциплине, внимательности и т.д.).
2. «Сбежавший медведь»
Цели: закрепить знания, полученные в младших классах; повторить падежные окончания имен существительных; воспитание коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки.
Описание: дополнить слова в тексте, из которого «сбежал» медведь.
Итоги: выполнив данное задание, дети закрепили знания, полученные в младших классах; научились работать совместно, помогать друг другу.
3. «Собери слова»
Цели: развитие догадки, логического мышления, выявление способности определять части слова.
Описание: в ходе игры учащиеся, собирают слово, которое спряталось в других словах. В результате получается новое слово.
Итоги: в результате выполнения задания учащиеся узнали как из частей разных слов, получаются новое слово.
4. «Найди ошибки»
Цели: формирование лексических навыков.
Описание: учащимся нужно найти ошибки и исправить их.
Задания могут подразделяться по уровню сложности:
1). С указанием количества ошибок.
2). Без указания количества ошибок.
3). С ограничением по времени или ввести элементы соревнования между учениками.
Итоги: в результате выполнения данного упражнения учащиеся усвоили лексические единицы по теме.
5. «Расставьте гласные»
Цели: повторение лексического состава.
Описание: Учащимся нужно вставить пропущенные буквы и прочитать слова.
Итоги: Выполнив данное упражнение, учащиеся вспомнили слова, необходимые для дальнейшей работы на уроке.
(Содержание игр в приложении A)
Вывод: на уроках русского языка игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов, которые выступают средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Все виды игр, использованные в работе, способствовали воспитанию и развитию очень важных качеств личности: усидчивости, терпению, взаимоуважению, взаимопомощи, аккуратности. При проведении игр на уроках, у детей сформировалась положительная динамика, они энергично участвовали в разных видах игровой деятельности, помогали учителю в ведении урока, были активны. Те дети, которые раньше не проявляли особых признаков заинтересованности, стали постепенно включаться в работу. Учащиеся быстрее знакомились c новыми темами, легче усваивали новый материал. Дети после уроков делились впечатлениями.
3. Контрольный эксперимент
Цели:
– выявить насколько изменился уровень ЗУН учащихся во время проведения эксперимента;
– выявить насколько у испытуемых изменилось отношение к предмету русский язык.
Для того, что бы узнать какое место стал занимать русский язык в системе обучения 5 класса после проведения экспериментальных уроков с игровыми упражнениями, был проведено ранжирование предметов (Таблица 3.2).
Таблица 3.2
ИЗО |
История |
Математика |
Английский язык |
Физ-ра |
Русский Язык |
|
Бородейко Диана |
1 |
5 |
3 |
6 |
4 |
2 |
Вяткин Данил |
5 |
6 |
4 |
2 |
3 |
1 |
Ганькин Никита |
1 |
4 |
5 |
3 |
6 |
2 |
Дротенок Маргарита |
1 |
6 |
3 |
5 |
4 |
2 |
Дротенок Марина |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2 |
Камынин Сергей |
1 |
6 |
4 |
5 |
3 |
2 |
Киселева Галина |
1 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
Фишер Сергей |
1 |
4 |
6 |
5 |
3 |
2 |
Цедик Анастасия |
2 |
5 |
6 |
3 |
4 |
1 |
14 |
45 |
40 |
38 |
36 |
16 |
На основании полученных данных был составлен рейтинг предметов:
1. ИЗО
2. Русский язык
3. Физкультура
4. Английский язык
5. Математика
6. История
Данное ранжирование показало, что Русский язык находится на втором месте. Это говорит о том, что привлекательность предмета повысилась.
Для того, чтобы выявить, насколько изменился уровень ЗУН учащихся, и как введение игры повлияло на урок, детям был предложен тест-опросник
1. Любите ли вы игру?
2. Каким играм вы отдаете предпочтение?
3. Где чаще всего вы играете?
4. С кем вы играете?
5. Часто ли вы обмениваетесь мнениями об игре?
6. Хотелось бы вам, чтобы на уроках присутствовала игра?
7. Вы больше любите работать в группе или поодиночке?
8. Как бы вы изменили урок русского языка, включили бы игру в урок?
Вывод: почти все дети поставили русский язык на второе место. Это говорит o том, что игровая деятельность играет огромную роль в получении учебной информации. Не малую роль при групповом взаимодействии сыграло сплочение коллектива.
Беседа с учителем
При беседе с учителем выявлено, что игровые элементы на уроках русского языка необходимо использовать чаще. Подтверждением были положительные результаты учащихся. Педагог отметила, что в игровой форме дети привыкают к взаимопомощи, терпению, работе в команде. Игра занимает много времени на объяснение правил и распределение ролей учащихся, тем самым возникает проблема с временными рамками урока, что, в свою очередь, не позволяет в полной мере охватить весь объем пройденного материала.
Беседа с учащимися
При разговоре с учащимися был сделан следующий вывод. Детям понравилось разнообразие в уроке. Увеличился темп восприятия материала, уроки проходили динамичнее. Не малую роль сыграло сплочение коллектива при работе в группах. Дети стали общительней, раскрепощенней.
Вывод: в процессе опытно-экспериментальной работы (наблюдения) было проведено 3 эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе констатирующего эксперимента были использованы следующие методики: ранжирование, тест-опросник, беседа и наблюдение.
Применение данных методик было направлено на изучение состояния вопроса об игровых методах обучения в 5 классе, a так же на определение уровня мотивации к изучению русского языка. В результате эксперемента было выявлено, что интерес на уроках русского языка находится на среднем уровне.
В ходе формирующего эксперимента были проведены уроки c игровыми элементами. Введение игр в урок было затруднено отсутствием мотивации, желания учащихся включиться в работу, так же неумением работать в группах. Но следует подчеркнуть, что по ходу уроков учащиеся изменили свое отношение, те, что были уверены, что у них ничего не получится, попробовали свои силы и убедились в обратном. Таким образом, можно сказать, что формирующий эксперимент прошел успешно.
В контрольном эксперименте основной целью являлось дублирование эксперимента констатирующего и сравнение результатов двух экспериментов, подтвердив или опровергнув гипотезу, в которой утверждается, что формирование познавательного интереса школьников к изучению русского языка будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.
Сравнив результаты двух экспериментов можно сделать следующий вывод, подтверждающий гипотезу: в ходе уроков c игровыми элементами учащиеся были активны, возрос интерес к урокам русского языка, повысилась эффективность обучения, усвоение материала. В то же время судить об изменении уровня мотивации достаточно тяжело, т.к. за столь краткое время сложно что-либо изменить, но в свете наметившихся тенденций в поведении учащихся, в свете появившейся активности и заинтересованности можно считать гипотезу подтвержденной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ игры как метода воспитания в данной курсовой работе позволяет сделать следующие выводы: детство – время игр, поэтому процесс воспитания детей и подростков неотделим от игры. Игровой метод в этот период занимает ведущее место и приобретает характер универсального метода воспитания.
Игра является необходимым видом деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления oб окружающем мире, приобретаются новые навыки, необходимые для социализации личности. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько в игровой. Ему интересно, а значит, познание происходит легко, c удовольствием. Следует подчеркнуть, что добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем качествам, без которых трудно достичь поставленных целей и задач.
В детском возрасте игра является нормой, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка имеется страсть к игре и надо ee удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.
Из вышеприведенного анализа, хотелось бы выделить, что вся жизнь детей связана c игрой.
Игра, в силу своих характеристик – лучший способ добиться от ребенка развития его способностей без использования методов принуждения.
Игровая деятельность занимает не последнюю роль и в учебном процессе. Сочетание элементов игры и учения во многом помогают учителю в процессе передачи необходимой информации детям. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо знать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.