Файл: Реализация собственного стартапа в области социального предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 795

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стартап – компании имеют целый ряд преимуществ перед уже устоявшимися компаниями. Такими преимуществами являются:

- конкурентоспособность нового продукта, предлагаемого компанией;

- способность быстро реагировать на изменение рыночных тенденций;

- близость к потребителю;

- наличие бизнес – модели;

- возможность получения высоких прибылей.

Данные преимущества обусловили рост значения стартапов в развитии бизнеса. По данным международного рекрутингового сайта «Staff.com», осуществляющего взаимодействие между работодателями и наемными работниками из 27 стран мира, в период 2004–2010 гг. были созданы и стали к концу 2012 г. известнейшими в мире из стартапов 13 компаний, рыночная стоимость которых исчисляется в миллиардах долларов.

Быстрыми темпами развиваются старап компании и в России. По данным на 2015 г. Россия вышла на второе место в Европе и на пятое место в мире по объему инвестиции, привлекаемых стартап – компаниями.

Структура российский стартап компаний по отраслям, сформировавшаяся по состоянию на 2016 г., показана на рисунке 2.

Рисунок 2. Структура стартапов по отраслям

Из рисунка видно, что самыми популярными нишами для стартапов в настоящее время являются рынок компьютерных технологий, оборудование и мобильные приложения, телекоммуникации.

1.2. Методы оценки эффективности стартапа как стадии развития бизнеса

Особенности стартапа как стадии развития бизнеса обуславливают особенности методологических подходов к их оценке. Аналитической практикой в настоящее время разработаны различные подходы и методы, которые позволяют оценить эффективность бизнеса на этапе стартапа, а также определить возможности его будущего развития. Основными из них являются:

  1. скоринговый метод;
  2. метод венчурного капитала;
  3. метод суммирования факторов риска;
  4. метод дисконтированных денежных потоков.

Раскроем содержание каждого из перечисленных методов.

Скоринговый метод был впервые использован в 2008 г. организацией бизнес-ангелов в США «Ohio TechAngels». Данный метод основан на сравнении стартапа со средним значением оценки подобных предприятий по венчурной отрасли в регионе (имеются в виду бизнес-ангелы и венчурные фонды, специализирующиеся на вложениях в стартапы).


Оценка эффективности деятельности стартапа на основе данного метода осуществляется с учетом закономерности возврата инвестиций. Согласно данным Российского венчурного фонда (РВК) закономерность в возврате инвестиций может быть представлена пропорцией 3 : 3 : 3 : 1. То есть три проинвестированные компании разорятся, и фонд потеряет вложенные средства, три компании не обеспечат прибыли, а лишь вернут вложенный капитал, небольшой доход от вложений в три следующие компании обеспечит возврат инвестиций в весь портфель (из десяти объектов), и лишь одна из десяти компаний обеспечит 10—30-кратную прибыль от вложенных средств.

Реализация данного метода осуществляется в несколько этапов. На первом этапе определяется среднее значение доинвестиционной оценки стартапа в регионе, в которых компания осуществляет свою деятельность. На втором этапе осуществляется сравнение целевого стартапа с похожими компаниями. Основные параметры, по которым проводится сравнение, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Параметры, используемые для оценки стартапа скоринговым методом

Параметр стартапа

Диапазон значений веса параметра

Качество управляющей команды

0 – 30

Возможность роста

0 – 25

Продукт/ интеллектуальная собственность

0 - 15

Конкурентная среда

0 – 10

Продвижение/ продажи/ партнерство

0 – 10

Потребность в дополнительных инвестициях

0 – 5

Прочее

0 – 5

Каждому параметру, представленному в таблице 2, присваивается индивидуальное значение. Путем суммирования произведений и индивидуального значения веса параметра рассчитывается общий коэффициент скоринговой модели. Данный коэффициент умножается на среднюю величину доинвестиционной оценки. В итоге мы получаем показатель, который характеризует общий результат деятельности компании.

Метод венчурного капитала предполагает определение суммы выручки через ставку дисконтирования. Эффективность стартап компании при данном методе оценивается через доходность инвестиций, которая рассчитывается следующим образом:

(1)

Где ROI – доходность инвестиций;

TV – терминальная стоимость;

PV – постинвестиционная стоимость

Применение данного метода в российских условиях связано с определенными трудностями ввиду отсутствия существенных статистических данных.


Метод суммирования рисков позволяет оценить эффективность стартапа посредством анализа информации о воздействии на рассматриваемое предприятие различных видов риска. В процессе оценки внимание, как правило, уделяется следующим видам риска:

- операционный риск – связан со стадией развития бизнеса;

- производственный риск;

- политический риск;

- рыночный риск;

- финансовый риск;

- конкурентный риск;

- технологический риск;

- инвестиционный риск;

- репутационный риск.

Каждый из перечисленных видов риска оценивается по следующей шкале:

+2 — сильное положительное влияние на рост компании и на успешный «выход» инвестора;

+1 — положительное влияние;

0 — нейтральный уровень влияния;

—1 — отрицательное влияние на рост компании и на успешный «выход» инвестора;

—2 — сильное отрицательное влияние.

Далее полученное значение средней инвестиционной оценки корректируется с учетом значений выявленных факторов риска.

Наибольшее распространение в российской практике оценки стартапов получил метод дисконтирования денежных потоков. Он основывается на предположении о том, что эффект, полученный в результате осуществления стартап – компании своей деятельности будет складываться из стоимости будущих денежных поступлений, генерируемых бизнесом. Согласно данного метода осуществляется расчет следующих показателей:

1. Чистая приведенная стоимость стартап – проекта, которая характеризует абсолютную сумму эффекта, полученную от инвестиций в проект.

(2)

Где CF - чистый денежный поток от реализации проекта

Вit – инвестиционные затраты на создание и развитие проекта в году t.

r – ставка дисконтирования

Т – срок действия франчайзингового договора.

2. Индекс доходности стартап - проекта, который характеризует уровень доходов, получаемых от реализации проекта, на каждую денежную единицу, инвестированную в проект.

(3)

Где Iп – индекс доходности проекта.

Главная особенность перечисленных методов состоит в том, что они основываются на анализе статистических данных о результатах деятельности компании. Использование данных методов на ранних стадиях развития стартап – проекта позволит своевременно оценить возможный эффект от его реализации, а также определить условия его успешной реализации.

Стартап – компаниям принадлежит важная роль в развитии современного бизнеса. Такие проекты обеспечивают развитие его инновационной составляющей, реализации творческих идей, а также предоставляют их авторам возможность получения более высоких прибылей. Однако в сравнении с традиционным бизнесом стартап – проекты связаны с более высоким риском.


Фактор риска определяет особенности финансирования стартапов. Финансирование стартап – проектов осуществляется преимущественно за счет формальных и неформальных венчурных источников, а также за счет финансовых ресурсов краудфандинговых платформ.

Глава 2. Анализ особенностей деятельности ООО «Априорум» на этапе стартапа

2.1. Общая характеристика стартап – проекта ООО «Априорум» «ЗаказСТО»

Общество с ограниченной ответственностью «Априорум» было зарегистрировано в июле 2017 г. Общество создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" на основании решения о его создании. Место нахождения общества: Российская Федерация, Московская область, г. Коломна, ул. Ленина, 51.

Единственным учредителем общества является А.Г. Боровых. Уставный капитал данным учредителем был сформирован полностью на дату регистрации общества (12.07.2017 г.). Он составил 50 тыс. руб. ООО «Априорум» создано без ограничения срока действия, имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Основной целью созданию ООО «Априорум» является разработка и реализация стартап – проекта «ЗаказСТО». По своему содержанию данный проект предполагает разработку мобильного приложения для автовладельцев. Используя данное приложение автовладельцы в случае поломки машины, необходимости срочного ремонта или технического обслуживания сможет узнать, где находится ближайшее СТО, какие услуги оно может предложить, в какие сроки может быть устранена поломка.

Разработка «ЗаказСТО» может рассматриваться как стартап - проект по двум причинам:

  1. новизна идеи;
  2. проект находится на ранней стадии жизненного цикла.
  3. высокий уровень неопределенности. Неопределенность данного проекта связана со стоимостью первоначальных вложений, источниками финансирования, а также прогнозированием объема реализации ввиду отсутствия ретроспективных данных.

Первоначально запуск проекта планируется в Московской области, однако затем по мере расширения бизнеса возможен охват и других регионов.

В качестве потенциальных пользователей приложения рассматриваются:

- автовладельцы;

- автотранспортные организации, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки.

В качестве основного сегмента на этапе освоения рынка рассматриваются частные автовладельцы, проживающие в Московской области. В качестве конкурентных преимуществ проекта его автор Боровых А.Г. выделяют следующие:

1. Возможность применения на платформах Android и iOS;

2. Русифицированное программное обеспечение;

3. Постоянный он-лайн доступ к текущей версии приложения;

4. Простота и удобство установки приложения.

Таким образом, текущее состояние стартап – проекта позволяет предположить, что на данный момент он находится на стадии посева, т.е. на начальной стадии жизненного цикла. Среди приоритетных действий, которые далее должны быть реализованы на данной стадии, следует выделить формирование команды и приобретение необходимого оборудования.

2.2 Общий анализ идеи стартапа. Концепция продукта

Название проекта стартап – проекта «ЗаказСТО»

Описание продута / услуги По своему содержанию данный проект предполагает разработку мобильного приложения для автовладельцев.

С помощью моего товар / услуги покупатель решает проблему («боль») Используя данное приложение автовладельцы в случае поломки машины, необходимости срочного ремонта или технического обслуживания сможет узнать, где находится ближайшее СТО, какие услуги оно может предложить, в какие сроки может быть устранена поломка.________________________

Таблица 2

Концепция продукта:

1.

Что представляет собой продукт / услуга?

Мобильное приложение

2.

Какую функция выполняет продукт / услуга?

в случае поломки машины, необходимости срочного ремонта или технического обслуживания сможет узнать, где находится ближайшее СТО

3.

Где товар будет использоваться? / Где услугу можно будет получить?

Московская область

4.

Когда товар будет использоваться? / Когда услугу можно получить?

В любое удобное время для клиента

5.

Есть ли необходимые дополнительные товары / услуги для использования разрабатываемого товара / услуги?

Нет