Файл: Реализация собственного стартапа в области социального предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 750

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во 2 год реализации проекта: 848575/ 3600000*100 = 23,57%

В 3 год реализации проекта: 1868575/ 4800000*100 = 38,93%

Таким образом, по мере увеличения объема продаж мобильного приложения, уровень рентабельности будет увеличиваться.

2.4. Оценка рисков стартап – проекта

Т.к. реализация стартап – проекта связана с определенными рисками, оказывающими влияние на его эффективность, необходимо провести их более детальный анализ. Первым этапом в процедуре идентификации рисков является SWOT – анализ, результаты которого для рассматриваемого проекта представлены в таблице 21

Таблица 21

SWOT – анализ

Силы:

1. Возможность применения на платформах Android и iOS;

2. Русифицированное программное обеспечение;

3. Постоянный он-лайн доступ к текущей версии приложения;

4. Простота и удобство установки приложения.

5. Низкая цена

Слабости:

Ограниченные функциональные характеристики приложения

2 . Высокие риски,

связанные с новизной продукта

3.Слабая позиция на

рынке и неизвестность продукта на рынке

4. Ограниченное финансирование

Возможности:

1.Государственная поддержка

развития инноваций

2.Популяризация технологии

в других отраслях

3.Возможность расширения

количества оказываемых

услуг

SO-стратегия:

1.Завоевать доверие потребителя

за счет удобства использования и низкой цены

2.Расширение деятельности за счет разработки аналогичных мобильных приложений в других отраслях.

WO-стратегия:

1 . Поиск новых

регионов, в которых может использоваться мобильное приложение

2. Использование государственной

поддержки в рамках

привлечения клиентов и

популяризации данной

технологии

3. Поиск новых финансовых ресурсов.

Угрозы:

2 . Неосведомленность

потенциальных потребителей

о существовании мобильного приложения

2.Недоверие потребителя

3.Возможность появления аналогичных предложений у конкурентов

ST-стратегия:

1. Проведение он-лайн презентаций, информирующих о преимуществах проекта

2. Совершенствованием

технологических характеристик

Завоевание новых сегментов

рынка за счет освоения новых отраслей и регионов

WT-стратегия:

1. Активная маркетинговая

компания

3.Расширение линейки мобильных приложений


Основываясь на данных таблицы 21 были выявлены возможные риски, связанные с реализацией проекта:

1) риск неэффективной работы команды в рамках проекта. Вероятность данного риска может быть сведена к минимуму при правильном подходе к формированию команды автором проекта. Первоочередное внимание при подборе команды должно уделяться профессиональным навыкам и наличию прошлого опыта работы. Следует отметить, что автор проекта имеет необходимый опыт в сфере разработки мобильных приложений. Кроме того, им был выигран конкурс, организованный Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере Московской области, что позволило получить грант, за счет средств которого осуществляется финансирование проекта на данном этапе.

2) Идея. Риски данного элемента стартапа напрямую связаны с его инновационной составляющей и заключают в себе опасность того, что будущий продукт может оказаться невостребованным. Основными рисками данной категории может стать вероятность неправильного выявления или недостаточного уровня проработки потребности клиента, ошибка в выборе целевой аудитории, а также низкий уровень осведомленности о возможных способах применения и интереса к разрабатываемому продукту со стороны потребителя.

3) Риски, связанные с продуктом. Это в основном технологические риски, которые могут быть сведены к минимуму при условии проведения тестирования разрабатываемого мобильного приложения. Также в составе рисков, связанных с продуктом, необходимо учитывать группу рисков, связанных с наличием и подготовленностью инфраструктуры. Данные риски определяются качеством связи и качеством мобильного интернета в регионе.

4) Риски конкуренции. В настоящее время рынок мобильных приложений для автомобилистов активно развивается. Среди наиболее известных мобильных приложений следует выделить:

- «MultiGO Топливо», которое показывает ближайшие заправки в зависимости от расположения машины.

- EVAK, которое собирает информацию об эвакуаторах в Москве и по всей территории России.

- РАМК, которое позволяет получить любую техническую и юридическую помощь на дороге, а также вызвать эвакуатор при необходимости.

- SYNC Connect, которое позволяет определять местоположение машины, открывать и закрывать двери, запускать дистанционно двигатель, а также контролировать давление в шинах, уровень бензина и заряд аккумулятора.

- целый ряд других приложений, позволяющих прокладывать маршрут, отслеживать камеры видеофиксации, определять ближайшие пункты аренды автомобилей и т.д.


Отличительная особенность анализируемого стартап – проекта состоит в том, что разрабатываемое мобильное приложение направлено прежде всего на оказание технической помощи автовладельцам в ремонте и обслуживания автомобиля на профессиональных станциях технического обслуживания, что не предусмотрено другими приложениями.

5) Риски, связанные с финансовым обеспечением проекта, а именно неопределенность источников финансирования, которое влечет за собой отклонение, а соответственно нехватку финансовых средств и необходимость поиска. Выполненные выше расчеты показали, что дефицит финансовых ресурсов может возникнуть в ООО «Априорум» уже в первый год реализации проекта. В данном периоде расходы на реализацию проекта будут складываться из первоначальных инвестиций в сумме 261400 руб., также в течении года организации необходимо произвести расходы в сумме 2601677 руб. Общая сумма финансовых ресурсов, привлеченных из различных источников на данном этапе составляет 300000 руб. Данной суммы достаточно для осуществления первоначальных инвестиций, но ее недостаточно для покрытия текущих ежемесячных расходов, которые возникнуть уже в первый месяц процесса разработки мобильного приложения. В то же время вероятность данного риска может быть снижена путем привлечения дополнительных альтернативных источников финансирования.

Вероятность возникновения данных видов рисков была оценена по результатам опроса автора проекта по разработке мобильного приложения «ЗаказСТО», которому было предложено оценить значительность потерь при реализации проекта в баллах по следующей шкале:

  • незначительный уровень вероятности риска: 0-2,5 баллов;
  • низкая вероятность – 2,5-5 баллов,
  • средняя вероятность – 5,-7,5 баллов,
  • высокий (критический) уровень – 7,5-10 баллов.

Результаты оценки представлены в таблице 22

Таблица 22

Оценка вероятности риска по результатам опроса автора проекта

№ п/п

Описание риска

Описание последствие при реализации риска

Вероятности риска (в баллах)

Значительность потерь

(в баллах)

1

Команда

1.1

Нехватка специалистов различных

направлений, необходимых для

реализации проекта

Допущение ошибок в

различных элементах проекта

3

2

1.2.

Недостаток компетенций и опыта

работы в отрасли проекта

Допущение ошибок в

различных элементах проекта

3

2

2

Идея

2.1.

Неправильное определение

потребности и целевого сегмента

рынка

Невостребованность продукта на выбранном сегмента ,

необходимость пересмотра

стратегии проекта и поиск

новых клиентов

4

3

2.2

Неосведомленность потребителей о

Применении продукта

Рост затрат на привлечение

клиентов, низкий уровень

продаж

4

3

2.3.

Отсутствие у клиентов интереса к

Продукту, продукт окажется

ненужным

Полное отторжение продукта

рынком, нерентабельность

проекта

3

4

3

Продукт (технологические риска)

3.1

Неготовность продукта к коммерческой реализации

Снижение уровня доверия и лояльности клиентов ;

снижение уровня объема

продаж

3

3

3.2.

Отсутствие инфраструктуры

Невыполнение планов по

Объему производства ,

задержка сроков начала

продаж

2

4

3.3.

Интенсивная конкуренция

Низкий объем продаж,

дополнительные затраты на

доработку

5

4

4

Рынок

4.1.

Низкий уровень спроса на региональном рынке

Увеличение затрат

маркетинг и привлечение

клиентов, низкий объем

продаж

2

4

4.2.

Интенсивная конкуренция

Увеличение затрат на улучшение технологии,

маркетинг и привлечение

клиентов, низкий объем

продаж

8

4

4.3.

Развитие на рынке со стороны

отечественных разработчиков мобильных приложений

Увеличение затрат на улучшение технологии,

маркетинг и привлечение

клиентов, низкий объем

продаж

4

4

4.4.

Высокий уровень конкуренции с

альтернативными технологиями

Увеличение затрат на

популяризацию технологии,

низкий объем продаж

2

3

4.5.

Отсутствие отработанных каналов продаж продукта

Дополнительные затраты,

связанные с реализацией

2

3

5

Финансирование

5.1.

Отсутствие источников финансирования проекта

Задержка сроков начала

производства и продаж;

остановка проекта

6

4

5.2.

Отклонение от первоначальных инвестиций

Повышение стоимости

6

3


На основе данных таблицы 22 была построена матрица рисков «вероятность - ущерб», которой проведено сопоставление вероятности осуществления риска и значимости ущерба при наступлении рискового события (таблица 23)

Таблица 23

Матрица рисков «вероятность – ущерб»

Значи

мость потерь

Степень вероятности

незначительная

низкая

средняя

высокая

Критические

3.2, 4.1

2.3, 4.3

5.1

4.2

Значимые

4.4

2.1, 2.2, 3.1, 4.5

5.2, 3.3.

Средние

1.1, 1.2

5.3

Незначительные

В соответствии с данной матрицей должно быть уделено рискам, связанным с усилением конкуренции, а также рисками финансирования, которые автором проекта оцениваются как наиболее высокие. Вместе с тем следует учитывать, что экспертная оценка носит субъективный характер. Поэтому качественная оценка рисков должна быть дополнена количественными показателями.

Для количественной оценки риска был использован метод, основанный на анализе чувствительности. Она позволяет определить, какие из факторов оказывают наибольшее влияние на эффективность проекта. На основе идентифицированных ранее рисков в качестве переменных, оказывающих воздействие на реализацию проекта, были выбраны следующие факторы:

- объем продаж;

- цена продукции;

- операционные расходы;

- затраты на персонал;

- затраты на аренду помещений;

- затраты на техническое обслуживание;

- размер инвестиционных вложений.

Изменяя значения данных переменных в пределах ±20%, мы рассмотрели степень влияния каждой из них на чистую приведенную стоимость (NPV), внутреннюю норму доходности (IР) и дисконтированный срок окупаемости проекта (DPP). В результате использования анализа чувствительности, проведенного в среде EXCEL, мы получили следующие относительные значения влияния переменных факторов на ключевые показатели эффективности проекта при изменении параметров на ±20% с шагом 5% (таблица 24).

Таблица 24

Показатели чувствительности стартап – проекта «ЗаказСТО»

Отклонение значения фактора, %

Объем продаж

цена

Операцион. расходы

з/п персонала

аренда

Тех. обслуж.

Объем инвест.

Динамика NPV

-20%

-73,71%

-73,71%

45,52%

4,21%

0,48%

0,21%

4,49%

-15%

-54,26%

-54,26%

34,14%

3,16%

0,36%

0,16%

3,36%

-10%

-37,73%

-37,73%

22,76%

2,11%

0,24%

0,11%

2,24%

-5%

-18,87%

-18,87%

11,38%

1,05%

0,12%

0,05%

1,12%

0

0

0

0

0

0

0

0

5%

18,87%

18,87%

-11,38%

-1,05%

-0,12%

-0,05%

-1,12%

10%

37,73%

37,73%

-22,76%

-2,11%

-0,24%

-0,11%

-2,24%

15%

54,26%

54,26%

-34,14%

-3,16%

-0,36%

-0,16%

-3,36%

20%

73,71%

73,71%

-45,52%

-4,21%

-0,48%

-0,21%

-4,49%

Динамика IP

-20%

-69,40%

-69,40%

52,61%

4,98%

0,34%

0,15%

22,88%

-15%

-51,50%

-51,50%

38,71%

3,72%

0,25%

0,12%

16,27%

-10%

-36,14%

-36,14%

25,31%

2,48%

0,17%

0,08%

10,31%

-5%

-18,34%

-18,34%

12,41%

1,24%

0,08%

0,04%

4,92%

0

0

0

0

0

0

0

0

5%

19,02%

19,02%

-11,94%

-1,23%

-0,08%

-0,04%

-4,50%

10%

31,71%

31,71%

-23,44%

-2,45%

-0,17%

-0,08%

-8,64%

15%

51,24%

51,24%

-34,54%

-3,67%

-0,25%

-0,12%

-12,47%

20%

71,56%

71,56%

-45,30%

-4,88%

-0,34%

-0,15%

-16,02%

Динамика дисконтированного периода окупаемости

-20%

85,37%

85,37%

-20,18%

-2,77%

-0,17%

-0,10%

-9,01%

-15%

47,83%

47,83%

-16,12%

-2,09%

-0,13%

-0,07%

-6,75%

-10%

27,88%

27,88%

-11,50%

-1,40%

-0,09%

-0,05%

-4,50%

-5%

11,46%

11,46%

-6,18%

-0,71%

-0,04%

-0,02%

-2,25%

0

0

0

0

0

0

0

0

5%

-8,78%

-8,78%

7,27%

0,72%

0,04%

0,02%

2,25%

10%

-11,93%

-11,93%

15,94%

1,44%

0,09%

0,05%

4,50%

15%

-17,53%

-17,53%

26,47%

2,18%

0,13%

0,07%

6,75%

20%

-44,31%

-44,31%

39,52%

2,93%

0,17%

0,10%

9,01%


Результаты анализа чувствительности проекта при изменении компонентов проекта на 20% показывает, что наибольшее воздействие оказывают такие факторы, как изменение цены и объема продаж (уменьшают чистую приведенную стоимость на 73,71%, внутреннюю норму доходности на 69,40% и увеличивают дисконтированный срок окупаемости на 85,37%) и изменение операционных расходов, которое снижают чистую приведенную стоимость на 45,52%, внутреннюю норму доходности на 45,30% и увеличивают дисконтированный срок окупаемости на 39,52%. Менее значительный ущерб наносит колебание объема первоначальных инвестиций в проект (чистая приведенная стоимость снижается на 4,49%, внутренняя норма доходности – на 16,02%, дисконтированный срок окупаемости – на 9,01%).

Остальные факторы, такие как затраты на персонал, аренду помещений, маркетинг и продвижение продукции, не оказывают значительного влияния на эффективность реализации проекта.

На основе данных таблицы 24 была составлена диаграмма «Торнадо», которая показана на рисунках. Из рисунков видно, что влияние как положительных, так и отрицательных изменения в связи с различными исходами рисковых событий, является симметричным. При этом положительное изменение критических параметров немного более значимо при оценке внутренней нормы доходности и имеет меньшее влияние на срок окупаемости проекта, чем отрицательное изменение параметров.

Рисунок 3. Диаграмма «Торнадо» для NPV стартап – проекта

Рисунок 4. Диаграмма «Торнадо» для IP стартап – проекта

Рисунок 5. Диаграмма «Торнадо» для дисконтированного периода окупаемсти стартап – проекта

Таким образом, даже при изменении анализируемых параметров на 20% чистая приведенная стоимость проекта остается положительной. Это значит, что основные группы рисков, которые были выявлены по результатам анализа, не поставят под сомнение возможность реализации проекта. Следовательно, даже в условиях риска проект по разработке мобильного приложения «ЗаказСТО» может быть реализован с положительным экономическим эффектом.

В данной главе работы был проведен анализ основных параметров стартап – проекта по разработке мобильного приложения «ЗаказСТО». Реализацию проекта осуществляет ООО «Априорум». Анализ показал, что данный стартап – проект в настоящее время находится на стадии посева, основным источником его финансирования является грант, предоставленный Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере Московской области на конкурсной основе.