Файл: Реализация собственного стартапа в области социального предпринимательства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 745

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одной из основных форм малого инновационного предпринимательства, которое получило широкое распространение в мировой бизнес – практике и активно развивается в России являются стартап – компании. Стартапы изначально нацелены на быстрый рост, что обусловливает интерес к ним со стороны венчурного капитала. Но высокие риски деятельности и ограниченность финансовых, кадровых, временных ресурсов определяют необходимость их развития в кооперации с инвесторами, партнерами, потенциальными потребителями, организациями, осуществляющими государственную поддержку инновационной деятельности.

В настоящее время эффективные механизмы управления стартап – компаниями еще в полной мере не освоены, а инновационная и институциональная среда для развития стартап – проектов еще в полной мене не развиты. В результате чего наблюдается большой процент неудач стартапов (75%) - большинство инновационных бизнес проектов «проваливается» именно на этой стадии. Сложность проблемы обуславливается также слабой теоретической проработанностью моделей, технологий и инструментов управления, обеспечивающих рыночную устойчивость стартапа.

Среди наиболее актуальных проблем управления бизнесом на этапе стартапа необходимо выделить проблемы оценки риска и внешнего финансирования, а также оценки эффективности стартап – проектов не только в случае его успешной реализации, но и с точки зрения вероятности получения положительного эффекта при учете всех рисковых факторов, способных повлиять на проект. Актуальность данных проблем делает необходимым проведение более глубокого исследования особенностей стартапа как стадии бизнеса.

Цель исследования, проведенного в данной работе, состоит в определении особенностей реализация собственного стартапа в области социального предпринимательства. Достижение данной цели потребовало решения в работе следующих задач:

1. Определить сущность и роль стартапа в развитии бизнеса в условиях рыночной экономики

2. Дать характеристику и определить особенности основных способов привлечения финансирования стартапов

3. Установить особенности механизма государственной поддержки стартапов;

4. Раскрыть содержание основных методов оценки эффективности стартапа как стадии развития бизнеса.

5. Провести анализ показателей деятельности организации на этапе стартапа;

Объектом исследования, проведенного в работе, является ООО «Априорум». Предмет исследования является стартап – проект по разработке мобильного приложения «ЗаказСТО», реализуемый ООО «Априорум»


Методологическую основу исследования составили методы анализа и синтеза, сравнения, метод анализа коэффициентов, метод дисконтирования денежных потоков.

Практическая значимость работы состоит в том, что выводы и рекомендации, сформулированные по результатам исследования могут быть использованы для совершенствования стартап – проекта ООО «Априорум».

С учетом поставленных целей и задач была определена следующая структура работы. Работа состоит из трех глав. В первой главе раскрыты теоретические основы разработки и реализации стартап – проектов. Во второй главе проведен анализ стартап – проекта ООО «Априорум», дана прогнозная оценки эффективности проекта и рисков. В третьей главе предложены рекомендации по совершенствованию источников финансирования и мероприятий по продвижению проекта.

Выводы по результатам исследования сформулированы в заключении.

Глава 1. Теоретические основы организации и развития стартапа

1.1 Сущность и роль стартапа в развитии бизнеса в условиях рыночной экономики

Одним из основных условий устойчивого развития современной российской экономики является обеспечение роста инновационной активности, развитие малого и среднего бизнеса. Ключевая роль в решении данной задачи принадлежит развитию стартапов. Слово «стартап» происходит от английского понятия start-up - «стартовать, запускать». В российской экономической практике данное понятие появилось сравнительно недавно.

В соответствии с классическим определением, которое было сформулировано американским предпринимателем С. Бланком стартап - это временная структура, предназначенная для поиска и реализации масштабируемой бизнес – модели[1]. Таким образом, в соответствии с данным определением, стартап необходимо рассматривать как компанию, которая создается для поиска возможностей многократной продажи полученного решения и достижения существенного роста проекта.

Известный американский предприниматель, один из основоположников стратап – движения в области высоких технологий У. Драйпер определяет стартап как новую компанию, которая осуществляет разработку инновационных товаров или услуг в условиях полной неопределенности[2]. Следовательно, согласно данному определению к стартапам необходимо отнести любой новый продукт или бизнес независимо от сектора и масштабов развития. Главная особенность отнесения бизнеса к категории стартапа – это полная неопределенность условий деятельности.


Понятие стартапа исследуется также и в работах российских авторов. Е. А. Иноземцева определяет стартап как быстрорастущие бизнесы, создаваемые на основе инновационной идеи командой, реализующей эту идею, привлекая необходимое финансирование и компетенции, и внедряя инновационные идеи на рынке, благодаря чему создается новая компания, новый бизнес[3].

По мнению Н.Н. Куницыной, стартап – это недавно созданная компания, находящаяся в стадии развития или исследования перспективных рынков[4].

Из представленных выше определений видно, что единое мнение относительно сущности стартапа в настоящее время отсутствует. Также следует заметить, что в хозяйственной практике разных стран мирового хозяйства стартапы идентифицируют с различающихся по ряду аспектов позиций Так, эксперты американского финансово-экономического журнала «Forbes» выделяют следующие характеристики стартапов как предприятий:

  • основаны или приступили к активной работе не более года назад;
  • представляют собой инновационный бизнес, ломающий традиционные представления о развитии своего сектора;
  • коммерческие предприятия с реальным бизнес-планом;
  • приносят доход, не превышающий уровень дохода стартапа;
  • не переросли фазу стартапа, то есть не стали уже приобретенными компаниями и проектами, управляемыми частными фондами.[5]

В аналитических материалах ОАО «Российская венчурная компания» понятия «стартап», «инновационный стартап», «малая инновационная компания» рассматриваются как синонимы. При этом в качестве основных характеристик стартапа как предприятия можно выделить следующие:

  • наличие проектной команды либо сформированного штата компании;
  • наличие обоснованного и реализуемого бизнес-плана;
  • наличие формализованной и задокументированной системы бизнес-процессов, бухгалтерского и налогового учета;
  • получение необходимой регистрационной и разрешительной документации;
  • наличие инфраструктуры для выпуска продукции или оказания услуг (включая закупку или аренду необходимого оборудования, сырья и материалов);
  • выпуск пилотной партии продукта или пилотное оказание услуги.

Эксперты проекта «Russian Startup Rating», аккумулирующего информацию об отечественных стартапах, к числу их основных признаков относят:

  • возраст не старше 6 лет;
  • коммерческую реализуемость проекта;
  • возможность занять значимую часть рыночной ниши производством товара / оказанием услуги;
  • наличие в штате не более 120 сотрудников;
  • полную самостоятельность компании в принятии решений[6].

Сравнительный анализ приведенных выше подходов к определению сущности стартапа позволяет сделать вывод о том, что к ним могут быть отнесены компании, имеющие преимущественно инновационный характер деятельности, способные обеспечить кратное увеличение объема продаж и прибыли в течение относительно короткого периода времени.

Для понимания сущности стартапа как стадии развития бизнеса необходимо провести анализ жизненного цикла организации. Для этого рассмотрим кривую жизненного цикла И. Адизеса, которая показана на рисунке 1. Согласно данной модели в своем развитии любая организация проходит 9 основных стадий. Основным характеристикам стартап – компаний соответствует 5 первых стадий данной модели: зарождение, младенчество, этап активной деятельности, юность, расцвет.

Стадия зарождения бизнеса начинается с зарождения бизнес – идеи у основателя организации. Данный период в развитии организации основывается на мечтах и возможностях, а основной задачей руководителя является создание и развитие глубокой приверженности идее. Чем выше риск и неопределенность проекта, тем сильнее должна быть вера в результат.

Рисунок 1. Кривая жизненного цикла организации И. Адизеса[7]

Стадия младенчества начинается в тот момент, когда собственник идеи основывает компанию и берет на себя финансовые риски и обязательства. Идея трансформируется в конкретные действия, от реализации которых ожидается получение определенного результата. На данном этапе организация не получает высоких результатов, т.к. только учится эффективно функционировать в отрасли. На данной стадии успешность бизнеса во многом зависит от его основателей. Если они теряют веру в идею или не способны решать проблемы, молодая компания заканчивает свою деятельность. На данном этапе развития в компании еще не сформирован процесс делегирования, отсутствуют процессы передачи и управления информацией, поэтому все замыкается на руководителе, который принимает участие в каждом событии небольшой компании.

Этап активной деятельности характеризуется ростом популярности продукта (услуг), выпускаемых компанией, что стимулирует процесс диверсификации. Процессы передачи полномочий и коммуникации на данном этапе в организации еще полностью не определены. Инфраструктура организации развивается хаотично. Это может привести к управленческому кризису, а следовательно, к снижению эффективности организации.


Этап юности в развитии организации характеризуется децентрализацией власти переходом от предпринимательства к профессиональному управлению и определением четкого фокуса компании. На стадии юности наиболее яркой проблемой становится рождение внутренних конфликтов в компании, которые (при отсутствии их решения) могут привести к преждевременному старению бизнеса.

Этап расцвета является завершающей стадией в развитии стартап – компаний. Компания занимает оптимальное положение на кривой жизненного цикла и достигает определенного баланса между гибкостью и жестким контролем в управлении. У компании установлены четкие цели, каждый отдел имеет четкие приоритеты и все сотрудники последовательно, упорно и четко выполняют свои задачи. В компании приведены в соответствие миссия, стратегия, структура, процессы управления информацией, распределение ресурсов и система вознаграждений. Компания работает отлажено, как единый механизм.

Дальнейшее развитие организации связано с переходом от стартап к традиционному бизнесу.

Также в литературе существуют и другие подходы, объясняющие особенности развития стартапов. Так, например, Каширин А.А., Семенов А.С. выделяют четыре стадии в развитии стартап – проектов:

1. Стадия посева;

2. Стадия запуска;

3. Стадия роста;

4. Стадия расширения[8].

Стадия посева (начальная стадия) характеризуется анализом потенциала инновационной бизнес – идеи, осуществляются научные исследования и проектирование. Также на этом этапе формируется команда, которая будет обеспечивать развитие предприятия, отвечать за коммерциализацию, проведение НИОКР; завершается этап регистрацией предприятия и назначением его руководителя.

На стадии запуска осуществляется реализация бизнес – плана стартап – проекта, проводятся испытания нового продукта, ведется испытание нового производства, осуществляются работы по выводу и продвижению продукции на рынок.

Стадия роста соответствует стадии юности в модели Адизеса, а стадия расширения – стадии расцвета в модели Адизеса.

В отличие от традиционного бизнеса для стартапа основополагающим моментом являются инновации, стартапы характеризуются более высокими темпами роста. В течение длительного периода времени стартапы в отличие от традиционного бизнеса могут не получать прибыль, т.к. они ориентированы больше на создание нового продукта. Однако в случае достижения поставленной цели объем запланированной прибыли будет гораздо более высоким, чем у традиционных предприятий. В то же время в отличие от традиционного бизнеса стартап связан с гораздо более высоким риском.