Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Уровень цен имеет низкий индекс удовлетворенности и со стороны клиентов (Iуд = 0,26), и со стороны аптечного персонала (Iуд = 0,38), однако более не устраивают цены посетителей салона, чем работников.

Профессиональная грамотность работников более устраивает клиентов (Iуд = 0,66), чем самих работников (Iуд = 0,63). Провизоры, работающие в салонах, считают, что им чаще надо посещать конференции, которые проводят медицинские представители фирм, что с ними необходимо проводить тренинги по эффективным продажам, что нужна подписка на профессиональные журналы.

Культура обслуживания менее устраивает клиентов (Iуд=0,72),чем работников (Iуд = 0,78), также как и быстрота обслуживания, соответственно (Iуд = 0,6) и (Iуд = 0,67).

Разрешением конфликтов посетители (Iуд = 0,58), также менее довольны, чем персонал (Iуд = 0,67). Разрыв также получился в оценке понимания потребности клиентов. Клиенты менее довольны этим фактором (Iуд = 0,64), чем специалисты аптеки (Iуд = 0,71).

Таким образом, можно сгруппировать некоторые общие черты показателей потребительской ценности по следующим характеристикам: месторасположение, режим работы, внешний вид, ассортимент, уровень цен, уровень рекламы, система скидок, взаимоотношений с клиентами (профессиональная грамотность работников, культура обслуживания, быстрота обслуживания, разрешение конфликтов, понимание потребности клиента) (рис.7).

Рисунок 7 Оценка конкурентоспособности предприятия клиентами и работниками ООО «Аптеки Волжской мануфактуры» в отношении показателей потребительской ценности

В результате ранжирования показателей потребительской ценности по четырем характеристикам и идентификации разрывов (рис.7) оказалось, что существует значительный разрыв между оценкой клиентов и оценкой аптечного персонала в отношении характеристики компании. Клиенты положительно относятся к характеристике сети (месторасположение, режим работы, внешний вид), (Iуд общий = 1,87), персонал отрицательно относится к данной характеристике (Iуд общий = -0,17).

Идентифицирован небольшой разрыв между оценкой клиентов и оценкой персонала в отношении товара, соответственно (Iуд общий = 1,96) и (Iуд общий = 1,88).

В отношении предоставляемых услуг также существует значительный разрыв между оценкой клиентов и оценкой работников салонов, соответственно (Iуд общий = 0,56) и (Iуд общий = -0,96).

Идентифицирован разрыв между оценкой потребителей и оценкой аптечного персонала в отношении взаимоотношений с клиентами, соответственно (Iуд общий = 3,2) и (Iуд общий = 3,46).


Таким образом, в результате проведенных исследований получились следующие результаты:

  • существует значительный разрыв между оценкой конкурентоспособности предприятия клиентами и персоналом, средний индекс удовлетворенности клиентами составил (Iуд = 0,54), а персоналом (Iуд = 0,3), то есть специалисты – провизоры в целом более критичны к показателям своего предприятия по сравнению с клиентами сети аптек;
  • в отношении характеристики компании клиентов не устраивает режим работы аптек, а персонал не устраивает внешний вид помещений;
  • в отношении товара клиентов не совсем устраивает ассортимент дополнительных услуг, уровень цен не устраивает и клиентов, и работников;
  • в отношении услуг реклама частично не устраивает посетителей, а работники предприятия совершенно не довольны аптечной рекламой; система скидок не устраивает клиентов и совершенно огорчает сотрудников;
  • в отношении взаимоотношений с клиентами выяснилось, что работники не довольны системой обучения на своем предприятии, однако они считают, что культура и быстрота обслуживания, понимание потребности клиента вполне удовлетворительна. В то же время клиенты салонов не совсем довольны культурой и быстротой обслуживания, и пониманием потребности клиента.

Полученные результаты проведенного исследования были доведены до руководства исследуемого предприятия и нами предложены следующие меры по повышению конкурентоспособности предприятия:

1) пересмотреть режим работы аптек;

2) провести косметический ремонт помещений, наладить освещение наружных витрин, разместить на ближайшей остановке указатель в сторону аптеки;

3) повысить уровень рекламы предприятия;

4) рассмотреть вопрос о внедрении дополнительной системы скидок;

5) расширить ассортимент дополнительных услуг;

6) пересмотреть ценовую политику;

7) изменить систему обучения персонала аптеки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая высказываемые различными учеными - экономистами взгляды на конкурентоспособность продукции и предприятия, автор пришел к выводу, что конкурентоспособными можно считать предприятия, функционирующие эффективно или предоставляющие потребителю конкурентоспособную продукцию. Проработка проблемы конкурентоспособности предприятия многими учеными-экономистами не сильно отличается от уровня осмысления конкурентоспособности продукции.

В итоге после рассмотрения в трудах ученых-экономистов существующей ситуации, связанной с проблематикой конкурентоспособности, автор делает следующие выводы.


1. Конкурентоспособность – это свойство, характеризующее любые экономические объекты.

2. Вся продукция и производящие ее системы рассматриваются в контексте проблем конкурентоспособности.

3. В определенных условиях конкурентоспособность отождествляется с такими экономическими категориями, как качество и эффективность.

4. При решении проблем, связанных с конкурентоспособностью, могут использоваться известные способы решения задач, зависящих от проблем качества и эффективности.

5. Свойство конкурентоспособности может проявляться вне зависимости от деятельности предприятия и определяться объективными процессами, протекающими в экономике. Следовательно, конкурентоспособность – динамическая категория, обусловленная внешними факторами, многие из которых рассматриваются как управляемые.

Кроме того, можно выделить основные признаки, характеризующие сущность понятия конкурентоспособность.

1. Конкурентоспособность проявляется в процессе рыночных отношений.

2. Конкурентоспособность имеет уникальные свойства и распространяется на субъект и объект рыночных отношений.

3. Состояние конкурентоспособности динамично и неустойчиво из-за часто меняющейся рыночной среды.

4. Конкурентоспособность – относительная величина, для сравнения которой основными параметрами служат аналогичные показатели конкурентов.

Таким образом, под конкурентоспособностью стоит понимать относительную рыночную величину, которая динамично изменяется и характеризует возможность предприятия получать прибыль от своей деятельности в современных рыночных условиях с помощью эффективного использования организационно-управленческого, производственного, научного, экономического, технического, маркетингового и иного потенциала предприятия.

В настоящей работе проведен анализ финансово-хозяйственной и маркетинговой деятельности ООО «Аптеки Волжской мануфактуры», а также дана оценка конкурентоспособности предприятия. По итогам анализа сделаны следующие выводы:

- анализируемое предприятие представляет собой сеть аптек, расположенных в г. Иваново и Ивановской области;

- по результатам проведенного экспресс – анализа хозяйственной деятельности сделан вывод о устойчивом финансовом положении предприятия, однако выявлены негативные тенденции, указывающие на ухудшение финансового состояния;

- анализ внутренних и внешних факторов, показал, что у компании не имеется значительных препятствий в достижении запланированных целей, и большая часть факторов будет способствовать осуществлению выбранных стратегий;


- анализируемое предприятие занимает довольно устойчивое положение на рынке, но для успешного дальнейшего развития, необходимо повышать конкурентоспособность, осваивать новые сегменты рынка.

- построение конкурентной карты позволило выявить лидеров и аутсайдеров среди филиалов компании, а также дать прогноз для их конкурентных позиций.

Полученные результаты проведенного исследования были доведены до руководства исследуемого предприятия и нами предложены следующие меры по повышению конкурентоспособности предприятия:

1) пересмотреть режим работы аптек;

2) провести косметический ремонт помещений, наладить освещение наружных витрин, разместить на ближайшей остановке указатель в сторону аптеки;

3) повысить уровень рекламы предприятия;

4) рассмотреть вопрос о внедрении дополнительной системы скидок;

5) расширить ассортимент дополнительных услуг;

6) пересмотреть ценовую политику;

7) изменить систему обучения персонала аптеки.

В качестве приоритетных, выделены следующие направления повышения конкурентоспособности:

1) организация системы мерчендайзинга;

2) расширение ассортимента оказываемых услуг (моделирование и печать очковых оправ на трехмерном принтере по индивидуальным заказам клиентов).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамов Л. Анализ рынка аптек 2018 /Л. Абрамов. URL: https://alterainvest.ru/rus/blogi/analiz-rynka-aptek-realnaya-situatsiya-v-2018-godu/ Дата обращения: 18.02.2019

2. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика/ Г.Л. Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2012. - 208 с.

3. Анализ аптечного рынка по итогам 2017 года и перспективы 2018.URL: https://markirovka.center-inform.ru/news/analiz-aptechnogo-rynka-po-itogam-2017-goda-i-perspektivy-2018/. Дата обращения: 18.02.2019.

4. Аристов О.В. Конкуренция и конкурентоспособность / О.В. Аристов. –М.: Инфра-М, 2014.– 228 с..

5. Бакальская Е.В. Ценовые способы повышения конкурентоспособности аптечной сети //Аллея науки. 2017. - Т.4. -№ 9. - с.487-493

6. Брусянин В. Е., Махмутов Я. И., Сковронская Я. В., Цыбульский А. В. Сравнительная характеристика аптечного рынка в России и за рубежом // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 44-47. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/263/13432/ (дата обращения: 18.02.2019).

7. Гиляровская Л. Т. Стратегический менеджмент / Л.Т. Гиляровская. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 576 с.


8. Давлетгареев Н.Р. Оценка стратегических альтернатив предприятия с помощью матричного метода (матрицы БКГ, Мак-Кинзи) // Экономика и предпринимательство, 2016. - №3-1 (68) – с.12-19

9. Качалина Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л.Н. Качалина. - М.: Изд-во Эксмо, 2015. - 464 с.

10. Ким С. Маркетинг / С. Ким. – М.: Дашков и Ко, 2013. – 206 с.

11. Киселев А. И., Цапиков А. А. Анализ конъюнктуры фармацевтического рынка Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 863-867. — URL https://moluch.ru/archive/91/19431/ (Дата обращения 18.02.2019).

12. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): учебное пособие / А.К. Александров; под общ.ред. В.М. Круглика. – Минск: Новое знание; М.: Инфа-М. -–2016. – 285 с.

13. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: пер. с англ. / Ф. Котлер; под ред. О.А. Третьяк и др./ – СПб.: Питер, 2013. – 896 с.

14. Кудрявцев К.А. Способы повышения конкурентоспособности предприятий // Креативная экономика. 2010. - Т.4. - № 12.- с. 123-128.

15. Мишин Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства / Ю.В. Мишин. – М: Инфра-М, 2016. – 320 с.

16. Обзор и анализ актуальных трендов на аптечном рынке России / Сеть аудиторских компаний KPMG URL: http://ru.investinrussia.com/data/file/ru-ru-pharmacy-survey-2016.pdf. Дата обращения: 18.02.2019.

17. Официальный сайт ООО «Аптека волжская мануфактура» URL: http://www.volgamanuf.ru/pharmacy.php. Дата обращения: 19.02.2019.

18. Портер М. Конкуренция / М. Портер. - М.: Вильямс, 2018. – 608 с.

19. Прядько С.Н.. Курилова М.С. SWOT и PEST-анализ как инструмент принятия грамотных управленческих решений // Экономика и социум, 2017. - №1-2 (32). – с. 408-411.

20. Розанова Н.М. Конкурентные стратегии современной фирмы / Н.М. Розанова. – М.: Юрайт, 2017. – 344 с.

21. Рубин Ю.Б. Конкуренция в предпринимательстве / Ю.Б. Рубин // М.: Университет, 2018. URL: https://www.litmir.me/br/?b=615122&p=1. Дата обращения: 18.02.2019.

22. Фармацевтический рынок России. Декабрь 2018. URL:: https://dsm.ru/docs/analytics/december_2018_pharmacy_analysis.pdf Дата обращения: 18.02.2019.

23. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособности организации / Р.А. Фатхутдинов. - М.:Экономика. – 2005. – 544 с.

24. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебно-практическое пособие. – 3-е издание., испр. и доп. / А.Ю. Юданов // М.:Издательство ГНОМ и Д. - 2001. – 304 с.

Приложение

Бухгалтерская отчетность ООО «Аптека волжская мануфактура»

Таблица А.1 – Данные бухгалтерского баланса предприятия, тыс. руб.

Статья баланса

Код строки

Отчетная дата

31.12.2017

31.12.2016

31.12.2015

31.12.2014

АКТИВ БАЛАНСА

I. Внеоборотные активы

Основные средства

1130

24

408

1 013

1 584

Итого по разделу I

1100

24

408

1 013

1 584

II. Оборотные активы

Запасы

1210

37 590

34 853

34 558

34 710

Дебиторская задолженность

1230

48 813

53 454

38 504

29 294

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

1240

4 109

26 667

25 524

25 875

Денежные средства и их эквиваленты

1250

3 495

3 078

2 730

3 772

Прочие оборотные активы

1260

180

98

99

77

Итого по разделу II

1200

94 187

118 150

101 415

93 728

Баланс

1600

94 211

118 558

102 428

95 312

ПАССИВ БАЛАНСА

III. Капитал и резервы

Уставной капитал (складочный капитал, уставной фонд, вклады товарищей)

1310

300

300

300

300

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

1370

56 959

56 487

63 866

69 320

Итого по разделу III

1300

57 259

56 787

64 166

69 620

IV. Долгосрочные обязательства

Заемные средства

1410

0

15 500

Итого по разделу IV

1400

0

15 500

0

0

V. Краткосрочные обязательства

Кредиторская задолженность

1520

36 952

46 271

38 262

25 692

Итого по разделу V

1500

36 952

46 271

38 262

25 692

Баланс

1700

94 211

118 558

102 428

95 312