Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что стоимость основных средств в течение всего рассматриваемого периода снижается (на 605 тыс. руб. (59,72) и 384 тыс. руб. (94,12%) за 2015-2016 гг. и 2016- 2017 гг. соответственно). Доля основных средств в стоимости имущества, которая характеризует степень капитализации активов в основные фонды, сократилась с 0,99% до 0,03%. Динамика показателя свидетельствует об опережении темпов роста стоимости активов предприятия над темпами роста основных средств, повышении мобильности имущества предприятия. Низкая доля внеоборотных активов (которые в данном случае представлены исключительно основными средствами) присуща торговым предприятиям, но также указывает на его низкую финансовую устойчивость.

За период исследования почти на 11% снизился коэффициент износа основных средств. Это положительная динамика, так как чем ниже коэффициент износа, тем выше коэффициент годности, то есть доля неизношенных основных средств в общей их суме.

Общая величина хозяйственных средств в распоряжении предприятия имеет тенденцию к увеличению в 2015-2016 гг. на 16130 тыс. руб. (или на 15,75%) и снижается до конца отчетного периода на 24347 тыс. руб. (или на 20,54%). Отрицательная динамика этого показателя в 2016-2017 гг. свидетельствует об ухудшении имущественного положения организации.

Положительное значение собственного оборотного капитала в течение всего анализируемого, а также тенденция данного показателя к росту следует оценивать позитивно, т.к. это свидетельствует о достаточном объеме собственных оборотных средств для нормального функционирования предприятия.

Величина чистых активов в течение 2015-2017 гг. изменяется разнонаправленно: в 2016 году по сравнению с 2015 г. наблюдается снижение на 7379,0 тыс. руб. (или на 11,5%), в 2017 году по сравнению с 2016 годом изменение составило +472 тыс. руб. (или +0,83%), за отчетный период в целом наблюдается общая отрицательная динамика показателя. Снижение чистых активов является отрицательной динамикой, так как указывает на снижение инвестиционной привлекательности предприятия. В течение всего отчетного периода величина чистых активов значительно превышает величину уставного капитала компании, что указывает на эффективность деятельности предприятия в отчетном периоде.

Рост величины собственных средств (8121 тыс. руб. или + 12,66%) в 2016 г. сменяется значительным их снижением до конца отчетного периода (на 15028 тыс. руб. или на 20,79%), что указывает на спад инвестиционной привлекательности организации и деловой активности.


Коэффициент текущей ликвидности, который характеризует способность организации отвечать по своим краткосрочным обязательствам, равен 2,65, 2,55, 2,55 в 2015 г. 2016 г., 2017 г. соответственно при нижней границе показателя 1,1. Это свидетельствует на способность предприятия устойчиво расплачиваться с краткосрочными обязательствами в отчетном периоде. Однако значения показателя, превышающих 2,5 свидетельствуют о недостаточно активном использовании оборотных активов. в связи с этим целесообразно рассмотреть более детально динамику и структуру оборотных активов предприятия.

В структуре текущих активов компании наибольший удельный вес приходится на запасы и дебиторскую задолженность (рис. 3). При этом доля запасов изменяется разнонаправленно, но сохраняя тенденцию к увеличению в течение 2015-2017 гг. Доля дебиторской задолженности в структуре оборотных активов увеличивается с 38% до 51,8% в том же периоде. Высокая доля указанных элементов в общей величине оборотных активов оценивается отрицательно, так как является свидетельством «заморозки» оборотных активов в дебиторской задолженности и в запасах.

Сравнение относительного изменения наиболее весомых элементов оборотных активов и выручки предприятия представлено на рисунке 4. Темпы роста запасов и дебиторской задолженности в 2015-2017 гг. превышают темп прироста выручки (исключение составляет относительное изменение дебиторской задолженности на конец отчетного периода), что подтверждает ранее сделанные выводы. Можно заключить, что в рассматриваемом периоде у предприятия наблюдается спад объема реализации, увеличение доли продаж с отсрочкой платежа, рост потребности в привлечении дополнительных средств в оборот.

Рисунок 3 – Динамика структуры оборотных активов, %

Рисунок 4 – Темпы роста запасов, дебиторской задолженности и выручки, %

Рассчитанные значения коэффициента абсолютной ликвидности выше рекомендованного значения (0,2) и показывают тенденцию к снижению. Чем больше значения показателя, тем выше ликвидность предприятия.

Коэффициент автономии, показывающий долю собственных средств в общем объеме активов, оценивается положительно – при нормативе 0,4 - 0,6 фактическое значение коэффициента составляет 0,48-0,63. В отчетном периоде значение показателя изменяется разнонаправленно, но в целом прослеживается отрицательная динамика, что свидетельствует о повышении зависимости предприятия от внешних источников финансирования.


Коэффициент маневренности собственного капитала показывает финансовую устойчивость и отражает долю собственных средств, значение показателя в текущем периоде изменилось несущественно.

Динамика финансовых результатов предприятия представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Динамика финансовых результатов ООО «Аптека волжская мануфактура»

Показатель

Значение показателя, тыс. руб.

Изменение показателя

2015-2016 гг.

2016-2017 гг.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

тыс. руб

%

тыс. руб

%

1. Выручка

344550,0

327448,0

308959,0

-17102,0

95,0

-18489,0

94,4

2. Расходы по обычным видам деятельности

342188,0

325562,0

309269,0

-16626,0

95,1

-16293,0

95,0

3. Прибыль (убыток) от продаж

2362,0

1886,0

-310,0

-476,0

79,8

-2196,0

-16,4

4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате

9809,0

1560,0

2999,0

-8249,0

15,9

1439,0

192,2

5. Проценты к уплате

223,0

-

-

-

-

6. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее

-1624,0

-1825,0

-1994,0

-201,0

112,4

-169,0

109,3

7. Чистая прибыль

10547,0

1621,0

472,0

-8926,0

15,4

-1149,0

29,1

В течение всего рассматриваемого периода выручка предприятия имеет тенденцию к снижению (на 17102 тыс. руб. (или на 5%) и на 18489 тыс. руб. (или на 5,6%) в 2015-2016 гг. и 2016-2017 гг. соответственно). Прибыль от продаж в текущем периоде также имеет отрицательную тенденцию, при этом в 2017 г. получен убыток от продаж. Значительное снижение прибыли от продаж объясняется превышением темпами роста себестоимости темпов роста выручки. В результате положительного сальдо прочих доходов и расходов чистая прибыль предприятия показывает положительное значение в 2015-2017 гг. Следует отметить, что чистая прибыль в 2015-2016 гг. и 2016-2017 гг. снижается на 84,6% и 70,9% соответственно, что указывает на снижение доходности деятельности предприятия.


Таким образом, в качестве положительных тенденций необходимо отметить следующие:

- доля собственного капитала является оптимальной и в рассматриваемом периоде снижается незначительно;

- предприятие располагает достаточным объемом собственных оборотных средств;

- коэффициенты ликвидности соответствуют нормативным значениям, что указывает на платежеспособность компании;

- чистые активы предприятия в течение всего рассматриваемого периода превышают уставной капитал;

- по итогам осуществления хозяйственной деятельности в 2015-2017 гг. получен положительный финансовый результат.

При всем этом в 2015-2017 гг. наблюдается снижение объема продаж и доходности деятельности, деловой активности предприятия и финансовой устойчивости. В связи с этим можно сделать вывод о ухудшении финансового состояния компании в рассматриваемом периоде.

2.2 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды

Увеличение количества аптечных пунктов в России считается очевидным событием. На рынок активно выходит сетевой бизнес, который по объемам часто превосходит локальное предпринимательство. Благоприятную основу для развития фармацевтической индустрии, безусловно, обеспечивает государство. За ним не отстает и частный потребитель, забирая на себя свыше двух третей объема предложений [1].

За 2017 год количество аптек в России выросло на 6 %. Это немного, особенно если вспомнить, как в 2015 году Росздравнадзор отчитывался о росте числа аптек в 1,7 раза за 3 года. По данным агентства AlphaRM на конец 2017 года в России насчитывается всего 63,6 тысячи аптек (включая аптечные пункты и аптечные киоски). Главный тренд прошедшего года — укрупнение аптечного бизнеса. За год доля одиночных аптек сократилась с 18 % до 16 %, а региональных сетей — с 13 % до 10 %. В это же время доля федеральных сетей ощутимо выросла - с 18 % до 26 %. [3]

Наиболее перспективный сегмент для аптек — это женщины, как работающие, так и домохозяйки, в возрасте от 30 до 45 лет, преимущественно имеющие детей. Они ценят свое время, тратят деньги с умом, любят радовать своих близких, отвечают за здоровье и благополучие своей семьи и детей. Они хотят видеть в аптеке не только медикаменты, но и товары для красоты и здоровья, детское питание. Здесь главным является удобство выбора, быстрота обслуживания, уют, доброжелательная атмосфера [11].


Основными участниками фармацевтического рынка России являются аптеки и аптечные сети, дистрибьюторы и производители (рис. 5).

В настоящее момент аптечный ритейл практически достиг максимального количества торговых объектов, исключение составляют лишь труднодоступные районы и сельские районы с низкой плотностью населения. Поэтому в ближайшей перспективе борьба в рознице станет борьбой форматов аптек. Количество аптек может оставаться на прежнем уровне, однако с рынка будут вымываться розничные точки с худшим ассортиментом, технологиями продаж и ценовым предложением. Эта борьба может привести как к серьезному взлету одного из существующих игроков или нового игрока. Кроме того, аптечные сети идут на развитие мультиформатности, при которой одна сеть объединяет в себе дискаунтеры, фармаркеты, аптеки премиум-класса или люксовые аптеки. Появилась тенденция ребрендинга части аптечных учреждений, которые к работают в отдельном формате [6].

Фармацевтический рынок

Розничный сегмент

Государственный сегмент

Производство

Оптовый сегмент

Аптечные склады

Дистрибьюторы

Госпитальный сектор

Льготное обеспечение граждан

Аптечные магазины, интернет-магазины

Аптечные пункты

Аптеки

Аптечные киоски

Амбулаторные ЛПУ

Стационары

Рисунок 5 – Структура фармацевтического рынка РФ

Согласно данным, приводимым аналитическими агентствами (Alpha Research & Marketing), структура розничной фармацевтики распределилась следующим образом [1]: местные аптеки – 30% сектора; региональные – 10%; федеральные – 25%; предприятия смешанной формы собственности – 20%; предприятия частной формы собственности – 17 %.

Во всем мире принято выделять два типа аптек:

- американский тип, с открытой выкладкой (аптечный супермаркет);

- классический тип, когда о товаре спрашивают у продавца (к этому типу относятся традиционные отечественные аптеки).

С точки зрения позиционирования формата торговой точки в России можно выделить следующие типы аптечных учреждений: аптека «у дома»; городские аптеки/аптечные киоски (работают на «потоке»); аптека-дискаунтер; интернет-аптека; специализированные аптеки (гомеопатические, аптека для беременных, кардиоаптека и т.п.); сельские аптеки/киоски/пункты.

Если говорить о тенденциях аптечной розницы, то стоит отметить, что аптечные сети развиваются сейчас в основном в двух форматах: формат аптек открытой формы торговли и формат дискаунтера. Практически каждая из сетей ТОП-20 имеет в своем составе два бренда под каждый формат [16].