Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия
1.2 Обзор методик оценки конкурентоспособности предприятия
1.3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
2 Описание ООО «Аптека Волжская Мануфактура»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды
2.3 Маркетинговый анализ предприятия
3 Анализ конкурентоспособности ООО «Аптека Волжская
3.1 Анализ конкурентов компании
3.2 Построение конкурентной карты
3.3 Перекрестная оценка конкурентоспособности предприятия
Данные таблицы 2 свидетельствуют, что стоимость основных средств в течение всего рассматриваемого периода снижается (на 605 тыс. руб. (59,72) и 384 тыс. руб. (94,12%) за 2015-2016 гг. и 2016- 2017 гг. соответственно). Доля основных средств в стоимости имущества, которая характеризует степень капитализации активов в основные фонды, сократилась с 0,99% до 0,03%. Динамика показателя свидетельствует об опережении темпов роста стоимости активов предприятия над темпами роста основных средств, повышении мобильности имущества предприятия. Низкая доля внеоборотных активов (которые в данном случае представлены исключительно основными средствами) присуща торговым предприятиям, но также указывает на его низкую финансовую устойчивость.
За период исследования почти на 11% снизился коэффициент износа основных средств. Это положительная динамика, так как чем ниже коэффициент износа, тем выше коэффициент годности, то есть доля неизношенных основных средств в общей их суме.
Общая величина хозяйственных средств в распоряжении предприятия имеет тенденцию к увеличению в 2015-2016 гг. на 16130 тыс. руб. (или на 15,75%) и снижается до конца отчетного периода на 24347 тыс. руб. (или на 20,54%). Отрицательная динамика этого показателя в 2016-2017 гг. свидетельствует об ухудшении имущественного положения организации.
Положительное значение собственного оборотного капитала в течение всего анализируемого, а также тенденция данного показателя к росту следует оценивать позитивно, т.к. это свидетельствует о достаточном объеме собственных оборотных средств для нормального функционирования предприятия.
Величина чистых активов в течение 2015-2017 гг. изменяется разнонаправленно: в 2016 году по сравнению с 2015 г. наблюдается снижение на 7379,0 тыс. руб. (или на 11,5%), в 2017 году по сравнению с 2016 годом изменение составило +472 тыс. руб. (или +0,83%), за отчетный период в целом наблюдается общая отрицательная динамика показателя. Снижение чистых активов является отрицательной динамикой, так как указывает на снижение инвестиционной привлекательности предприятия. В течение всего отчетного периода величина чистых активов значительно превышает величину уставного капитала компании, что указывает на эффективность деятельности предприятия в отчетном периоде.
Рост величины собственных средств (8121 тыс. руб. или + 12,66%) в 2016 г. сменяется значительным их снижением до конца отчетного периода (на 15028 тыс. руб. или на 20,79%), что указывает на спад инвестиционной привлекательности организации и деловой активности.
Коэффициент текущей ликвидности, который характеризует способность организации отвечать по своим краткосрочным обязательствам, равен 2,65, 2,55, 2,55 в 2015 г. 2016 г., 2017 г. соответственно при нижней границе показателя 1,1. Это свидетельствует на способность предприятия устойчиво расплачиваться с краткосрочными обязательствами в отчетном периоде. Однако значения показателя, превышающих 2,5 свидетельствуют о недостаточно активном использовании оборотных активов. в связи с этим целесообразно рассмотреть более детально динамику и структуру оборотных активов предприятия.
В структуре текущих активов компании наибольший удельный вес приходится на запасы и дебиторскую задолженность (рис. 3). При этом доля запасов изменяется разнонаправленно, но сохраняя тенденцию к увеличению в течение 2015-2017 гг. Доля дебиторской задолженности в структуре оборотных активов увеличивается с 38% до 51,8% в том же периоде. Высокая доля указанных элементов в общей величине оборотных активов оценивается отрицательно, так как является свидетельством «заморозки» оборотных активов в дебиторской задолженности и в запасах.
Сравнение относительного изменения наиболее весомых элементов оборотных активов и выручки предприятия представлено на рисунке 4. Темпы роста запасов и дебиторской задолженности в 2015-2017 гг. превышают темп прироста выручки (исключение составляет относительное изменение дебиторской задолженности на конец отчетного периода), что подтверждает ранее сделанные выводы. Можно заключить, что в рассматриваемом периоде у предприятия наблюдается спад объема реализации, увеличение доли продаж с отсрочкой платежа, рост потребности в привлечении дополнительных средств в оборот.
Рисунок 3 – Динамика структуры оборотных активов, %
Рисунок 4 – Темпы роста запасов, дебиторской задолженности и выручки, %
Рассчитанные значения коэффициента абсолютной ликвидности выше рекомендованного значения (0,2) и показывают тенденцию к снижению. Чем больше значения показателя, тем выше ликвидность предприятия.
Коэффициент автономии, показывающий долю собственных средств в общем объеме активов, оценивается положительно – при нормативе 0,4 - 0,6 фактическое значение коэффициента составляет 0,48-0,63. В отчетном периоде значение показателя изменяется разнонаправленно, но в целом прослеживается отрицательная динамика, что свидетельствует о повышении зависимости предприятия от внешних источников финансирования.
Коэффициент маневренности собственного капитала показывает финансовую устойчивость и отражает долю собственных средств, значение показателя в текущем периоде изменилось несущественно.
Динамика финансовых результатов предприятия представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика финансовых результатов ООО «Аптека волжская мануфактура»
Показатель |
Значение показателя, тыс. руб. |
Изменение показателя |
|||||
2015-2016 гг. |
2016-2017 гг. |
||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
тыс. руб |
% |
тыс. руб |
% |
|
1. Выручка |
344550,0 |
327448,0 |
308959,0 |
-17102,0 |
95,0 |
-18489,0 |
94,4 |
2. Расходы по обычным видам деятельности |
342188,0 |
325562,0 |
309269,0 |
-16626,0 |
95,1 |
-16293,0 |
95,0 |
3. Прибыль (убыток) от продаж |
2362,0 |
1886,0 |
-310,0 |
-476,0 |
79,8 |
-2196,0 |
-16,4 |
4. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате |
9809,0 |
1560,0 |
2999,0 |
-8249,0 |
15,9 |
1439,0 |
192,2 |
5. Проценты к уплате |
– |
– |
223,0 |
- |
- |
- |
- |
6. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее |
-1624,0 |
-1825,0 |
-1994,0 |
-201,0 |
112,4 |
-169,0 |
109,3 |
7. Чистая прибыль |
10547,0 |
1621,0 |
472,0 |
-8926,0 |
15,4 |
-1149,0 |
29,1 |
В течение всего рассматриваемого периода выручка предприятия имеет тенденцию к снижению (на 17102 тыс. руб. (или на 5%) и на 18489 тыс. руб. (или на 5,6%) в 2015-2016 гг. и 2016-2017 гг. соответственно). Прибыль от продаж в текущем периоде также имеет отрицательную тенденцию, при этом в 2017 г. получен убыток от продаж. Значительное снижение прибыли от продаж объясняется превышением темпами роста себестоимости темпов роста выручки. В результате положительного сальдо прочих доходов и расходов чистая прибыль предприятия показывает положительное значение в 2015-2017 гг. Следует отметить, что чистая прибыль в 2015-2016 гг. и 2016-2017 гг. снижается на 84,6% и 70,9% соответственно, что указывает на снижение доходности деятельности предприятия.
Таким образом, в качестве положительных тенденций необходимо отметить следующие:
- доля собственного капитала является оптимальной и в рассматриваемом периоде снижается незначительно;
- предприятие располагает достаточным объемом собственных оборотных средств;
- коэффициенты ликвидности соответствуют нормативным значениям, что указывает на платежеспособность компании;
- чистые активы предприятия в течение всего рассматриваемого периода превышают уставной капитал;
- по итогам осуществления хозяйственной деятельности в 2015-2017 гг. получен положительный финансовый результат.
При всем этом в 2015-2017 гг. наблюдается снижение объема продаж и доходности деятельности, деловой активности предприятия и финансовой устойчивости. В связи с этим можно сделать вывод о ухудшении финансового состояния компании в рассматриваемом периоде.
2.2 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды
Увеличение количества аптечных пунктов в России считается очевидным событием. На рынок активно выходит сетевой бизнес, который по объемам часто превосходит локальное предпринимательство. Благоприятную основу для развития фармацевтической индустрии, безусловно, обеспечивает государство. За ним не отстает и частный потребитель, забирая на себя свыше двух третей объема предложений [1].
За 2017 год количество аптек в России выросло на 6 %. Это немного, особенно если вспомнить, как в 2015 году Росздравнадзор отчитывался о росте числа аптек в 1,7 раза за 3 года. По данным агентства AlphaRM на конец 2017 года в России насчитывается всего 63,6 тысячи аптек (включая аптечные пункты и аптечные киоски). Главный тренд прошедшего года — укрупнение аптечного бизнеса. За год доля одиночных аптек сократилась с 18 % до 16 %, а региональных сетей — с 13 % до 10 %. В это же время доля федеральных сетей ощутимо выросла - с 18 % до 26 %. [3]
Наиболее перспективный сегмент для аптек — это женщины, как работающие, так и домохозяйки, в возрасте от 30 до 45 лет, преимущественно имеющие детей. Они ценят свое время, тратят деньги с умом, любят радовать своих близких, отвечают за здоровье и благополучие своей семьи и детей. Они хотят видеть в аптеке не только медикаменты, но и товары для красоты и здоровья, детское питание. Здесь главным является удобство выбора, быстрота обслуживания, уют, доброжелательная атмосфера [11].
Основными участниками фармацевтического рынка России являются аптеки и аптечные сети, дистрибьюторы и производители (рис. 5).
В настоящее момент аптечный ритейл практически достиг максимального количества торговых объектов, исключение составляют лишь труднодоступные районы и сельские районы с низкой плотностью населения. Поэтому в ближайшей перспективе борьба в рознице станет борьбой форматов аптек. Количество аптек может оставаться на прежнем уровне, однако с рынка будут вымываться розничные точки с худшим ассортиментом, технологиями продаж и ценовым предложением. Эта борьба может привести как к серьезному взлету одного из существующих игроков или нового игрока. Кроме того, аптечные сети идут на развитие мультиформатности, при которой одна сеть объединяет в себе дискаунтеры, фармаркеты, аптеки премиум-класса или люксовые аптеки. Появилась тенденция ребрендинга части аптечных учреждений, которые к работают в отдельном формате [6].
Фармацевтический рынок
Розничный сегмент
Государственный сегмент
Производство
Оптовый сегмент
Аптечные склады
Дистрибьюторы
Госпитальный сектор
Льготное обеспечение граждан
Аптечные магазины, интернет-магазины
Аптечные пункты
Аптеки
Аптечные киоски
Амбулаторные ЛПУ
Стационары
Рисунок 5 – Структура фармацевтического рынка РФ
Согласно данным, приводимым аналитическими агентствами (Alpha Research & Marketing), структура розничной фармацевтики распределилась следующим образом [1]: местные аптеки – 30% сектора; региональные – 10%; федеральные – 25%; предприятия смешанной формы собственности – 20%; предприятия частной формы собственности – 17 %.
Во всем мире принято выделять два типа аптек:
- американский тип, с открытой выкладкой (аптечный супермаркет);
- классический тип, когда о товаре спрашивают у продавца (к этому типу относятся традиционные отечественные аптеки).
С точки зрения позиционирования формата торговой точки в России можно выделить следующие типы аптечных учреждений: аптека «у дома»; городские аптеки/аптечные киоски (работают на «потоке»); аптека-дискаунтер; интернет-аптека; специализированные аптеки (гомеопатические, аптека для беременных, кардиоаптека и т.п.); сельские аптеки/киоски/пункты.
Если говорить о тенденциях аптечной розницы, то стоит отметить, что аптечные сети развиваются сейчас в основном в двух форматах: формат аптек открытой формы торговли и формат дискаунтера. Практически каждая из сетей ТОП-20 имеет в своем составе два бренда под каждый формат [16].