Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие конкурентоспособности предприятия
1.2 Обзор методик оценки конкурентоспособности предприятия
1.3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
2 Описание ООО «Аптека Волжская Мануфактура»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ отрасли и состояния конкурентной среды
2.3 Маркетинговый анализ предприятия
3 Анализ конкурентоспособности ООО «Аптека Волжская
3.1 Анализ конкурентов компании
3.2 Построение конкурентной карты
3.3 Перекрестная оценка конкурентоспособности предприятия
3. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе нормы потребительной стоимости предполагает проведение оценки совокупности принимаемых маркетинговых, организационных, а также управленческих решений. Данный метод позволяет более точно произвести оценку реальных потребностей потенциальных потребителей и уровень предприятия из-за совокупной оценки управленческих, маркетинговых и организационных решений [9, c.85].
4. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе теории эффективной конкуренции включает оценку эффективности функционирования каждого из подразделений компании, использования ими ограниченных ресурсов. В основе лежит проведение оценки по четырем группам критериев конкурентоспособности [20, с.114]:
- показатели, отражающие эффективность управления производственным процессом предприятия такие как: экономичность производственных процессов, рациональность использования основных фондов, эффективность использования технологий, организация труда персонала;
- показатели, раскрывающие эффективность управления имеющимися оборотными средствами: наличие независимости компании от внешних источников финансирования, кредитоспособность компании, стабильное долгосрочное развитие;
- показатели, дающие возможность получить представление об существующей эффективности управления сбытовой деятельностью и продвижением продукции на целевом рынке;
- показатели конкурентоспособности продукции: качество производимых товаров и их цена.
Графические методы оценки конкурентоспособности предприятия
1. Так многоугольник конкурентоспособности предприятия представляет собой графическое соединение полученных оценок положения компании и конкурентов по наиболее важным направлениям деятельности и позволяет провести сравнение имеющихся возможностей предприятий (рисунок 2). Накладывая один многоугольник на другой, можно идентифицировать имеющиеся сильные и слабые стороны предприятий относительно друг друга.
Рисунок 2 – Пример построения многоугольников конкурентоспособности двух предприятий
2. Матричный метод предполагающий использование матриц БКГ, «привлекательность рынка – преимущества в конкуренции», Матрица Портера и т.д. Так в основе матрицы БКГ, лежит проведение анализа конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции. Наиболее конкурентоспособными считаются те компании, которые занимают относительно большую долю на быстрорастущем рынке [7, c.124].
Модель «привлекательность рынка – преимущества в конкуренции» представляет собой усовершенствованную матрицу БКГ. Эта матрица позволяет определить положение компании на рынке относительно конкурентов, а также позволяет дать конкретные практические рекомендации по улучшению существующего уровня конкурентоспособности. Матрица Портера строится на основе факторов, наиболее значимых для конкурентной позиции компании. Цель данной матрицы заключается в обеспечении необходимого управления имеющимся портфелем продукции компании и ее финансами, при этом в качестве основного фактора рассматриваются конкурентные силы целевого рынка.
Другая классификация методов и их сравнительный анализ представлен ниже.
1. Матричные методы:
- матрица БКГ;
- матрица Портера;
- матрица «Привлекательность рынка/ конкурентоспособность» (модель GE/McKinsey);
- матрица «Привлекательность отрасли/ конкурентоспособность» (модель Shell/ DPM);
- матрица «Стадия развития рынка/ конкурентная позиция» (модель Hofer/ Schendel);
матрица «Стадия жизненного цикла продукции/ конкурентная позиция» (модель ADL/ LC).
Отличительные черты методики: оценка начинается с построения специальной матрицы в определенной системе координат: по оси абсцисс откладывают темпы роста или сокращения объема продаж; по оси ординат располагается относительная доля, которую предприятие занимает на рынке. Согласно этой методике самыми конкурентоспособными считаются те экономические субъекты, которые функционируют на быстрорастущем рынке и занимают существенную его долю.
Преимущества использования: высокая адекватность оценки.
Недостатки: отсутствие возможности проведения анализа причин сложившейся ситуации, чем усложняет процесс разработки управленческих решений, кроме того эти методы требуют точной маркетинговой информации.
2. Методы, которые основываются на процедуре оценивания конкурентоспособности и производимого предприятием товара или оказываемой услуги.
Отличительные черты методики. Идея методик заключается в том, что конкурентоспособность предприятия и товара находятся в прямой зависимости, т.е. с ростом конкурентоспособности товара растет и конкурентоспособность фирмы. С целью определения конкурентоспособности товара могут быть использованы маркетинговые методы, большинства из них нацелено на определение соотношения цена – качество. При расчете показателя конкурентоспособности по каждому виду производимой продукции используются экономические и параметрические индексы конкурентоспособности [21].
Преимущества: методы основаны на оценке одной из важнейших составляющих конкурентоспособности фирмы – конкурентоспособность производимого ею товара или услуги.
Недостаток: отсутствие полного представления о сильных и слабых сторонах в деятельности предприятия, поскольку конкурентоспособность фирмы подменяется конкурентоспособностью товара и не включает прочие характеристики деятельности.
3. Методы, в основу которых положена теория эффективной конкуренции.
Отличительные черты методики. Суть методов в том, что самыми конкурентоспособными являются те компании, в которых самым лучшим образом налажена работа всех подразделений. При этом эффективность функционирования любой из служб оказывает влияние целый комплекс факторов – ресурсов предприятия. И оценка эффективности использования ими.
Преимущества: учет разнообразных элементов деятельности компании.
Недостатки: в основу методики положена идея о том, что уровень конкурентоспособности предприятия можно определить посредством простого сложения способностей предприятия к достижению конкурентных преимуществ. Но сумма разнообразных элементов такой сложной системы как предприятие, чаще всего, не приводит к тому же результату, как и вся система в целом.
4. Методы, основанные на комплексном подходе к оценке.
Отличительные черты методики. В соответствие с методикой принято считать, что конкурентоспособность предприятия – это величина интегральная по отношению к текущей конкурентоспособности и конкретному потенциалу. В рассматриваемом случае текущая и потенциальная конкурентоспособность и их соотношения в рамках интегрального показателя конкурентоспособности предприятия в зависимости от используемого метода могут различаться.
Преимущества: дает возможность учесть не только существующий уровень конкурентоспособности компании, а вместе с тем и его будущую возможную динамику.
Недостатки: в ходе определения в текущей и потенциальной конкурентоспособности используются методы, рассмотренные выше, а это значит, что и недостатки тех подходов переходят на этот.
Осуществив анализ наиболее распространенных на сегодня методов оценивания уровня конкурентоспособности предприятия, сделан вывод, что не существует идеальной со всех сторон методики комплексного оценивания конкурентоспособности предприятия. Выделенные недостатки имеющихся подходов к оцениванию конкурентоспособности предприятий обуславливают сильно ограниченные возможности практического применения большей их части.
Таким образом, предложенная нами классификация не является окончательной, а представляет основные методы, наиболее эффективные в практике отечественных предприятий. Применение данных методов должно быть скоординировано в соответствии с содержанием, установленными параметрами и целями стратегии развития предприятия.
1.3 Пути повышения конкурентоспособности предприятия
Для достижения конкурентоспособности предприятия необходимо:
1) обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка. Под конкурентоспособностью товара подразумевается свойство товара, на основе которого данный товар превосходит в определенный момент времени по качественным и ценовым характеристикам аналоги в конкретном сегменте рынка без ущерба для производителя;
2) поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а, следовательно, и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли. Этот показатель характеризует возможность успешной работы организации в будущем. [5,с.123].
Существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия:
1) постоянное использование нововведений;
2) поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара;
3) выпуск продукции такого качества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам;
4) сбыт товаров в те сегменты рынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию;
5) использование только высококачественного сырья и материалов;
6) постоянное обучение и переподготовка кадров;
7) повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда;
8) проведение маркетинговых исследований рынка, с целью установления потребностей покупателей;
9) анализ своих конкурентов, для выявления своих сильных и слабых сторон. [14, с. 67]
Для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно обладать определенным набором внутренних конкурентных преимуществ, количественную оценку факторов можно представить в следующем виде: конкурентоспособность изделия, финансовое состояние предприятия, эффективность маркетинговой деятельности, рентабельность продаж, имидж (марочный капитал) предприятия, эффективность менеджмента. [5,с.488]
Таким образом, конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Поддержание на высоком уровне конкурентоспособности обеспечивается всеми компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых средств. Производство и эффективная реализация конкурентоспособных товаров и услуг — обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.
2 Описание ООО «Аптека Волжская Мануфактура»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Полное наименование предприятия ООО «Аптека волжская мануфактура».
Вид деятельности (по ОКВЭД): 47.73 - Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
Предприятие зарегистрировано по адресу: 153006, Ивановская обл, город Иваново, улица 4-Я Меланжевая, 1.
Аптечная сеть ООО «Аптека волжская мануфактура» представлена 32 аптеками и 9 аптечными пунктами, расположенными в г. Иваново и в шести районах области, включая города и поселки Вичуга, Кинешма, Палех, Шуя, Савино.
С 2015 года Волжская мануфактура вошла в состав динамично развивающейся Ассоциации Независимых Аптек (АСНА), активно участвуя в совместных программах.
Наряду с лекарствами и изделиями медицинского назначения, аптеки сети располагают разнообразным ассортиментом средств гигиены, мед. товарами для детей, средствами для контроля уровня артериального давления, глюкозы крови, предметами ухода за больными, БАДами, детским питанием и многим другим. Средний ассортимент превышает 5000 наименований.
В штате аптек работают 10 провизоров и 130 фармацевтов, которых отличает высокопрофессиональное, вежливое и доброжелательное отношение к посетителям, стремление учитывать потребности клиентов, умение дать грамотную консультацию по любым возникающим вопросам.
Умеренные цены и система скидок для покупателей, высокое качество, широкий ассортимент лекарственных средств сделали аптечные учреждения «Волжской мануфактуры» известными и востребованными по всему городу и области [17].
Для оценки финансового состояния предприятия оценим экономический потенциал предприятия (табл. 2). Для составления аналитической работы использована информация, отраженная в бухгалтерской отчетности предприятия (см. Приложение).
Таблица 2 - Экспресс-оценка экономического потенциала ООО «Аптека волжская мануфактура» (2015-2017 гг.)
Показатель |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Изменение за период |
Темп прироста, % |
||
2015-2016 гг. |
2016-2017 гг. |
2016/ 2015 гг. |
2017/ 2016 гг. |
||||
1. Оценка имущественного положения |
|||||||
1.1 Стоимость основных средств, тыс. руб. |
1013,00 |
408,00 |
24,00 |
-605,00 |
-384,00 |
-59,72 |
-94,12 |
1.2 Доля основных средств в стоимости имущества, % |
0,99 |
0,34 |
0,03 |
-0,64 |
-0,32 |
-65,20 |
-92,60 |
1.3 Коэффициент износа основных средств |
0,22 |
0,11 |
0,12 |
-0,11 |
0,01 |
-50,00 |
9,09 |
1.4 Общая сумма хозяйственных средств в распоряжении предприятия, тыс. руб. |
102428,00 |
118558,00 |
94211,00 |
16130,00 |
-24347,00 |
15,75 |
-20,54 |
1.5 Наличие собственного оборотного капитала, тыс. руб. |
63153,00 |
56379,00 |
57235,00 |
-6774,00 |
856,00 |
-10,73 |
1,52 |
2. Оценка финансового положения |
0,00 |
0,00 |
- |
- |
|||
2.1 Величина чистых активов, тыс. руб. |
64166,00 |
56787,00 |
57259,00 |
-7379,00 |
472,00 |
-11,50 |
0,83 |
2.2 Величина собственных средств, тыс. руб. |
64166,00 |
72287,00 |
57259,00 |
8121,00 |
-15028,00 |
12,66 |
-20,79 |
2.3 Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) |
2,65 |
2,55 |
2,55 |
-0,10 |
0,00 |
-3,66 |
-0,18 |
2.4 Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,74 |
0,64 |
0,21 |
-0,10 |
-0,44 |
-12,95 |
-67,99 |
2.5 Коэффициент автономии |
0,63 |
0,48 |
0,61 |
-0,15 |
0,13 |
-23,54 |
26,89 |
2.6 Коэффициент маневренности |
0,98 |
0,99 |
1,00 |
0,01 |
0,01 |
0,87 |
0,68 |
2.7 Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,62 |
0,48 |
0,61 |
-0,15 |
0,13 |
-23,37 |
27,35 |