Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для построения матрицы необходимо определить, какие виды услуг предоставляет предприятие. Их можно разделить на 4 группы:

  1. Розничная продажа лекарственных препаратов и БАДы
  2. Оптика
  3. Косметологические услуги (консультации, диагностика)
  4. Мелко-розничный опт

Так же обозначим ближайших конкурентов предприятия:

  1. форме звезды – «Аптеки Волжской мануфактуры»
  2. форме круга – «Фарм аптека»
  3. форме квадрата – «Ваш доктор»

Продукт 1 располагаются в секторе «звезда» матрицы БКГ, так как имеют высокую долю рынка и высокие темпы роста. Это означает, что услуги по реализации лекарственных препаратов и БАДов могут давать значительные положительные потоки прибыли, если в них будут вложены соответствующие инвестиции. Для них характерна стратегия роста.

Продукт 2 располагается в секторе «Собаки» матрицы БКГ. Оптика в аптеках является слабым звеном, поэтому от данной услуге лучше избавляться.

Звезды

1

4

1

Трудные дети

3

3

Дойные коровы

4

Собаки

2

Рисунок 4. Матрица БКГ

Продукт 3 располагается в секторе «дойные коровы» матрицы. Косметические услуги имеют высокую долю рынка, но низкий темп рост. Так же надо отметь, что их надо максимально контролировать и не бросать на произвол.

Продукт 4 располагается в секторе «Трудные дети» матрицы БКГ, так как обладают низкой долей рынка и при соответствующем пристальном к нему внимании, поддержке инвестициями и сохранении динамичного роста темпов развития, он способен перейти в сектор «звезда». После чего он будет способен приносить значительные потоки прибыли. К нему следует применить стратегию роста, увеличения объемов реализации.

На основе матрицы БКГ аптечной сети «Домашний доктор» можно отметить следующее:

  1. основная прибыль – это реализация лекарственных препаратов и БАДов.
  2. услуги оптики, хотя и прибыльный сегмент, но он должен позиционироваться отдельно от основного дела.

Для того чтоб выбрать правильную стратегию увеличения доли предприятия на рынке так же нужно проанализировать фармацевтический рынок.

Таким образом, компания занимает прочную долю на рынке, а потенциал роста рынка ее услуг и товаров можно считать умеренно стремительными. Анализ внутренних и внешних факторов среды предприятия показал, что у компании не имеется значительных препятствий в достижении запланированных целей, и большая часть факторов будет способствовать осуществлению выбранных стратегий.


3 Анализ конкурентоспособности ООО «Аптека Волжская

Мануфактура»

3.1 Анализ конкурентов компании

На следующем этапе исследований был использован социологический метод, предложенный д-р экон. наук И.Л. Василенко, также разработанный специально для оценки конкурентоспособности аптек [9, с. 114].

Метод заключается в расчете интегрального показателя конкурентоспособности для исследуемой аптеки и аптек-конкурентов на основе социологического опроса посетителей исследуемой аптеки и аптек-конкурентов по конкурентным параметрам, позволяющим оценить внешние преимущества. Для сбора и информации и была составлена анкета для посетителей, в которой параметры конкурентоспособности оценивались по следующей шкале:

0 – не удовлетворяет,

0,5 – частично удовлетворяет,

1,0 – полностью удовлетворяет.

Объем выборки составил 50 человек.

В процессе обработки результатов опроса был построен многоугольник конкурентоспособности. При его построении был использован метод «эталона», т.е. указывалось эталонное значение каждого внешнего преимущества. Полученные результаты отражены на рисунке 5.

Сводные результаты оценки конкурентоспособности по внешним параметрам для исследуемой аптечной организации и двух ее ближайших конкурентов, включающие расчет интегрального индекса, представлены в таблице 7.

Данные рисунка и табл. 7 указывают на то, что показатели конкурентоспособности по анализируемым аптекам «Волжской мануфактуры» и «Фарм аптека» схожи и варьируются в незначительных пределах, а «Ваша аптека» довольно значительно уступает своим конкурентам. Это объясняется прежде всего тем, что «Аптеки Волжской мануфактуры» и аптека «Фарм аптека» имеют более выгодное месторасположение и более широкий ассортимент товаров.

Рисунок 5. Многоугольник конкурентоспособности ООО «Аптеки Волжской мануфактуры», построенный по методу «эталона»

Таблица 7 – Сводная таблица показателей конкурентоспособности аптек «Аптеки Волжской мануфактуры», «Фарм аптека», Ваша аптека.

Наименование показателя

Аптеки Волжской мануфактуры

Фарм аптека

Ваша аптека

Месторасположение

0,7

0,97

0,3

Ассортимент

0,45

0,96

0,68

Уровень цен

0,72

0,66

0,95

Режим работы

0,83

0,94

0,67

Быстрота и профессионализм обслуживания

0,74

0,81

0,97

Услуги

1

1

0,91

Конструкция здания, удобный вход в аптеку, площадь торгового зала

0,82

1

0,79


Дополним анализ конкурентоспособности ООО «Аптеки Волжской мануфактуры» анализом модели Портера.

Для анализа внешнего конкурентного микроокружения М. Портер предложил использовать модель, по которой конкуренция в любой отрасли есть взаимодействие пяти основных конкурентных сил: внутриотраслевой конкуренции, действий потенциальных конкурентов на этом рынке, появления или наличия продуктов-заменителей, рыночной силы поставщиков и потребителей [18, c.224] (рис. 6).

Потенциальные конкуренты

Поставщики

Покупатели

Заинтересованные группы

Продукты заменители

Угрозы со стороны новых конкурентов

Рыночная власть поставщиков

Влияние государства и других заинтересованных сторон

Угроза появления продуктов-заменителей

Уровень конкуренции в отрасли

Рисунок 6 - Пять сил, которые формируют конкуренцию в отрасли

Результаты анализа в сводном виде и разработка направления работ представлены в таблице 8

Таблица 8 – Анализ пяти сил конкуренции М. Портера

Параметр

Оценка параметра

Комментарий

Угроза со стороны товаров-заменителей

Низкий

Компания обладает уникальным предложением на рынке, аналогов которому не существует

Продолжение таблицы 8

Параметр

Оценка параметра

Комментарий

Угрозы внутриотраслевой конкуренции

Высокий

На рынке имеется много игроков, уровень насыщения рынка довольно высок

Темп роста рынка замедляющийся, но растущий. В связи с этим повышается риск передела рынка

Товар на рынке имеет низкую дифференциацию, схож по ключевым свойствам, поэтому высок риск переключения потребителя между различными компаниями рынка

На рынке присутствует жесткая ценовая конкуренция

Угроза со стороны новых игроков

Средний

Уровень инвестиций и затрат для входа в отрасль следует оценивать, как средний

Доступ к каналам распределения открыт, но покупатель больше доверяет компаниям, давно функционирующим и имеющим хорошую репутацию

Угроза потери текущих клиентов

Средний

Компания хорошо зарекомендовала себя на рынке, имеет множество постоянных клиентов

Доля покупателей с большим объемом продаж практически отсутствует, что связано со спецификой товара

В связи со сложившейся экономической ситуацией в стране, снижением доходов потребителей возрастает риск выбора покупателем альтернативного товара, по более низкой цене

Угроза нестабильности поставщиков

Низкий

У компании имеются стабильные поставщики, представляющие известные международные компании


Таким образом, рекомендуется придерживаться стратегии лидерства, освоить новые ниши рынка для привлечения новых покупателей и укрепления конкурентных стратегий.

3.2 Построение конкурентной карты

На первом этапе исследования на основе товарооборота 6 наиболее крупных аптек ООО «Аптеки Волжской мануфактуры» производится расчет величины рыночной доли для каждого аптечного предприятия по формуле (1):

(1)

где D – величина рыночной доли i-го салона;

Ti - товарооборот i- того салона за год;

Тобщ. – общий товарооборот сети за год.

На их основе рассчитывается среднее арифметическое значение рыночных долей. Для анализируемой торговой сети она составила 16,7 %.

Затем вся совокупность аптек в соответствии с занимаемой рыночной долей делится на 2 сектора: для первого сектора рыночная доля больше среднего арифметического значения рыночных долей (16,7%), для второго сектора – меньше среднего (16,7%) (таблица 9).

Таблица 9 – Результаты распределения филиалов сети салонов оптики по секторам

№ аптеки

Рыночная доля (D1) в анализируемом периоде (2016 г.)

Сектор

Рыночная доля (D0) в анализируемом периоде (2017 г.)

Темп прироста, %

1

2

1

25,7

25,7

24,6

4,5

2

18,2

18,2

17,3

5,2

3

10,8

10,8

11,2

-3,6

4

20,9

20,9

20,1

4,0

5

15,8

15,8

16,0

-1,3

6

8,6

8,6

10,8

-20,4

Итого

100,0

64,8

35,2

100,0

 х

Из табл. 9 следует, что первый сектор включает 3 аптеки с рыночной долей 21,6%, второй сектор – 3 аптеки с рыночной долей 11,7 %. В каждом из секторов рассчитывалось среднеквадратичное отклонение рыночной доли аптек, которое совместно с минимальными и максимальными значениями определяет границы классификационных групп. В соответствии с рассчитанными рыночными долями аптеки были распределены на четыре группы: аптеки-лидеры рынка; аптеки с сильной конкурентной позицией; аптеки со слабой конкурентной позицией; аптеки-аутсайдеры.


Так как совокупность рыночных долей секторов однородна, то для определения рыночных границ групп необходимо использовать закон вариации индивидуальных значений признака («правило трех сигм»). Согласно рассматриваемому математической статистикой «правилу трех сигм» отклонение в пределах ±3 σ гарантирует получение удовлетворительного решения нашей задачи (2).

(2)

Результаты расчетов показаны в таблице 9.

Таблица 9 – Результаты оценки распределения рыночной доли аптек сети «Волжские мануфактуры» в 2016 – 2017 гг.

Классификационные группы

Границы группы, %

Расчетное значение границ рынка

Комментарии

Количество аптек

I

25,7; ... 23,7

аптеки – лидеры (№1)

1

Продолжение таблицы 9

Классификационные группы

Границы группы, %

Расчетное значение границ рынка

Комментарии

Количество аптек

II

23,7; ... 16,7

аптеки с сильной конкурентной позицией (№2 и №4)

2

III

16,7; ... 9,5

аптеки со слабой конкурентной позицией (№3 и №5)

2

IV

9,5; ... 8,6

аптеки – аутсайдеры (№6)

1

Распределение салонов по группам относительно их рыночной доли показало, что 1 из 6 аптек являются лидерами рынка, 1 аптека – аутсайдером, 2 аптеки со слабой и 2 аптеки с сильной конкурентной позицией.

Для классификации аптек по степени изменения конкурентной позиции необходимо рассчитать средний темп прироста рыночной доли и его среднеквадратичное отклонение.

Для выделения типовых групп салонов нами установлены максимальные и минимальные границы групп. Так как совокупность темпов прироста рыночной доли также однородная, то для определения границ групп используется «правило трех сигм». Для оценки степени изменения конкурентной позиции выделены четыре типовых состояния аптек по величине темпов прироста его рыночной доли (табл.10).