Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ООО «Электро-Маркет».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и структура (ведется подсчет числа фирм на данном рынке и сравнение долей участия каждой фирмы на рынке по продажам или объему продукции) [6].

Иначе говоря, всесторонне разработанный пошаговый комплексный план осуществления работы и развития организации по заданным направлениям есть анализ рыночной власти, направленное на осуществление его миссии и поставленных целей (рисунок 1) [7]:

Анализ рыночной привлекательности

Определение миссии и целей

Выбор средств и методов анализа

Выполнение анализа

Оценка и контроль выполнения анализа

Рис. 1. Анализ рыночной привлекательности

Альтернативными методами измерения рыночной концентрации, используемыми в зарубежных странах являются следующие:

1. Размер чистых прибылей, получаемых фирмами и отраслями.

2. Показателем степени рыночной концентрации или интенсивности конкуренции считается число фирм в отрасли при прочих равных условиях.

3. Наиболее надежным показателем считается коэффициент рыночной концентрации, определяемый как процент продаж.

4. Чем значительнее доля фирмы на рынке, тем больше ее монополистическая власть. Концентрация объема продаж характеризуется индексом Херфиндаля-Хиршмана. Ф. Шерер делает вывод, что уровень рыночной концентрации изменяется циклически - она возрастает в одни периоды и падает в другие. Из более поздних наиболее популярной является методика Пяти сил Портера[8].

Из современных методик представляет интерес методика Левкиной И.В.

Парманенко К.Н. предлагает методы анализа конкурентной среды на товарных рынках. Кеворков В.В. использует методы изучения рынка.

ГЛАВА 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Электро-Маркет»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Электро-Маркет»

Компания Электро-Маркет занимается реализацией электро-инструмента.


На рисунке 2 изображена подробная структура ООО «Электро-Маркет».

Директор

Рис. 2. Структура

Компания Электро-Маркет специализируется на оптовых поставках на российский рынок электро-инструмента.

В рамках двух направлений Электро-Маркет сотрудничает с более чем 3000 производителей электро-инструмента из 50 регионов Российской Федерации, поставляя около 3000 наименований продукции со склада и под заказ от более чем 80 зарубежных поставщиков.

В распоряжении компании Электро-Маркет не только модернизированный складской комплекс для хранения инструменов, но и высокотехнологичное производство.

Электро-Маркет сотрудничает с ведущими производителями из стран Европы (Италия, Бельгия, Германия, Испания), а так же Турции, Китая, Бразилии, Индии.

2.2. Оценка конкурентоспособности и анализ рыночной привлекательности предприятия

Проведем анализ структуры и динамики показателей рыночной власти на товарных рынках продуктов и услуг.

Таблица 4

Структура показателей рыночной власти

Показатель

2015

2016

2017

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

Выручка

1553445

100

1453000

100

1598300

100

Себестоимость

1549234

99,7

1416838

97,5

1586859

99,3

Валовая прибыль

4211

0,3

36162

2,5

11441

0,7

Прочие доходы

4211

0,3

36162

2,5

11441

0,7

Чистая прибыль

5823

0,4

8362

0,6

7526

0,5


Себестоимость составляет 98 % в 2017 году. Высокая доля сбестоимости является негативным фактором работы ООО «Электро-Маркет» на товарном рынке, что отрицательно влияет на величину финансовых результатов, таких как прибыль от продаж и чистая прибыль.

Негативным фактором работы предприятия является снижение валовой прибыли с 2016 по 2017 год, что обусловлено увеличением себестоимости производства.

Существенные опасения вызывает низкая доля чистой прибыли в выручке предприятия – на конец 2017 года доля чистой прибыли составляет 0,5%.

При этом в прогнозном периоде наблюдается положительная динамика доля себестоимости продукции снижается до 91%, доля валовой прибыли увеличивается до 3 %, доля прибыли от продаж составляет 4%, чистая прибыль – 2 %.

Таблица 5

Динамика рыночной власти

Показатель

2015

2016

2017

+–Δ

темп роста

+–Δ

темп роста

+–Δ

темп роста

Выручка

75025

5

-100445

-6

145300

10

Валовая прибыль

-28114

87

31951

759

-24721

68

Прочие доходы

-28114

87

31951

759

-24721

68

Чистая прибыль

4372

301

2539

44

836

-10

Выручка от реализации составляет 1 553 445 тыс. руб. в 2015 году, 1 453 000 тыс. руб. в 2016 году, 1 598 300 тыс. руб. в 2017 году. Себестоимость составляет 1 549 234 тыс. руб. в 2015 году, 1 416 838 тыс. руб. в 2016 году, 1 586 859 тыс. руб. в 2017 году. Чистая прибыль составляет 5 823 тыс. руб. в 2015 году, 8 362 тыс. руб. в 2016 году, 7 526тыс. руб. в 2017 году. Можно отметить низкую величину чистой прибыли компании.

Далее проведем коэффициентный анализ рыночной власти на товарном рынке продуктов и услуг.

Таблица 6

Коэффициентный анализ рыночной власти

2015

2016

2017

Объем производства, %

32

31,1

30

Доля рынка di

18,5

18,45

18,4

Индекс концентрации

94,45

94,4

94,35

Индекс Херфиндаля-Хиршмана HHI

342,25

340,40

338,56

Индекс Лернера

0,025

0,007

0,003


На протяжении рассматриваемого периода происходит снижение Индекса концентрации компании «Электро-Маркет»:с 94,45% в 2015 году до 94,3% в 2017.

Доля рынка компании ООО «Электро-Маркет» относительно всего рынка также снижается на протяжении всего периода.

В зависимости от значения HHI, рынок можно признать низкоконцентрированным, добавив, что уровень концентрации снижается, что является главной проблемой компании.

Снижение индекса свидетельствует о слабых позициях компании, а также о том что компания уменьшает свою рыночную позицию.

Из полученных значений индекса Лернера, можно сказать, что его значение зависит от эластичности спроса. Индекс Лернера имеет наибольшее значение в 2015 году – 0,025, и наблюдается его дальнейшее снижение по года до уровня – 0,003, то есть относительно малого значения, так как спрос сильно реагирует на изменение цены на продукт. Индекс Лернера рассчитан как отношение выручки к прибыли, так как если использовать в расчете эластичность, то IL получается больше 1. Можно сделать вывод, что рыночная власть уменьшается к 2017 году.

Результаты расчетов сгруппируем в таблице 7.

Таблица 7

Определение концентрации рынка ООО «Электро-Маркет»

Год

CR – 3

HHI

Тип рынка

2015

18,5%

342,25

низкоконцентрированные рынки

2016

18,45

340,40

низкоконцентрированные рынки

2017

18,4

338,56

низкоконцентрированные рынки

Оценку конкурентоспособности ООО «Электро-Маркет» мы начнем с оценки внешней среды. Используя STEP – анализ, рассмотрим глобальное окружение ООО «Электро-Маркет»:

Таблица 8

STEP-анализ ООО «ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ»

Наименование фактора

Важность (весомость) фактора ( весов=1)

Сила влияния на организацию (по 10-бальной шкале)

Направленность влияния

(«+»/ «–»)

Взвешенная оценка (3*4*5=6)

1

2

3

4

5

6

S

Увеличение активности заказчиков

0,06

8

+

0.48

Недостаток молодых специалистов на рынке труда

0,07

9

-

-0.63

Высокий возраст квалифицированных специалистов, занятых на предприятиях строительной отрасли

0,09

10

-

-0,9

S

Существенное отставание уровня материального обеспечения работников строитеьлных предприятий от других отраслей промышленности

0,04

6

-

-0,24

Проведение правительством РФ курса на повышение престижа инженерных специальностей

0,09

8

+

0.72

Т

Опережающее внедрение другими предприятиями современных технологий

0,07

7

-

-0.49

Готовность предприятий России к переходу на новый технологический уклад

0,04

5

-

-0.2

Чрезвычайно быстрая смена поколений строительной техники

0,05

6

-

-0.3

Несовершенство международных механизмов защиты интеллектуальной собственности

0,03

5

-

– 0.15

Е

Высокий спрос на услуги отрасли

0,09

8

+

0.72

Улучшение инвестиционного климата

0,05

6

+

0.3

E

Создание механизма целевого финансирования отечественных инновационных разработок

0,01

2

+

0.02

Неблагоприятное изменение налогообложения

0,04

6

-

-0.28

Экономическая ситуация в стране – определяет финансовые возможности государства, как факт угрозы снижения потребительской способности

0,06

7

-

-0.35

Повышение доступности кредитов для предприятий отрасли, снижение ставки рефинансирования.

0,04

6

+

0.24

Р

Не предвидится изменений в законодательстве

0,02

4

+

0.08

Политическая обстановка в мире

0,04

6

+

0.24

Требования экологического законодательства в пользу компании

0,05

2

+

0.1

Практически полное отсутствие государственного регулирования на рынке строительства

0,06

8

+

0.48


Положительное влияние на наше предприятие оказывают:

Такой социальный фактор, как проведение правительством РФ курса на повышение престижа инженерных специальностей.

Экономический фактор: высокий спрос на услуги данной отрасли.

Политический фактор: практически полное отсутствие государственного регулирования на рынке строительства.

Так же можем проанализировать факторы, которые оказывают отрицательное влияние на эффективную деятельность и развитие ООО «Электро-Маркет»:

Социальные фактор:

– высокий возраст квалифицированных специалистов, занятых на строительных предприятиях;

– недостаток молодых специалистов на рынке труда.

Технологический фактор: Опережающее внедрение другими предприятиями современных технологий.

Для анализа сильных, нейтральных и слабых сторон ООО «Электро-Маркет» и обобщения изучения внутренней среды, проведем SNW-анализ. В рамках данного исследования, сравним ООО «Электро-Маркет» с обстановкой, которая должна быть на предприятии (таблица 9).

Таблица 9

Сравнение обстановки на предприятии

Наименование подсистемы

Качественная оценка позиции

Сильная (S)

Нейтральная (N)

Слабая (W)

5

4

3

2

1

0

-1

-2

-3

-4

-5

Финансы:

Финансовая устойчивость предприятия

0

Х

Заработная плата сотрудников

0 Х

Годовой выпуск продукции

0

Х

Общее управление:

Территориальное расположение

0 Х

Организационная структура предприятия

0

Х

Стратегия и ее отображение деятельности организации

0

Х

Система менеджмента предприятия

Коммуникации, распределение обязанностей

Условия труда

Маркетинг:

Имидж предприятия

0 Х

Ассортимент реализуемых услуг

0

Х

Производство:

Уровень технической оснащенности

0

Х

Качество ремонта

Х

0

Проводимые исследования и разработки

0

Х

Персонал:

Квалификация персонала

Лояльность персонала

Х

0

Психологический климат в коллективе

Х0

Стратегия управления персоналом

Профессионализм сотрудников службы управления персоналов