Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ООО «Электро-Маркет».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Сущность конкурентоспособности компании
1.1. Сравнение отечественных и зарубежных подходов к оценке конкурентоспособности
1.2. Методы оценки конкурентоспособности
ГЛАВА 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Электро-Маркет»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Электро-Маркет»
2.2. Оценка конкурентоспособности и анализ рыночной привлекательности предприятия
Х– как есть; 0-как должно быть
Так как на ООО «Электро-Маркет» план работ и цены на услуги составляются предприятием, можно судить о недостаточной финансовой устойчивости. Подведя итоги функциональной зоны «Финансы», делаем вывод, что при расширении товарного портфеля, финансовая устойчивость предприятия возрастет.
Проанализировав общее управление на предприятии, мы видим, что ООО «Электро-Маркет» отстает в позиции: отображение стратегии на деятельности предприятия по сравнению с другими предприятиями данной отрасли, где данный пункт более выражен.
В функциональной зоне «производство» ООО «Электро-Маркет» имеет отставание по нескольким направлениям. Во-первых – это техническое оснащение, а именно оборудование. В любом случае, при проведении изменений в деятельности предприятию будет необходимо приобрести новое оборудование и возможно обновить существующее. Во – вторых, это проводимые разработки и исследования. На данный момент для ООО «Электро-Маркет» это не является значимым фактором. Не смотря на приведенное отклонение, ООО «Электро-Маркет» является одним из предприятий, которые качественно выполняют свою работу. Процент брака незначителен. Из этого показателя складывается благоприятный имидж предприятия.
Что касается персонала на предприятии, то он достаточно квалифицирован и привержен свой работе.
SNW-анализ помог увидеть нам полную обстановку внутренней среды ООО «Электро-Маркет» и понять, что атмосфера для реализации стратегической цели является благоприятной.
С помощью SWOT-анализа подытожим воздействие внешних и внутренних факторов организационной среды (таблица 10).
Таблица 10
SWOT-анализ
Внешняя среда Внутренняя среда |
Возможности «О» — OPPORTUNITIES |
Угрозы «Т» — THREATS |
||
1. Высокий спрос на услуги отрасли. 2. Проведение правительством РФ курса на повышение престижа инженерных специальностей. 3. Возможность участия в грантах, строительство крупных социально значимых объектов |
1.Недостаток молодых специалистов на рынке труда. 2. Рост цен на материалы. 3. Опережающее внедрение другими предприятиями современных технологий. |
|||
Сильные стороны «S» – (Strengths) |
II Сила+возможности |
I Сила+угрозы |
||
1. ООО «Электро-Маркет» зарекомендовало себя как предприятие, которое осуществляет работы по более низкой цене. 2. Лояльность, приверженность персонала предприятию. 3. Сотрудники выполняют качественно свою работу, уровень брака близится к нулю. |
|
|
||
Слабые стороны «W» – (Weaknesses) |
III Слабость+возможности |
IV Слабость+угрозы |
||
1.На предприятии преобладает персонал пожилого возраста. 2.Техническая оснащенность. 3. На предприятии осуществляются только общестроительные работы. 4. У ООО «Электро-Маркет» небольшие обороты. |
|
|
Используя SWOT-анализ были выявлены основные стратегические цели для ООО «Электро-Маркет»:
набор новых, более молодых специалистов для «оживления» деятельности и осуществления инноваций на предприятии;
расширение ассортимента предлагаемых услуг;
модернизация оборудования.
Итак, из рассмотренных выше данных и показателей ООО «Электро-Маркет» видно, что в целом предприятие осуществляет свою деятельность в достаточно благоприятной внешней среде.
Далее был проведен экспертный анализ. Анализ был проведен экспертным путем. В качестве экспертов выступали:
Эксперт 1 – Директор
Эксперт 2 – Заместитель директора
Задача экспертов состояла в оценке степени влияния и вероятности влияния различных факторов внешней среды на компанию.
Работа выполнялась экспертами в два этапа.
На первом этапе определялась степень влияния факторов на деятельность фирмы. Результаты оценок представлены в таблице 11.
Таблица 11
Оценка степени влияния факторов макросреды на деятельность ООО «ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ»
Факторы |
Оценка экспертов (степень влияния) |
средняя оценка |
|||||||
Э1 |
Э2 |
Э3 |
Э4 |
||||||
Политико-правовые |
|||||||||
Налоговая политика государства, региона |
5 |
4 |
4 |
5 |
4,5 |
||||
Уровень политической стабильности |
4 |
4 |
3 |
5 |
4 |
||||
Политика государства в области малого бизнеса |
5 |
5 |
4 |
4 |
4,5 |
||||
Экономические |
|||||||||
Общая экономическая ситуация в стране |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
||||
Перспективы экономического роста в отрасли |
5 |
4 |
5 |
5 |
4,75 |
||||
Уровень безработицы |
4 |
3 |
3 |
4 |
3,5 |
||||
Уровень инфляции |
5 |
4 |
5 |
4 |
4,5 |
||||
Социокультурные |
|||||||||
Демографическая ситуация в стране |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
||||
Уровень жизни населения |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
||||
Вкусы и предпочтения потребителей |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
||||
Доходы населения |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,75 |
||||
Средняя продолжительность жизни населения |
4 |
4 |
3 |
3 |
3,5 |
||||
Технологические |
|||||||||
Тенденции в научно-техническом прогрессе, значимые для отрасли |
3 |
4 |
4 |
3 |
3,5 |
||||
Появление новых материалов |
5 |
4 |
5 |
4 |
4,5 |
||||
Скорость и уровень передачи технологий в отрасли |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
На втором этапе проведения анализа экспертами оценивалась вероятность влияния факторов на деятельность ООО «ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ» по пятибалльной системе оценок, при этом 5 - наибольшее влияние, а 1 – наименьшее. Результаты оценок отражены в таблице 12.
Таблица 12
Оценка вероятности влияния факторов макросреды на деятельность ООО «ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ»
Факторы |
Оценка экспертов (вероятность влияния) |
средняя оценка |
|||
Э1 |
Э2 |
Э3 |
Э4 |
||
Политико-правовые |
|||||
Налоговая политика государства, региона |
5 |
4 |
5 |
5 |
4,75 |
Уровень политической стабильности в стране |
4 |
4 |
4 |
5 |
4,25 |
Политика государства в области малого бизнеса |
4 |
3 |
3 |
3 |
3,25 |
Экономические |
|||||
Общая экономическая ситуация в стране |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,75 |
Перспективы экономического роста в отрасли |
5 |
4 |
4 |
4 |
4,25 |
Уровень безработицы |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,75 |
Уровень инфляции |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,5 |
Социокультурные |
|||||
Демографическая ситуация в стране |
4 |
3 |
3 |
4 |
3,5 |
Уровень жизни населения |
5 |
5 |
5 |
4 |
4,75 |
Вкусы и предпочтения потребителей |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Доходы населения |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,75 |
Средняя продолжительность жизни населения |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,75 |
Технологические |
|||||
Тенденции в научно-техническом прогрессе |
3 |
4 |
3 |
4 |
3,5 |
Появление новых материалов |
4 |
4 |
5 |
4 |
4,25 |
Скорость и уровень передачи технологий в отрасли |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,25 |
Наибольшее влияние на деятельность организации оказывают следующие факторы: налоговая политика государства и региона, общая экономическая ситуация в стране, доходы населения, уровень жизни населения, а также появление новых материалов.
Для оценки состояния внутренней среды ООО «ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ» был использован экспертный метод оценки элементов внутренней среды по 5-бальной шкале. Были проведено анкетирование четырех руководителей компании: директор (Э-1), зам. директора (Э-2), технический директор (Э-3) и начальник производства (Э-4). Результаты анализа представлены в таблице 15 «Оценка состояния внутренней среды».
Таблица 13
Оценка состояния внутренней среды
Элементы внутренней среды |
Э-1 |
Э-2 |
Э-3 |
Э-4 |
среднее |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
||||||
1. Управленческий блок |
3,313 |
||||||||||
1.1. |
Общее руководство организацией, управление отделами |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,5 |
|||||
1.2. |
Стиль руководства |
3 |
2 |
3 |
3 |
2,75 |
|||||
1.3. |
Распределение прав и обязанностей |
4 |
3 |
3 |
4 |
3,5 |
|||||
1.4. |
Взаимодействие руководства и персонала |
4 |
4 |
3 |
3 |
3,5 |
|||||
2. Ресурсный блок |
3,531 |
||||||||||
2.1. |
Трудовые ресурсы |
3,5 |
|||||||||
- Количественный состав |
4 |
4 |
4 |
5 |
4,25 |
||||||
- Качественный состав |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
||||||
- Политика найма, обучения, карьеры |
2 |
1 |
3 |
3 |
2,25 |
||||||
- Система оценки результатов труда и стимулирования персонала |
5 |
2 |
3 |
4 |
3,5 |
||||||
2.2. |
Материально-технические ресурсы (основные средства) |
3,63 |
|||||||||
- Наличие |
4 |
4 |
5 |
4 |
4,25 |
||||||
- Эффективность использования |
2 |
3 |
4 |
3 |
3 |
||||||
2.3. |
Информационные ресурсы |
4 |
3 |
4 |
3 |
3,5 |
|||||
2.4. |
Финансовые ресурсы |
4 |
3 |
4 |
3 |
3,5 |
|||||
3. Организационный блок |
3,5 |
||||||||||
3.1. |
Организационная структура |
3 |
3 |
5 |
4 |
3,75 |
|||||
3.2. |
Организационная культура |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,5 |
|||||
3.3. |
Внутренние коммуникации |
3,375 |
|||||||||
- Взаимодействие подразделений |
3 |
3 |
3 |
4 |
3,25 |
||||||
- Взаимоотношения между сотрудниками |
2 |
4 |
3 |
5 |
3,5 |
||||||
4. Функциональный блок |
3 |
||||||||||
4.1. |
Снабжение |
3,31 |
|||||||||
- Объемы поставок |
2 |
3 |
4 |
4 |
3,25 |
||||||
- Своевременность |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,5 |
||||||
- Коммуникации с поставщиками |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
||||||
- Ассортимент |
3 |
3 |
4 |
4 |
3,5 |
||||||
4.2. |
Продажи |
3,5 |
|||||||||
- Объем |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
||||||
- Качество обслуживания клиентов |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
||||||
4.3. |
Маркетинг |
2,25 |
|||||||||
- Реклама |
3 |
3 |
4 |
3 |
3,25 |
||||||
- PR |
1 |
2 |
2 |
2 |
1,75 |
||||||
- Аналитика |
3 |
2 |
1 |
1 |
1,75 |
||||||
Итоговая средняя оценка |
3,336 |
Были выявлены различные слабые стороны организации, на которые нужно обратить внимание: стиль руководства, применяемый в организации; политика найма персонала, его обучение и управление карьерой; эффективность использования основных средств; коммуникации с поставщиками; объем продаж; маркетинговая деятельность. К сильным сторонам ООО «ЭЛЕКТРО-МАРКЕТ» можно отнести: персонал, наличие материально-технических ресурсов, а также качество обслуживания клиентов.
В ходе анализа по каждому параметру было рассчитано среднее значение результатов, предоставленных экспертами. Полученные результаты сведены и представлены в табл. 14 «Результаты сравнительного анализа конкурентов».
Таблица 14
Результаты сравнительного анализа конкурентов
Критерий |
ООО «Электро-Маркет» |
ООО «Панити» |
ТД «Миг» |
ООО «Электрик» |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Известность фирмы |
5 |
4 |
4 |
3 |
Уровень рыночных цен |
3 |
5 |
3,5 |
3,5 |
Квалификация персонала (офисный, производственный) |
4,5 |
3,5 |
4,5 |
4,5 |
Широта, глубина ассортимента |
5 |
4,5 |
5 |
3 |
Время изготовления изделий |
3 |
4 |
4 |
5 |
Качество изготовленных изделий |
5 |
4 |
4 |
3 |
Внешний вид изделия |
4 |
4 |
4 |
4 |
Уровень послепродажного обслуживания |
5 |
5 |
5 |
5 |
Уровень рекламной и PR-деятельности |
3 |
4,5 |
3,5 |
3,5 |
Предоставление услуг по доставке и установке (оперативность) |
4 |
4 |
3,5 |
4 |
Итоговая сумма баллов |
41,5 |
42,5 |
41,5 |
38,5 |
Общий итог проведенного анализа показывает, что ООО «Электро-Маркет» является лидером в своем сегменте рынка среди предприятий, занимающихся аналогичными видами деятельности.