Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 401
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления запасами на предприятии
1.1. Понятие, сущность и виды запасов
1.2. Характеристика систем управления запасами
1.3. Планирование и методы управления запасами
Глава 2. Анализ управления запасами на предприятии АО «Тамбовский хлебокомбинат»
2.1. Организационно-экономическая характеристика
2.2. Анализ структуры и динамики товарооборота
2.4. Мероприятия по совершенствованию системы управления запасами
Хлеб является главным продуктом питания, имеющим значимую социальную роль. Хлебокомбинат, выпускающий основные сорта хлеба, решает важную стратегическую и социальную задачу обеспечения необходимым продуктом населения.
Сейчас на рынке присутствуют как традиционные виды хлеба, доставшиеся нам в наследие от СССР, так и формирующаяся в последние годы премиальная категория. К традиционным сортам относятся черный, белый и серый хлеб, выпекаемый как формовой или батоны. В категорию «Премиум» входят хлебобулочные изделия, содержащие минералы и органические элементы, а также низкокалорийные сорта и со специальными добавками.
Доля АО «Тамбовский хлебокомбинат» по объемам производства на рынке в 2015 году составила:
- производство хлеба и хлебобулочных изделий – 84,30 %;
- производство кондитерских изделий – 54,00 %;
- производство макаронных изделий – 100,00 %.
Одним из приоритетных направлений деятельности Общества в 2018 году являлось увеличение объемов производства макаронных изделий.
Освоение и работа с новыми рынками сбыта (другие регионы и населенные пункты области).
На территории г. Тамбова АО «Тамбовский хлебокомбинат» является единственным производителем макаронных изделий.
Основными конкурентами по макаронным изделиям являются товаропроизводители, находящиеся в других субъектах федерации. Ассортимент макаронных изделий на рынке достаточно разнообразен. На рынке представлены макаронные изделия многих товаропроизводителей.
Проанализируем динамику и структуру произведенной продукции в таблице 1.
Таблица 1
Динамика объемов производства продукции АО «Тамбовский хлебокомбинат» в 2015-2017 гг. (тонн)
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Изменение |
Произведено всего |
11025 |
11276 |
11963 |
938 |
в том числе по видам продукции |
||||
хлеб и хлебобулочные изделия |
9847 |
9985 |
10614 |
767 |
кондитерские изделия |
558 |
612 |
627 |
69 |
макаронные изделия |
571 |
625 |
661 |
90 |
прочая продукция |
49 |
54 |
61 |
12 |
По данным таблицы можно отметить, что в течение исследуемого периода объемы производства возрастали, в 2017 году произведено на 938 тонн продукции больше, чем в 2015 году. Это обусловлено ростом производственных мощностей предприятия.
Рост производства наблюдается по всем видам производимой продукции, в частности, по хлебу и хлебобулочным изделиям рост производства составил 767 тонн, кондитерским и макаронным изделиям соответственно 69 и 90 тонн. Также возросло производство прочих видов продукции (мука блинная, мука фасованная, крупа и т.д.) на 12 тонн.
Структуру производства рассмотрим в таблице 2.
Таблица 2
Структура объемов производства продукции АО «Тамбовский хлебокомбинат» в 2015-2017 гг. (%)
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
Изменение |
Произведено всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
в том числе по видам продукции |
||||
хлеб и хлебобулочные изделия |
89,3 |
88,6 |
88,7 |
-0,6 |
кондитерские изделия |
5,1 |
5,4 |
5,2 |
0,2 |
макаронные изделия |
5,2 |
5,5 |
5,5 |
0,3 |
прочая продукция |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
0,1 |
По таблице видно, что наибольшую долю в объеме производства занимают хлеб и хлебобулочные изделия, на которые приходится 88,77% произведенной продукции в 2017 году.
В течение исследуемого периода предприятие активно наращивало производство других видов продукции, что привело к снижению доли хлеба и хлебобулочных изделий на 0,6%.
2.2. Анализ структуры и динамики товарооборота
Товарооборот является важнейшим оценочным показателем торгового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов[9].
Анализ товарооборота позволяет оценивать соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия мер по оптимизации структуры товарооборота, увеличению товарооборота, увеличению объема продаж, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и равномерности продаж.
Анализ объема и динамики товарооборота торговой организации основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность торговой фирмы.
Проанализируем розничный товарооборот по товарным группам, представленным в таблице3
Таблица 3
Оценка розничного товарооборота по товарным группам
в действующих ценах (тыс. руб.)
Товарные группы |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2015г. к 2017 г. |
|||
Сумма |
Уд. вес,% |
Сумма |
Уд. вес,% |
Сумма |
Уд. вес,% |
В действующих ценах |
|
1. Хлеб дарницкий |
890 |
14,2 |
1687 |
13,7 |
1490 |
7,7 |
95 |
2. Хлеб котовский |
551 |
13 |
954 |
7,8 |
803 |
8,2 |
164 |
3. Рыба |
214 |
2,9 |
745 |
6,1 |
655 |
3,2 |
163 |
4. Батон нарезной |
167 |
3,7 |
586 |
4,8 |
589 |
8,7 |
571 |
5. Батон домашний |
220 |
8,2 |
410 |
3,3 |
415 |
4,2 |
204 |
6. Батон сдобный |
682 |
2,6 |
1242 |
10,1 |
1050 |
2,7 |
42 |
7. Ржаной хлеб |
224 |
3,1 |
851 |
6,9 |
709 |
7,4 |
361 |
8. Армянский лаваш |
194 |
6 |
382 |
3,1 |
290 |
8,1 |
457 |
9.Маца |
218 |
4,5 |
436 |
3,6 |
328 |
4,9 |
246 |
10. Сухари простые постные |
472 |
2,4 |
987 |
8 |
865 |
2,6 |
60 |
11. Сухари сдобные |
320 |
12 |
640 |
5,2 |
603 |
16,2 |
555 |
12. Баранки советские |
547 |
10,8 |
1124 |
9,2 |
1085 |
9,4 |
188 |
13. Мини баранки |
542 |
10,1 |
1245 |
10,1 |
1046 |
7,6 |
152 |
14. Житный хлеб |
280 |
6,5 |
987 |
8 |
908 |
9,1 |
357 |
Всего |
5521 |
100 |
12276 |
100 |
10936 |
100 |
3615 |
Согласно таблице 2.4 можно сказать, что розничный товарооборот в действующих ценах возрос по всем товарным группам. Особенно значительный рост достигнут по реализации мяса и птицы, рыбы и рыбопродуктов, кондитерских изделий, ликероводочных изделий и прочих продовольственных товаров.
Изучим ритмичность развития товарооборота магазинов АО «Тамбовский хлебокомбинат» составив таблицу (Табл. 4).
Таблица 4
Ритмичность развития розничного товарооборота АО «Тамбовский хлебокомбинат»
в действующих ценах (тыс. руб.)
Месяцы и кварталы |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2015 г. в % к 2017 г. |
Январь |
355,6 |
1105 |
941,5 |
56,0 |
Февраль |
451,7 |
902,6 |
1155 |
68,0 |
Март |
836,7 |
1701,5 |
846,3 |
55,0 |
Итого за I квартал |
1644 |
3709,1 |
2942,8 |
179 |
Апрель |
241,3 |
682,6 |
371,8 |
45,2 |
Май |
456,8 |
912,6 |
746,2 |
65,8 |
Июнь |
541,8 |
1176,2 |
911,6 |
52,69 |
Итого за II квартал |
1239,9 |
2771,4 |
2029,6 |
163,69 |
Итого за I полугодие |
2883,9 |
6480,5 |
4972,4 |
342.69 |
Июль |
389,1 |
778,4 |
1321,5 |
85,4 |
Август |
801,9 |
1902,9 |
846,1 |
96,2 |
Сентябрь |
278,4 |
654,8 |
869,8 |
25,11 |
Итого за III квартал |
1469,4 |
3336,1 |
3037,4 |
206,71 |
Итого за 9 месяцев |
4353,3 |
9816,6 |
8009,8 |
549.4 |
Октябрь |
284,1 |
592,4 |
1138,5 |
34,6 |
Ноябрь |
737,1 |
1454,7 |
556,1 |
68,4 |
Декабрь |
146,5 |
412,3 |
1231,6 |
147.6 |
Итого за IV квартал |
1167,7 |
2459,4 |
2926,2 |
250,6 |
Итого за II полугодие |
2637,1 |
5795,5 |
5963,6 |
800 |
Всего за год |
5521 |
12276 |
10936 |
200 |
АО «Тамбовский хлебокомбинат» успешно выполнило план розничного товарооборота в I квартале, апреле, мае, июле, августе, ноябре, декабре 2016 года. В остальных месяцах: июне, сентябре, октябре, декабре 2017 года план розничного товарооборота не выполнен. Потери товарооборота в связи с недовыполнением плана в отдельные месяцы составили 376,9 тыс. руб.
План розничной реализации товаров выполнен в трех кварталах, перевыполнение плана в этих кварталах 102,4%. В связи с недовыполнением плана в третьем квартале потери товарооборота составили 62,7 тыс. руб.
Сделаем выводы по формированию ассортиментной политики организации.
С помощью проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- наиболее существенные направления деятельности организации необходимо направить на закупку и реализацию товаров группы А ( хлеб ржаной, хлеб дарницкий ,батон нарезной);
- снизить затраты в других сферах за счет устранения излишних функций и видов работ (в частности, уменьшить / прекратить закупку товаров группы С: колбасные изделия), а также рекомендуется активная рекламная деятельность в продвижении данных товаров.
2.3. Анализ уровня запасов
Важнейшим этапом построения и реализации оптимальной системы управления товарными запасами является анализ их состояния и эффективности использования.
Анализ товарных запасов позволяет в конкретных ситуациях находить оптимальное решение проблем, возникающих у торговой организации в связи с низкой оборачиваемостью товаров и большим объемом товарных запасов, что препятствует получению ожидаемой прибыли и снижает эффективность работы торговой организации.
Анализ товарных запасов нужен, чтобы определять, насколько соответствует фактический объем товарных запасов установленным в организации нормативам, как по отдельным товарным группам, так и в целом, находить причины отклонений, выявлять изменения в товарных запасах, а также особенности спроса на отдельные товары.
В ходе анализа запасов используются показатели, которые характеризуют состояние товарных запасов в натуральном и стоимостном выражении, их обеспеченность, эффективность использования средств, вложенных в товарные запасы. Анализ товарных запасов проводится на основании данных, полученных из статистических и бухгалтерских отчетов за интересующий период, а также данных инвентаризации..
Проанализируем структуру и динамику средних товарных запасов по данным товарным группам. Структура запасов представлена в таблице 5