Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 166

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико – методологические основы формирования межличностных отношений старших дошкольников в процессе сюжетно – ролевой игры

1.1 Межличностное общение как предмет психолого-педагогического исследования

1.2 Развитие игры и руководство игрой детей старшего дошкольного возраста

1.3 Значение сюжетно - ролевой игры формирования межличностных отношений и развития личности старших дошкольников

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование особенностей формирования межличностных отношений старших дошкольников через сюжетно - ролевую игру

2.1. Описание методики и процедуры исследования

2.2 Экспериментальная система сюжетно – ролевых игр на формирование межличностных отношений старших дошкольников

2.3 Анализ эффективности, проведенной опытно – экспериментальной работы

Заключение

Список использованной литературы

Итак, по результатам диагностики нами разработана система сюжетно – ролевых игр, направленная на формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте.

2.2 Экспериментальная система сюжетно – ролевых игр на формирование межличностных отношений старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра, является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуются потребности воздействия на мир. Она вызывает существенное изменение в детской психике. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчёркивал, что «сюжетно-ролевая игра - это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Цель системы занятий: создать условия формирования межличностных отношений у дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.

Задачи:

- Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

- Освоить современные технологии и методы организации игры.

- Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно-ролевых игр по старшему возрасту.

В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевой игры.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Для большинства детей группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребёнка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Для реализации данной цели поставлен ряд задач:

1. Провести мониторинг межличностных отношений в группе.

2.Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.


3.Освоить современные технологии и методы организации игры.

4. Разработать перспективное планирование при проведении сюжетно-ролевых игр с дошкольниками.

На начальном этапе освоила современную технологию формирования игровой деятельности, разработанную Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко, изучила метод комплексного руководства игрой Е.В. Зварыгиной и С.Л. Новосёловой. Перспективное планирование разрабатывалось по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой в соответствии с ФГТ.

В реализации системы игр использованы три принципа организации игры в детском саду:

1. Непосредственное участие педагога, педагогическое руководство игрой.

2. Развитие сюжетно – ролевой игры в процессе онтогенеза ребенка.

3.Формирование игровых умений и одновременная ориентация ребёнка на осуществление игрового действия, на пояснение его смысла партнёром-взрослым и сверстником, на создание психологического комфорта в совместной игре.

Принципы реализуются при следующих условиях:

1.Устранение конфликтных ситуаций между сверстниками.

2. Научить дошкольников взаимодействовать с окружающими.

3.Установить доброжелательную обстановку в коллективе.

Для этого использовались:

1.Беседы: «Что такое дружба», «Давай помиримся».

2.Этюды на выражение движений: «Удивление», «Сердитый дедушка», «Вкусные конфеты».

3.Игры на развитие воображения: «На что похоже», «Герои сказок», «Придумай диалог», «Восхитительные облака».

4.Разыгрывание сказок с помощью различных видов театра: кукол-перчаток; с элементами драматизации, пальчикового театра.

5.Комплексы психогимнастик: «На море», «Бедный котёнок», «Волшебные цветы», «Волк и семеро козлят».

Следующим этапом работы было проведение мероприятий на преодоление нарушений коммуникации у детей группы.

Использовались коммуникативные игры и упражнения, которые помогают детям научиться общаться друг с другом, получать признание со стороны сверстников, научиться ориентироваться на чувства и переживания сверстников, добиваться совместных результатов в деятельности.

1. Игры на развитие коммуникативных навыков: «Где мы были мы не скажем, а что делали, покажем»; «Дополни диалог»; «Придумай диалог»; «Испорченный телефон»; «Садовник и цветы»; «Снежный ком».

2. Игры на формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать: Игры: «Нарисуй настроение», занятия-улыбки.


3. Игры на формирование умения добиваться совместных результатов: игры-драматизации; чтение русских народных сказок; разыгрывание сюжетно-ролевых игр.

Работа проводилась с октября по март 2014 года (перспективный план в приложении).

2.3 Анализ эффективности, проведенной опытно – экспериментальной работы

Для проведения анализа эффективности проведенных сюжетно – ролевых игр на формирование межличностных отношений были использованы те же методики, что и контактирующем этапе исследования.

В ходе анализа методики «Метод вербальных выборов» получены следующие данные. В контрольной группе положения детей не изменились.

В экспериментальной группе получены следующие результаты.

Популярными являются двое детей – Даня и Наташа, тогда как на констатирующем этапе статус «звезды» получал один ребенок - Даня.

Предпочитаемыми детьми являются: Саша, Антон, Ира, Наташа, Максим, Влада и Карина. Эти дети получили более двух выборов среди сверстников. Отметим, что на констатирующем этапе данный статус получил 5 детей.

Изменился статус отвергаемого ребенка (Миша). После проведенной формирующей работы его статус стал игнорируемым.

Игнорируемым в коллективе Олег на констатирующем этапе получил один голос.

Увеличилось количество взаимных выборов: Саша – Даня, Наташа – Ира, Ира – Лиана, Карина – Наташа. Количество взаимных выборов увеличилось вдвое.

Таблица 6

Динамика показателей на контрольном этапе исследования по методике Вербальных выборов (Социометрия), %

Выбор ребенка

Экспериментальная группа

Контрольная группа

«Звезды»

31

25

Предпочитаемые

56

62,5

Игнорируемые

6,25

6,25

Отвергаемые

0

0

Взаимный выбор

6,25

6,25

Таким образом, стоит отметить, что проведение системы сюжетно – ролевых игр на формирование межличностных отношений оказалось эффективным. В экспериментальной группе отмечена заметная динамика совершенствования межличностных отношений.


Анализ методики «Мозаика» на контрольном этапе дал следующие результаты.

По шкале «Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника» в экспериментальной группе получены следующие результаты.

Полное отсутствие интереса к действиям сверстника в экспериментальной группе не выявлено. 30% дошкольников проявляют беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника. Как и на констатирующем этапе 40% детей из экспериментальной группы оказывают периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. 30% дошкольников проявляют пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника, тогда как на констатирующем этапе данный показатель был равен 10%.

В контрольной группе результаты не изменились.

Результаты по данной шкале наглядно отражены в таблице 7 и рисунке 7.

Таблица 7

Динамика эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника по методике «Мозаика» в экспериментальной на контрольном этапе исследования, %

После

До

Отсутствие внимания

0

10

Беглая занятость

30

40

Периодические наблюдения

40

40

Пристальное внимание

30

10

Рисунок 7 - Динамика эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника по методике «Мозаика» в экспериментальной на констатирующем этапе исследования

По шкале «Характер участия в действиях сверстника» после экспериментальной формирующей работы в экспериментальной группе получены следующие данные. Негативных оценок выдвинуто не было, тогда как на первом этапе этот показатель равен - 10%. 60% детей давали демонстративные оценки на констатирующем этапе. После проведения сюжетно – ролевых игр такие оценки сверстникам дали 50% испытуемых. 50% испытуемых давали позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает). Этот показатель увеличился на 10%.

В контрольной группе результаты изменились незначительно в худшую сторону.

Таблица 8

Характер участия в действиях сверстника в экспериментальной группе по методике «Мозаика» на контрольном этапе, %

До

После

Негативные оценки

10

0

Демонстрационные оценки

60

50

Позитивные оценки

30

50


Рисунок 8 - Характер участия в действиях сверстника в экспериментальной и контрольной группах по методике «Мозаика» на контрольном этапе

По шкале «Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику» 10% дошкольников выявлена индифферентная реакция, которая заключается в безразличии, как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям (данный показатель не изменился после формирующей работы). 10% детей показали неадекватную реакцию на констатирующем этапе. На контрольном этапе данного показателя не выделено. 40% дошкольников из экспериментальной группы проявили частично адекватную реакцию на первом этапе, на контрольном этапе частично адекватная реакция выявлена у 30% дошкольников. 40% детей проявили адекватную реакцию вначале эксперимента. После формирующей работы данный показатель равен 60%.

У дошкольников из контрольной группы результаты незначительно изменились в сторону адекватности. Наглядно результаты по данной шкале отражены в таблице 9 и рисунке 9.

Таблица 9

Динамика характера и степени выраженности сопереживания сверстнику в экспериментальной группе по методике «Мозаика» на контрольном этапе исследования, %

До

После

Идентифирентные

10

10

Неадекватные оценки

10

-

Частично адекватные оценки

40

30

Адекватные реакции

40

60

Рисунок 9 - Динамика характера и степени выраженности сопереживания сверстнику в экспериментальной группе по методике «Мозаика» на контрольном этапе исследования

Таблица 10

Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику в контрольной группах по методике «Мозаика» на контрольном этапе исследования, %

До

После

Идентифирентные

10

10

Неадекватные оценки

10

20

Частично адекватные оценки

30

30

Адекватные реакции

50

40

По шкале «Характер и степень проявления просоциальных форм поведения» после проведенных сюжетно – ролевых игр, в экспериментальной группе получены следующие данные. Провокационная помощь оказана в 20% случаев на первом этапе эксперимента. На контрольном этапе данный показатель снижен до 10%. Прагматичный вид помощи оказали 30% дошкольников экспериментальной группы на констатирующем этапе. На контрольном этапе данный показатель равен 10%.