Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 189
Скачиваний: 1
Объект исследования – процесс формирования межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно – ролевой игры.
Предмет исследования – межличностные отношения у старших дошкольников, формируемые посредствам сюжетно – ролевой игры.
Гипотеза исследования: формирование межличностных отношений у старших дошкольников будут успешны, если образовательная деятельность дошкольной образовательной организации реализует комплекс сюжетно ролевых игр.
Методики исследования:
- Метод вербальных выборов (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова) [46].
Цель – выявление социометрического статуса ребенка.
Возможно несколько вариантов социометрического статуса:
- популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,
-предпочитаемые - дети, получившие один-два положительных выбора,
- игнорируемые - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),
- отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы.
2. Мозаика (проблемные ситуации) [46].
Цель - изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения.
Во всех приведенных выше проблемных ситуациях важно отмечать следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам:
1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.
2. Характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).
3. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.
4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотива.
После проведения диагностики был произведен анализ и интерпретация полученных данных.
В ходе проведения методики «Метод вербальных выборов» дошкольникам заданы следующие вопросы в процессе индивидуальной беседы:
1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?
По результатам исследования в экспериментальной группе получены следующие результаты.
Популярным («звезды») среди испытуемых является один ребенок - Даня. Этот ребенок получил 4 выбора, среди сверстников.
Предпочитаемыми детьми являются: Саша, Антон, Ира, Наташа, Максим и Карина. Эти дети получили более двух выборов среди сверстников.
Игнорируемым в коллективе является Олег. Ни один из детей не отдал ему не предпочтения, ни отрицания.
Отвергаемым в данном коллективе является Миша, так как получил большинство отрицательных выборов.
В группе выделены также и взаимные выборы: Саша – Даня, Ира – Наташа.
В контрольной группе выделены следующие выборы.
Звезд в группе не выявлено.
Предпочитаемыми в группе выделяются Витя, Марина, Костя, Алина, Давид, Катя, Ася, Марат.
Игнорируемых детей в данной группе нет.
Отвергнутым выделяется один ребенок – Антон.
Взаимные выборы: Катя – Алина, Ася, - Марина.
Таблица 1
Сравнительные результаты в группах по методике «Вербальных выборов (Социометрия)», %
Выбор ребенка |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
«Звезды» |
3 чел (15%) |
4 чел (25%) |
Предпочитаемые |
8 чел ( 50%) |
10 чел (2%) |
Игнорируемые |
2 чел (10%) |
1 чел (5%) |
Отвергаемые |
2 чел (10%) |
0 чел |
Взаимный выбор |
1 чел (5%) |
1 (5%) |
Рисунок 1 - Сравнительные результаты в группах по методике Вербальных выборов (Социометрия), %
Таким образом, положение в отношении межличностных выборов в обеих группах примерно одинаковое. В обеих группах равное количество взаимных выборов, отвергнутых сверстников.
Анализ методики «Мозаика» дал следующие результаты.
По шкале «Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника» в экспериментальной группе получены следующие результаты. 10% испытуемых проявили полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором). 40% дошкольников проявляют беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника. 40% детей из экспериментальной группы оказывают периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. 10% дошкольников проявляют пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.
В контрольной группе результаты схожи. Так же 10% испытуемых проявили полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором). 50% испытуемых проявляют беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника. 30% дошкольников из экспериментальной группы оказывают периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. 10% дошкольников проявляют пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.
Результаты по данной шкале наглядно отражены в таблице 2 и рисунке 2.
Таблица 2
Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника по методике «Мозаика» в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе исследования, %
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|
Отсутствие внимания |
10 (2 человека) |
10 (2 человека) |
Беглая занятость |
40 (4 человека) |
50 (8 человек) |
Периодические наблюдения |
40(4 человека) |
30 (4 человека) |
Пристальное внимание |
10 (2 человека) |
10 (2 человека) |
Рисунок 2 - Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника по методике «Мозаика» в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе исследования, %
По шкале «Характер участия в действиях сверстника» определялась окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой). В результате в экспериментальной группе получены следующие данные. 10% дошкольников дали сверстникам негативные оценки. 60% детей давали демонстративные оценки (сравнивали с собой, говорили о себе). 30% испытуемых давали позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).
В контрольной группе результаты схожи. Наглядно данные отражены в таблице 3 и рисунке 3.
Таблица 3
Характер участия в действиях сверстника в экспериментальной и контрольной группах по методике «Мозаика», %
Экспериментальная работа |
Контрольная группа |
|
Негативные оценки |
10 (2 человека) |
10 (2 человека) |
Демонстрационные оценки |
60 (10 человек) |
50 (8 человек) |
Позитивные оценки |
30 (4 человека) |
40 (6 человек) |
Рисунок 3 - Характер участия в действиях сверстника в экспериментальной и контрольной группах по методике «Мозаика», %
По шкале «Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику», которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника, в экспериментальной группе получены следующие результаты. У 10% дошкольников выявлена индифферентная реакция, которая заключается в безразличии, как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям. 10% детей показали неадекватную реакцию, которая заключается в безусловной поддержке порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение. 40% дошкольников из экспериментальной группы проявили частично адекватную реакцию, то есть выразили согласие, как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера. Так же 40% детей проявили адекватную реакцию. Они проявили радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и сорадованию.
У дошкольников из контрольной группы результаты были схожи. Идентификационную реакцию показали 10% дошкольников, неадекватную реакцию так же 10% детей. 30% дошкольников из контрольной группы показали частично адекватную реакцию и 50% детей полностью адекватную
Наглядно результаты по данной шкале отражены в таблице 4 и рисунке 4.
Таблица 4
Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику в экспериментальной и контрольной группах по методике «Мозаика» на констатирующем этапе исследования, %
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|
Идентифирентные |
10 |
10 |
Неадекватные оценки |
10 |
10 |
Частично адекватные оценки |
40 |
30 |
Адекватные реакции |
40 |
50 |
Рисунок 4 - Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику в экспериментальной и контрольной группах по методике «Мозаика» на констатирующем этапе исследования
По шкале «Характер и степень проявления просоциальных форм поведения» в экспериментальной группе получены следующие данные. Провокационная помощь оказана в обоих группах по 20%. Она наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника. Прагматической помощь считается в том случае, когда дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику. Данный вид помощи оказали 30% дошкольников экспериментальной и 20% дошкольников контрольной групп.
Безусловную помощь оказали по 50% дошкольников в обеих группах. Данный вид помощи не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых - по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер. Наглядно данные по шкале отражены в таблице 5 и рисунке 5.
Таблица 5
Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе исследования, %
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|
Провокационная помощь |
20 |
20 |
Прагматическая помощь |
30 |
20 |
Безусловная помощь |
50 |
50 |
Рисунок 5 - Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе исследования
Таким образом, в ходе исследования выяснено, что в обеих группах средний уровень развития межличностных отношений. Несмотря на то, что в обеих группах определился «костяк» и имеются сплоченные отношения среди определенных подгрупп, некоторые дети игнорируемы или считаются изгоями. В процессе выборов дети часто опираются на мнение взрослых и на внешние мотивы взаимоотношений. Во взаимоотношениях присутствует элемент выгоды.