Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико – методологические основы формирования межличностных отношений старших дошкольников в процессе сюжетно – ролевой игры

1.1 Межличностное общение как предмет психолого-педагогического исследования

1.2 Развитие игры и руководство игрой детей старшего дошкольного возраста

1.3 Значение сюжетно - ролевой игры формирования межличностных отношений и развития личности старших дошкольников

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование особенностей формирования межличностных отношений старших дошкольников через сюжетно - ролевую игру

2.1. Описание методики и процедуры исследования

2.2 Экспериментальная система сюжетно – ролевых игр на формирование межличностных отношений старших дошкольников

2.3 Анализ эффективности, проведенной опытно – экспериментальной работы

Заключение

Список использованной литературы

Объект исследования – процесс формирования межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно – ролевой игры.

Предмет исследования – межличностные отношения у старших дошкольников, формируемые посредствам сюжетно – ролевой игры.

Гипотеза исследования: формирование межличностных отношений у старших дошкольников будут успешны, если образовательная деятельность дошкольной образовательной организации реализует комплекс сюжетно ролевых игр.

Методики исследования:

  1. Метод вербальных выборов (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова) [46].

Цель – выявление социометрического статуса ребенка.

Возможно несколько вариантов социометрического статуса:

- популярные («звезды») - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов,

-предпочитаемые - дети, получившие один-два положительных выбора,

- игнорируемые - дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они остаются как бы незамеченными своими сверстниками),

- отвергаемые - дети, получившие в основном отрицательные выборы.

2. Мозаика (проблемные ситуации) [46].

Цель - изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения.

Во всех приведенных выше проблемных ситуациях важно отмечать следующие показатели поведения детей, которые оцениваются по соответствующим шкалам:

1. Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника. Интерес к сверстнику, обостренная чувствительность к тому, что он делает, может свидетельствовать о внутренней причастности к нему. Безразличие и равнодушие, напротив, говорят о том, что сверстник является для ребенка внешним, отделенным от него существом.

2. Характер участия в действиях сверстника, т.е. окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой).

3. Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника.

4. Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать «в пользу другого» или «в свою пользу». Если ребенок совершает альтруистический поступок легко, естественно, без малейших колебаний, можно говорить о том, что такие действия отражают внутренний, личностный слой отношений. Колебания, паузы, оттягивание времени могут свидетельствовать о моральном самопринуждении и подчиненности альтруистических действий другим мотива.


После проведения диагностики был произведен анализ и интерпретация полученных данных.

В ходе проведения методики «Метод вербальных выборов» дошкольникам заданы следующие вопросы в процессе индивидуальной беседы:

1. С кем ты хотел бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?

2. Кого ты позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?

3. С кем ты хотел бы сидеть за одним столом, а с кем нет?

По результатам исследования в экспериментальной группе получены следующие результаты.

Популярным («звезды») среди испытуемых является один ребенок - Даня. Этот ребенок получил 4 выбора, среди сверстников.

Предпочитаемыми детьми являются: Саша, Антон, Ира, Наташа, Максим и Карина. Эти дети получили более двух выборов среди сверстников.

Игнорируемым в коллективе является Олег. Ни один из детей не отдал ему не предпочтения, ни отрицания.

Отвергаемым в данном коллективе является Миша, так как получил большинство отрицательных выборов.

В группе выделены также и взаимные выборы: Саша – Даня, Ира – Наташа.

В контрольной группе выделены следующие выборы.

Звезд в группе не выявлено.

Предпочитаемыми в группе выделяются Витя, Марина, Костя, Алина, Давид, Катя, Ася, Марат.

Игнорируемых детей в данной группе нет.

Отвергнутым выделяется один ребенок – Антон.

Взаимные выборы: Катя – Алина, Ася, - Марина.

Таблица 1

Сравнительные результаты в группах по методике «Вербальных выборов (Социометрия)», %

Выбор ребенка

Экспериментальная группа

Контрольная группа

«Звезды»

3 чел (15%)

4 чел (25%)

Предпочитаемые

8 чел ( 50%)

10 чел (2%)

Игнорируемые

2 чел (10%)

1 чел (5%)

Отвергаемые

2 чел (10%)

0 чел

Взаимный выбор

1 чел (5%)

1 (5%)

Рисунок 1 - Сравнительные результаты в группах по методике Вербальных выборов (Социометрия), %

Таким образом, положение в отношении межличностных выборов в обеих группах примерно одинаковое. В обеих группах равное количество взаимных выборов, отвергнутых сверстников.

Анализ методики «Мозаика» дал следующие результаты.

По шкале «Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника» в экспериментальной группе получены следующие результаты. 10% испытуемых проявили полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором). 40% дошкольников проявляют беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника. 40% детей из экспериментальной группы оказывают периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. 10% дошкольников проявляют пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.


В контрольной группе результаты схожи. Так же 10% испытуемых проявили полное отсутствие интереса к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, занимается своими делами, заговаривает с экспериментатором). 50% испытуемых проявляют беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника. 30% дошкольников из экспериментальной группы оказывают периодическое пристальное наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы или комментарии к действиям сверстника. 10% дошкольников проявляют пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия сверстника.

Результаты по данной шкале наглядно отражены в таблице 2 и рисунке 2.

Таблица 2

Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника по методике «Мозаика» в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе исследования, %

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Отсутствие внимания

10 (2 человека)

10 (2 человека)

Беглая занятость

40 (4 человека)

50 (8 человек)

Периодические наблюдения

40(4 человека)

30 (4 человека)

Пристальное внимание

10 (2 человека)

10 (2 человека)

Рисунок 2 - Степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника по методике «Мозаика» в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе исследования, %

По шкале «Характер участия в действиях сверстника» определялась окраска эмоциональной вовлеченности в действия сверстника: положительная (одобрение и поддержка), отрицательная (насмешки, ругань) или демонстративная (сравнение с собой). В результате в экспериментальной группе получены следующие данные. 10% дошкольников дали сверстникам негативные оценки. 60% детей давали демонстративные оценки (сравнивали с собой, говорили о себе). 30% испытуемых давали позитивные оценки (одобряет, дает советы, подсказывает, помогает).

В контрольной группе результаты схожи. Наглядно данные отражены в таблице 3 и рисунке 3.

Таблица 3

Характер участия в действиях сверстника в экспериментальной и контрольной группах по методике «Мозаика», %

Экспериментальная работа

Контрольная группа

Негативные оценки

10 (2 человека)

10 (2 человека)

Демонстрационные оценки

60 (10 человек)

50 (8 человек)

Позитивные оценки

30 (4 человека)

40 (6 человек)


Рисунок 3 - Характер участия в действиях сверстника в экспериментальной и контрольной группах по методике «Мозаика», %

По шкале «Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику», которые ярко проявляются в эмоциональной реакции ребенка на успех и неудачу другого, порицание и похвалу взрослым действий сверстника, в экспериментальной группе получены следующие результаты. У 10% дошкольников выявлена индифферентная реакция, которая заключается в безразличии, как к положительным, так и к отрицательным оценкам партнера, что отражает общую индифферентную позицию по отношению к партнеру и его действиям. 10% детей показали неадекватную реакцию, которая заключается в безусловной поддержке порицания взрослого и протест в ответ на его поощрение. Ребенок охотно принимает критику взрослого в адрес сверстника, чувствуя свое превосходство перед ним, а успехи сверстника переживает как свое поражение. 40% дошкольников из экспериментальной группы проявили частично адекватную реакцию, то есть выразили согласие, как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого. По-видимому, этот вариант реакции отражает скорее отношение ребенка к взрослому и его авторитету и попытку объективной оценки результата действий партнера. Так же 40% детей проявили адекватную реакцию. Они проявили радостное принятие положительной оценки и несогласие с отрицательной оценкой. Здесь ребенок как бы стремится защитить сверстника от несправедливой критики и подчеркнуть его достоинства. Этот вариант реакции отражает способность к сопереживанию и сорадованию.

У дошкольников из контрольной группы результаты были схожи. Идентификационную реакцию показали 10% дошкольников, неадекватную реакцию так же 10% детей. 30% дошкольников из контрольной группы показали частично адекватную реакцию и 50% детей полностью адекватную

Наглядно результаты по данной шкале отражены в таблице 4 и рисунке 4.

Таблица 4

Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику в экспериментальной и контрольной группах по методике «Мозаика» на констатирующем этапе исследования, %

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Идентифирентные

10

10

Неадекватные оценки

10

10

Частично адекватные оценки

40

30

Адекватные реакции

40

50


Рисунок 4 - Характер и степень выраженности сопереживания сверстнику в экспериментальной и контрольной группах по методике «Мозаика» на констатирующем этапе исследования

По шкале «Характер и степень проявления просоциальных форм поведения» в экспериментальной группе получены следующие данные. Провокационная помощь оказана в обоих группах по 20%. Она наблюдается в тех случаях, когда дети неохотно, под давлением сверстника уступают свои детали. При этом они дают партнеру один элемент мозаики, явно ожидая благодарности и подчеркивая свою помощь, заведомо понимая, что одного элемента недостаточно, и провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника. Прагматической помощь считается в том случае, когда дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами. Такое поведение имеет явную прагматическую ориентацию: поскольку ситуация содержит соревновательный момент, они стремятся прежде всего выиграть это соревнование и лишь при условии собственной победы помочь сверстнику. Данный вид помощи оказали 30% дошкольников экспериментальной и 20% дошкольников контрольной групп.

Безусловную помощь оказали по 50% дошкольников в обеих группах. Данный вид помощи не предполагает никаких требований и условий: ребенок предоставляет другому возможность пользоваться всеми своими элементами. В некоторых случаях это происходит по просьбе сверстника, в некоторых - по собственной инициативе ребенка. Здесь другой ребенок выступает не столько как соперник и конкурент, сколько как партнер. Наглядно данные по шкале отражены в таблице 5 и рисунке 5.

Таблица 5

Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе исследования, %

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Провокационная помощь

20

20

Прагматическая помощь

30

20

Безусловная помощь

50

50

Рисунок 5 - Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе исследования

Таким образом, в ходе исследования выяснено, что в обеих группах средний уровень развития межличностных отношений. Несмотря на то, что в обеих группах определился «костяк» и имеются сплоченные отношения среди определенных подгрупп, некоторые дети игнорируемы или считаются изгоями. В процессе выборов дети часто опираются на мнение взрослых и на внешние мотивы взаимоотношений. Во взаимоотношениях присутствует элемент выгоды.