Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
Введение
В условиях модернизации отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельной, свободной личности, способной к созидательному взаимодействию с социокультурной средой. Первоосновы такой личности должны быть заложены уже в дошкольном возрасте. В связи с этим, сущностью адекватно организованного процесса дошкольного образования является накопление ребенком субъектного опыта, содержащего средства и способы взаимодействия с миром, расширение возможностей дошкольника активно и творчески участвовать в этом взаимодействии (Н.Ф. Голованова, А.В. Петровский [12], Л.М. Кларина, М.В. Крулехт [24 и др.).
В работах Т.В. Антоновой [5], М.И. Лисиной [28], В.Г. Маралова, А.Г. Рузской [47], В.А. Ситарова и др. раскрывается гуманистическая ценность межличностного общения, его диалогичный характер. Умение общаться и взаимодействовать рассматривается как необходимое условие комфортности ребенка в группе сверстников, а сам процесс межличностного общения как база для формирования важнейших качеств личности: активности, целеустремленности, направленности, гуманности, организованности и др. (НЯ. Михайленко, Н.И. Кустова, Т.В. Антонова [5], В.К. Котрыло [51] и др.). В современных исследованиях опыт позитивного, созидательного взаимодействия старшего дошкольника со сверстниками определяется как важнейший компонент социальной готовности к обучению в школе (Т.И. Бабаева, Е.Е. Кравцова, В.Г. Маралов [47], Г.А. Цукерман и др.).
Разработка научных основ максимального использования всех видов деятельности и межличностное общение со сверстниками для развития личности ребенка - дошкольника является одной из центральных задач современной педагогики и психологии. Особое место среди разнообразных видов деятельности принадлежит игре.
Проблема развития межличностных отношений дошкольников в игровой деятельности нашла определенное отражение в исследованиях. Отдельное внимание уделяется развитию межличностных отношений в сюжетно-ролевых играх (В.К. Котрыло [51], Т.А. Репина [42], Е.О. Смирнова [46], В.М. Холмогорова [46] и др.).
Однако, недостаточно внимания уделяется использованию сюжетно – ролевых игр для формирования межличностных отношений со сверстниками в практике работы дошкольных учреждений. Недостаточная разработка проблемы формирования межличностных отношенийв старшем дошкольном возрасте в сюжетно – ролевых играх определяет несомненную актуальность и значимость ее для теории и практики дошкольного образования.
Цель работы – изучить педагогические особенности формирование межличностных отношений старших дошкольников через игру.
Данная цель раскрывается посредством решения следующих задач:
- Провести аналитический обзор научной и теоретической литературы по проблеме исследования.
- Изучить теоретико – методологические основы формирования межличностных отношений старших дошкольников в процессе игры.
- Провести педагогическое экспериментальное исследование.
Объект исследования – процесс формирования межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте посредством игры.
Предмет исследования – межличностные отношения у старших дошкольников, формируемые посредствам игры.
Гипотеза исследования: формирование межличностных отношений у старших дошкольников будут успешны, если образовательная деятельность дошкольной образовательной организации реализует комплекс игр.
Теоретико-методологические основы исследования: социально-психологическая теория развития личности (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский и др.); психолого-педагогические концепции игровой деятельности дошкольников (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, Д.Б. Эльконин [56] концепция построения развивающей среды дошкольных учреждений (А.Г. Асмолов, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова, М.Н. Полякова и др.).
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Методики исследования:
1. Метод вербальных выборов (Социометрия).
2. Мозаика (проблемные ситуации).
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие межличностного общения и теоретические основы его формирования в старшем дошкольном возрасте; обозначена ведущая роль сюжетно – ролевой игры в развитии ребенка старшего дошкольного возраста; выявлена роль сюжетно – ролевых игр в формировании межличностных отношений у старших дошкольников;
Практическая значимость работы в апробации экспериментально разработанной системы игр, направленных на формирование межличностных отношений старших дошкольников; данные работы могут быть использованы в практической педагогической деятельности, а также процессе преподавания по курсу «Педагогика».
В структурном отношении работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.
Глава 1. Теоретико – методологические основы формирования межличностных отношений старших дошкольников в процессе сюжетно – ролевой игры
1.1 Межличностное общение как предмет психолого-педагогического исследования
Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно удовлетворяет следующим критериям:
- в нем участвует небольшое число людей (чаще всего — группа из 2-3 человек);
- это непосредственное взаимодействие: его участники находятся в пространственной близости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легкоосуществляют обратную связь;
- это так называемое личностно-ориентированное общение; предполагается, что каждый из его участников признает незаменимость, уникальность своего партнера, принимает во внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностных характеристик.
Перечисленные критерии позволяют отличить межличностное общение как особый вид от межгруппового и массового общения, обозначить границу, отделяющую личностно-ориентированное общение от социально-ориентированного.
Чем менее стереотипным является восприятие людьми друг друга, чем глубже уровень взаимного самораскрытия партнеров, чем больше разнообразных и уникальных событий наполняют историю их отношений, тем корректнее будет назвать данное общение межличностным [15].
Основной структурной единицей анализа межличностного общения является не отдельный человек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Этоозначает, что каждый из участников общения существенным образом влияет на поведение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинные зависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их к конкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительной мереперерабатывается, реструктурируется в зависимости от неизбежно возникающейоценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.
Таким образом, интерес для исследователей межличностного общения представляет именно межличностное поведение (или «трансакция», если использовать термин американского психолога Э. Берна), обладающее новыми качествами, в сравнении с индивидуальными действиями каждого участника вне ситуации взаимодействия. Соответственно, к числу основных проблем, требующих изучения, можноотнести анализ условий, при которых «встреча между людьми» оказывается возможной и необходимой; а также содержательное описание процессов, происходящих входе межличностного взаимодействия, и способов, позволяющих людям достичь определенного уровня взаимности или препятствующих этому.
Одна из возможных классификаций основана на зависимости межличностного общения от различных мотивов и целей его участников. Если целью общения выступают психологический контакт, психологические взаимоотношения собеседников, то говорят о мотивах общения, лежащих в пределах самого общения, или о модальном общении: люди получают удовольствие от самого процесса общения или занимаются «выяснением отношений». Если же цели общения иные - передача информации, побуждение партнера по общению к какому-либо действию, желание изменить его взгляды, стремление оказать эмоциональную поддержку - в этих случаях говорят о мотивах общения, лежащих за его пределами. Это характерно для так называемого дикталъного общения, то есть общения, связанного с тем или иным предметным взаимодействием [17].
Характер цели и, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяют выделить различные уровни общения. Среди них:
- ритуальный, или социально-ролевой уровень; целью общения на этом уровне является выполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальной среды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо от того, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;
- деловой, или манипулятивный, уровень; целью такого общения является организация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективности сотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимые личности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнить поставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества [17].
Соответственно, общение является психологически отстраненным - доминирует Я-Вы контакт;
- интимно -личностный уровень; цель - удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость, эмпатия, доверительность - доминирует Я-Ты контакт [53].
В соответствии с целями можно выделить функции межличностного общения.
Приведем одну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критерию цели:
1) контактная функция - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;
2) информационная функция - обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
3) побудительная функция - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;
4) координационная функция - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5) функция понимания - адекватное восприятие и понимание смысла сообщения и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний;
6) эмотивная функция - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;
7) функция установления отношений - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества,в котором действует индивид;
8) функция оказания влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера [53].
Таким образом, с учетом как обыденных представлений, так и суждений специалистов к предметной области межличностного общения можно отнести:
- психические процессы и состояния, обеспечивающие трансакцию (межличностное восприятие, потребности и мотивации, эмоции и чувства, самооценки, психологические защиты и т. д.);
- коммуникативные практики, опосредующие взаимодействие между людьми (речь, невербальные сообщения);
- нормы и правила, делающие возможной совместную деятельность, часто неосознаваемые, вырабатываемые в рамках определенной социокультурной группы.
1.2 Развитие игры и руководство игрой детей старшего дошкольного возраста
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид деятельности дошкольника. В ней отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания тех или иных жизненных явлений. Содержание творчески игр дети придумывают сами. Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре –одна из ее основных черт, главное, что ребенок в игре воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней мнимой или воображаемой ситуации, в которой ребенок берет на себя роль взрослого. Сговор на игру включает выбор темы, распределение ролей, подготовка материала, выбор места. Сюжет игры – ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры – характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий [18].