Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико – методологические основы формирования межличностных отношений старших дошкольников в процессе сюжетно – ролевой игры

1.1 Межличностное общение как предмет психолого-педагогического исследования

1.2 Развитие игры и руководство игрой детей старшего дошкольного возраста

1.3 Значение сюжетно - ролевой игры формирования межличностных отношений и развития личности старших дошкольников

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование особенностей формирования межличностных отношений старших дошкольников через сюжетно - ролевую игру

2.1. Описание методики и процедуры исследования

2.2 Экспериментальная система сюжетно – ролевых игр на формирование межличностных отношений старших дошкольников

2.3 Анализ эффективности, проведенной опытно – экспериментальной работы

Заключение

Список использованной литературы

1.3 Значение сюжетно - ролевой игры формирования межличностных отношений и развития личности старших дошкольников

Общение и отношения с другими людьми является одной из самых значимых сфер вжизни человека. Способность устанавливать открытые, позитивные отношения с другими во многом определяет как нравственную ценность личности, так и внутренний эмоциональный комфорт самого человека.

Отношения с другими людьми начинают складываться в дошкольном возрасте. Опыт первых отношений со сверстниками становится фундаментом для формирования личности человека. Этот опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его поведение и самочувствие среди людей. Далеко не всегда этот опыт бывает благоприятным. Множество конфликтов человека с другими людьми и с самим собой имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. Конфликтные дети, не умеющие общаться, слышать других, понимать их или уступать им, приносят массу проблем не только окружающим, но и самим себе. Большинство негативных и деструктивных явлений среди молодёжи, наблюдаемых в последнее время (повышенная жестокость, агрессивность, эмоциональная отчуждённость и пр.) берут своё начало в детстве [46].

До последнего времени данная сфера была на периферии образовательного процесса. Однако, в последнее время общение со сверстниками становится приоритетом для многих программ дошкольного образования. В современных Федеральных стандартах дошкольного образования развитие коммуникативной сферы заявлено как одно из приоритетных направлений работы педагога. Среди интегративных качеств, задающих результат образовательного процесса, специально определены «Коммуникативные способности», «Эмоциональная отзывчивость», «Самосознание». Всё это выдвигает на первый план определение условий формирования межличностных отношений дошкольников.

Главным содержанием общения детей в дошкольном возрасте становится игровое сотрудничество. Дети заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать активность своего партнера для достижения общего результата. Таким образом, сюжетная игра является практикой общения и отношений детей. 


Такого рода общение происходит в развитой игровой деятельности. Однако в последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают отсутствие или недоразвитие ролевой игры у современных дошкольников – дети играют всё меньше, а их игры становятся всё более примитивными содержание которой сводится к предметным действиям [51].  Исследование показало, что около 80% дошкольников к 5-6 годам не достигают развитой формы игровой деятельности и остаются на уровне примитивной игры

Можно предположить, что недоразвитие игровой деятельности дошкольников негативно отражается на общении и межличностных отношениях детей. Косвенные подтверждения данной гипотезы можно обнаружить в зарубежных исследованиях. Так, в работе Фармер-Доуган и Козуба было показано, что дети значительно более компетентны в общении со сверстниками и взрослыми, если они участвуют в сюжетно-ролевых играх. Хоувз и Матесой в своём лонгитюдном исследовании показали, что дети, которые с раннего детства участвовали в сюжетных играх, оказались более коммуникабельными, менее агрессивными и менее замкнутыми. В исследовании Катрин МакАлоней, Карен Стагнити выявлена высокая положительная корреляция показателей развития игры (pretend play ) и игрового сотрудничества со сверстниками.

Источник игры – это окружающий мир во всем его многообразии: мир предметов, людей, природы, жизни и деятельности детей и взрослых.

Как отмечает Н.А. Короткова, дошкольник овладевает игрой, как бы втягиваясь в ее мир, в мир играющих людей. Во всей ее полноте игра «живет» тогда, когда ребенок попадает в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Старшие выполняют всевозможные игровые действия в созданной ими игровой обстановке. Младшие проникаются духом игры старших детей и подключаются к ней на доступном для них уровне.

Первым условиемформирования навыков межличностного взаимодействия мы рассматриваем необходимостьучастия воспитателей в сюжетно-ролевых играх дошкольников, создание эмоционально-комфортной обстановки общения детей в группе.

Характер поведения взрослого является очень важным моментом, определяющим успешность детей в игре. Общаясь с дошкольниками, воспитателю необходимо занять позицию партнера. Когда дети чувствуют себя «на равных» с педагогом, они свободнее и раскованнее включаются в игру, не ожидают постоянной оценки со стороны взрослого, не боятся сделать что-то не так. При условии правильного руководства игрой позиция партнерства гарантирует возникновение у ребенка интереса к игре, что непосредственно способствует формированию навыков межличностного взаимодействия [15].


Однако педагог не может организовать передачу игровых умений так, как это происходит в разновозрастной группе дошкольников. Н.Я. Михайленко для формирования игровых умений предлагает строить игру так, чтобы на каждом возрастном этапе у детей была необходимость в использовании нового способа ее построения, более сложного. Поначалу этот новый способ дети открывают в совместной игре с воспитателем, а далее применяют его в самостоятельной игре разного содержания.

При таком построении игры, минуя ожидания обобщения постепенно накапливающегося игрового опыта у детей, с минимальной затратой времени и усилий воспитателя можно сформировать у детей навыки межличностного взаимодействия.

На основе вышесказанного, вторым условием формирования навыков межличностного взаимодействия старших дошкольников мы определяем значимость учета возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников и особенностей их взаимодействия со сверстниками при выборе игровых сюжетов и правил, проведении игровых занятий [39].

Для успешной игры необходимо, чтобы дети ставили игровые задачи друг другу. Важным условием взаимодействия детей в игре является умение не только ставить игровые задачи, но и принимать их в совместной игре. Если поставленная игровая задача ребенку неинтересна, ему нужно научиться тактично от нее отказаться, чтобы не обидеть сверстника, или совместно решить, как поступить в игре, чтобы всем было интересно ее продолжить. Дошкольнику важно понимать смысл игровых действий сверстников и быть понятым самому. Поэтому взрослый, передавая опыт ребенку, поясняет ему игровые действия и ориентирует на сверстника, привлекая в игру нескольких детей.

У детей очень рано обнаруживается стремление к совместному взаимодействию. Но, тем не менее, детям трудно пояснять замыслы своих игровых сюжетов и тем более согласовывать их в процессе игры. Поэтому самостоятельно игра обычно развертывается лишь в небольших группах сверстников.

Следовательно, обоснованно третье условие формирования навыков межличностного взаимодействия: воспитателю необходимо подбирать специальные сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия, в том числе ориентирующих ребенка на пояснение смысла игрового действия сверстникам [39].

При формировании ролевого поведения воспитатель опирается на много персонажный сюжет, который развертывается через введение различных ролей, через взаимодействие персонажей друг с другом.


Сформулированные условия формирования у детей навыков межличностного взаимодействия позволяют развертывать дошкольникам самостоятельную игру в соответствии с их интересами и желаниями. Моменты формирования навыков межличностного взаимодействия в совместной игре педагога с детьми и создания условий для самостоятельной игры детей должны включаться в педагогический процесс организации игры на каждом возрастном этапе. Но с возрастом следует изменять форму совместной игры со взрослым, увеличивая долю самостоятельной игры.

Руководя игрой, воспитатель должен развивать инициативу и самостоятельность детей, сохранять детскую непосредственность и радость игры, исключая всякого рода принуждение и придумывание игры за них. Надо любить детей, понимать их игру, уметь наблюдать за ними в игре, деликатно влиять на их чувства, направлять работу их мысли и воображения, развивать их интересы. Особое значение приобретает умение воспитателя находить индивидуальный подход к каждому ребенку, поскольку в старшем дошкольном возрасте происходит становление ребенка как личности. А это требует от воспитателя тонкого понимания проявления характера ребенка, его интересов и способностей. Поэтому поддерживать, развивать и проектировать все лучшее, что может быть в ребенке, - необходимое условие воспитания нравственных качеств и взаимоотношений в сюжетно-ролевой игре [39].

Таким образом, можно определить три условия, необходимые для реализации и формирования навыков межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. Каждое из выше указанных условий необходимо, и если стремиться соблюдать их, то выполняемая нами деятельность и деятельность наших воспитанников приведет к желаемым результатам.

Итак, проведенный анализ психолого-педагогической литературы исследования, позволил сделать следующие выводы:  

- взаимодействие – это процесс взаимного воздействия, порождающий взаимообусловленность и связь;

- межличностное взаимодействие – это такое общение, которое обеспечивает согласование партнерами целей деятельности, средств, используемых для достижения целей, стратегий;

- качество межличностного взаимодействия определяется совокупностью умений и навыков, обеспечивающих доброжелательное общение людей друг с другом, эффективное решение всевозможных задач общения;

- ведущим видом игровой деятельности старших дошкольников является сюжетно-ролевая игра, в которой у детей появляется чувство товарищества и взаимной поддержки, сопереживание как успехов, так и неудач;


- определены и теоретически обоснованы условия формирования навыков межличностного взаимодействия детей в старшем дошкольном возрасте, к ним относятся: участие воспитателей в сюжетно-ролевых играх дошкольников, необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников и особенностей их взаимодействия со сверстниками при выборе игровых сюжетов и правил, а также подбор специальных сюжетно-ролевых игр для реализации на занятиях с воспитанниками ДОУ, направленных на развитие навыков их межличностного взаимодействия.

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование особенностей формирования межличностных отношений старших дошкольников через сюжетно - ролевую игру

2.1. Описание методики и процедуры исследования

Изучение влияния сюжетно – ролевой игры на формирование межличностных отношений старших дошкольников проходило на базе МБДОУ № 73 г. Мурманска.

В исследовании приняли участие 24 старших дошкольника в возрасте 5,5 – 7 лет. Дети были разделены на две группы, первая из которых была экспериментальной, вторая – контрольной. В экспериментальной группе на втором этапе исследования был реализована система сюжетно – ролевых игр на формирование межличностных отношений старших дошкольников.

Цель исследования – изучить влияние сюжетно – ролевых игр на формирование межличностных отношений старших дошкольников.

Задачи:

  1. Изучить методологическую литературу по проблеме исследования, с целью определения методик исследования.
  2. Изучить особенности межличностных отношений в экспериментальной и контрольной группах.
  3. Реализовать экспериментальную систему сюжетно – ролевых игр на формирование межличностных отношений старших дошкольников.
  4. Провести анализ эффективности проведенной формирующей работы.
  5. Разработать психолого – педагогически рекомендации по развитию межличностных отношений старших дошкольников.