Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
Безусловную помощь оказали по 50% дошкольников до проведения сюжетно – ролевых игр. После данный показатель равен 70%. В контрольной группе данные не изменились. В контрольной группе данные практически не изменились. Наглядно данные по шкале отражены в таблице 11 и рисунке10.
Таблица 11
Динамика характера и степени проявления просоциальных форм поведения в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования, %
До |
После |
|
Провокационная помощь |
20 |
10 |
Прагматическая помощь |
30 |
10 |
Безусловная помощь |
50 |
70 |
Рисунок 10 - Динамика характера и степени проявления просоциальных форм поведения в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования
Таблица 12
Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в контрольной группе на контрольном этапе исследования, %
До |
После |
|
Провокационная помощь |
30 |
40 |
Прагматическая помощь |
20 |
20 |
Безусловная помощь |
50 |
50 |
Таким образом, в ходе исследования выяснено, что экспериментальная система игр, направленная на формирование межличностных отношений, эффективна. В экспериментальной группе после проведения системы игр отношения между детьми улучшились. Взаимодействие между ними стало активнее. Дети стали друг другу давать положительные оценки, безвозмездно приходить на помощь. Данные социометрии свидетельствуют о том, что в группе изменились качественные отношения между детьми. В группе детей, где не была реализована формирующая программа отношения между дошкольниками не изменились.
Итак, в ходе исследования доказана поставленная гипотеза о том, что эффективным средством формирования межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте является сюжетно – ролевая игра под педагогическим руководством.
Заключение
В теоретических исследованиях о формировании межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста исследование опиралось на теоретическое положение: Щербаковой Е.И., Лисиной М.И., Абсалямовой А.Г., Джуринского А.Н., Волковой И.Е., Выгодского Л.С., Менджерицкой Д.В., Немова Р.С., Репиной Т.А. и многих других.
В старшем дошкольном возрасте общение детей становится более регулярным и продолжительным, а игры — разнообразными. В них на более строгой основе распределяются роли, получает разработку сюжетная основа игры, особенно в плане общения и взаимодействия участников друг с другом. Переход на новую, игровую форму общения, которая характеризуется большей инициативностью и самостоятельностью ребенка, также происходит в это время. В играх ребенок учится воспринимать и передавать информацию, следить за реакциями собеседников, учитывать их в своих собственных действиях. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка и выходит за рамки узкосемейных связей и отношений. В него включаются другие взрослые люди, не члены семьи, сверстники во дворе и из ближайшего социального окружения.
У старших дошкольников развивается мотивация общения, впервые открыто проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в совместных сюжетно – ролевых играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок, проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся межличностные отношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает сюжетно-ролевая и личностная избирательность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.
В нашем исследовании проведено экспериментальное исследование влияния сюжетно – ролевой игры на формирование межличностных отношений старших дошкольников. Для этого нами были сформированы две группы детей (контрольная и экспериментальная). Констатирующий этап исследования выявил, что в обеих группах развитие межличностных отношений находится на среднем уровне. Дети мало взаимодействуют, в обеих группах есть игнорируемые и отрицаемые сверстники. Дети дают друг другу отрицательные оценки, взаимодействуют следуя выгоде.
После проведения экспериментальной системы сюжетно – ролевых игр уровень межличностных отношений в экспериментальной группе вырос, что свидетельствует о её эффективности.
Итак, цель и задачи исследования достигнуты, доказана гипотеза о том, что эффективным средством формирования межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте является сюжетно – ролевая игра под педагогическим руководством.
Список использованной литературы
- Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Книга, 2017. - 385 с.
- Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы общения [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии. М., 1981. – С. 218-240.
- Алабина, Р. Игра - веление времени [Текст] / Р. Алабина// Начальная школа. - 2018. - №3. - 280 с.
- Аникиева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н.П. Аникиева. – М.: Просвещение, 1989. – 199 с.
- Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т. Антонова //Дошкольное воспитание. - 1975 - № 10. – С. 16-18
- Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Наука, 1984. – 202 с.
- Беличева, С.Н. Социально-психологическая диагностика. Коррекционный инструментарий [Текст] / С.Н. Беличева. - М.: Академический проект, 2012. – 228 с.
- Виноградова Т.А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие [Текст] / Н. А. Виноградова, Позднякова. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 128с.
- Волков, И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях [Текст] / И.П. Волков. – Л., 1970. – 278 с.
- Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов [Текст] / Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.- 95 с.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Под ред. Т.А. Репиной. - М.: Педагогика, 2019. – 192 с.
- Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии [Текст] / У. Диксон. - СПб.: М.: Олма-Пресс. 2014. - С. 303-323.
- Дубровская, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровская. – М.: Академический проект, 2011. – 344 с.
- Калиниченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие [Текст] / А.В. Калинченко, С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: AkademiA, 2014. – 112 с.
- Калишенко, К.К проблеме формирования коллективных межличностных отношений [Текст] // К.К. Калишенко //Дошкольное воспитание. - 1984. - №7. – С. 23-25
- Карнеев, О.А. Изучение особенностей личности учащихся [Текст] / О.А. Корнеев // Вестник образования. - 2012 - №3. - С.28 - 35.
- Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2018. – 390 с.
- Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск, 1976.
- Коломинский, Я.Л. О взаимоотношениях в группе детей [Текст] / Я.Л. Коломинский //Дошкольное воспитание. - 1986. - №1 – С. 34-36.
- Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Минск: Народная асвета, 1984. - 295 с.
- Кошелева, А.Д. Контакты со сверстниками [Текст] / А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - С, 40 - 46
- Кричевский, Р.Л. Психология малой группы [Текст] / Р.Л. Кричевский. – М.: Владос, 2016. – 211 с.
- Кроник, А.А. Межличностное оценивание в малых группах [Текст] / А.А. Кроник. – Киев: Наукова думка, 1982. - 177 с.
- Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2019. - 208 с.
- Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников [Текст] / Г.П. Лаврентьева. - Киев: Радяньскашкола, 1989. - 182 с.
- Лисина, М. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. Лисина. - СПб.: Питер, 2019. - 320 с.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М. Психология, 2015. – 231 с.
- Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Просвещение, 1986. – 350 с.
- Максаков, А.И. Учите, играя [Текст] / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. - М.: Академия, 2017. - 240 с.
- Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В, Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
- Морено, Я. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе [Текст] / Я. Морено. – М.: Владос, 2011. – 226 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2019. – 456 с.
- Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1998. – 350 с.
- Наш «взрослый» детский сад [Текст] / Под ред. Галаховой П.В. - М.: Просвещение – 1991.
- Немов, Р.С. Психология: Учебник в 3 т. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – Т.3. – 608 с.
- Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / Под ред. Л.А. Першина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2016. – 199 с.
- Первые шаги [Текст] /Сост. К.Белова. - М.: Линка - Пресс, 2009. - 120 с.
- Печенина, Н.А. Развитие межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] / Н.А. Печенина, И.А. Галкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 03 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 2 (5). – С. 93–95.
- Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора.- М.: Просвещение, 2018. – 120 с.
- Реан А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 1999
- Репина, Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек [Текст] / Т.А. Репина //Дошкольное воспитание. - 1984. - №4. – С. 16
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Владос, 2009. - 740 с.
- Руководство играми детей в дошкольном учреждении: Из опыта работы [Текст] / Под ред. Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2019. -174 с.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. - 75 с.
- Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 160 с.
- Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ [Текст] / В.М. Сотникова, С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Рузская. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 147 с.
- Таджиабаева, Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях [Текст] / Л. Таджиабаева //Дошкольное воспитание. - 2011. - №2. – С. 32-33
- Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: АCADEMIA, 2016. - 280 с.
- Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1996. - 336с.
- Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье [Текст] / Под ред. В.К. Котырло. – М.: Владос, 2012. – 340 с.
- Чиркова, Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования [Текст] / Т.И. Чиркова. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 255 с.
- Шибутани, Т. Социальная психология. [Текст] / Т. Шибутани – М.: Академический проект, 2009. – 229 с.
- Щербаков, А.И. Практикум по общей психологии [Текст] / А.И. Щербаков. – М.: Наука, 1990. – 279 с.
- Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре [Текст] / Е. И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1984. - 80 с.
Протокол по методике «Метод вербальных выборов» в экспериментальной группе (констатирующий этап)
Саша |
Антон |
Ира |
Наташа |
Олег |
Максим |
Лиана |
Влада |
Даня |
Карина |
Миша |
|
Саша |
- |
+ |
+ |
||||||||
Антон |
+ |
+ |
|||||||||
Ира |
+ |
+ |
- |
||||||||
Наташа |
+ |
- |
|||||||||
Олег |
+ |
- |
+ |
||||||||
Максим |
+ |
+ |
|||||||||
Лиана |
+ |
||||||||||
Влада |
+ |
+ |
+ |
- |
|||||||
Даня |
+ |
||||||||||
Карина |
+ |
+ |
|||||||||
Миша |
+ |
+ |
Протокол по методике «Метод вербальных выборов» в контрольной группе (констатирующий этап)
Витя |
Марина |
Костя |
Алина |
Давид |
Катя |
Антон |
Света |
Саша |
Ася |
Марат |
|
Витя |
+ |
+ |
|||||||||
Марина |
+ |
+ |
- |
||||||||
Костя |
+ |
+ |
- |
||||||||
Алина |
+ |
||||||||||
Давид |
+ |
+ |
|||||||||
Катя |
+ |
- |
+ |
||||||||
Антон |
+ |
- |
+ |
||||||||
Света |
+ |
+ |
+ |
- |
|||||||
Саша |
+ |
+ |
- |
||||||||
Ася |
+ |
+ |
- |
||||||||
Марат |
+ |
+ |
Протокол по методике «Метод вербальных выборов» в экспериментальной группе (контрольный этап)
Саша |
Антон |
Ира |
Наташа |
Олег |
Максим |
Лиана |
Влада |
Даня |
Карина |
Миша |
|
Саша |
- |
+ |
+ |
+ |
|||||||
Антон |
+ |
+ |
|||||||||
Ира |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Наташа |
+ |
||||||||||
Олег |
+ |
+ |
- |
+ |
|||||||
Максим |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Лиана |
+ |
+ |
|||||||||
Влада |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Даня |
+ |
||||||||||
Карина |
+ |
+ |
+ |
||||||||
Миша |
+ |
+ |
Протокол по методике «Метод вербальных выборов» в контрольной группе (контрольный этап)
Витя |
Марина |
Костя |
Алина |
Давид |
Катя |
Антон |
Света |
Саша |
Ася |
Марат |
|
Витя |
+ |
+ |
|||||||||
Марина |
+ |
+ |
- |
||||||||
Костя |
+ |
+ |
- |
||||||||
Алина |
+ |
||||||||||
Давид |
+ |
+ |
|||||||||
Катя |
+ |
- |
+ |
||||||||
Антон |
+ |
- |
+ |
||||||||
Света |
+ |
+ |
+ |
- |
|||||||
Саша |
+ |
+ |
- |
||||||||
Ася |
+ |
+ |
- |
||||||||
Марат |
+ |
+ |