Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико – методологические основы формирования межличностных отношений старших дошкольников в процессе сюжетно – ролевой игры

1.1 Межличностное общение как предмет психолого-педагогического исследования

1.2 Развитие игры и руководство игрой детей старшего дошкольного возраста

1.3 Значение сюжетно - ролевой игры формирования межличностных отношений и развития личности старших дошкольников

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование особенностей формирования межличностных отношений старших дошкольников через сюжетно - ролевую игру

2.1. Описание методики и процедуры исследования

2.2 Экспериментальная система сюжетно – ролевых игр на формирование межличностных отношений старших дошкольников

2.3 Анализ эффективности, проведенной опытно – экспериментальной работы

Заключение

Список использованной литературы

Безусловную помощь оказали по 50% дошкольников до проведения сюжетно – ролевых игр. После данный показатель равен 70%. В контрольной группе данные не изменились. В контрольной группе данные практически не изменились. Наглядно данные по шкале отражены в таблице 11 и рисунке10.

Таблица 11

Динамика характера и степени проявления просоциальных форм поведения в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования, %

До

После

Провокационная помощь

20

10

Прагматическая помощь

30

10

Безусловная помощь

50

70

Рисунок 10 - Динамика характера и степени проявления просоциальных форм поведения в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования

Таблица 12

Характер и степень проявления просоциальных форм поведения в контрольной группе на контрольном этапе исследования, %

До

После

Провокационная помощь

30

40

Прагматическая помощь

20

20

Безусловная помощь

50

50

Таким образом, в ходе исследования выяснено, что экспериментальная система игр, направленная на формирование межличностных отношений, эффективна. В экспериментальной группе после проведения системы игр отношения между детьми улучшились. Взаимодействие между ними стало активнее. Дети стали друг другу давать положительные оценки, безвозмездно приходить на помощь. Данные социометрии свидетельствуют о том, что в группе изменились качественные отношения между детьми. В группе детей, где не была реализована формирующая программа отношения между дошкольниками не изменились.

Итак, в ходе исследования доказана поставленная гипотеза о том, что эффективным средством формирования межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте является сюжетно – ролевая игра под педагогическим руководством.

Заключение

В теоретических исследованиях о формировании межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста исследование опиралось на теоретическое положение: Щербаковой Е.И., Лисиной М.И., Абсалямовой А.Г., Джуринского А.Н., Волковой И.Е., Выгодского Л.С., Менджерицкой Д.В., Немова Р.С., Репиной Т.А. и многих других.


В старшем дошкольном возрасте общение детей становится более регулярным и продолжительным, а игры — разнообразными. В них на более строгой основе распределяются роли, получает разработку сюжетная основа игры, особенно в плане общения и взаимодействия участников друг с другом. Переход на новую, игровую форму общения, которая характеризуется большей инициативностью и самостоятельностью ребенка, также происходит в это время. В играх ребенок учится воспринимать и передавать информацию, следить за реакциями собеседников, учитывать их в своих собственных действиях. В этом возрасте расширяется круг общения ребенка и выходит за рамки узкосемейных связей и отношений. В него включаются другие взрослые люди, не члены семьи, сверстники во дворе и из ближайшего социального окружения.

У старших дошкольников развивается мотивация общения, впервые открыто проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в совместных сюжетно – ролевых играх присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок, проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся межличностные отношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает сюжетно-ролевая и личностная избирательность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе.

В нашем исследовании проведено экспериментальное исследование влияния сюжетно – ролевой игры на формирование межличностных отношений старших дошкольников. Для этого нами были сформированы две группы детей (контрольная и экспериментальная). Констатирующий этап исследования выявил, что в обеих группах развитие межличностных отношений находится на среднем уровне. Дети мало взаимодействуют, в обеих группах есть игнорируемые и отрицаемые сверстники. Дети дают друг другу отрицательные оценки, взаимодействуют следуя выгоде.

После проведения экспериментальной системы сюжетно – ролевых игр уровень межличностных отношений в экспериментальной группе вырос, что свидетельствует о её эффективности.

Итак, цель и задачи исследования достигнуты, доказана гипотеза о том, что эффективным средством формирования межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте является сюжетно – ролевая игра под педагогическим руководством.


Список использованной литературы

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М.: Книга, 2017. - 385 с.
  2. Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы общения [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Проблема общения в психологии. М., 1981. – С. 218-240.
  3. Алабина, Р. Игра - веление времени [Текст] / Р. Алабина// Начальная школа. - 2018. - №3. - 280 с.
  4. Аникиева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н.П. Аникиева. – М.: Просвещение, 1989. – 199 с.
  5. Антонова, Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т. Антонова //Дошкольное воспитание. - 1975 - № 10. – С. 16-18
  6. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Наука, 1984. – 202 с.
  7. Беличева, С.Н. Социально-психологическая диагностика. Коррекционный инструментарий [Текст] / С.Н. Беличева. - М.: Академический проект, 2012. – 228 с.
  8. Виноградова Т.А. Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников: практическое пособие [Текст] / Н. А. Виноградова, Позднякова. - М.: Айрис-пресс, 2016. - 128с.
  9. Волков, И.П. О социометрической методике в социально-психологических исследованиях [Текст] / И.П. Волков. – Л., 1970. – 278 с.
  10. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов [Текст] / Под ред. Т. И. Оверчук. – С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.- 95 с.
  11. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Под ред. Т.А. Репиной. - М.: Педагогика, 2019. – 192 с.
  12. Диксон, У. Двадцать великих открытий в детской психологии [Текст] / У. Диксон. - СПб.: М.: Олма-Пресс. 2014. - С. 303-323.
  13. Дубровская, И.В. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровская. – М.: Академический проект, 2011. – 344 с.
  14. Калиниченко, А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие [Текст] / А.В. Калинченко, С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – Москва: AkademiA, 2014. – 112 с.
  15. Калишенко, К.К проблеме формирования коллективных межличностных отношений [Текст] // К.К. Калишенко //Дошкольное воспитание. - 1984. - №7. – С. 23-25
  16. Карнеев, О.А. Изучение особенностей личности учащихся [Текст] / О.А. Корнеев // Вестник образования. - 2012 - №3. - С.28 - 35.
  17. Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.В. Клюева. – Ярославль: Академия развития, 2011. - 240 с.
  18. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед.учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2018. – 390 с.
  19. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах [Текст] / Я.Л. Коломинский. – Минск, 1976.
  20. Коломинский, Я.Л. О взаимоотношениях в группе детей [Текст] / Я.Л. Коломинский //Дошкольное воспитание. - 1986. - №1 – С. 34-36.
  21. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений [Текст] / Я.Л. Коломинский. - Минск: Народная асвета, 1984. - 295 с.
  22. Кошелева, А.Д. Контакты со сверстниками [Текст] / А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - С, 40 - 46
  23. Кричевский, Р.Л. Психология малой группы [Текст] / Р.Л. Кричевский. – М.: Владос, 2016. – 211 с.
  24. Кроник, А.А. Межличностное оценивание в малых группах [Текст] / А.А. Кроник. – Киев: Наукова думка, 1982. - 177 с.
  25. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2019. - 208 с.
  26. Лаврентьева, Г.П. Культура общения дошкольников [Текст] / Г.П. Лаврентьева. - Киев: Радяньскашкола, 1989. - 182 с.
  27. Лисина, М. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. Лисина. - СПб.: Питер, 2019. - 320 с.
  28. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. - М. Психология, 2015. – 231 с.
  29. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Просвещение, 1986. – 350 с.
  30. Максаков, А.И. Учите, играя [Текст] / А. И. Максаков, Г. А. Тумакова. - М.: Академия, 2017. - 240 с.
  31. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д. В, Менджерицкая. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
  32. Морено, Я. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе [Текст] / Я. Морено. – М.: Владос, 2011. – 226 с.
  33. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2019. – 456 с.
  34. Мухина, В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов [Текст] / В.С. Мухина. - М.: Институт практической психологии, 1998. – 350 с.
  35. Наш «взрослый» детский сад [Текст] / Под ред. Галаховой П.В. - М.: Просвещение – 1991.
  36. Немов, Р.С. Психология: Учебник в 3 т. [Текст] / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2010. – Т.3. – 608 с.
  37. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / Под ред. Л.А. Першина. – М.: Академический проект; Альма Матер, 2016. – 199 с.
  38. Первые шаги [Текст] /Сост. К.Белова. - М.: Линка - Пресс, 2009. - 120 с.
  39. Печенина, Н.А. Развитие межличностных отношений старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр [Текст] / Н.А. Печенина, И.А. Галкина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 03 июля 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – № 2 (5). – С. 93–95.
  40. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л. Печора.- М.: Просвещение, 2018. – 120 с.
  41. Реан А.А. Социальная педагогическая психология [Текст] / А.А. Реан. – СПб.: Питер, 1999
  42. Репина, Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек [Текст] / Т.А. Репина //Дошкольное воспитание. - 1984. - №4. – С. 16
  43. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - М.: Владос, 2009. - 740 с.
  44. Руководство играми детей в дошкольном учреждении: Из опыта работы [Текст] / Под ред. Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2019. -174 с.
  45. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986. - 75 с.
  46. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 160 с.
  47. Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ [Текст] / В.М. Сотникова, С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Рузская. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 147 с.
  48. Таджиабаева, Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях [Текст] / Л. Таджиабаева //Дошкольное воспитание. - 2011. - №2. – С. 32-33
  49. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология. Учебное пособие [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: АCADEMIA, 2016. - 280 с.
  50. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1996. - 336с.
  51. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье [Текст] / Под ред. В.К. Котырло. – М.: Владос, 2012. – 340 с.
  52. Чиркова, Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования [Текст] / Т.И. Чиркова. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 255 с.
  53. Шибутани, Т. Социальная психология. [Текст] / Т. Шибутани – М.: Академический проект, 2009. – 229 с.
  54. Щербаков, А.И. Практикум по общей психологии [Текст] / А.И. Щербаков. – М.: Наука, 1990. – 279 с.
  55. Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре [Текст] / Е. И. Щербакова. - М.: Просвещение, 1984. - 80 с.

Приложение

Протокол по методике «Метод вербальных выборов» в экспериментальной группе (констатирующий этап)

Саша

Антон

Ира

Наташа

Олег

Максим

Лиана

Влада

Даня

Карина

Миша

Саша

-

+

+

Антон

+

+

Ира

+

+

-

Наташа

+

-

Олег

+

-

+

Максим

+

+

Лиана

+

Влада

+

+

+

-

Даня

+

Карина

+

+

Миша

+

+

Протокол по методике «Метод вербальных выборов» в контрольной группе (констатирующий этап)

Витя

Марина

Костя

Алина

Давид

Катя

Антон

Света

Саша

Ася

Марат

Витя

+

+

Марина

+

+

-

Костя

+

+

-

Алина

+

Давид

+

+

Катя

+

-

+

Антон

+

-

+

Света

+

+

+

-

Саша

+

+

-

Ася

+

+

-

Марат

+

+


Протокол по методике «Метод вербальных выборов» в экспериментальной группе (контрольный этап)

Саша

Антон

Ира

Наташа

Олег

Максим

Лиана

Влада

Даня

Карина

Миша

Саша

-

+

+

+

Антон

+

+

Ира

+

+

+

Наташа

+

Олег

+

+

-

+

Максим

+

+

+

Лиана

+

+

Влада

+

+

+

Даня

+

Карина

+

+

+

Миша

+

+

Протокол по методике «Метод вербальных выборов» в контрольной группе (контрольный этап)

Витя

Марина

Костя

Алина

Давид

Катя

Антон

Света

Саша

Ася

Марат

Витя

+

+

Марина

+

+

-

Костя

+

+

-

Алина

+

Давид

+

+

Катя

+

-

+

Антон

+

-

+

Света

+

+

+

-

Саша

+

+

-

Ася

+

+

-

Марат

+

+