Файл: Роль игровой деятельности в развитии межличностных отношений дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретико – методологические основы формирования межличностных отношений старших дошкольников в процессе сюжетно – ролевой игры

1.1 Межличностное общение как предмет психолого-педагогического исследования

1.2 Развитие игры и руководство игрой детей старшего дошкольного возраста

1.3 Значение сюжетно - ролевой игры формирования межличностных отношений и развития личности старших дошкольников

Глава 2. Опытно – экспериментальное исследование особенностей формирования межличностных отношений старших дошкольников через сюжетно - ролевую игру

2.1. Описание методики и процедуры исследования

2.2 Экспериментальная система сюжетно – ролевых игр на формирование межличностных отношений старших дошкольников

2.3 Анализ эффективности, проведенной опытно – экспериментальной работы

Заключение

Список использованной литературы

При этом игровые действия – одно из основных средств реализации сюжета. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые из окружающей жизни. Сюжетно-ролевой игре присущи специфические мотивы. Наиболее общий мотив – стремление ребенка к совместной социальной жизни с взрослыми. Игры в зависимости от сюжета делятся на 3 группы: бытовые игры, игры на темы труда, игры с общественной тематикой. Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры – одна из важнейших ее особенностей. Таким образом, игра, есть деятельность, в которой дети моделируют общественную жизнь взрослых.

Е.Л. Зворыгина выделяет следующие этапы развития сюжетно-ролевой игры:

Первый этап – ознакомительная игра. Содержание – действие с предметами, осуществляющиеся в определенной последовательности. Взрослый показывает игрушку и действия с ней. Ребенок манипулирует игрушкой и познает ее свойства.

Второй этап – отобразительная игра. Ребенок выявляет специфические свойства предмета. Взрослый называет предмет и указывает его целевое назначение.

Третий этап – сюжетно-отобразительная игра. Дети активно отображают впечатление, полученные в повседневной жизни. Перед ребенком ставится цель, которую он достигает и получает воображаемый результат.

Четвертый этап – сюжетно-ролевая игра. Дети активно взаимодействуют с партнером, самостоятельно обозначают роль.

Пятый этап – совместное сюжетосложение. Дети комбинируют реальные и фантастические много темные, много персонажные сюжеты [30].

Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психоло­гов (JI.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко).

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровойобстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок сучениками (сверстниками) в классе (на ковре).

Самостоятельность детей в сюжетно-ролевой игре - одна из ее характерных черт.

Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру, и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. При этом нет ничего невозможного: можно, сев в кресло - «ракету», очутиться на Луне, при помощи палочки - «скальпеля» - сделать операцию. Такая свобода в реализации замысла игры и полет фантазии позволяют дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь всю жетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, сле­дят за их выполнением, регулируют взаимоотношения [31].


Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого сопряжена с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка прини­мает характер перевоплощения. Успешность его непосред­ственно связана с личным опыт о миграющего, степенью раз­вития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью [31].

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролеваяигра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет Сюжеты и игры - это та сфера действительности, содержание игры, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутит руль автомашины, готовит обед, учит рисовать учеников и др.) - одно из основных средств реализации сюжета.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые(игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин, животноводческую ферму), общественные(игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу, полет на Луну).

Содержание игры, отмечает Д.Б.Эльконин, - это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности [56].

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения: по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов родителей и др. В настоящее время распространены игры в путешествия, в том числе и космические: расширилась сфера отображения труда взрослых(обслуживающий труд в банке, на транспорте, служба охраны и правопорядка и др.).

В старшем и дошкольном возрасте продолжается обобщение игровых ситуаций; помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии. Эти речевые комментарии представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.


Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:

- усиление целенаправленности, а значит, и последовательности, связности изображаемого;

- постепенный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений) [56].

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту.

Наконец, развитие содержания игр зависит от умения ребенка выделять характерные особенности в деятельности и взаимоотношениях взрослых.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль - средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры.

Для ребенка роль - это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном голь в игре персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботится о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая, требует, что­бы все ее слушали, не шалили на уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.

Отступление кого-либо из играющих от этих правил вызывает протесты у партнеров по игре [38].

Таким образом, для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать. Исходя из этого образца, ребенок оценивает поведение участников игры, а затем и свое собственное.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, играя, малыш начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого (укладывает куклу спать, как мама), хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важноотношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь в виду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу. Выполняя роль, ребенок принимает во внимание не столько внешнюю логику, последовательность действий, сколько смысл социальных отношений [31].


Успешное формирование игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры на каждом этапе [31].

Одна из основных задач воспитателя - своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапах игры. Без них невозможен переход на более высокий уровень ее развития. При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоем, иногда втроем, вступают в ролевое взаимодействие (один «везет» на машине другого, «слушает» больного, «ставит» ему градусник). Они учатся решать игровые задачи, ищут необходимые игрушки, строят сооружения, договариваются, кто кем будет, и что будут делать. С приобретением умения играть в воображаемом плане взаимопонимания между детьми и воспитателем, и, что особенно важно, между сверстниками возрастает. Это создает устойчивый эмоционально-положительный климат в группе [31].

Большое значение имеют игровые проблемные ситуации, которые создаются благодаря изменению игровой среды и активному обобщению. Игровые проблемные ситуации ставят детей перед необходимостью использовать ранее полученные впечатления и побуждают к самостоятельной игре. Это значит, что надо поставить детей перед такой игровой ситуацией, которая им интересна, которую они захотят решать сами.

Главное в игровой задаче - воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту. Эмоционально - деловой контакт и доверие взрослого влияют на развитие игры. Взрослый должен стать на время ребенком, умеющим играть увлеченно, интересно. Понимая и чувствуя игру детей, он может вовремя подсказать, придумать что-то интересное, помочь в трудных случаях, но не делать за них того, с чем ребенок справится сам. Это может быть достигнуто путем постепенно усложняющихся игровых проблемных ситуаций, в которых игровая задача программируется заранее взрослым, то есть создаются условия для решения теми или иными способами и средствами. Взрослый не дает готовый образец решения, а вызывает ребенка на самостоятельное достижение воображаемой цели [45].

Для развития игры как самостоятельной детской деятельности начиная с первых этапов ее развития важно формировать умение принимать от взрослого игровые задачи, затем ставить и самому их решать, усложняющимися способами и средствами поэтапно. Новый игровой способ, новое игровое умение ребенок, как правило, сам не может открыть, он его усваивает незаметно для себя в процессе совместной игры и доверительного общения со взрослыми. Для усвоения вновь приобретенных игровых способов, игровых умений важно, чтобы ребенок не только самостоятельно повторил этот способ в тех же условиях, но и по - разному примерял его в различных проблемных ситуациях. Взрослому необходимо учитывать, что игра по своей природе требует: во- первых, активности, инициативности ребенка во взаимоотношениях с окружающей его предметной и социальной средой; во - вторых, обобщения опыта деятельности; в-третьих, самостоятельности ребенка при решении игровых задач.


При этом воспитателю необходимо учитывать возрастные особенности детей при решении игровых задач, развитие игровой деятельности, ее зависимость от ряда условий, способствующих отражению опыта ребенка в игре. Каждый возрастной этап требует изменений в содержании работы с детьми [31].

Все это возможно лишь при комплексном руководстве игрой, в системном подходе к ее формированию. В традиционном руководстве игрой основное внимание сосредоточено на том, что для формирования игры на каждом этапе необходимы не только особые приемы, а единый комплекс обязательных психолого-педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры, и называются следующие компоненты комплексного метода: планомерное обогащение жизненного опыта детей; совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу игрового опыта, игровых умений; своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта; активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение самостоятельного применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни [44].

Содержание работы по всем компонентам руководства игрой направлено на постепенное усложнение способов решения игровых задач, развитие сюжета, взаимоотношений детей. Благодаря взаимосвязи всех компонентов игра с первых этапов организуется, как самостоятельная деятельность детей. Постепенно она становится все более творческой и саморазвивающейся.

Основные компоненты комплексного подхода сохраняются на всех этапах ее развития. Меняется лишь роль каждого компонента в общей системе педагогического воздействия. Например, на этапе формирования ознакомительной предметной деятельности, главный компонент руководства игрой - подбор игрушек с определенными свойствами (погремушки, подвески) и общение взрослого с ребенком. На этапе отобразительной деятельности на первый план в комплексном подходе формирования игры выступают обучающие игры, показ игрового действия. Например, как покатать машину, как кормить куклу, укладывать спать.

На этапе формирования сюжетно - отобразительной игры на первый план выходит организация практического опыта и проблемное отношение взрослого с ребенком по ходу игры. Значение совместных игр детей с воспитателем вновь усиливается с переключением малышей на ролевое поведение [45].

Таким образом, можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.