Файл: Организационная культура и её роль в современных организациях (КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отечественные исследователи считают, «технологию OCAI наиболее оптимальной для ди­агностики организационной культуры предприятия, но для применения в российских условиях необходима её модификация и адаптация» [1]. Технология OCAI должна четко разграничивать оценку влияния внутренней и внешней среды на организационную культуру организации. По­этому предлагается добавить квалификационные признаки, характеризующие тип управленче­ской культуры (авторитарная и демократическая) и тип предпринимательской культуры (бизнес- тип и приростный тип).

«Пригожин А. И. доработал схему К. Камерона и Р. Куина, добавив к характеристике орга­низации четыре квалификационных признака:

  • иерархия отношений (власть);
  • внутренние проблемы организации;
  • инициативность персонала (инновационность);
  • рынок (клиенты)» [4].

Соотношение этих векторов изображается удлинением или укорочением векторов на схеме в четырёх квадрантах и характеризует соотношение исследуемых квалификационных признаков существующее в организации. Эта схема диагностики получила название «Крестовина».

Проведённый анализ показывает, что наиболее целесообразным является применение усо­вершенствованного метода OCAI. Этот метод достаточно информативен, допускает модерниза­цию и адаптацию к конкретной организации, математическая обработка результатов не требует сложных программ.

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Анализ деятельности и особенностей организационной культуры гостиничного комплекса «AРT Отель»

В данной курсовой работе в качестве объекта исследования выступает закрытое акционерное общество «Торгспецсервис», которое было образовано в ноябре 1996 года без ограничения срока его действия. В состав ЗАО «Торгспецсервис» входит гостиничный комплекс «AРT Отель», который также открылся в ноябре 1996 года под руководством команды немецких профессионалов. Общество имеет полное фирменное название на русском языке: Закрытое акционерное общество «Торгспецсервис». Общество также имеет зарегистрированный товарный знак «AРT Отель».


Гостиничный комплекс «АРТ Отель» расположен в одном из самых престижных районов г. Москвы, рядом со станциями метро «Сокол», «Полежаевская» и «Аэропорт». Юридический адрес ЗАО «Торгспецсервис» – Российская Федерация, 123056, г. Москва, Грузинский вал ул., дом 29. Фактический адрес гостиничного комплекса «AРT Отель» – Российская Федерация, 125252, г. Москва, 3-я Песчаная улица, дом 2. Контактный телефон: (495) 725-09-05.

Основной целью деятельности ЗАО «Торгспецсервис» является получение прибыли от ведения хозяйственной деятельности и распределения полученной прибыли между участниками Общества пропорционально их вкладам в Уставный капитал Общества. Основным видом деятельности ЗАО «Торгспецсервис» является оказание услуг по размещению и проживанию. Основной концепцией гостиничного комплекса «АРТ Отель» является идея «немецкого оазиса в Москве», основанная на успешном сочетании немецкого качества с русским гостеприимством. Персонал гостиницы обслуживает гостей на русском, немецком, английском и французском языках.

Гостиничный комплекс «АРТ Отель» располагает 86 номерами, оборудованными в соответствии с высочайшими европейскими стандартами. Неповторимость каждому номеру придают единственные в своем роде произведения современного русского искусства. Гостиничный комплекс «АРТ Отель» также предоставляет широкий выбор дополнительных услуг:

  1. Организация и проведение конференций.
  2. Организация и проведение банкетов.
  3. Услуги бизнес-центра.
  4. Услуги такси.

Основной проблемой «АРТ Отель» является не очень удачное расположение гостиничного комплекса, поскольку рядом находится ЦСКА, и окна выходят на стадион – видны железные ограждения, заборы и подсобные помещения. Поэтому, как правило, посетители ограничиваются посещением гостиничного комплекса только один раз, несмотря на то, что номера в гостинице действительно очень уютные и красивые. Увеличилась себестоимость продукции (работ, услуг), а также себестоимость их реализации, соответственно на 15,14% и 14,83%, что привело к незначительному увеличению прибыли от реализации продукции (работ, услуг). В силу этих весьма неблагоприятных последствий, на 6,32% сократилась рентабельность услуг, что является еще большим поводом для опасения. В настоящее время гостиничный комплекс «АРТ Отель» «выживает», в основном, за счет ресторанов, куда приходят ужинать жители соседних домов, поскольку меню достаточно приличное и не очень дорогое. Также на территории гостиницы существуют курсы «BMW» по обучению вождения, которые отличаются высоким качеством и стоимостью. Таким образом, для обеспечения дальнейшей финансово успешной деятельности гостиничного комплекса «АРТ Отель» необходимо выработать систему оперативного реагирования на изменяющиеся предпочтения потребителей.


В рамках проведения исследования деятельности гостиничного комплекса «АРТ Отель» составлена матрица SWOT-анализа, представленная в Приложении 5. По результатам проведенного анализа можно сделать выводы, что гостиница обладает достаточно устойчивыми финансовыми ресурсами, которые позволяют ей проводить реформу внутреннего управления персоналом. В то же время неповоротливая организация высшего менеджмента не позволяет гостинице оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся запросы потребителей гостиничных услуг, и в долгосрочной перспективе это может привести к неблагоприятным последствиям для гостиничного комплекса «АРТ Отель» в целом. В данной ситуации проведение исследований, касающихся влияния организационной культуры на эффективность деятельности гостиничного комплекса, является достаточно актуальным.

Для оценки организационной культуры «АРТ Отель» необходимо было проанализировать сложившуюся ситуацию в гостиничном комплексе. Исследование в данном конкретном случае представляло собой сбор информации в результате анализа документов, и анкетирования. Респондентами было 29 человек – специалисты разных структурных уровней и различной квалификации, из них 71,4% – женщины, 28,6% – мужчины; 48,6% респондентов имеет высшее образование, 51,4% – среднее специальное образование. Средний возраст респондентов – 32 года, от 25 до 45 лет.

Для изучения организационной культуры гостиничного комплекса «АРТ Отель» использовались следующие методики:

1. Опросник для изучения привлекательности культуры организации, представленный в Приложении 6. Опросник позволяет оценить насколько привлекательна культура организации для каждого работника по каждому фактору, оценит общее отношение работников к гостинице, к отдельным факторам. Важно отметить, что указанный подход к оценке культуры организации позволяет достаточно точно определить, чем именно не удовлетворены каждый отдельный человек или подразделения и в каком направлении следует действовать администрации для повышения привлекательности труда в организации.

2. «Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе, представленная в Приложении 7. Авторами являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто. Методика разработана на кафедре социально психологии факультета психологии Санкт-Петербургского Университета. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится – не нравится», «приятный – не приятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание – нежелание работать в данном коллективе», «желание – нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание – незнание особенностей членов коллектива».


1. «Привлекательность корпоративной культуры». Результаты проведенного исследования позволяют оценить отношение работников к организационной культуре по некоторым параметрам, а также отметить удовлетворенность или неудовлетворенность существующим положением вещей.

Таблица 1

Результаты, отражающие наличие факторов культуры

Название параметра

Средние значения

Потребность в творческой и напряженной работе

7,75

Потребность в простой работе

6,5

Хорошие условия работы

5

Материальное и финансовое обеспечение труда

9,25

Потребность в хороших взаимоотношениях

7,25

Потребность в признании, в личном авторитете

2,5

Трудовая мотивация работника

4

Участие персонала в управлении

2,5

Потребность в успехах организации

4,75

Сплоченность коллектива организации

4,25

Определенность в организации труда

7,5

Неопределенность в работе

3

Выводы: По данным проведенного исследования видно, что высокие баллы получил параметр «наличие материального и финансового обеспечения труда»; также такие параметры, как «потребность в творческой и напряженной работе», «определенность в организации труда», «потребность в хороших дружеских отношениях». Самое маленькое количество баллов у параметров культуры организации: «потребность в признании, личном авторитете» и «неопределенность в работе». Данные результаты можно интерпретировать, как наличие в гостиничном комплексе «АРТ Отель» достаточного материального и финансового обеспечения. Большинство сотрудников в данной работе отмечают наличие возможности удовлетворения потребности в творческой и напряженной работе, потребности в хороших дружеских отношениях. В гостинице также существует определенность в организации труда. По результатам исследования необходимо отметить недостаток возможности для реализации потребности в признании, в личном авторитете. Также работники «АРТ Отель» отметили практически отсутствие такого параметра, как неопределенность в работе, что вполне закономерно, при высоких баллах по параметру «определенность в организации труда».


Таблица 2

Результаты привлекательности труда в организации

Название параметра

Средние значения

Потребность в творческой и напряженной работе

- 1,25

Потребность в простой работе

- 2,2

Хорошие условия работы

- 4,5

Материальное и финансовое обеспечение труда

- 0,75

Потребность в хороших взаимоотношениях

- 1,25

Потребность в признании, в личном авторитете

- 1,75

Трудовая мотивация работника

- 0,25

Участие персонала в управлении

-1,25

Потребность в успехах организации

- 2,25

Сплоченность коллектива организации

- 2,25

Определенность в организации труда

- 1,75

Неопределенность в работе

+ 1,75

Выводы: Проведенное исследование отразило следующие закономерности. Работников гостиничного комплекса «АРТ Отель» вполне устраивает отсутствие неопределенности в работе, для них это является важным привлекательным аспектом, только по этому параметру знак полученной разности положительный. Больше всего работников не удовлетворяют условия труда. Также большие отрицательные значения отмечаются по шкале «патриотизм», «потребность в успехах организации» и «сплоченности коллектива организации». Возможно, эти параметры не являются непривлекательными для работников, результаты свидетельствуют лишь о том, что работники этими параметрами не удовлетворены. Наименьший отрицательный результат получен по шкале «трудовая мотивация работника», таким образом, можно предположить, что по данному параметру в среднем, по сравнению с другими параметрами, работники гостиницы удовлетворены существующим положением дел, этот аспект является для них вполне привлекательным. Также по результатам исследования, можно заметить, что по сравнению с другими аспектами труда, работники удовлетворены материальным и финансовым положением дел.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно отметить следующие особенности. Наиболее привлекательным аспектом труда для работников гостиничного комплекса «АРТ Отель» является отсутствие неопределенности в работе. Кроме того, работники отмечают наличие в гостинице достаточного материального и финансового обеспечения труда, возможности удовлетворения потребности в хороших взаимоотношениях, определенность в организации труда, а также наличие возможности удовлетворения потребности в творческой и напряженной работе. Но вместе с этими отмеченными существующими параметрами, исследование отразило неудовлетворенность практически по всем факторам культуры в гостиничном комплексе «АРТ Отель». Только параметр «неопределенность труда» оценивается работниками как удовлетворительный, т.е. отсутствие его работников вполне устраивает и привлекает. Наибольшее неудовлетворение вызывает фактор патриотизма.