Файл: Организационная культура и её роль в современных организациях (КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Роль и значение организационной культуры
1.2 Методологические подходы изучение организационной культуры
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1. Анализ деятельности и особенностей организационной культуры гостиничного комплекса «AРT Отель»
В этой связи можно предложить некоторые конкретные мероприятия, например:
- Введение должности менеджера по персоналу.
- Четкий ритуал организации приема в гостиничный комплекс «АРТ Отель» новых сотрудников (вручение в день приема на работу буклета о гостинице, пропуска, справочных телефонов).
- Организация конкурсов профессионального мастерства среди работников, установление особого ритуала поощрения лучших по профессии. Главное здесь – система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи.
- Планирование карьеры сотрудников (содействие в обучении, стажировке, передвижении).
- Установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в гостинице определенное число лет, например, 5 и более.
- Расширение выпуска рекламных материалов и сувенирных изделий для сотрудников и гостей (записные книжки, календари и пр.).
- Помощь в долгосрочном кредитовании по крупным покупкам и вложениям.
- Создание собственного медицинского центра и центра отдыха.
- Поддержка коллективных выездов на отдых (с участием руководителей).
- Создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников организации (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).
Выводы: Проведенный анализ сложившейся организационной культуры показал, что все опрошенные работники гостиничного комплекса «АРТ Отель» считают организационную культуру чрезвычайно важной для деятельности любой компании, и их, в частности, но под организационной культурой все понимали абсолютно разное. В целом результаты проведенного опроса, выглядят так: руководители структурных подразделений считают, что организационная культура, прежде всего, включает в себя: профессионализм, преданность и лояльность по отношению к компании. Рядовые же сотрудники гостиницы считают, что организационная культура – это дружеские взаимоотношения с коллегами, традиции, обряды, материальные льготы и вознаграждения. Почти никто не упоминал о таких понятиях, как ценности, цели, миссия компании и т.п. Однако все были единодушны в том мнении, что в гостинице не все так благополучно, как того хотелось бы и что необходимы организационные изменения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение организационной культуры – это междисциплинарное направление исследований, которое находится на стыке нескольких областей знаний, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культорология. Именно междисциплинарный подход создает с одной стороны, определенные сложности в процессе познания организационной культуры, но с другой – открывает возможность комплексно и эффективно управлять предприятием.
Организационная культура во многом определяет внутреннюю среду предприятия, а также его адаптивность к изменениям внешней среды, поэтому требует самого пристального внимания со стороны руководства. Организационная культура отражает то, как решаются проблемы на основе взаимодействия с внешней средой предприятия, интеграции внутренних ресурсов и усилий, создания единой языковой терминологии, инновационного стиля руководства, таких оценок поведения персонала, которые побуждают к полному использованию своего потенциала.
Отсюда основными характерными показателями состояния организационной культуры являются:
- Реакция высшего руководства на критические ситуации, возникающие в настоящее время почти в каждой организации под воздействием внешних факторов.
- Показатели стиля руководства и поведения менеджеров.
- Показатели критериев отбора персонала и его развития.
- Методы разработки стратегии предприятия.
Опыт многих успешных предприятий показывает взаимосвязь эффективности деятельности и организационной культуры. Организационные ценности и ведущие цели выступают основой для стратегического и ежегодного планирования деятельности компании. Сформулированные ценности, цели, нормы и правила делового поведения внутри компании способствуют консолидации персонала, снижению уровня конфликтности в подразделениях, лучшему взаимопониманию между сотрудниками в деловых взаимодействиях, более эффективному объединению работников относительно достижения общей цели.
Следует, однако, помнить, что быстрого изменения организационной культуры не может быть. Систематическая работа по формированию и развитию организационной культурой в будущем дает достаточно высокую отдачу. Сегодня уже никого не приходится убеждать в том, что основную стоимость бизнеса создают люди, т.е. персонала компании. Поэтому многие руководители осознают необходимость построения оптимальных, взаимовыгодных и уважительных отношений со своим «главным ресурсом». Об этом свидетельствуют результаты деятельности многих предприятий, достигших всеобщего признания, чей брэнд известен всем.
В качестве объекта исследования данной курсовой работы является гостиничный комплекс «АРТ Отель». В ходе работы было обосновано, что организационная культура оказывает самое непосредственное влияние на результаты деятельности гостиничного комплекса «АРТ Отель» и, тем самым, в значительной мере определяет эффективность ее функционирования.
Для построения эффективной организационной культуры в гостинице следует использовать аналитический подход. На основе концепции «7-S» нужно оценить самые значимые, с точки зрения руководства, ее характеристики. Затем, проанализировав полученные результаты, четко представить, какие из них необходимо изменить. На основе результатов, полученных с помощью ситуационной бальной методики, предложена модель формирования организационной культуры гостиничного комплекса «АРТ Отель».
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для выявления приоритетов мер и разработки программы по совершенствованию организационной культуры на предприятиях гостиничной индустрии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гуманитарно-правовой портал PSYERA [Электронный ресурс]. URL: https://psyera.ru/formirovanie-i-podderzhanie-organizacionnoy-kultury_9424.htm (дата обращения: 18.05.2019)
- Дрыга С. В., Дудченко А. В. Выбор метода диагностики организационной культуры российских компаний // Экономика и современный менеджмент: теория и практика : сб. ст. по матер. LVIII Междунар. науч.-практ. конф. № 2(56). Новосибирск : СибАК, 2016. 106 с.
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Флинта, 2002.
- Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры : пер. с англ. под. ред. И. В. Андреевой. СПб. : Питер, 2016. 320 с.
- Кочеткова, А.И. Организационная культура и культура организации в современной России [Электронный ресурс] // Журнал Вестник московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - №4. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=12981027 (дата обращения: 29.11.2018)
- Пригожин А. И. Методы развития организаций. М. : МЦФЭР, 2013. 864 с.
- Слинкова О. К., Харитонова П. В. Сравнительный анализ методик оценки предпринимательской, управленческой и организационной культуры // Вестник НГУ. Сер. Социальноэкономические науки. 2012. Т. 12. Вып. 1. С. 47-54.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Организационная культура и факторы, влияющие
на ее создание и формирование
- Географические;
- Исторические;
- Политические;
- Правовые;
- Экономические;
- Культурные;
- Технологические
- Поведенческие нормы;
- Рабочее поведение членов предприятия;
- Ценности суборганиазций;
- Ценности ключевых сотрудников, ответственных за приятие решений
- Стратегия предприятия;
- Стиль управления;
- Стиль лидерства;
- Системы координации;
- Структура предприятия;
- Персонал, состав навыки;
- Организационные ценности;
- Организационные убеждения;
- Организационные представления;
- Организационные отношения
Приложение 2
Проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции
Проблемы внешней адаптации и выживания |
Проблемы внутренней интеграции |
Миссия и стратегия. Определение миссии организации и её главных задач; выбор стратегии для исполнения этой миссии. Цели. Установление специфических целей; достижение согласия по целям. Средства. Методы, используемые для достижения целей; достижения согласия используемым методом; решения по организационной структуре; системам стимулирования и подчинённости. Контроль. Установление критериев измерения достигнутых индивидом и группой результатов; создание информационной системы. Коррекция. Типы действий, требуемые в отношении индивидов и групп, не выполнивших задание. |
Общий язык и концептуальные категории. Выбор методов коммуникации; определение значения используемого языка и концепций. Границы групп и критерии вхождения и выхода из групп. Установление критериев членства в организации и её группах. Власть и статус. Установление правил по приобретению, поддержанию и потере власти; определение и распределение статусов в организации. Личностные отношения. Установление правил об уровне и характере социальных отношений в организации между полами, возрастами и т.п., определение допустимого уровня открытости на работе. Вознаграждения и наказания. Определение желательного и нежелательного поведения. Идеология и религия. Определение значения вещей, не поддающихся объяснению и неподвластных контролю со стороны организации. Вера, как снятие стресса. |
Приложение 3
Ключевые составляющие эффективной организации (концепция «7-S»)
Стратегия |
Планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей. |
Структура |
Внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними. |
Системы |
Процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации (в том числе информационная система организации, обеспечивающая эффективную коммуникационную связь между сотрудниками и подразделениями, система принятия решений, правила и процедуры управления, системы стимулирования т.д.). |
Состав работников (штат) |
Ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п. |
Стиль |
Способ руководства, адекватный внутренним и внешним факторам, воздействующим на организацию, лидерство. |
Сумма навыков (квалификация) |
Отличительные возможности людей в организации, необходимые для эффективной профессиональной деятельности, накапливаемые с помощью системы постоянного повышения квалификации на основе обучения, переподготовки, развития инициативы, творчества. |
Совместные ценности |
Смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов с помощью организационной культуры. |
Приложение 4
Система ценностей эффективной организационной культуры
Вера в действия |
Согласно этой ценности, решения принимаются даже в условиях недостатка информации. |
Связь с потребителем |
Для успешно действующих компаний потребитель является определяющим в их работе, так как именно от него поступает главная информация для организации. |
Поощрение автономии и предприимчивости. |
Компании, борющиеся с недостатком нововведений и бюрократией, должны делиться на более мелкие, управленческие части и предоставлять им, а также отдельным индивидам, определенную степень самостоятельности, необходимой для проявления творчества и риска. |
Рассмотрение людей как главного источника производительности и эффективности |
Данная ценность провозглашает человека наиболее важным активом организации. При этом эффективность организации измеряется через удовлетворенность ее членов. |
Знание того, чем управляешь |
В соответствии с этой глубоко укоренившейся нормой успешных компаний ожидается, что они управляются не из-за закрытых дверей кабинетов руководителей, а через посещения руководителями управляемых ими объектов и через непосредственные контакты с подчиненными на местах их работы. |
Не заниматься тем, чего не знаешь |
Данное положение относиться к разряду одной из важных характеристик культуры успешно действующих фирм, которые не приемлют диверсификации в сторону от основного бизнеса. |
Простая структура и немногочисленный штат управления |
Типичным для успешно действующих компаний является наличие небольшого числа уровней управления и сравнительно небольшого штата управленческих работников, особенно в высшем эшелоне. Главная цель руководителя – не большое количество подчиненных, а результат деятельности компании. |
Одновременное сочетание гибкости и жесткости в организации |
Высокая организованность в успешных компаниях достигается за счёт того, что все работники понимают и верят в ценности компании. Гибкость обеспечивается посредством сведения к минимуму числа регулирующих правил и процедур. Жесткая структура делает возможной гибкую структуру административного контроля. |
Приложение 5
SWOT-анализ гостиничного комплекса «АРТ Отель»