Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние увеличения суммы прибыли от продаж на величину прибыли до налогообложения за:

  • 2018 - 2019 гг.: 4552729/642922 * 100% = 708,1%
  • 2017 - 2018 гг.: -2425451/3500368 *100%= -69,3%
  • 2017 - 2019 гг.: 2127278/3500368 *100%= 60,8%

Таким образом, по причине снижения прибыли от продаж сумма прибыли до налогообложения в период за 2017 - 2018 гг. уменьшилась на 69,3%, за 2018 - 2019 гг. по причине увеличения прибыли от продаж сума прибыли до налогообложения выросла на 708,1%. В целом же за период за счет увеличения прибыли от продаж прибыль до налогообложения увеличилась на 60,8%.

Влияние увеличения управленческих расходов на величину прибыли до налогообложения за:

  • 2018-2019 гг.: 107473/642922 * 100% = 16,7%
  • 2017 -2018 гг.: 373320/3500368 *100%= 10,7%
  • 2017 - 2019 гг.: 480793/3500368*100%= 13,7%

Таким образом, обобщая вышесказанное, за 2017 - 2018 гг. за счет уменьшения управленческих расходов прибыль до налогообложения выросла на 10,7%, за 2018 - 2019 гг. - на 16,7%. Всего за 2017 - 2019 гг. за счет снижения управленческих расходов прибыль до налогообложения увеличилась на 13,7%.

Влияние увеличения процентов к уплате на величину прибыли до налогообложения за:

  • 2018-2019 гг.: 77738/642922 * 100% = 12,1%
  • 2017 -2018 гг.: -270105/3500368 *100%= -7,7%
  • 2017 - 2019 гг.: -192367/3500368*100%= -5,5%

Итак, за 2017 - 2018 гг. за счет увеличения процентов к оплате прибыль до налогообложения уменьшилась на 7,7%, а за 2018-2019 гг. за счет уменьшения данного показателя прибыль до налогообложения выросла на 12,1%. За весь период 2017 - 2019 гг. по причине увеличения процентов к оплате прибыль до налогообложения уменьшилась на 5,5%. Обобщим полученные результаты в таблице 4.

Таблица 4

Влияние структуры на прибыль до налогообложения

Показатель

2017 - 2018

2018 - 2019

2017 - 2019

1. Прибыль от продаж

-69,3%

708,1%

60,8%

2. Управленческие расходы

10,7%

16,7%

13,7%

3. Проценты к уплате

-7,7%

12,1%

-5,5%

Результаты факторного анализа показали, что наибольшее влияние на прирост прибыли до налогообложения оказало увеличение прибыли от продаж (60,8%) и сокращение такого влиятельного фактора, управленческие расходы (13,7%). Отрицательное влияние на величину прибыли до налогообложения оказало увеличение процентов к уплате (-5,5%). Соответственно, можно сделать вывод о том, что резервы роста прибыли предприятия - это сокращение процентов к уплате, то есть управление кредиторской задолженностью.

При проведении анализа эффективности хозяйственной деятельности как инвестированный капитал следует воспользоваться совокупностью всех активов, так как их общая величина учитывает все долги предприятия, среди которых и долги по эксплуатации. Общая совокупность активов берется при расчетах рентабельности для оценки эффективности хозяйственной деятельности внешними пользователями информации. Это объясняется тем, что собственники и кредиторы инвестируют финансовые ресурсы в организацию, руководство которой может размещать данные ресурсы исключительно на свое усмотрение. Финансовые ресурсы могут инвестироваться в такие активы, которые в краткосрочном периоде не приносят прибыли, а в долгосрочной перспективе приносят.


В качестве инвестированного капитала при расчетах рентабельности можно использовать стоимость оборотного капитала.

При расчетах рентабельности важно учитывать, что величина инвестируемого в организацию капитала меняется в течение периода получения дохода, по этой причине данная величина должна определяться как его среднее значение. Следует отметить, что наиболее корректным является расчет средней хронологической величины инвестированного капитала.

При расчетах показателей рентабельности можно воспользоваться различными показатели дохода организации: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль (по данным формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»).

Анализ показателей рентабельности хозяйственной деятельности на базе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности (форма № 1 и 2) показан в таблице 5.

В рассмотренном случае средние остатки активов, оборотных активов, основных производственных фондов и материальных оборотных средств не рассчитывались, по причине отсутствия дополнительных данных. Их величины за весь период, соответствовали данным бухгалтерского баланса на начало и конец года.

Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы.

В целом по предприятию наблюдается повышение эффективности использования имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие получило в 2019 году прибыли больше, чем в 2017, но, следует отметить, что в 2018 году наблюдался резкий спад. Если в 2017 г., каждый вложенный в имущество рубль приносил почти 18 копеек прибыли, то в 2018 г. чуть более 3 копеек, а в 2019 - 23 копейки. Такой спад в 2018 году объясняется низким объемом выручки, а также повышенным уровнем процентов к уплате и прочих расходов и, как следствие, низким уровнем чистой прибыли.

Таблица 5

анализ показателей рентабельности хозяйственной деятельности

Показатели

2017

2018

2019

Отклонение 2019 к 2018

Отклонение 2018 к 2017

Отклонение 2019 к 2017

Отклонение 2019 к 2018

в %

Отклонение 2018 к 2017

в %

Отклонение 2019 к 2017

в %

1.Чистая прибыль, тыс. руб.

3513626

675106

4590851

3915745

-2838520

1077225

580,02%

-80,79%

30,66%

2. Стоны ость активов, тыс.

руб.

19128842

20255574

19373167

-8B24Q7

1126731,5

244324,5

-4.36%

5,89%

1,28%

3.Стоимость оборотных активов, тыс. руб.

6561723

6972584

7669474

696889,5

410861

1107750,5

9,99%

6.26%

16.88%

4.Стоимость основных средств

89402,5

91742

69858

-21884

2339,5

-19544,5

-23,85%

2.62%

-21,86%

5.Рентабельность активов по чистой прибыли (%)

18.4%

3,3%

23.7%

0.203640179

0.150352712

0,053287467

610,99%

-81,85%

29.01%

б .Рентабельность оборотных активов по чистой прибыли (%)

53,5%

9J%

59,9%

0,501764576

0,438650148

0,063114428

513,23%

-81,92%

11,79%

7 .Рентабельность основных средств по чистой прибыли

3930,1е/.

735,9%

6571,7%

58,35815196

31,94246005

26,41569191

793,04%

-81,28%

67,21%


Рентабельность оборотных активов имеет такую же тенденцию: в целом она увеличилась. Так, мы имеем на каждый вложенный рубль в оборотные активы в 2017 году 53 копейки, в 2018 9 копеек, а в 2019 59 копеек. Причиной отрицательного сдвига в 2018 году также является низкий уровень чистой прибыли.

Рентабельность основных средств также в целом демонстрирует положительную динамику. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на данном предприятии вложение в имущество является рентабельным.

Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации продукции, работ, услуг характеризуется показателем рентабельности затрат. Данный показатель определяется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции:

где k - рентабельность затрат;

Р - прибыль от продажи продукции;

S - общая сумма затрат на производство и реализацию продукции.

Данный показатель демонстрирует величину прибыли на один рубль вложенных средств и рассчитывается в целом по организации, отдельным ее подразделениям и видам товаров.

В показателе рентабельности, рассчитанном в целом по продукции, усредняется уровень доходности отдельных видов продукции. По этой причине в процессе исследования следует изучать рентабельность отдельных видов товаров или групп товаров.

Рентабельность единицы изделия это один из важнейших показателей, который определяется отношением разницы между отпускной ценой и себестоимостью к себестоимости одного изделия:

где k - рентабельность единицы продукции;

Ц - отпускная цена единицы продукции;

Q - себестоимость единицы продукции.

Большое значение анализа коэффициента рентабельности отдельных видов товаров, объясняется тем, что для организации очень важно контролировать затраты по их производству и реализацию.

Перейдем к расчету и анализу рентабельности затрат и продаж ПАО «Группа Черкизово»

Таблица 6

Анализ рентабельности затрат и продаж

ПАО «Группа Черкизово

Показатели

2017

2018

2019

Отклонение 2019 к 2018

Отклонение 2018 к 2017

Отклонение 2019 к 2017

Отклонение 2019 к 2018

в %

Отклонение 2018 к 2017

в %

Отклонение 2019 к 2017

в %

1. Выручка от продажи продукции, работ, услуг

5309412

3166649

7933598

4766949

-2142763

2624186

150,5%

-40,4%

49,4%

2. Себестоимость продукции

512259

1168267

14-S9960

321693

656008

977701

27,5%

128.1%

190,9%

3. Коммерческие расходы

0

0

0

0

0

0

0:0%

0:0%

0:0%

4. Полная себестоимость реализованной продукции

512259

1168267

14-89960

321693

656008

977701

27,5%

128,1%

190,9%

5. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг

3446477

1021026

5573755

4552729

-2425451

2127278

445.9%

-70,4%

61,7%

б. Рентабельность затрат (5/4*100%)

672,80%

87,40%

374,09%

286,7%

-585,4%

-298,7%

328,0%

-87,0%

-44,4%

7. Рентабельность продаж по прибыли от продаж (5'1*100%)

6491%

32,24%

70,26%

38,0%

-32,7%

5,3%

117,9%

-50,3%

8,2%


Расчеты таблицы позволяют нам сделать вывод о том, что коэффициент рентабельности затрат имеет тенденцию снижения, а коэффициент рентабельности продаж - тенденцию повышения по состоянию на 2019 г. Это обусловлено ростом прибыли от продажи товаров и увеличением общих затрат, соответственно.

Рентабельность затрат упала в 2018 году в сравнении с 2017 годом почти в 6 раз и составила 87,40%, таким образом, организация извлекла 87,4 копеек прибыли с одного рубля затрат. В 2019 году рентабельность затрат резко выросла почти в 4 раза и составила 374,09%. Рентабельность продаж, в свою очередь, в 2018 году упала на 32,7% и составила в 2018 году 32,24%, таким образом, организация извлекла 32,24 копеек прибыли с одного рубля продаж. А в 2019 г. рентабельность продаж повысилась на 117,9% и составила 70,26%.

Виной изменению коэффициента рентабельности продаж послужили определенные факторы, которые мы подробнее разберем в следующем пункте данной главы.

2.3 Анализ влияния факторов на прибыль

Итак, как мы уже выяснили, основной способ получения прибыли - это основная деятельность организации, являющаяся смыслом существования оной. Нюансы вышеназванной деятельности отражаются спецификой отрасли, в которой находится организация. Основная деятельность организации включает в себя: в первую очередь, производственно- коммерческую деятельность, а также финансовую и инвестиционную.

Прибыль от реализации товаров и предоставления услуг характеризуется разностью выручки от реализации товаров и предоставления услуг (за вычетом налогов), себестоимости реализуемой продукции, коммерческих и управленческих расходов.

Но что же оказывает самое непосредственное воздействие на объем получаемой прибыли? Данный вопрос был проанализирован, и на основании этого анализа мы можем выделить несколько обнаруженных аспектов:

  • варьирование объема реализации товаров. Рост объема реализации товаров с высокой рентабельностью ведет к пропорциональному росту прибыли и благотворно воздействует на финансовое состояние организации. Увеличение же выпуска не очень рентабельных товаров ведет, соответственно, к падению объема прибыли;
  • модификация линейки ассортимента выпускаемых товаров. Расширение производства в контексте высокорентабельных видов товаров в общем выпуске ведет к росту объема прибыли. Рост низкорентабельных видов товаров в общем выпуске ведет к неизбежному падению прибыли;
  • варьирование себестоимости продукции. Величина себестоимости обратно пропорциональна объему прибыли, то есть уменьшение себестоимости ведет к увеличению объема прибыли, и наоборот. Подобная обратно пропорциональная зависимость имеет место в коммерческих и управленческих расходах;
  • модификация продажной цены товара. Продажная цена товара и прибыль от реализации находятся в прямой зависимости.

Факторный анализ прибыли от реализации имеет большое значение для каждого предпринимателя, поскольку факты, обнаруженные в ходе такого исследования, помогут грамотно определить способы и методы взращивания эффективности производства и осуществить определенные управленческие решения в этой связи.

Исследование приведенных выше аспектов осуществляется с помощью факторного метода анализа. В данном виде анализа как источник данных используется бухгалтерская отчетность «Отчет о прибылях и убытках».

Проведем анализ прибыли от реализации товаров на основе данных из таблицы.

Таблица 7

Анализ прибыли от продажи продукции

Показатели

2017

2018

2019

Отклонение 2019 к 2018

Отклонен не 2018 к 2017

Отклонен

не 2019 к 2017

Отклонен не 2019 к 2018 в %

Отклонение 2018 к 2017 в %

Отклонение 2019 к 2017 в %

1 Выручка от продажи продукции, работ, услуг

53094

12

3166649

7933598

4766949

-2142763

26241S6

150,5%

-40,4%

49,4%

2 Себестоимость продукции

51225

9

1168267

1489960

321693

656008

977701

27,5%

128,1%

190,9%

3 Коммерческие расходы

0

0

0

0

0

0

0,0%

0,0%

0,0%

4 Прибыль от продажи продукции, работ, услуг

47971

53

1998382

6443638

4445256

-2798771

1646485

222,4%

-58,3%

34,3%

5 Индекс цен

1

1,86

3,02

1,16

0,S6

2,02

62,4%

86,0%

202,0%

б Объем реализации б сопоставимых ценах

53094

12

1702499,

5

2627019,

2

924519,7

4

3606912,5

2682392,7

95

54,3%

-67,9%

-50,5%

Рассчитаем воздействие факторов на объем прибыли по приведенным ниже образом.

  1. Для расчета силы воздействия объема реализации товаров на прибыль следует рассчитать произведение прибыли прошлого периода и изменения объема реализации. Главная трудность метода состоит в том, что расчет изменения физического объема проданных товаров довольно сложен. Корректнее было бы рассчитать изменения в объеме реализации через соотнесение отчетных и базисных показателей, которые следует отразить в натуральных или условно-натуральных единицах. Данный вариант имеет место, когда мы имеем дело с однородными по своей структуре товарами. Но в основном, приходится иметь дело с неоднородным по структуре набором товаров, что требует пропорционального расчета в стоимостном выражении. Для осуществления соответствия данных и удаления воздействия иных факторов следует соотнести отчетный и базисный объемы продаж, которые будут отображены в одинаковых ценах (приоритетно в ценах базисного периода).