Файл: Формирование готовности детей к школе (исследование теоретических аспектов подготовки ребёнка к обучению в школе).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 2
Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность. Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, памяти, восприятия, а также основ словесно-логического мышления. И.В. Дубровина в своем подходе к пониманию психологической готовности отмечает, что существует тесная связь между психическим и физическим развитием ребенка, и достижение определённой школьной зрелости зависит от внутренних процессов физического и психического развития. Она выделяет в качестве важного показателя готовности к обучению степень созревания визуальной дифференциации восприятия, способность к вычленению образа и отмечает, что на общий уровень готовности к школе оказывает влияние не только уровень интеллектуального развития, но и сформированность других компонентов готовности к школе [12].
Мотивационная готовность рассматривается исследователями, как наличие у ребенка желания учиться. Формирование осознанного отношения ребенка к школе связано не только с информацией о ней, но и с развитием внутренней системы мотивов учения [8].
Исследователи отмечают, что существует две основные группы мотивов учения:
1) первая группа включает в себя широкие социальные мотивы учения или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, желанием занять определенное место в системе доступных отношений;
2) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью или познавательные мотивы [22].
Личностная готовность, как отмечает И.В. Дубровина, выражается в отношении ребенка к школе, к учителю, к учебной деятельности. Ее основу составляет развитие коммуникативных и социальных качеств ребёнка [12].
Не умаляя значимость других компонентов, исследователи, тем не менее, подчёркивают, что от интеллектуальной готовности зависит успешность освоения учебной деятельности. И.И. Игнатович определяет интеллектуальную готовность как наличие у ребенка определенного кругозора и запаса знаний. По мнению данного автора, интеллектуальную готовность характеризует планомерное и расчленённое восприятие, элементы теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенные формы мышления, сформированность логических операций и памяти [13].
Интеллектуальная готовность тесным образом связана с развитием умения выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности. В подходе Л.И. Божович отмечается значимость достижения определенной позиции, названной «внутренней позицией школьника», необходимой для обучения в школе [5].
И.В. Дубровина рассматривает произвольность, как одно из важнейших составляющих психологической готовности к обучению в школе. Исследователь указывает, что произвольное поведение с одной стороны является новообразованием младшего школьного возраста, которое развивается внутри учебной деятельности, с другой стороны, слабое развитие произвольности мешает началу обучения в школе [12].
Вопросам социально-психологической готовности ребенка к обучению в школе уделено гораздо меньше внимания. В тоже время, значение данного компонента готовности к школе является важным. Л.А. Венгер обращает внимание на сформированность у ребёнка навыков взаимоотношений с окружающими людьми, сформированность положительного отношения к себе, умение общаться со взрослыми и сверстниками. сформированности данных умений определяет степень готовности ребёнка к школе [6].
Одним из важнейших компонентов готовности ребёнка к школе является интеллектуальная готовность, достаточный уровень развития познавательных процессов, позволяющий ребёнку усваивать новые знания. В рамках интеллектуальной готовности у ребёнка должны быть выработаны умения, которые помогут ему воспринимать учебную задачу, сформирован достаточный уровень мыслительной деятельности и внимания. На развитие познавательных способностей влияет способность ребёнка удивляться, любознательность, благодаря которым он будет стремиться искать сходство и различие между объектами, определять их свойства [18]. Важно развивать у дошкольников умение устанавливать причинно-следственные связи
Особенно актуальна проблема речевой готовности дошкольника, так как становление человека как личности без коммуникативного развития в социуме невозможно. Язык играет значимую роль в жизни общества и индивида, поэтому современное образование приобретает коммуникативно-речевую направленность. Ведь именно в дошкольном образовательном учреждении закладываются основы культуры речи и общения, с помощью различных видов речевой деятельности воспитанников. Главная цель языкового образования научить современного дошкольника грамотно и свободно выражать свои мысли, призывать к обогащению своей речи. Российские ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, исследуя теорию речевой деятельности, исходили из того, что детское сознание формируется в результате деятельности, а мышление и речь развиваются в процессе практической деятельности. Впоследствии ученые пришли к выводу, что речевая деятельность также является практической деятельностью. Л.С. Выготский отмечает, что речь неотделима от мысли: «Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» [7, с. 311].
Итак, развивая речь, мы развиваем мышление. Речь – это форма существования языка, осуществляемая в виде деятельности человека на основе применения языковых средств. Язык - средство общения, выполняющее функцию сообщения, эмоционального самовыражения и влияния на других людей. Речь, являясь результатом речевой деятельности, представляет собой способ формулирования мыслей и чувств посредством языка. В.В. Давыдов. считает, что речь – последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации [10, с. 13].
Язык, по мнению учёных, – знаковый механизм общения, совокупность и система знаковых единиц общения в отвлечении от многообразия конкретных высказываний отдельных людей [11, с. 43]. Дошкольник сможет лучше организовать свою речь и реализовать коммуникативные качества, развивая речевые навыки.
В настоящее время в ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» формированию коммуникативной деятельности уделяется особое значение [1]. В период дошкольного детства детьми активно усваивается не только разговорный язык, но и происходит развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания дошкольников. К моменту поступления в школу они должны уметь решать житейские задачи, слушать собеседника и вести диалог, точно доносить до окружающих свои мысли и намерения, находить контакт не только со сверстниками, но и со взрослыми. Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению в школе, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами [22, с. 245].
Готовность или неготовность дошкольника к обучению в школе определяется уровнем речевого развития. Будущему ученику предстоит усваивать знания, при помощи устной и письменной речи. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом. Если устной речью ребенок уже овладел до школы, то письменной ему ещѐ только предстоит овладеть. Развитая устная речь является предпосылкой к полноценному усвоению письменной речи, а интеллектуальное развитие ребенка непосредственно зависит от совершенствования письменной речи.
У дошкольников нередко наблюдается отставание в речевом развитии, и если не привлекать к этому должного внимания, то в дальнейшем может привести к трудностям при овладении навыком письма. Поэтому на подготовительном этапе к школе очень важно выявлять не имеющие большого значения отклонения в речевом развитии и успеть преодолеть их до начала обучения грамоте.
Признаки речевой готовности дошкольников к обучению в школе [26]:
1. Развитость четкого звукопроизношения. Важно сформировать правильное произношение всех речевых звуков у будущего школьника, исключая полные звуковые замены в речи, до начала обучению грамоте, так как дефекты в произношении звуков могут отразиться на письме.
2. Умение различать звуки речи на слух. Важно научить различать звуки речи на слух, чтобы овладеть грамотой. Умение воспринимать на слух звуки и обозначать их на письме соответствующими буквами помогает дошкольникам при записи слов. Ребенок может столкнуться с трудностью при выборе букв во время письма, если некоторые звуки покажутся ему одинаковыми
3. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.
4. Состояние словарного запаса. Словарный запас у детей старшего дошкольного возраста содержит не менее 2000 слов. Все основные части речи входят в его состав - существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы [26].
5. Сформированность грамматических систем. Дошкольник должен понимать закономерности словоизменения и словообразования, существующие в языке.
Словоизменение предполагает изменение слов по различным грамматическим категориям, при этом основной смысл слова не изменяется. При словообразовании меняется основное значение слова, независимо от его роли в предложении, образуя так называемые однокоренные слова. К 4 годам ребенок с нормально развивающейся речью овладевает грамматической системой словоизменения, а в 7 – 8 лет - системой словообразования [26].
Устная речь ребенка становится полноценной при условии, если он имеет большой словарный запас и умеет им пользоваться при построении связного высказыванияУчебный процесс немыслим без владения связной речью, поэтому о еѐ развитие у детей требует особого внимания в дошкольном возрасте. К 5 годам, у ребёнка уже имеются в наличии необходимые речевые предпосылки для овладения связной речью. Во-первых, имеется достаточно большой словарный запас. Во- вторых, дошкольник уже умеет грамматически правильно строить предложения. В дошкольном возрасте ведущую роль занимает игровая деятельность, поэтому заниматься развитием речи можно с помощью игр. Организация игровой деятельности в образовательном процессе является требованием ФГОС ДО [1].
Для развития речи используются различные коммуникативные игры, моделирование разных ситуаций общения, театрализованные игры, игры-драматизации, подвижные игры с использованием диалога и другие специальные игры, направленные на развитие общения [25].
Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что готовность к школьному обучению представляет собой сложное многокомпонентное образование, отражающее необходимые умения и навыки, обеспечивающие успешное начало обучения в школе.
1.3 Задачи дошкольного образовательного учреждения в формировании готовности ребёнка к обучению в школе
К целевым ориентирам, указанным в ФГОС ДО относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования [1]:
– ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
– у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения
– ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
– проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты [1].
В условиях реализации Федерального государственного стандарта с точки зрения психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, необходимо уделять особое значение развитию Социальная педагогика в современных социальных практиках профессиональных компетенций педагога с точки зрения повышения уровня их психологических знаний. И в этой связи, рассмотрим некоторые основные принципы дошкольного образования, которые указаны в общих положениях ФГОС дошкольного образования.