Файл: Формирование готовности детей к школе (исследование теоретических аспектов подготовки ребёнка к обучению в школе).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
увеличение отдельных деталей более чем в 2 раза при сохранении общих размеров рисунка;
неправильное изображение деталей в пространстве рисунка;
отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления;
разрывы линий в тех местах, где они должны быть соединены;
наложение линий одна на другую. За каждую ошибку начисляется один балл.
Уровни оценки результатов для детей 6 и 7 лет
Для детей 6 лет:
1-2 балла – высокий уровень;
3-5 баллов – средний уровень;
> 5 баллов – низкий уровень
Для детей 7 лет:
0 балл – высокий уровень;
1-2 балла – средний уровень;
> 3 баллов – низкий уровень.
Графический диктант, разработанный Д. Б. Элькониным
Для проведения потребуется лист бумаги в клетку (из тетради) с нарисованными на нем четырьмя точками, расположенными одна под другой. Расстояние между точками по вертикали примерно 8 клеток. Задание Перед исследованием взрослый объясняет: «Сейчас мы будем рисовать узоры, надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно меня слушать и рисовать так, как я буду говорить. Я буду говорить, на сколько клеточек, и в какую сторону ты должен провести линию. Следующую линию рисуешь там, где закончилась предыдущая. Помнишь, где у тебя правая рука? Вытяни ее в сторону, куда она указала? (на дверь, на окно, т.д.) Когда я скажу, что нужно провести линию направо, ты ее проводишь к двери (выбрать любой наглядный ориентир). Где левая рука? Когда я скажу, что нужно провести линию налево, вспомни о руке (либо любой ориентир слева). Теперь пробуем рисовать.
Первый узор – тренировочный, он не оценивается, проверяется, как ребенок понял задание. Поставь карандаш на первую точку. Рисуй, не отрывая карандаш от бумаги: одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, далее продолжай рисовать такой же узор сам. Во время диктовки нужно делать паузы, чтобы ребенок успел окончить предыдущее задание.
Рисуем следующий узор. Найди следующую точку, поставь на нее карандаш. Готов? Одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. А теперь сам продолжи рисовать тот же узор. Через 2 минуты начинаем выполнять следующее задание со следующей точки.
Внимание! Три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо. Теперь сам продолжай узор. Через 2 минуты – следующее задание: Поставь карандаш на нижнюю точку.
Внимание! Три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх, три клетки направо, две клетки вниз, одна клетка налево, одна клетка вниз, три клетки направо, одна клетка вверх, одна клетка налево, две клетки вверх. Теперь сам продолжи узор. Должны получиться следующие узоры:
Оценка результатов Тренировочный узор не оценивается. В каждом последующем узоре рассматривается точность воспроизведения задания и умение ребенка самостоятельно продолжить узор.
Задание считается выполненным хорошо, если есть точное воспроизведение (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» не снижают оценку).
Если при воспроизведении допущены 1-2 ошибки – средний уровень.
Низкая оценка, если при воспроизведении имеется лишь сходство отдельных элементов либо сходство вообще отсутствует.
Если ребенок смог самостоятельно продолжить узор, без дополнительных вопросов – задание выполнено хорошо.
Неуверенность ребенка, допущенные им ошибки при продолжении узора – средний уровень. Если ребенок отказался продолжать узор либо не смог нарисовать ни одной правильной линии – низкий уровень выполнения.
Содержание игровых занятий кружка «готовимся к школе»
Занятие № 1. Тема «Первые школы на Руси»
Программное содержание: данное занятие помогает сформировать представление детей о первых школах, познакомить с системой воспитания и образования в различные исторические периоды. Дети узнают, когда появились первые школы, кто в них обучался, как и чему там учили, знакомятся с первыми рукописными книгами, алфавитом.
Занятие № 2. Тема «По дороге к знаниям»
Программное содержание: непосредственно образовательная деятельность направлена на формирование у дошкольников представлений о школе, «когнитивной картины» учебного процесса, развитие познавательных интересов и творческих способностей воспитанников. В качестве основного метода выступает метод сказкотерапии [3].
Ребята отправляются на помощь главным героям-зверятам, которые собираются идти в школу, вместе с ними преодолевают цепочку заданий. В процессе занятия дети разучивают стихотворение про дружбу, которое становится ритуалом организационного момента каждого последующего занятия, отгадывают загадки про школу, учатся различать мир дошкольника и мир школьника, на ощупь достают предметы, которые могут понадобиться в школе, создают школу своей мечты (по выбору: рисуют, лепят, мастерят из подручных материалов).
Занятие № 3. Тема «Я – портфель, чудесный дом»
Программное содержание: образовательная деятельность направлена на расширение представлений о школе, формирование учебной мотивации и оказание помощи в становлении самосознания, пробуждение активности, формирование умения подчиняться определенным правилам и дисциплине, снятие психоэмоционального напряжения. В данном занятии принимают участие дети старших групп. Предварительно им раздаются короткие стихотворения, которые они разучивают совместно с родителями и воспитателями. Изготавливаются шапочки с изображением школьных принадлежностей (портфель, учебники, пенал, тетради, карандаши, точилка, калькуляторы). В начале занятия педагог-психолог загадывает детям загадку про портфель. Отгадка «оживает»: появляется портфель (ребенок), и начинается театрализованное представление, которое заранее готовят дети старших групп. Каждый житель портфеля рассказывает о себе, об определенных правилах обращения со школьными принадлежностями. После представления портфель и его жители прячутся, оставляя детям напутственное письмо «Будущим первоклассникам» о правилах подготовки к школе. После этого психолог проводит подвижную игру с детьми в круге, направленную на дифференциацию обобщающих понятий «школьные принадлежности-игрушки», развитие фонематического восприятия и двигательной координации. Дети должны топнуть ногой, услышав в стихотворении названия игрушек. После игры ребята делятся на 2 команды для эстафеты, цель которой – научить дошкольников собирать портфель. В конце занятия детям раздаются раскраски с изображением школьных принадлежностей [29].
Занятие № 4. Тема «Знакомство со школьными учебниками»
Программное содержание: на данном занятии происходит знакомство детей с первыми учебниками, формируется желание узнать буквы и цифры, чтобы научиться считать, решать примеры и красиво писать, поддерживается интерес и положительное отношение к предстоящему школьному обучению. После просмотра мультфильма про книги детей знакомят с учебниками для 1 -го класса, в которых содержится занимательное задание или игра. Например, в Азбуке детям предлагается сложить разрезные буквы, в учебнике «Литературное чтение» - соединить картинку с соответствующим словом, в учебнике по математике - задание «Соедини цифры и получи рисунок».
В конце НОД совместно с детьми вырабатываются правила бережного отношения к учебникам, делается вывод о том, что каждая книга – это храм знаний.
Занятие № 5. Тема «Школьный дневник»
Программное содержание: на данном занятии происходит формирование учебной мотивации, оказывается помощь в становлении самопознания, развивается мелкая моторика и вырабатывается осознанное отношение к оценкам. Ребята знакомятся с основным официальным документом школьника, узнают правила заполнения дневника, уточняют, какие оценки учитель может поставить в дневник. Был использован «волшебный» эмоциональный дневник, на страницах которого изображен герой известной русской народной сказки Колобок, передающий различные эмоции: счастье и радость, если отметка положительная, грусть и печаль, если в дневнике «2» или «3» [29]. Дети учатся заполнять «волшебный» дневник. Далее дошкольникам предлагают вылепить из заранее подготовленного соленого теста свою первую оценку, украсив ее различными дополнительными материалами (ленточки, фасоль, серебряный дождик и т. д.). На следующий день ребята вместе с воспитателем раскрашивают гуашью свои «пятерки» и забирают их домой.
Занятия № 6, 7, 8 направлены на осознание детьми способов оказания помощи и поддержки при обучении в школе.
Занятие №6. Тема «Лучик внимания» На программном занятии педагог-психолог учит детей внимательно относиться к себе, своему здоровью: заниматься спортом, правильно отдыхать после уроков. Дети осваивают элементы релаксации с помощью моделирования ситуаций, учатся не бояться обращения за помощью к будущему учителю или классу.
Занятие № 7. Тема «Хрусталик памяти» Программное содержание: в ходе образовательной деятельности развивается произвольная память, формируются навыки позитивного общения, активизируется познавательная активность дошкольников. В процессе беседы ребята вместе с педагогом-психологом приходят к выводу, что для успешной учебы надо иметь хорошую память. На протяжении всего занятия дошкольники играют в игры, направленные на развитие памяти. Например: «Угадай что изменилось», «Запомни слова своего соседа», «Вспомни сказку» [3]. Дошкольники совместно с психологом анализируют, какая информация может храниться в их памяти, знакомятся с приемами, которые помогают справиться с негативными эмоциями и переживаниями.
Занятие № 8. Тема «Мой главный помощник - мозг» Программное содержание: данное занятие направлено на развитие высших психических функций, снятие психоэмоционального напряжения в связи с предстоящим школьным обучением. Занятие проводится с элементами сказкотерапии. Получив информацию о «главном управляющем» нашего организма, дети рассуждают, как можно тренировать свой мозг, решают логические задачи, выполняют «Творческие эскизы», упражнения «Почисти мозги», «Секрет» [29]. В результате дети приходят к выводу, что тренировать свой мозг не только полезно, но и интересно.
Занятие № 9. Тема «Встреча с Королевишной ошибкой» Программное содержание: образовательная деятельность направлена на формирование учебной мотивации, оказание помощи в становлении самосознания, настрой детей на правильное отношение к ошибке, на приемы её исправления. После просмотра мультфильма «Остров ошибок» дети погружаются в сказку с помощью кататимного метода, делают вывод о том, как они могут исправить ошибки в школе.
Занятие № 10. Тема «Желания и сила воли» Программное содержание: на занятии происходит знакомство детей с понятием «воля» и ее ролью в учебном процессе, снижается психоэмоциональное напряжение в связи с предстоящим школьным обучением [29].
Главные герои просят помощи у ребят, вместе с ними отправляются в путь по королевствам, где их ждут различные испытания. На своем пути дети учатся тренировать свою силу воли, сдерживаться, выполнять определенные правила. В конце занятия они изготавливают из гипса амулеты — помощники, внутри которых живет огромная сила воли.
Занятие 11. Тема «Есть ли в школе правила» Программное содержание: образовательная деятельность направлена на формирование и расширение представлений детей о школьных правилах, развитие навыков уверенного поведения в будущей школьной жизни. После ритуала начала занятия дети попадают в мир знаков. Педагог-психолог совместно с детьми уточняет, для чего необходимы знаки, о чем они сообщают водителям и пешеходам, вспоминают правила поведения на дороге. После этого детям напоминают правила поведения в общественных местах и школе, актуализируют и закрепляют их в процессе викторины и при проведении подвижных игр с правилами. В конце занятия дети выполняют задание «Рисунок - загадка»: рисуют на одной стороне листа дошкольника, а на другой - школьника. Затем дети обмениваются рисунками со своим соседом и угадывают, кто есть кто. Вернув свои рисунки назад, рисуют знаки - правила школьной жизни [21].
Занятие 12. Тема «Путешествие по школе»
Программное содержание: на данном занятии поддерживается интерес к школьной жизни и обобщаются впечатления детей о школе. В начале занятия на экране отображается видеообращение директора школы. Он приглашает всех ребят совершить виртуальную экскурсию по школе, знакомит с путеводителем со встроенным телепортом, представляющим собой большую книгу с толстыми страницами и «волшебной» кнопкой, с помощью которой можно мгновенно оказаться на любом уроке. Открыв первую страницу телепорта, дети видят изображение книг и попадают в библиотеку.