Файл: Формирование готовности детей к школе (исследование теоретических аспектов подготовки ребёнка к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению рассматривается сегодня как психологическая: приоритет отдаётся уровню развития мотивационно-потребностной сферы, произвольности психических процессов, развитию тонкой моторики руки. Известно, одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения ребёнка в учебную деятельность.

В этой связи можно выделить ряд показателей психологической незрелости ребенка, поступающего в школу:

1. Слабое речевое развитие детей предполагает формальное, неосознанное владение детьми смыслом различных слов, понятий. Ребенок пользуется ими, но на прямой вопрос, что означает данное слово, часто дает неправильный ответ или приблизительный ответ. Особенно часто это при заучивании стихотворений, пересказе текстов. Это связано с излишним упором на ускоренное речевое развитие ребенка, которое выступает для взрослых показателем его интеллектуального развития.

2. Недоразвитость тонкой моторики объясняется тем, что в определенной мере эта недоразвитость руки проявляется при вырезании фигур по контуру, в несоразмерности частей фигуры при лепке, неточности склеивания.

3. Неправильное формирование способов учебной работы. Многие дети испытывают трудности, связанные с усвоением правил. Умея применять правило при выполнении задания, дети с трудом запоминают его формулировку. Более того, многие дети сначала делают упражнение, а потом учат правило. Причина этого кроется не столько в неудовлетворительной формулировке правил, сколько в несформированности у детей необходимых навыков работы с правилами.

4. Отсутствие у детей ориентировки на способ действия. Дети, хорошо умеющие считать к моменту поступления в школу, испытывают затруднения при решении задачи (ход решения по действиям).

5. Слабое развитие произвольного внимания, памяти. Дети несобранны, легко отвлекаются, с трудом следят за ходом Социальная педагогика в современных социальных практиках коллективной работы, за ответами других детей, особенно при чтении или пересказе цепочкой, друг за другом.

6. Низкий уровень развития самоконтроля. Дети испытывают затруднения в тех случаях, когда взрослый требует от них сравнить то, как они выполнили задание, с тем, что от них требовалось, найти собственные ошибки. При этом в чужой работе дети достаточно легко находят ошибки. То есть умения, необходимые для действия проверки, сформированы, но применить эти навыки к контролю за собственной работой ребёнок еще не может.


Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста и является следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.

Также одной из основных проблем детей, неготовых к обучению в школе связана с теми видами деятельности, которые недостаточно развиты перед поступлением в школу:

1. Несформированность игровой деятельности (совместный характер игр предполагает развитие навыков общения, доброжелательного отношения со сверстниками, возможность кооперации и сотрудничества, преодоление страхов, развитие инициативы и самостоятельности в принятии и выполнении ролей).

2. Неразвитость творческого самовыражения (конструирование, рукоделие, лепка) (развитие самостоятельности в продуктивных видах деятельности, способности ребенка рассказывать о себе, обсуждать свои замыслы, т.е. планировать свои действия).

3. Недостаточное восприятие сказки и искусства (функция сказки: учит правильно понимать наиболее типичные социальные ситуации (дружба, ложь, обман, взаимопомощь); учит эстетически-нравственным нормам (сопереживать героям).

4. Несформированность элементарного труда по дому (трудовая деятельность должна выполняться ребенком охотно и самостоятельно, развитие мотивации трудовой деятельности).

В психологии и педагогике профессиональная компетентность рассматривается многими учеными и, если проанализировать определения некоторые из них, то мы видим, что она определяется как единство научно-теоретической и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность [3]; профессиональная компетентность специалиста с высшим образованием как готовность и возможность выпускника высшего учебного заведения квалифицированно осуществлять профессиональную деятельность на основе единства теоретической и практической подготовки [13]; профессиональная компетентность преподавателя, понимается как процесс взаимосвязи педагогической деятельности, педагогического общения, личности преподавателя, обученности студентов и уровня их развития [4].

Отечественные исследователи чаще используют термин «компетентность» для оценки качества деятельности специалиста, а «компетенция» - для определения круга его полномочий (функциональных обязанностей). Естественно, встает вопрос о том, какими компетенциями должен обладать педагог для эффективной профессиональной деятельности в современных условиях. В исследованиях отечественных ученых компетенции рассматриваются как новая цель образования, важная компонента, обуславливающая профессионализм деятельности педагога, управления педагогическим процессом.


В этом контексте, необходимо уделить анализу ряда актуальных вопросов, связанных с проблемами внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [1], а также развития профессионально значимых компетенций педагогов, необходимых для решения образовательных задач развития детей дошкольного возраста, а также возможности повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях с позиций психологической составляющей сопровождения образовательного процесса. Именно на психологической составляющей сопровождения образовательного процесса необходимо обратить особое внимание.

Необходимо заметить, что в современном мире психология достаточно глубоко проникла в практическую жизнь общества, а востребованность психологических знаний и достаточно низкий уровень психологической грамотности ставят перед нами сложную и ответственную задачу психологизации всей системы обучения, начиная с дошкольного образования и заканчивая профессиональным Социальная педагогика в современных социальных практиках 87 обучением. Более того, учитывая то, что в современных условиях развития общества, в связи с увеличением трудностей в поведении и развитии личности ребенка необходимо развивать высокий уровень психологических знаний педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Анализируя общие положения Федерального государственного образовательного стандарта необходимо особое внимание обратить на основные принципы дошкольного образования.

Первый принцип: полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) обогащение (амплификация) детского развития. Соблюдение этого принципа требует от педагога прочных теоретических и практических знаний о психологических закономерностях развития личности ребенка дошкольного возраста; о ведущих видах деятельности ребенка от рождения до 7 лет; о таких проблемах современного состояния психического и психологического здоровья ребенка, как психологическая неготовность к школе, неврозы, нарушения в поведении ребенка, о которых педагоги не просто должны знать, а уметь предотвратить их, а также владеть необходимыми технологиями работы с различными категориями детей.

Обратимся к понятию амплификация психического развития, о котором говорится в первом принципе (по стандарту). Здесь стоит отметить, что содержание и методы воздействия на ребенка первых семи лет жизни должны быть направлены не на ускорение (акселерацию), а на обогащение (амплификацию) его развития.


Исследователи делают вывод, что амплификация предполагает обогащение психического развития ребенка, то есть максимальную реализацию всех возможностей врожденной программы ребенка и новообразований, приобретенных за годы жизни. Теория амплификации предполагает создание условий для всестороннего развития возможностей психики ребенка. Без индивидуализации этот процесс невозможен, значит, это обязывает педагогов дошкольных образовательных учреждений максимально индивидуализировать свою работу и по форме, и по содержанию, находить индивидуальные формы работы с детьми, разрабатывать индивидуальные обучающие программы.

Обратим внимание на следующий принцип дошкольного образования, который трактуется в стандарте как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования [1]. Здесь возникает необходимость также обратиться к психологическому рассмотрению вопроса об индивидуально-типологических особенностях развития психики ребенка, учитывая его темперамент, тип мыслительной деятельности, задатки, способности ребенка, а также изменение особенностей личности ребенка под воздействием неправильных типов воспитания и отклонения от нормы.

Значит, педагогу, работающему с детьми дошкольного возраста необходимо не только уметь выявлять индивидуальные особенности ребенка, но и создавать условия для их максимального развития. Еще одним важным, на наш взгляд принципом, является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений. Учитывая этот принцип, особо следует отметить, что здесь особо значимым направлением является развитие коммуникативной компетенции педагога, умение вытраивать наиболее оптимальный стиль взаимодействия с детьми. Поэтому психологическая подготовка педагога должна включать такие формы работы, как, например, тренинг профессионально-личностного роста, тренинг педагогического общения, направленные на работу с личностью, индивидуальностью, а также на самонаблюдение, самопознание, самопрезентацию педагога [21]. Активные формы работы, применяемые в тренинге, способствуют развитию профессионально-личностных качеств педагога, позволяют осуществить самоанализ профессионально-значимых компонентов личности специалиста. Работа в тренинге, как правило, направлена на решение проблем педагогического общения, предвосхищение нарушений культуры общения педагога с детьми, вооружение системой психотерапевтических умений с целью снятия неблагоприятных психических состояний, предотвращение конфликтных ситуаций. Любому педагогу важно развивать в себе такие необходимые в профессиональной деятельности качества, как уверенность, легкость в общении, понимание других, контроль над своими эмоциями.


Анализируя значение и актуальность следующего принципа дошкольного образования, принципа сотрудничества с семьей, необходимо не просто раскрыть и сознать значение и смысл оказания психологической помощи субъектам взаимодействия, а подвести педагога к самоанализу и осознанию собственных профессиональных мотивов в процессе осуществления индивидуального подхода к детям и взаимодействия с родителями [2]. В связи с этим, практикующим педагогам, необходимо понимать и осознавать, что работа с родителями должна выстраиваться поэтапно в форме доверительного делового контакта с целью доброжелательного отношения и установки на будущее сотрудничество.

Такими этапами в работе с родителями могут стать показ родителям положительного образа ребенка, диалог с родителями о проблемах семьи в воспитании ребенка, совместное исследование и формирование личности ребенка. Также, педагоги должны быть нацелены на приобретение теоретических знаний и практических умений по таким направлениям работы с родителями, как обеспечение психического и психологического здоровья ребенка, психологическая поддержка ребенка, развитие эффективного стиля общения, способы преодоления конфликтов между детьми и взрослыми, помощь ребенку в саморазвитии [2].

Следует отметить, что перечисленные умения и действия педагога, развитие которых необходимо осуществлять в процессе изучения психологических дисциплин, повышения уровня психологических знаний помогут обеспечить эффективное решение проблем подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений к профессиональной деятельности, а также окажут ведущую роль в становлении и развитии профессиональных компетенций педагога, обеспечивая соединение теоретической подготовки с его эффективной практической деятельностью по психолого-педагогическому сопровождению реализации ФГОС дошкольного образования [1] педагогическими коллективами дошкольного образовательного учреждения.

Выводы по 1 главе

В первой главе курсовой работы была рассмотрена такая психолого-педагогическая проблема, как готовность ребёнка к обучению в школе, а также задачи, которые должны быть решены в процессе подготовки старших дошкольников. Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет говорить о том, что готовность ребёнка к школе представляет собой комплексное понятие, составными частями которого являются психологическая, физическая, интеллектуальная и личностная подготовка, благодаря которой ребёнок может принимать участие в школьном обучении.