Файл: Формирование готовности детей к школе (исследование теоретических аспектов подготовки ребёнка к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сделан вывод о том, что одним из важнейших компонентов готовности к школьному обучению выступают интеллектуальная и коммуникативная готовность, так как становление человека как личности без коммуникативного развития в социуме невозможно. Язык играет значимую роль в жизни общества и индивида, поэтому современное образование приобретает коммуникативно-речевую направленность. Готовность к школе предполагает определённый уровень развития основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Любой из компонентов способствует повышению успешности адаптации ребёнка к школе, вхождению в новую систему отношений.

Качественная и своевременная подготовка ребёнка к школе, включающая развитие необходимых навыков и умений, приобретение определённого багажа знаний, комплекс мер по укреплению и оздоровлению ребёнка существенно облегчает адаптацию к школе на первом году обучения, позволяет быстрее и легче справляться с трудностями, которые могут возникать в процессе учёбы.

2.ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

2.1 Описание диагностического инструментария и анализ результатов диагностики готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 42 «Ивушка». Государственный статус учреждения (тип, вид) - муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Детский сад посещают дети в возрасте от 2 до 7 лет. Фактическая численность контингента воспитанников за 2018-2019 учебный год – 231 ребенок. Наполняемость групп составляет 20-29 человек (дошкольные группы), 20-21 человек (группы раннего возраста). В исследовании принимали участие 20 детей, посещающих подготовительную группу – 11 девочек и 9 мальчиков в возрасте 6-7 лет (рис.2.1)


Рисунок 2.1 – Распределение испытуемых во полу и возрасту, чел

При проведении обследования дети находились в привычной для них среде, форма обследования соответствовала ежедневно проводимым в группе занятиям. Таким образом стрессовое влияние «экзамена», сдаваемого ребёнком при процедуре зачисления в 1 класс начальной школы, было сведено к минимуму.

Эмоциональная готовность к школьному обучения исследовалась при помощи методики «Нарисуй школу» (Приложение).

Для изучения социальной и психологической готовности к школьному бучению использован опросник «Психологическая готовность ребёнка к школе» [27], методика «Домик» и «Графический диктант» (Д. Эльконина) [4] (Приложение).

Для проведения исследования эмоциональной готовности к школьному обучению детям понадобились цветные карандаши и стандартный лист белой бумаги. Психолог попросил каждого нарисовать то, как он представляет себе школу.

Анализ полученных результатов представлен на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Эмоциональная готовность детей к школе по методике «Нарисуй школу», %

У трех из 20 детей в рисунке присутствуют только светлые яркие тона, объекты прорисованы тщательно, на рисунке присутствуют взрослые и дети (учителя, родители, ученики), дополнительные детали. У 12 из 20 человек присутствует определённая тревожность по поводу школьного обучения, ситуация для них незнакома, и они воспринимают её несколько настороженно. Некоторые опасаются, что они перейдут в новый коллектив, дети, с которыми они дружат в садике, окажутся в другой школе; у других детей тревогу вызывает необходимость больше времени уделять занятиям. В рисунках этой группы испытуемых в равной степени присутствуют как светлые, так и тёмные тона, много деталей (книги, тетради). На рисунках присутствуют как другие ученики, так и учителя.

Рисунки первой и второй группы детей симметричные, школа расположена, как правило, в центре. Изображения здания и людей достаточно пропорциональны.

У 25% детей присутствует страх перед изменением социального статуса и необходимостью идти в школу. Рисунки выполнены преимущественно в темных тонах, много штриховки, присутствует небрежность, исправления. Изображения носят общий характер, деталей мало. Из пяти рисунков люди (ученик и учитель) присутствует только на двух.

Каких-либо существенных различий, обусловленных полом или возрастом детей не выявлено. Из пяти человек эмоционально не готовых к обучению в школе три девочки и два мальчика, четыре ребёнка в возрасте 6 лет и один в возрасте 7 лет.


На рисунке 2.3 представлены результаты опросника «Психологическая готовность ребёнка к школе»

Рисунок 2.3 – Психологическая готовность к школе, чел

Как показывают данные рисунка 2.3 из 20 детей один ребёнок показал низкую психологическую готовность к школе положительно ответив только на 2 из 10 вопросов. (Мне интересно, какие у меня будут уроки и Когда пойду в школу, буду хорошо учиться). Из последующего разговора удалось установить, что школу ребенок воспринимает как вид работы для детей. Так, часто говорят ему родители, настраивая на то, что требования к ученикам в школе намного выше, чем в детском саду («в детском саду – игра, а в школе ты будешь работать»).

Из 19 детей, показавши, высокую и среднюю психологическую готовность к школе, семь человек ориентированы, прежде всего, на знакомство с новыми друзьями, смену занятий.

Методика «Домик» позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет, имеет клинический характер и не предполагает получение нормативных показателей. Для данного возраста мы приняли следующую оценочную шкалу:

0 –2 балла – хорошее выполнение,

3 – 4 – удовлетворительное,

5 –7 – неудовлетворительное.

Результаты методики «Домик» для каждого ребенка подготовительной группы показаны в на рисунке 2.4.

По данным рисунка 2.4 20% испытуемых выполнили задание хорошо, 40% – удовлетворительно и 40% - неудовлетворительно. У четырёх детей (1 мальчик и три девочки, возраст 6 лет) неудовлетворительные показатели были вызваны проблемами в умении ориентироваться на образец, в умении точно скопировать его. Ещё у четырёх детей, не справившихся с заданием отмечается недостаточное развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Рисунок 2.4 – Результаты обследования по методике «Домик», баллы

Необходима индивидуальная работа педагогов с детьми, испытывающими эти затруднения в произвольной сфере. Полученные данные не позволяют говорить о зависимости результатов от пола и возраста ребенка. Среди тех, кто хорошо справился с заданием как девочки, так и мальчики, трое детей в возрасте 7 лет и один шестилетний.

Результаты работы с методикой «графический диктант» представлены на рисунке 2.5

Рисунок 2.5 – Результаты методики «Графический диктант», чел


Пятнадцать человек в целом справились с испытанием, но были допущены незначительные ошибки, в процессе выполнения задания они переспрашивали воспитателя. Два человека не смоги закончить испытание. Совершив ошибку, они дальше отказались продолжать работу.

Таким образом, в группе в целом выявление средний уровень готовности к школе. Уровень готовности детей к школе в основном соответствует возрастной норме, однако мотивы обучения сформированы недостаточно полно. Детей привлекает эмоциональный компонент, новизна смены привычной деятельности. Выявлена группа риска – три человека показавшие низкий результат по всем методикам. Таким образом. Необходимо проведение дополнительной работы по формированию психологической готовности к школе.

2.2 Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию психологической готовности к школе

Научно-практический подход в организации качественной подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях специально организованной психолого-педагогической работы предполагает осуществление: – целевой преемственности; – содержательной преемственности; – технологической преемственности; – психологической преемственности; – управленческой и структурно-организационной преемственности. На основании данного подхода в рамках совместной работы воспитателей и специалистов ДОО был разработан проект, направленный на решение проблем при подготовке детей к обучению в школе. Программа «Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе» используемая при выполнении данной работы является двухуровневой и позволяет получить объективную, надежную и достоверную информацию о состоянии готовности детей к обучению в школе, а также качестве работы ДОУ в данном направлении, обеспечивает возможности выявления потенциала развития и недостатков готовности ребенка к обучению в школе. Предоставленный проект был разработан с опорой на полученные данные первичной диагностики, основная работа педагогами и специалистами ДОО велась в направлениях развития коммуникативных, творческих, сенсорных, умственных способностей, школьной зрелости и регуляторных способностей, мотивации школьного учения, путем интегрирования в НОД развивающих заданий. Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети будут подготовлены к школе силами воспитателей. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Предоставленный проект предполагал организацию совместной работы родителей, педагогов и специалистов, через проведение круглых столов, родительских собраний, консультаций специалистов для родителей. Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение – ни детский сад, ни начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, счету, письму и чтению. Но если занятиями ребенка не интересуются в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремиться работать лучше, исправлять свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует близости родителей и детей [22]. Задачи психолого-педагогического сопровождения детей группы риска:


1. Ориентация родителей, воспитателей и специалистов в возрастных и индивидуальных особенностях детей старшего дошкольного возраста.

2. Своевременное выявление детей «группы риска» и «экстра-риска» по уровню сформированности системообразующих компонентов готовности к школьному обучению путем проведения первичной диагностики.

3. Предупреждение снижения уровня сформированности системообразующих компонентов готовности к школьному обучению детей «группы риска» и «экстра-риска» путем рекомендаций педагогам и родителям.

4. Составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции состояния готовности к обучению в школе детей «группы риска» и «экстрариска» для педагогов, специалистов и родителей.

5. Планирование и проведение коррекционной работы для детей «группы риска» и «экстра-риска» специалистами и педагогами группы.

6. Составление рекомендаций по воспитанию и обучению детей в семье.

Задачей работы с родителями является повышение уровня их психологической грамотности, компетентности в области психологопедагогических знаний о закономерностях развития ребенка. Работа с родителями осуществляется в двух формах – индивидуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним. При групповой форме даются психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком. Коррекционно-развивающая работа подразумевает реализацию возможностей заложенных в ребенке, при этом отношение к ребенку должно быть субъектным и предоставлять ему возможность для самоизменения. Только добившись того, что маленький человек станет союзником взрослого и сам пожелает учиться тому, что ему предлагают, можно решить задачи развивающей работы.

Основной содержательный материал, используемый в коррекционноразвивающей работе – развивающие игры.

На основе ряда программ и упражнений, предлагаемых педагогами и психологами [3, 21, 29] разработана программа специальных подготовительных занятий, предназначенных для того, чтобы сформировать у детей представление о школе, предметах, учителях, которое будет положительно эмоционально окрашенным и будет способствовать проявлению интереса к новой форме деятельности – учебной. Данный цикл занятий рассчитан на детей 6-7 лет, посещающих подготовительные группы дошкольных образовательных организаций. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными, постепенное расширение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации, достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и сфере отношений, которая проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.