Файл: Формирование готовности детей к школе (исследование теоретических аспектов подготовки ребёнка к обучению в школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе усвоения нравственных норм и правил у дошкольников формируется активное отношение к собственной жизни, развивается сочувствие, эмпатия. Цикл занятий, направленный на развитие мотивационной готовности предшкольников, реализуется в форме фронтальных занятий, продолжительностью 30-35 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В структуру цикла входят 13 игровых занятий. В качестве основных методов обучения используются:

- словесные (объяснение, беседа, обучающая дискуссия, чтение и обсуждение психотерапевтических сказок);

- наглядные (показ, упражнения подражательно-исполнительного характера);

- практические (упражнения творческого характера, свободное и тематическое рисование, игры с правилами, моделирование заданных ситуаций, словесные и подвижные игры). В основе цикла лежат следующие принципы:

- принцип многократного повторения материала;

- принцип доверия (откровенности) – мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными;

- принцип уважительного отношения друг к другу.

Содержание занятий приведено в Приложении 2.

Таким образом, одна из основных целей подготовки ребёнка к обучению в школе должна заключаться в том, чтобы способствовать формированию сознательного стремления к обучению в школе и возникновению интереса к школьно-учебной деятельности. Проведение предполагается в подготовительной группе ДОУ.

Выводы по 2 главе

Вторая глава курсовой работы была посвящена практическим аспектам подготовки дошкольников к дальнейшему обучению. Сделан вывод о том, что основной структурой, в рамках которой осуществляется подготовка детей к школьному обучению, являются дошкольные образовательные учреждения. Именно в рамках ДОУ ребёнок находится в коллективе сверстников и под руководством педагогов дети приобретают необходимые навыки взаимодействия в коллективе, которые помогают им успешнее адаптироваться к требованиям нового образовательного учреждения, изменению социального статуса, новому коллективу.

В рамках подготовки ребёнка к школьному обучению педагоги ДОУ должны работать в тесном контакте с семьёй дошкольника. В курсовой работе выделены этапы в работе с родителями, дана характеристика таких инструментов взаимодействия, как диалог с родителями о проблемах семьи в воспитании ребенка, совместное исследование и формирование личности ребенка.

Поскольку основная задача подготовки ребёнка к школьному обучению ложится на педагогов ДОУ, то они должны быть нацелены на приобретение теоретических знаний и практических умений по таким направлениям работы с родителями, как обеспечение психического и психологического здоровья ребенка, психологическая поддержка ребенка, развитие эффективного стиля общения, способы преодоления конфликтов между детьми и взрослыми, помощь ребенку в саморазвитии.


Реализация комплекса мер, направленных на всестороннюю подготовку к школе детей старшего дошкольного возраста становится основной задачей педагогического коллектива ДОУ в последний год пребывания ребёнка в детском саду. В работе были рассмотрены различные виды программ дошкольного воспитания, предполагающие формирование у детей компонентов готовности к обучению в школе, охватывающие различные направления в работе, предложена программа комплексной программы подготовки детей к школьному обучению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя различные исследования формирования психологической готовности ребенка к школе, можно наметить направления решения данной проблемы: необходимо воспитателям и специалистам детского сада в условиях модернизации образования отыскать более эффективные пути, методы и формы воспитания и развития детей, применять инновационные подходы в вопросах вариативности дошкольного образования. Необходимым условием решения этой проблемы является также переход на новый уровень отношений дошкольной организации и семьи, создание конструктивного взаимодействия в вопросах воспитания детей. В новом профессиональном стандарте педагога значится, что главное профессиональное качество, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам – умение учиться, а также готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, но при этом педагог обязан оставаться образцом интеллигентности, чуткости, доброты и настоящего сопереживания успехам своих подопечных. От того, насколько будет современный педагог соответствовать требуемым компетенциям, зависит в целом качество образовательного процесса.

В процессе написания курсовой работы проведён анализ теоретических основы психолого– педагогической готовности ребенка к обучению в школе. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Обобщая точки зрения авторов, к числу компонентов психологической готовности к обучению в школе можно отнести: психомоторную (функциональную); интеллектуальную; эмоционально–волевую; мотивационную; личностную; социально–психологическую готовность. Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношения.


Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам подготовки детей к обучению в школе следует рассматривать как двусторонний процесс. «Дошкольная образовательная организация – семье» процесс, направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказания ими помощи.

Изучены основные направления взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей. В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как традиционные, так и новаторские, нетрадиционные. Используется: родительские собрания, беседы и консультации, наглядная пропаганда, посещение семей, конференции 76 родителей, устные журналы, анкетирование, дни открытых дверей, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр. Все это будет способствовать углублению преемственных связей между семейным и общественным воспитанием, между дошкольной образовательной организацией и школой и повышению ответственности родителей за воспитание детей.

На основе предлагаемых специалистами тренингов и методик подготовки старших дошкольников разработана программа, реализация которой поможет сформировать у старших дошкольников интерес к школьно-учебной деятельности, снизить уровень тревожности по поводу предстоящего школьного обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 12.05.2013 №549 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (зарегистрирован Минюстом РФ 26.07.2013 г. рег. № 42288). – М.:Просвещение, 2015
  2. Агафонова, И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации / И.Н. Агафонова. – М.: Начальная школа, 2016. – 300с.
  3. Алимова, А.А. Особенности подготовки ребенка к обучению в школе / А.А. Алимова // В сборнике: Цифровое общество в контексте развития личности сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 12-13.
  4. Арцишевская, И. Л. Тренинг для будущих первоклассников /И.Л. Арцишевская. - М.: Книголюб, 2015. – 290 с.
  5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д.И. Фельдштейна - М.: МОДЭК, 2001. – 256 с
  6. Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе. Дошкольное воспитание/ Л.А. Венгер – М.:Просвещение, 2014. – 289 с.
  7. Выготский, Л.С. Детская психология/Л.С. Выготский. – М.: Равновесие ИД, 2005.
  8. Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. - М.:Просвещение, 2013.
  9. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. – М. : Издательство МГУ, 2008.
  10. Давыдов, В.В. Психическое развитие младших школьников/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1996.
  11. Дмитриевская, Л.А. Проверка общей готовности ребенка к школе / Л.А. Дмитриевская // Начальная школа. 2017. №12. – С. 17–20.
  12. Дубровина, И.В. Готовность к школе /И.В. Дубровина. – М.: Академический проект, 2017. – 136 с
  13. Игнатович, И.И. К вопросу об интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе /И.И. Игнатович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 7-2. С. 90-92.
  14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/А.Н. Леонтьев М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
  15. Лисина, М. И. Формирование личности ребёнка в общении / М. И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. 320 с.
  16. Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. пособие / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2012. – 582 с.
  17. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология. – М.: Гардарики, - 2014.
  18. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2013. - 632 с.
  19. Митичева, Т.И. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе/ Т.И. Митичева, Я.А. Шадрина // Молодой ученый. 2017. № 2 (136). С. 700-703.
  20. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В. С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 456 с.
  21. Нежегородцева, Н. В. Психологическая готовность детей к школе /Н.В. Нежегородцева. – М. Владос, 2016. – 431с.
  22. Немов, Р.С. Общая психология/ Р.С. Немов – М.: Владос, 2008. – 400 с
  23. Педагогический словарь / Сост. И.П. Андриади, С.Ю. Темина. - М. : ИНФРА-М, 2018.- 224 с.
  24. Петрова, Е.А. Психология развития: детство, отрочество, юность. Учебное пособие / Е.А.Петрова. – М. : АИМ, 2017. – 234 с
  25. Петрова, С.С. Адаптация детей младшего школьного возраста к начальной школе / С.С. Петрова // Успехи современной науки и образования. 2018. № 2. С. 58-61.
  26. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2012. – 211с.
  27. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к школе; уч.-метод. пособие / Под ред. Л.В.Коломийченко. – Пермь: Издательство Перм. гос. пед. ун-т, 2012. 47 с
  28. Подольская, Т.А. Проблема тревожности у детей дошкольного возраста при подготовке к школе: диагностика и коррекция /Т.А. Подольская// Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. Материалы междунар. науч.-практич. конф. / под ред. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, О.С. Ушаковой. М.: НИИ школьных технологий, 2016. C. 156–164
  29. Узорова, О. В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования /О.В. Узорова. – М.: АСТ: Астрель, 2015.- 400с.
  30. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /Д.Б. Эльконин – М. : Академия, 2016. – 500с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Описание диагностических методик для определения готовности к школе

Тест «Рисунок школы»

Тест предназначен для определения отношения ребёнка к школе и уровня школьной тревожности. Для проведения теста каждому ребёнку дают чистый стандартный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Когда ребёнок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного.

Обработка результатов

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трём показателям: 1. цветовая гамма, 2. линия и характер рисунка, 3. сюжет рисунка.

При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется бальная оценка, затем баллы складываются.

1. Цветовая гамма. 1 балл - в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона 2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (жёлтый, светло-зелёный, голубой и т.д.); 0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах (тёмно- коричневый, тёмно- зелёный, чёрный);

2. Линия и характер. 1 балл - в рисунке присутствуют обе характеристики. 2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно; используются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура; 0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабая линия;

3. Сюжет рисунка. 1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики. 2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов, оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занавесок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или сидящих за партами, учителя и «процесса учения»; время года – весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого времени суток; 0 баллов - асимметричность рисунка; отсутствие деталей и украшений; отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года – осень, зима (тёмное небо, идёт дождь или снег); время суток – ночь или вечер

Анализ результатов

6-5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

4-2 балла – у ребёнка есть некоторая тревога по поводу школьного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно – учебной действительности, формировать положительное отношение к учителю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обучения в школе старших детей;


  1. баллов – у ребёнка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к неприятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.

Тест на психологическую и социальную готовность ребёнка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.

3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.

4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.

6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.

7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.

8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.

9. Мне очень хочется в школу, так как мои друзья тоже идут в школу.

10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.

Оценка результатов:

Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень- от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами.

Если большее количество плюсов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх.

от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень - от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

Методика «Домик»

Цель: Выявить у ребенка умение ориентироваться в работе на образец, умение точно скопировать его, уровень развития произвольной памяти, внимания, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листочке точно такую же картинку, какую ты видишь здесь (на экран проецируется образец домика).

Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а надо поверх неправильного (или рядом) нарисовать правильно. Тебе понятно задание?»

Пока ребенок рисует, стоит отметить:

ведущую руку;

как работает с образцом;

быстро или медленно проводит линии;

отвлекаемость во время работы;

сравнивает ли свой рисунок с образцом по окончании работы;

исправляет ли сам ошибки.

Ошибками считается:

отсутствие какой-либо детали на рисунке;