Файл: Формирование готовности детей к школе (исследование теоретических аспектов подготовки ребёнка к обучению в школе).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное образование является первой ступенью всех уровней общего образования в нашей стране. Какой уровень развития получит в детском саду ребенок, с таким он перейдет на следующий уровень образования, начальный. Поэтому дошкольное образование обязано обеспечить ребенку такой уровень развития, который поможет ему быть успешным при дальнейшем обучении. Немаловажную роль здесь играет формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 [1], к целевым ориентирам дошкольного образования относятся: любознательность, интерес к причинно-следственным связям, начальные знания о себе, знания произведений детской литературы, элементарные представления о живой природе. При этом важно признавать ребёнка полноценным участником образовательных отношений.
В то же время существует определённое противоречие между важностью процесса готовности ребёнка готовности к школьному обучению, отсутствием елиного подхода к пониманию указанного понятия и нехваткой методик, которые учитывали бы индивидуальные особенности детей, так как многие из существующих подходов разрабатывались еще советской педагогикой и психологией и недостаточно учитывают особенности детей, изменение подготовки дошкольников. Таким образом, актуальность исследования вопросов формирования готовности ребёнка к школьному обучению определяется, с одной стороны, её значением для последующего развития обучающегося, мотивации к учёбе и, с другой стороны, необходимостью новых подходов к, учитывающих требования современных образовательных стандартов.
Актуальность проблемы привлекала к вопросам готовности ребёнка к школе внимание многих учёных, в том числе таких известных педагогов и психологов, как Л.В. Мудрик, Т. С. Семенова, А.В. Петровский, А.А. Налчаджян, С.А. Беличева, М.Р. Битянова и многих других. Старший дошкольный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
Объект исследования – социально-педагогические отношения, складывающиеся в процессе подготовки детей к обучению в школе.
Предмет исследования – процесс формирования готовности ребёнка ребенка к школе.
Цель курсовой работе заключается в исследовании теоретических аспектов подготовки ребёнка к обучению в школе и их использовании в практической деятельности.
Поставленная цель определила задачи курсовой работы:
- охарактеризовать понятие готовности к школе;
– раскрыть основные компоненты готовности к школе;
– выделить особенности социально-педагогической работы со старшими дошкольниками и задачи, стоящие перед педагогом ДОУ в подготовке ребёнка к обучению к школе;
- сформулировать рекомендации по повышению успешности процесса подготовки детей к школе.
При написании курсовой работы были использованы как общенаучные, так и специальные методы исследования. Такие общенаучные методы, как анализ, синтез, обобщение позволили провести анализ теоретических положений, обобщить данные научной литературы и сделать собственные выводы. К специальным методам исследования могут быть отнесены моделирование различных педагогических ситуаций, наблюдение, использование проективных психологических методик, графический метод.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования предлагаемой программы подготовки дошкольников в работе ДОУ.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
1.1 Состояние проблемы формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе
Проблема готовности детей к обучению в школе с давних пор занимает центральное место в проблематике педагогической психологии и на сегодняшний день не теряет своей актуальности. Очевидно, проблема готовности к обучению возникла с появлением образования, как специфической формы взаимодействия людей, цель которой заключается в передаче опыта предшествующих поколений.
В начале 50-х годов XX века готовность детей к обучению в школе выделяется в самостоятельную область педагогической и возрастной психологии. Для этого времени характерно применение аналитического подхода к научному изучению проблемы, который предполагал экспериментальные исследования отдельных сторон психического развития ребенка. Как правило, авторы стремились к выделению центрального психического новообразования в психике ребенка в качестве специфического показателя готовности к обучению. В работах А. В. Запорожца, З. М. Истоминой А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, в качестве психического новообразования выступает произвольность психических процессов, деятельности и поведения ребенка.
В основе отечественного подхода к пониманию готовности ребёнка к школе лежит концепция Л.С. Выготского. Однако, единого понимания готовности к школьному обучению и его составных компонентах пока не выработано.
Рассмотрим основные подходы к пониманию понятия «готовность к школьному обучению». В Психологическом словаре-спрвочнике авторы характеризуют готовность школьному обучению как совокупность морфологических и физиологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, благодаря которым обеспечивается успешная адаптация к систематическому, организованному школьному обучению [27].
С точки зрения Л.И. Божович можно выделить несколько основных параметров, оказывающих существенное воздействие на успешность обучения младшего школьника и его адаптации к новым требованиям [5].
Старшие дошкольники уже осознают себя, они овладели базовыми навыками существования в обществе, осознали себя как субъектов своих желаний и возможностей. На этом этапе происходит самооценка, преобразование характерных для ребёнка форм поведения в наполнение его самосознания. Осознание ребенком того, что он сам творит свою жизнь, свою судьбу, и от его собственного поведения зависит его будущее, осознание собственной ответственности перед самим собой за свои поступки. В этот момент он осознает свою ответственность и перед окружающими за свое поведение [24]. Проявляется ответственные отношения с окружающими. В это время происходит кризис, в течении которого идеальный и реальный ребенок начинают различаться.
Ребёнок осознает себя в контексте соответствия определенным ценностям, и требует от себя этого соответствия. Особенно важным считается уровень мотивации и стремления к обучению, уровень операционных навыков, а также степень развития мелкой моторики.
С.С. Петрова считает, что психологическая готовность к школе в основном определяется готовностью к смене типов деятельности. Проблема заключается в готовности к переходу от сюжетно-ролевых и дидактических игр к учебной деятельности. Это достаточно актуальный подход, но готовность к учебе еще не является готовностью к школе [25].
По мнению Л.И. Божович, которое она высказывала еще в шестидесятые годы, готовность к обучению в школе есть совокупность определённых навыков, необходимого уровня развития мысленной деятельности, стремления к познанию, готовности к саморегуляции, регуляции познавательной деятельности, позиции школьника [5]. Большое место в формировании мотивационной готовности к обучению в школе Л.И. Божович уделяла развитию познавательной потребности. Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания. Существенный момент мотивационной готовности к обучению в школе – произвольность поведения и деятельности, то есть возникновение у ребенка такой сферы потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания, сознательно поставленным целям.
В качестве критерия готовности к школьному обучению, Л.И. Божович называет «внутреннюю позицию школьника». Ребёнок, который подготовлен к обучению в школе, проявляет стремление учиться и занимает определённую позицию, теряя при этом непосредственность, присущую детскому поведению. Таким образом, потребностью в познании, соединяясь с изменением социального статуса, обусловливает возникновение нового отношения ребенка к окружающей среде.
Подобных же взглядов придерживался и А.В. Запорожец. Он отмечал, что готовность к обучению в школе определяется целостной системой взаимосвязанных качеств ребенка, которая включает в себя способ и особенность ее мотивации, величину развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности [26].
Исследования, проведенные А. В. Запорожцем, позволили раскрыть закономерности формирования произвольных движений в детском возрасте [26]. Иная точка зрения на предмет психического новообразования, как критерия готовности к обучению, принадлежит М. И. Лисиной. Важнейшим новообразованием 6-7- летнего возраста автор считает появление внеситуативно-личностного общения, которое заключается в том, что ребенок овладевает позицией ученика и способностью воспринимать взрослого как учителя [15]. Таким образом, исследования отдельных аспектов психического развития ребенка в контексте готовности к школьному обучению позволили прийти к осознанию необходимости исследования данного феномена как сложного, системного образования.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Следует заметить, что именно школа является связующим звеном между детством и взрослостью.
Готовность ребёнка принять новый социальный статус рассматривает в качестве критерия готовности к школе и А.Н. Леонтьев. О личностной и психологической готовности ребёнка к школе, отмечал учёный, можно говорить в том случае, если он готов принять новую социальную роль, новые правила поведения. Личностная готовность проявляется в позитивном отношении к школе, стремлению выполнять правила школьного режима. Отношение к учителю и учебной деятельности - это правильное восприятие ситуации урока, истинного смысла действий учителя, его профессиональной роли [8].
Д.Б. Эльконин считает, что готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [30]. Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем он это может сделать в игре в одиночку т.к. коллектив в этом случае корректирует нарушение в подражании предполагаемому образу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.
В.С. Мухина же утверждает, что готовность к школьному обучению - это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [20].
Обсуждая проблему готовности к школе, Д.Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Анализируя эти предпосылки, были выделены следующие параметры [30]:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилам, обобщенно определяющим способ действия;
- умение ориентироваться на заданную систему требований; - умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять указания, предлагаемые в устной форме;
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу [30].
Необходимо подчеркнуть, что в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных знаний, хотя это тоже не маловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. «… ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
Обобщив рассмотренные выше подходы, мы можем заключить, что готовность к школе – структура, состоящая из важных для учёбы качеств, которые позволяют на начальном этапе обучения успешно усваивать знания и справляться с новой социальной ролью.
1.2 Компоненты готовности детей к школе
Готовность детей к школьному обучению должна рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую, интеллектуальную и психологическую готовность. Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитие двигательных навыков и качеств (зрительно-моторная координация), физической и умственной работоспособности [11].