Файл: Методы и средства семейного воспитания (Педагогическая поддержка семьи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За исключением диалога для внушения ребёнку ощущения родительской любви нужно выполнять еще одно очень важное правило. На языке психологии эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребёнка. То есть, признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка – это значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Родители должны понять и принять то, что каждая негативная оценка личности ребёнка и присущих ему качеств характера типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», каким бы справедливым, она ни была, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребёнком, повреждает уверенность в родительской любви. Нужно создать для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а критиковать только неверно осуществленное действие или необдуманный поступок.

Дистанция, преобладающая во взаимоотношениях с ребёнком в семье, непосредственно зависит от места, занимающая деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому нужно разобраться, какое место занимает деятельность по воспитанию будущего ребёнка в родительской собственной мотивационной системе.[10]

1.2 Содержание воспитания

Содержание воспитания в семье определяется генеральной целью демократического общества. Семья должна формировать физически и психически здоровую, интеллектуально, развитую личность, которой предстоит в дальнейшем быть готовой к трудовой, общественной и семейной жизни, Важная часть содержания семейного воспитания являются известные направления — нравственное, физическое, эстетическое, интеллектуальное, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений. 

Сегодняшним днем на первый план выступает Физическое воспитание детей и молодежи. Никто больше не сомневается — приоритет здоровья не может быть заменен другим. Физическое воспитание в семье формируется на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.


Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Центр родительской заботы – это развитие интересов, способностей, наклонностей и задатков.

Нравственное воспитание в семье является важной частью отношений, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, выходит на первый план. В семье формируются и другие нравственные качества: разумные потребности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.

Эстетическое воспитание в семье принято развивать таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Главное, когда предыдущие эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось много ложных ценностей, которые сбивают и детей, и родителей с толку, которые разрушают их внутренний мир, заложенную природой гармонию.

Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У тех людей, кто не привык трудиться, только одна цель — поиск «легкой» жизни. Заканчивается он, обычно, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь отстраниться от трудового воспитания.[11]

Какому родителю не понравятся слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Всем бы хотелось, чтобы его дети предпочитали спорт, а не сигареты, бальные танцу, а не алкоголь, напряженное самообразование, а не растранжиривание времени.[12]

Но для этого нужно долго и упорно трудиться. Для родителей семейное воспитание — процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны как следует хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Именно этим и определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.

Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье — это, прежде всего, самовоспитание. Таким образом, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.[13]


На сегодняшний день в современной практике семейного воспитания выделяются три стиля отношений: авторитарноедемократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

  1. Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется требовательностью, строгостью, безапелляционностью. Одни из главных средств этого стиля являются угрозы, принуждение, понукания. Из-за этого у детей появляется чувство страха, незащищенности. Психологи говорят, что это ведет к внутреннему сопротивлению, которое проявляется внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко выделял два вида, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал одним из самых страшных и диких видов авторитета. Жестокость и террор — это и есть основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Такой способ воспитания приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих. «Авторитет расстояния и чванства» представляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть чуть дальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление очень редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Начинается отдаленность ребенка, и таким образом вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.[14]

  1. Либеральный стиль предполагает терпимость в отношениях с детьми. Его причиной является сильная родительская любовь. Дети растут безответственными.

Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Его суть заключатся в потакании ребенку, в погоне за детской привязанности, проявлением чрезмерной ласки.

  1. Демократический стиль определяется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, слушают мнение детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате чего дети намного лучше понимают родителей, растут послушными, с развитым чувством собственного достоинства.

Дети всегда видят в родителях образец трудолюбия, гражданственности, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.[15]


1.3 Методы и формы семейного воспитания

Варианты воспитания детей в семье — это пути, при помощи которых выполняется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они ничем не отличаются от рассмотренных выше общих способов воспитания, но у них есть своя особенность:

  • на ребенка влияние индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности;
  • выбор способов зависит от педагогической культуры родителей: родительской роли, представлений о ценностях, понимания цели воспитания, стиля отношений в семье и.т. д. Сколько родителей, столько и разновидностей вариантов воспитания. При холодных, отчужденных отношениях, проявляется строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие родители думают более важным надо учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы, находя для этого соответствующие методы.[16]

Все родители пользуются одним общим методом семейного воспитания: убеждение; личный пример; поощрение; наказание. По советам педагогов в некоторых семьях используются воспитывающие ситуации.

Есть разнообразные методы  решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств (методов): фольклор, слово, труд, родительский авторитет, учение, домашний быт, природа, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, пресса, духовный и моральный климат семьи, телевидение, радио, и т. д.[17]

Ряд условий, которые опираются при выборе и применении методов родительского воспитания:

  1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях. Большинство родителей не знают, какие книги читают их дети, какие фильмы смотрят, какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать чем увлекаются их дети.
  2. Личный опыт родителей, их авторитет, характер взаимоотношений в семье, старание воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов (способах). Такая группа родителей часто применяет приучение.
  3. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно используются практические методы. Во время совместного труда интенсивное общение, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это поможет родителям намного лучше понять их. Если совместной деятельности нет, то и повода тоже нет, и возможности для общения.
  4. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов (способов), средств и форм воспитания. Многие заметили, что в семьях педагогов и образованных людей дети лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, знать секреты воспитательного воздействия необходимость.[18]

1.4 Педагогическая поддержка семьи

Школа выполняет главную роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для отличного контроля воспитательного влияния, она обязана перестроить свою работу, отказаться от прежних, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения.[19]

Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей выполнятся в таких организационных формах, как:

  1. Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, библиотек, клубов, стадионов, полиции и здравоохранительных органов с точным распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.
  2. Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности эффективным приемам работы с детьми.
  3. Хорошее изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, нахождения причин недостатков, которые обнаружили, и осуществление совместных мер по их устранению.[20]

Главную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, у которой есть различные названия — родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. п. В каждых таких объединениях есть свой устав, которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к более тесному объединению школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа — семья». Главным требованием устава таких комплексов – обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.[21]

У родителей теперь есть доступ к изучению тех вопросов, куда обычно их не допускали, например, выбору предметов для обучения, составлению учебных планов, определению объемов их изучения, изменению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, и т. д. . При хорошей совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где у каждого есть вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.[22]