Файл: Методы и средства семейного воспитания (Педагогическая поддержка семьи).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Понятие семейного воспитания
1.3 Методы и формы семейного воспитания
1.4 Педагогическая поддержка семьи
1.5 Взаимодействие семьи и школы
Глава II: ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Методика идентификации детей с родителями
За исключением диалога для внушения ребёнку ощущения родительской любви нужно выполнять еще одно очень важное правило. На языке психологии эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребёнка. То есть, признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребёнка – это значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Родители должны понять и принять то, что каждая негативная оценка личности ребёнка и присущих ему качеств характера типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», каким бы справедливым, она ни была, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребёнком, повреждает уверенность в родительской любви. Нужно создать для себя правило не оценивать негативно самого ребёнка, а критиковать только неверно осуществленное действие или необдуманный поступок.
Дистанция, преобладающая во взаимоотношениях с ребёнком в семье, непосредственно зависит от места, занимающая деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому нужно разобраться, какое место занимает деятельность по воспитанию будущего ребёнка в родительской собственной мотивационной системе.[10]
1.2 Содержание воспитания
Содержание воспитания в семье определяется генеральной целью демократического общества. Семья должна формировать физически и психически здоровую, интеллектуально, развитую личность, которой предстоит в дальнейшем быть готовой к трудовой, общественной и семейной жизни, Важная часть содержания семейного воспитания являются известные направления — нравственное, физическое, эстетическое, интеллектуальное, трудовое воспитание. Они дополняются экономическим, экологическим, политическим, половым образованием подрастающих поколений.
Сегодняшним днем на первый план выступает Физическое воспитание детей и молодежи. Никто больше не сомневается — приоритет здоровья не может быть заменен другим. Физическое воспитание в семье формируется на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т. д.
Интеллектуальное воспитание предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их приобретения и постоянного обновления. Центр родительской заботы – это развитие интересов, способностей, наклонностей и задатков.
Нравственное воспитание в семье является важной частью отношений, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей — любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, выходит на первый план. В семье формируются и другие нравственные качества: разумные потребности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, бережливость. Совсем неважно при этом, на какие основы моральных ценностей опираются родители и дети — христианскую мораль, общеэтические учения или моральный кодекс строителя коммунизма. Важно, чтобы они были добрыми, человечными, конструктивными.
Эстетическое воспитание в семье принято развивать таланты и дарования детей или, как минимум, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни. Главное, когда предыдущие эстетические ориентиры подвергаются сомнению, появилось много ложных ценностей, которые сбивают и детей, и родителей с толку, которые разрушают их внутренний мир, заложенную природой гармонию.
Трудовое воспитание детей закладывает основу их будущей праведной жизни. У тех людей, кто не привык трудиться, только одна цель — поиск «легкой» жизни. Заканчивается он, обычно, плохо. Если родители хотят видеть своего ребенка на этом пути, они могут позволить себе роскошь отстраниться от трудового воспитания.[11]
Какому родителю не понравятся слова: «Ваши дети очень опрятные», «Ваши дети такие воспитанные», «Ваши дети удивительно соединяют в себе лояльность и чувство собственного достоинства». Всем бы хотелось, чтобы его дети предпочитали спорт, а не сигареты, бальные танцу, а не алкоголь, напряженное самообразование, а не растранжиривание времени.[12]
Но для этого нужно долго и упорно трудиться. Для родителей семейное воспитание — процесс сознательного формирования физических и духовных качеств детей. Каждый отец и каждая мать должны как следует хорошо понимать, что они хотят воспитать в своем ребенке. Именно этим и определяется сознательный характер семейного воспитания и требование разумного и взвешенного подхода к решению воспитательных задач.
Семейное воспитание в педагогике понимается как управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. Взаимоотношения родителей с детьми всегда имеют воспитательный характер. Воспитательная работа родителей в семье — это, прежде всего, самовоспитание. Таким образом, каждому родителю нужно учиться быть педагогом, учиться управлять взаимоотношениями с детьми. Изучение воспитательных, педагогических отношений, возникающих между родителями и детьми, имеет особое значение для предупреждения отклонений в нравственном развитии школьников.[13]
На сегодняшний день в современной практике семейного воспитания выделяются три стиля отношений: авторитарное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.
- Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется требовательностью, строгостью, безапелляционностью. Одни из главных средств этого стиля являются угрозы, принуждение, понукания. Из-за этого у детей появляется чувство страха, незащищенности. Психологи говорят, что это ведет к внутреннему сопротивлению, которое проявляется внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо апатию и пассивность.
В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко выделял два вида, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал одним из самых страшных и диких видов авторитета. Жестокость и террор — это и есть основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Такой способ воспитания приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих. «Авторитет расстояния и чванства» представляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть чуть дальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление очень редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Начинается отдаленность ребенка, и таким образом вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.[14]
- Либеральный стиль предполагает терпимость в отношениях с детьми. Его причиной является сильная родительская любовь. Дети растут безответственными.
Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Его суть заключатся в потакании ребенку, в погоне за детской привязанности, проявлением чрезмерной ласки.
- Демократический стиль определяется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, слушают мнение детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате чего дети намного лучше понимают родителей, растут послушными, с развитым чувством собственного достоинства.
Дети всегда видят в родителях образец трудолюбия, гражданственности, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.[15]
1.3 Методы и формы семейного воспитания
Варианты воспитания детей в семье — это пути, при помощи которых выполняется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они ничем не отличаются от рассмотренных выше общих способов воспитания, но у них есть своя особенность:
- на ребенка влияние индивидуальное, основанное на конкретных поступках и приспособлено к личности;
- выбор способов зависит от педагогической культуры родителей: родительской роли, представлений о ценностях, понимания цели воспитания, стиля отношений в семье и.т. д. Сколько родителей, столько и разновидностей вариантов воспитания. При холодных, отчужденных отношениях, проявляется строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание, и поэтому их методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых. Другие родители думают более важным надо учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы, находя для этого соответствующие методы.[16]
Все родители пользуются одним общим методом семейного воспитания: убеждение; личный пример; поощрение; наказание. По советам педагогов в некоторых семьях используются воспитывающие ситуации.
Есть разнообразные методы решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств (методов): фольклор, слово, труд, родительский авторитет, учение, домашний быт, природа, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, пресса, духовный и моральный климат семьи, телевидение, радио, и т. д.[17]
Ряд условий, которые опираются при выборе и применении методов родительского воспитания:
- Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях. Большинство родителей не знают, какие книги читают их дети, какие фильмы смотрят, какая музыка им нравится, больше половины родителей ничего не могут сказать чем увлекаются их дети.
- Личный опыт родителей, их авторитет, характер взаимоотношений в семье, старание воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов (способах). Такая группа родителей часто применяет приучение.
- Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно используются практические методы. Во время совместного труда интенсивное общение, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это поможет родителям намного лучше понять их. Если совместной деятельности нет, то и повода тоже нет, и возможности для общения.
- Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов (способов), средств и форм воспитания. Многие заметили, что в семьях педагогов и образованных людей дети лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, знать секреты воспитательного воздействия необходимость.[18]
1.4 Педагогическая поддержка семьи
Школа выполняет главную роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне. Для отличного контроля воспитательного влияния, она обязана перестроить свою работу, отказаться от прежних, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения.[19]
Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей выполнятся в таких организационных формах, как:
- Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, библиотек, клубов, стадионов, полиции и здравоохранительных органов с точным распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.
- Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности эффективным приемам работы с детьми.
- Хорошее изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, нахождения причин недостатков, которые обнаружили, и осуществление совместных мер по их устранению.[20]
Главную работу с родителями школа проводит через родительские объединения, у которой есть различные названия — родительские комитеты, советы, конгрессы, ассоциации, общества содействия, ассамблеи, президиумы, комиссии, клубы и т. п. В каждых таких объединениях есть свой устав, которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса. Во многих случаях составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности. А там, где перешли к более тесному объединению школьного и семейного воспитания, создаются комплексы «школа — семья». Главным требованием устава таких комплексов – обеспечение родительского контроля за всеми направлениями школьной деятельности.[21]
У родителей теперь есть доступ к изучению тех вопросов, куда обычно их не допускали, например, выбору предметов для обучения, составлению учебных планов, определению объемов их изучения, изменению сроков и длительности учебных четвертей и каникул, выбору профиля школы, выработке внутришкольных уставов, разработке системы мер по обеспечению дисциплины, труда, отдыха, питания, медицинского обслуживания школьников, и т. д. . При хорошей совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где у каждого есть вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы.[22]