Файл: Методы и средства семейного воспитания (Педагогическая поддержка семьи).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Понятие семейного воспитания
1.3 Методы и формы семейного воспитания
1.4 Педагогическая поддержка семьи
1.5 Взаимодействие семьи и школы
Глава II: ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
2.1. Методика идентификации детей с родителями
ВВЕДЕНИЕ
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, спокойствие и тревога, уверенность и робость, сердечность и теплота в общении в противоположность холодности и отчуждению – все эти качества приобретается в семье. Они выражаются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают длительное влияние на его развитие.
Семейное воспитание – общее название в ходе влияния на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.
Семейное, социальное и школьное воспитание выполняется в неразрывном единстве. Обычно проблемы семейного воспитания бывают там, где они пересекаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.
Определяющая роль семьи определена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является и воспитательной средой и средой обитания. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия.
Основой данной темы заключается в том, что семья представляет собой и школу, и средства массовой информации, трудовые коллективы, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это помогает вывести довольно определенную зависимость успешности формирования личности. Определяется, она семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.
Бывают редкие исключения, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.
Актуальность работы заключается в ее направленности на решение проблемы взаимодействия школы и семьи по воспитанию учащихся. Хороший родитель, будь то мать или отец обязаны знать о воспитательном процессе, основные положения педагогической науки. Родителям нужно стараться быть в курсе практических и теоретических исследований специалистов по вопросам воспитания ребенка и развитие его личности.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория соответствует практике.
Цель курсовой работы: рассмотреть методы и средства семейного воспитания и школы в воспитании.
Объект исследования : воспитание школьников.
Предмет исследования: практические методики диагностики семейного воспитания.
Задачи:
- изучить теоретические аспекты семейного воспитания;
- рассмотреть содержание воспитания;
- изучить методы и формы семейного воспитания;
- изучить педагогическую поддержку семьи;
- рассмотреть взаимодействие семьи и школы;
- применить методику идентификации детей с родителями;
- применить методику «Стратегии семейного воспитания».
ГЛАВА I: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1. Понятие семейного воспитания
Обычно главным институтом воспитания всегда являлась семья. То, что ребёнок в детские годы получает в семье, он сохраняет в течение всей дальнейшей жизни. Важность семьи как института воспитания определена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В нее входят основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину образовался как личность.[1]
Семья может представляться в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную и важнейшую роль.
В связи с особой воспитательной ролью семьи появляется вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, которое имеет воспитательное значение.[2]
В семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. В воспитании маленького человека главное – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям не стоит пускать в процесс воспитания на самотек.
Конфликт между родителями – различные подходы к воспитанию детей. Для начала родители должны найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, то он обязательно должен помнить о позиции второго. Далее следует сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Воспитание ребёнка состоит из многочисленных форм взаимодействия и рождается в совместной жизни в семье. Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребёнка.
Ребёнок может приниматься родителями таким, какой он есть (безусловная любовь). Вероятно, родители любят его, когда ребёнок соответствует тому, каким они ожидали его увидеть, когда хорошо ведет себя и учится, но если ребёнок не удовлетворяет тем потребностям, то ребёнок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребёнок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь). Ребёнок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков).[3]
Можно ли назвать тех, кто никогда не сомневается, всегда уверены в своей правоте, хорошими родителями? Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются при столкновении с чем-то новым в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.
Будущие родители всегда задумываются о том, как лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего ребёнка. Цель и мотив воспитания ребёнка – это полноценная, творческая, счастливая, полезная людям жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.[4]
Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека – все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый, индивидуальный характер.
В педагогической деятельности абсолютной нормы не существует. В родительском труде, как и в другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения. Воспитание в семье – это та же жизнь. Отношения с ребёнком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.[5]
Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то в таком случае они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу – воспитать в ребёнке потребность к самостоятельному поиску, к познанию нового.
В каждой семье определенная система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания, формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребёнка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребёнка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.[6]
Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребёнка. Любовь каждого ребёнка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте любовно и внимательно. И, тем не менее, подчеркивание необходимости создания у ребёнка уверенности в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.[7]
Многие родители считают, что нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребёнок знает, что его любят, это приводит к эгоизму, избалованности, себялюбию. Наоборот, эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.[8]
Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте.
Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном общении между детьми и родителями, то имеют в виду кое-какой диалог, взаимодействие ребёнка и взрослого друг с другом.
Главное в установлении диалога – это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Особое значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребёнку нужно понимать, какими целями родитель руководствуется в общении с ним. Ребёнок, даже когда совсем мал, является не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в точном смысле ее создателем. Когда ребёнок принимает участие в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, наступает подлинный диалог. Главное соблюдать равенство позиций – то есть признание активной роли ребёнка в процессе его воспитания. Человек – активный субъект самовоспитания. Равенство положения в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.[9]