Файл: Методы и средства семейного воспитания (Педагогическая поддержка семьи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из основных задач родительских объединений – организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят намного лучше понять своего ребенка, правильно составить процесс общения с ним, помочь решить трудные вопросы, преодолеть конфликтные состояния. С такой целью большинство родительские комитеты выделяют средства на закупку педагогической литературы для родителей, поддерживают издание и распространение популярных педагогических газет и журналов.

Работа по созданию общих этических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Ее актив, как самый способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода.[23]

Многие родителей хотят видеть своих детей одаренными и культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьей. Последняя становится открытой системой; для координации воспитывающих усилий. Согласования усилия школы и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающую среду.

Объединенная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира.[24]

Современное семейное воспитание основывается на принципах гуманистической педагогики:

  • креативности — свободного развития способностей детей;
  • гуманизма — признание личности как абсолютные ценности;
  • демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;
  • гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;
  • ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;
  • приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей. [25]

1.5 Взаимодействие семьи и школы


Требуется множество деятельностых ситуаций, в которых формируются личности заданной ориентации для развития и воспитания ребенка в семье.

Основная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он создает через классный родительский комитет, родительские собрания и работающих в данном классе. Главной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей это постоянное  личное посещение учащихся дома, чтобы узнать и изучить их условие жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Функция классного руководителя – просвещенческая: большинство семьей нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.[26]

Родителям полезно провести лекции – беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях учащихся данного возраста; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания (нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном); новых сферах интеллектуального освоения действительности (экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании); проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности. Помимо этого нужно рассмотреть намного важные вопросы семейного воспитания — преодоления отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновения затруднений и барьеров в семейном воспитании, ответственности перед обществом, страной.[27]

Во время  родительских собраниях главное не просто рассказывать родителям об итогах успеваемости и посещаемости, нарушения дисциплины, отставания в учебе, но и вместе с ними находить причины, заинтересованно рассмотреть пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры. Нельзя родительские собрания превращать в нотации и разносы, нельзя подвергать учащегося и его семью публичному шельмованию, особенно запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры. У учителя-гуманиста нет даже права на разнос, категорическое суждение, так как понимает, до какой степени сложны и противоречивы причины, приводящие школьников к какому-либо действию. В возмущаемом обществе классный руководитель показывает пример терпения, милосердия и сострадания. Его советы родителям мягкие, взвешенные, добрые.


Острой проблемой остается нравственное воспитание подрастающих поколений, различные аспекты которой приходится постоянно обсуждать на родительских собраниях. В последние время большинство классные руководители приглашают для бесед на темы нравственности местных священнослужителей. Образующиеся объединения «школа — семья — церковь» имеют много воспитательных возможностей, хотя по закону школа и церкви отделены друг от друга, вряд ли разумно возражать против духовного влияния, идущего на пользу родителям и их детям, способного приостановить процессы одичания молодежи.

Приглашение родителей в школу для беседы остается традиционная форма работы классного руководителя с семьей. Причиной для этого в школах с гуманистической ориентацией становятся достижения учащихся, которые сообщаются родителям для приятия программы дальнейшего развития дарований школьника. В авторитарных школах причина только одна — неудовлетворенность поведением или учебой, а повод — определенный факт. По исследованиям, именно такие вызовы родителей, где они получают много плохих эмоций, чаще всего отчуждают родителей от школы, школу от детей. Большинство школ вводят такие правила, как: каждый родитель обязан побывать в школе хотя бы раз в неделю. Тогда и поступки школьника, если они будут к очередному посещению, воспринимаются нормально и не вызывают острой реакции на общем положительном фоне. В такой форме школа предоставляет помощь родителям и приучает их систематически заниматься воспитанием своих детей. Само собой, нагрузка на классного руководителя значительно возрастает, так как ему каждый день приходится общаться с несколькими родителями, а тут и польза большая. В течении определенного времени устанавливается постоянное, так сказать, «расписание» посещений, которое оказывает стимулирующее воздействие на всех школьников — отличников и отстающих, дисциплинированных и не совсем.[28]

Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, рассматривая на месте бытовые условия и характер организации семейного воспитания. Наставник, у которого уже есть опыт, может многое понять, рассматривая саму атмосферу дома и по отношению между членами семьи.

К несчастью, именно непрофессиональная работа с родителями обычно подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактом, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.


Плановые опросы классных руководителей показывают, что теперь трудно им работается со старшеклассниками. Выделяется грубость у большей части школьной молодежи, нарушение норм поведения в обществе, граничащее с хулиганством; безответственность, пренебрежительное отношение к физическому труду. Молодые люди очень часто не замечают, откуда начинается высокомерие, пренебрежение к опыту старших и неуважение к родителям.[29]

Больше всего сильно выражены у старших школьников две связанные друг с другом тенденции: стремление к общению и стремление к обособлению. Обе они чрезвычайно важны для организации воспитательного влияния на учеников и руководства их жизнедеятельностью. Создается ситуация, при которой старший школьник, с одной стороны, находясь на основании самостоятельной жизни, больше всего нуждается в совете и внимании взрослых, в их помощи, а с другой — опасается потерять свою самостоятельность.

Педагог, по своей должности обязан близко сотрудничать с семьей и давать профессиональные советы родителям. Чем больше знаний о детях, их жизни он накопил, тем разумнее будут его советы, и большим авторитетом он будет пользоваться в семьях его учеников.

Среди педагогических советов семьям, больше всего молодым, авторитетный педагог обратит внимание на разумную организацию семьи и семейных отношений. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат полезной почвой для развития внутренних взаимных связей родителей и детей.

Педагогические случаи не всегда совпадают с жизненными, в жизни семьи. Несмотря на жизненные обстоятельства, их нередко приходится создавать. Например, семья может девочку-подростка освободить от хозяйственных забот, и их может выполнять бабушка. Тогда обязанности должны быть распределены для бабушки и внучки, чтобы девочка смогла почувствовала необходимость своей помощи.[30]

Дети всегда ждут от родителей, чтобы они интересовались их внутренним миром, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Родители должны по чуть-чуть менять воспитательные влияния на различных ступенях становления личности.

Разумный учитель начнет обращать внимание и на педагогический такт, которое требует от родителей учет жизненного опыта, эмоционального состояния, тонкого неторопливого анализа мотивов поступка, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру растущего человека. Чувство такта должна дать подсказку родителям, которая покажет как скрыть обнаженность прямого воспитательного воздействия.


Общие увлечения родителей и детей педагог назовет тем добрым путем, который приведет их к взаимопониманию. Общие семейные увлечения, интересы, обычаи, почти забытые ныне вечера семейного чтения, семейные турниры, семейные коллективы художественной самодеятельности, семейные культпоходы, путешествия, походы выходного дня.

Особо значимым остается взаимосвязь школы и семьи в решении проблемы преодоления неуспеваемости школьников. Семья и школа смотрят на нее по-разному. Учителям нравится считать главными причинами недостаток способностей в соответствующей области, бесконтрольность семьи. Родители же — в недостаточном внимании, усидчивости детей и слабой работе школы. Совместное обсуждение проблемы позволяет установить настоящие причины неуспеваемости школьника. Только когда, поняв их, семья и школа могут скорректировать свою деятельность. Если взаимопонимания не достигается, школа и семья остаются на своих точках зрения, а жизнь школьника от этого только ухудшается.

Естественно, ситуации, с которыми встретится классный руководитель, невозможно предположить. Смысл педагогической подготовки заключается в том, чтобы вооружить специалиста общими методами анализа возникающих ситуаций и поиска вариантов выхода из них.[31]

Глава II: ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

В нашей стране собрано много опытов, где изучаются семейные отношения, семейные воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков, у которых нарушена психологическая адаптация. Сформулированы такие понятия, как семейная психотерапия и диагностика семейных отношений. Под этим имеется виду, что определение типа семейной дезорганизации и негармоничного воспитания, установление причинно-следственной связи между психологическими нарушениями в семье и аномалиями формирования личности ребенка.

Изучая процесс воспитания в семье, врач или психолог, должны дать ответить на три вопроса:

  1. Каким типом родители воспитывают детей.

Но если этот тип способствует возникновению и развитию патологических изменений личности ребенка, то приходится ответить и на второй вопрос:

  1. Почему родители воспитывают своих детей именно таким образом.