Файл: Методы и средства семейного воспитания (Педагогическая поддержка семьи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В исследовании изучались стратегии, которые намного часто используются в поведениях родителя в конфликте: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление.

Большая часть родителей, когда отвечали на вопрос о способе выхода из конфликта, то отдали предпочтение стратегии – сотрудничество. Сотрудничество, помогала разрешить конфликт, максимально удовлетворив интересы обоих конфликтующих сторон, является наиболее эффективной стратегией. Но, только половина подростков отметили, что их родители пользуются этой стратегией в разрешении конфликтных взаимодействий. [42]

По данным корреляционного исследования те родители, которые выбирают в качестве стратегии выхода из конфликта соперничество, не часто общаются с детьми, думают, что одно из главных воспитательных влияний на подростка оказывает улица, поводами недопонимания часто выступают интересы и увлечения детей.

Уход, как ведущая стратегия при выходе из конфликта, характерна для семей, в которых ответственность за воспитание лежит на бабушке (дедушке), и дети и родители оценивают ситуацию в семье как неблагоприятную. Семья не представляет в качестве образца для подростков в создании собственной семьи, родители меньше следят за соблюдением правил и норм поведения. Таким образом, уход как стратегия поведения в конфликте отражает неблагоприятную обстановку в семье в целом и в сфере воспитания в частности.

Компромисс в основном встречается в семьях, где рассматривается несогласование в понимании воспитательных установок между детьми и родителями. Так, родители не согласны с тем, что “если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее”, в то время как подростки имеют обратную установку, а также считают важным соблюдение правил поведения в семье и стремятся к равенству позиций с взрослыми.

Подростки получают дефицит общения в семье больше, чем родители, так как имеют более высокую потребность в общении (общение – ведущий тип деятельности в подростковом возрасте), что отражается в несогласовании полученных ответов.[43]

Общение в семье может проходить “в одностороннем порядке”, когда родители по своей инициативе говорят о чем-то с ребенком (возможно, с воспитательной целью), но подросток такую ситуацию не принимает как доверительное общение.

Возможны “социально одобряемые” ответы родителей, когда ответы на вопрос анкеты формулировался родителем исходя не из реальной ситуации, а в соответствии с ожиданиями окружающих (как нужно ответить, а не как есть на самом деле).


Итоги исследования показали, что родители и подростки мотивацию общения воспринимают по-разному. Так, родители считают себя более инициативными в общении. Общение в семье с подростком происходит по необходимости при возникновении проблем.

Данные исследования показывают, что этот аспект является важным для респондентов: многие выбирают здоровье и физическое развитие как наиболее актуальную проблему воспитания. Причем для родителей младших школьников эта проблема воспитания также выходит на первый план. Кроме того, для родителей главным является нравственное развитие детей. Важно, что у родителей подростков отмечается согласованность общей воспитательной системы. С одной стороны, они стремятся развивать в своих детях морально-этические качества личности, с другой – приоритетным является нравственное развитие подростка.[44]

Родители выделяют и другие проблемы воспитания: интеллектуальное развитие, воспитание трудолюбия, успеваемость в школе. Только небольшое число родителей думают, что необходимо воспитывать у ребенка умение организовывать свой досуг, но основными причинами возникновения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с детьми являются длительный просмотр телевизора, компьютерные игры, несоблюдение режимных моментов

Подростковый возраст является периодом физического и полового созревания ребенка, когда в его организме происходят важные изменения, которые случаются во время роста. С вступлением в пубертатный период у подростков резко появляется интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере, степень соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. При этом только родителей считают актуальной проблему сексуального и полового воспитания. Можно отметить противоречие между потребностями подросткового возраста и традиционным запретом разговоров на “сексуальные” темы в семье. Это противоречие может привести к тому, что половое, сексуальное просвещение подростков будет проходить стихийным образом, под воздействием взглядов сверстников и СМИ.[45]

Для изучения качеств представлений об идеальной семье применялся метод незаконченных предложений:

  • Идеальная семья – это, когда:
  • Идеальные родители – это те, которые:
  • Идеальные дети – это те, которые:

Результаты исследования показали, что представления об идеальной семье у респондентов похожи внутри выборки. Основные категории, используемые для описания идеальной семьи, относятся к области межличностных отношений. И родители, и дети подчеркивают важность понимания между родственниками (“понимают друг друга”) и целостности семьи (“все вместе”). Существуют небольшие отличия при описании эмоционального фона. Так, родители отмечают, что в идеальной семье – мир, а подростки пишут, что это семья, где не ругаются.


По мнению респондентов, идеальная семья – это взаимопонимание между членами семьи, спокойствие, целостность, уважение, любовь и взаимопомощь. Главное, что материальные и социальные категории для описания идеальной семьи не использовались.[46]

В первую очередь, идеальные родители – это любящие и понимающие своих детей родители. При этом с точки зрения родителей, приоритетно понимание в семье, а с точки зрения подростков – любовь и забота.

Представления подростков об идеальных родителях противоречивы. С одной стороны – это строгие родители, с другой стороны – это родители, которые “не наказывают”. Эти противоречия вызваны психологическими особенностями возраста.

Больше всего рассогласования в группах родителей и подростков в представлениях об идеальных детях. В представлениях подростков от идеальных детей ожидается послушание и помощь родителям. В представлениях родителей, идеальные дети уважают, понимают взрослых. То есть, в представлениях об идеальных родителях и детях проявляется двойной стандарт, характерный для подросткового возраста. С одной стороны, подростки ждут эмоционального тепла от родителей, с другой стороны, сами выполняют ролевые ожидания, а не на доверительные отношения.

Можно выделить то, что в исследовании были рассмотрены: стили семейного воспитания, стратегии поведения в конфликтах, воспитательные установки, причины конфликта, цели, трудности семьи, где воспитывается подросток. Для семьи подростка с семьей младшего школьника была использована попытка сравнительного анализа. Особенность проведенного анализа заключается в стереоскопичности представленных материалов, так как обозначена позиция как родителей, так и подростков. Может быть полученные данные будут использованы при организации воспитательной работы с подростками и для просветительско-профилактической работы с родителями. [47]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает возможность человеку представить о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести.

Воспитание детей – не только личное дело родителей, но и всего общества. Семейное воспитание – всего лишь одна часть общественного воспитания, но эта часть более чем существенная и уникальна. Ее уникальность состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые вкладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, и, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.


За немалую историю существования семьи собрано очень много наблюдений за воспитанием детей. Из этих наблюдений следуют важные обобщения, которые могли бы быть условно классифицированы как общие закономерности воспитания детей в семье. И не смотря на то, что они еще не имеют всех признаков закономерной связи по своему статусу, но все равно стоят выше первичных фактов и простых заключений. Из них выходят советы родителям и правила семейного воспитания.

Такие правила нужны родителям, чтобы со временем сравнивать по ним свои действия, а еще правила нужны педагогам для продуктивных и обоснованных советов родителям, в частности, когда те старше возрастом.

Помимо положения о неизменности человеческой натуры, мы должны понять, что дети ничем не отличаются от своих родителей. Так сказать, почти точный образ ребенка мы получим, если сложим все достоинства и недостатки обоих родителей и разделим полученное пополам. [48]

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 2019.
  2. Азаров Ю.П. . «Семейная педагогика». М, 2018.
  3. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 2018.
  4. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. — Киев, 2017.
  5. Игошвв К.Е., Минковский ГМ Семья, дети, школа. — М., 2016.
  6. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. — М., 2016.
  7. Корчак Я. Как любить детей. — М., 2016
  8. Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 2016.
  9. Мантепчек Зденяк. Родители и дети. — М., 2019.
  10. Митоян АЛ. Потребительское поведение семьи. — М., 2018.
  11. Мудрость воспитания: Книга для родителей — М., 2018. Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 2018.
  12. Никитин В.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М., 2017.
  13. Отец в семье: Книга для родителей. — М., 2016.
  14. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для вузов. М.. 2016 г.
  15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. — М., 2017.
  16. Соловейчик СМ. Педагогика для всех. — М., 2016.
  17. Сухомлинскип В.А. Родительская педагогика. — М„ 2018.
  18. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. — Минск. 2018
  19. Флейк-Хобсон К. и др. Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. с англ. — М.. 2016.
  20. Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования. — М., 2016.
  21.  Азаров. Ю.П. Искусство воспитывать. М., "Просвещение", 2016.
  22. . Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - С-Пет., 2018
  23. Дружинин В.Н. Психология семьи. Москва, издательство КСП 2018 год.
  24. История педагогики и образование/Под ред. А.И. Пискунова. - М., 2019.
  25. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2017
  26. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М., 2018.
  27. Лански Вики. Настольная книга для родителей:1500 бесценных советов на первые пять лет жизни вашего ребенка/Лански В.-М.:Эксмо-Маркет, 2019.-288с.
  28. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-начало ХХ века):Учеб. пос.-М.:Форум, ИНФРА-М, 2018.-584с
  29. Лесгафт П.Ф. " Семейное воспитание ребенка и его значение". Москва, "Просвещение",2016.
  30. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., Педагогическое общество России. 2016.
  31. Растим здоровых, умных и добрых: воспитание младшего школьника: Пос.для вузов, учителей нач.классов и родителей.-2-е изд.-М.:Академия, 2017.-288с.
  32. Семейное воспитание. Краткий словарь. Сост.: И.В. Гребенников,Л.В. Ковинько, Смирнов С. Д. Курс "Гуманистические традиции образования",., 2016.
  33. Семейное воспитание: Хрестоматия:Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. зав./Сост. П.А.Лебедев.-М.:Академия,2017.-408с.-(Высшее образование).
  34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов -на Дону. 2017.
  35. Умом и сердцем. Мысли о воспитании, изд.-5 -тое, Москва , Издательство политической литературы, 2017 год, сост.Молохов Н.И.
  36. Фомичева Ольга Святославовна. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке.-М.: Гелиос АРВ,2016.-192с.:ил.
  37. Фридман Лев Моисеевич. Психология воспитания: Книга для всех, кто любит детей.-М.:Сфера,2018.-208с.
  38. Харламов И. Ф. Педагогика М., 2018.
  39. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. М., "Просвещение". 2016.

  1. Азаров Ю.П. . «Семейная педагогика». М, 2018.

  2. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 2018.

  3. «Популярная психология для родителей» п/р А.А. Бодалева, М, 2019.

  4. Зацепин В.И. и др. Молодая семья. — Киев, 2017

  5. Игошев К.Е., Минковский ГМ Семья, дети, школа. — М., 2016.

  6. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. — М., 2016.

  7. Корчак Я. Как любить детей. — М., 2016

  8. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. — М., 2018.

  9. Кулик Л.А. , Н.И. Берестов. «Семейное воспитание». М, 2016

  10. Мантепчек Зденяк. Родители и дети. — М., 2019.

  11. Мудрость воспитания: Книга для родителей — М., 2018. Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 2018.

  12. Никитин В.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. — М., 2017.

  13. Отец в семье: Книга для родителей. — М., 2016.