Файл: Методы и средства семейного воспитания (Педагогическая поддержка семьи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда находят эту причину, то следует ответить и на третий вопрос:

  1. Место этой причины в совокупности отношений в семье.

Эти методики нужно для диагностики семейных отношений, анализа отклонений воспитания и нахождение причин их возникновения.[32]

2.1. Методика идентификации детей с родителями

С помощью этой методики определяется компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и свойство эмоциональных отношений с родителями.

Ребенку задают такие вопросы, как:

  1. Если бы ты принимал участие в игре “Семья”, то чью бы роль ты выбрал, кого бы стал изображать – мамой, папой или собой?
  2. С кем ты живешь дома? (для дошкольников).
  3. Кто, по-твоему мнению, в семье главный из родителей или же в семье все равны?
  4. Когда ты вырастешь, то будешь таким же, как твой папа (мама – у девочек), будешь делать тоже самое на работе или другое?
  5. Когда ты станешь взрослым, и у тебя будут дети, ты будешь так же их воспитывать, как тебя сейчас воспитывают твои родители, или по-другому?
  6. Кого бы ты хотел первым увидеть, если бы дома долгое время никого бы не было?
  7. Ты бы рассказал маме или папе о своем горе, беде, несчастье?
  8. Ты боишься того, что папа или мама тебя накажут?[33]

Обработка и интерпретация результатов

Благодаря первым 5 вопросам определяется компетентность и престижность родителей в отношениях со своими детьми, остальные вопросы направлены на установление особенностей эмоциональных отношений с родителями.

При рассмотрении и изучения результатов опроса можно выявить следующее:

  • возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек – 3-8 лет;
  • от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей зависит успешность идентификации, а еще и от наличия в семье одного и того же их полу члена прародительской семьи (дедушки – у мальчиков и бабушки – у девочек);
  • идентификация с родителем того же пола в семье взаимосвязано с эмоционально теплыми отношениями с родителем противоположного пола;
  • уменьшение упорности идентификации с родителем одного и того же пола выявлено формированием «Я – концепции» т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя появляется у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, которая отражает возрастающую личностную автономию – эмансипацию – от родительского авторитета;
  • идентификация с родителем одного и того же пола от подобной идентификации у девочек и у мальчиков отличается следующими особенностями:
    1. у девочек большой возрастной период идентификации;
    2. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца (наибольшая интенсивность процесса идентификации);
    3. для идентификации девочек, большей значимостью, эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем такие отношения с отцом у мальчиков;
    4. идентификации девочек, большей зависимостью, от характера взаимоотношений родителей, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
    5. меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.[34]

2.2 Методика «Стратегии семейного воспитания»

С помощью специальных тестов можно оценить свою стратегию семейного воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.

Чем больше распространен один из типов ответов, тем намного лучше выражен в вашей семье конкретный стиль воспитания. Но если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь пойдет о противоречивом стиле воспитания, когда нет четких принципов, и поведение родителей указывается сиюминутным настроением. Надо постараться понять, каким же вы хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

  • Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество»). Вы поймете свою важную роль в становлении личности ребенка, и признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования нужно диктовать, а какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители вознаграждают личную ответственность и самостоятельность своих детей в согласии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей обдуманного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. В соответствии с этим родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что развивает правильное, ответственное социальное поведение.
  • Авторитарный стиль (в других терминологиях — «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы уже хорошо представляете, каким вырастет ваш ребенок, и применяете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы категоричны и неуступчивы. Таким воспитанием родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся агрессивными и часто покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные в себе подростки приучаются всегда слушаться родителей, не совершая попыток решать что-то самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. Воспитывая таким образом, у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, созданный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным.
  • Либеральный стиль (в других терминологиях — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Родители высоко ценят своего ребенка, прощают его слабости. Без трудностей общаются с ними, доверяют своим детям, не запрещают и ограничивают их от чего-либо. Но надо задуматься: нужна ли ребенку такая свобода? Когда подростки становятся чуть старше, то начинают конфликтовать с теми, кто не хвалит их, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. Но с другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Если семья неспособна контролировать поведение подростка, то это может привести к вовлечению его в асоциальные группы, так как психологические механизмы нужны для самостоятельного и ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
  • Индифферентный стиль. Свои проблемы ребенку придется решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с нашей стороны! Родители считают, что основные потребности детей в семье связаны с обеспечением покоя и защищенности, организацией быта и материальным благополучием, тогда как дети приоритетным считают теплое эмоциональное общение в семье.[35]

В каждой семье вырабатывается своя индивидуальная система воспитания, в которой участвуют не только родители, но и бабушки, дедушки, школа, социум.

В современной неоднозначной социальной ситуации совокупность таких факторов, как занятость на работе, недостаток времени для общения, низкий уровень психолого-педагогических знаний и воспитательская неуверенность делает процесс воспитания в современной семье более сложным. Сравнительный анализ ответов родителей младших школьников и родителей подростков показал, что с увеличением возраста ребенка отмечается увеличение влияния всех выделенных факторов.

В первую очередь родители указывают на то, что им не хватает времени для воспитания детей. Дети часто чувствуют дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов. Итоги подобного отношения к детям в самую первую очередь сказываются в виде тех или иных поведенческих отклонений. Эта проблема в последнее время становится все более актуальной для общества. Для обеспечения необходимого материального уровня семьи, родители вынуждены работать на 2-3 работах, что существенно сокращает время общения в семье.[36]

Следующая группа трудностей связана с недостатком педагогического опыта и знаний психологических и возрастных особенностей детей.

Материальный достаток – это третья группа (по 19% ответов)

Несогласованность супругов в выборе методов воспитания и влияние “улицы” можно отнести к четвертой группе.

Кроме того, родители подростков выделяют влияние средств массовой информации в качестве существенного фактора, воздействующего на развитие ребенка и снижающего воспитательное влияние семьи.

Анализируя полученные данные, нужно выделить:

  • Родители подростков выделяют немало трудностей, которые влияют на процесс воспитания в семье, чем родители младших школьников. Проблемы, которые возникли в младшем школьном возрасте, с возрастом не решаются, а углубляются.
  • Схожие трудности, которые возникают в процессе воспитания, отмечают родители детей разных возрастов. Но, влияние ряда причин, например, не хватает времени на общения с детьми, не хватает знаний, опыта, противоречивой родительской позиции родителями подростков оценивается выше. Можно подумать, что, несмотря на получение опыта воспитания, эти проблемы не решили вовремя и перешли в следующий возрастной этап.[37]

В наше время есть много исследований, анализирующие разные аспекты, которые влияют семьи на подростка. Один из главных факторов, которые влияют на формирование личности ребенка – взаимоотношения родителей и детей. Закрепляется свойство отношений родителей к своим детям в их собственном отношении к окружающим и оценкам их.


Выявлены тенденции родителей в воспитании подростков во время исследования:

От родителей исходит повышенный контроль (“Внимательный, заботливый родитель должен знать, о чем думает его ребенок” – 88 % ответов; “Хороший родитель обязан беречь своих детей даже от маленьких трудностей и обид” – 53% ответов).

Возражение родительских правил. Готовность принимать подростка как равного, при повышенном контроле – «По отношению к себе во всех вопросах жизни родители должны принимать детей равноправно» – 86% ответов. Родители показывают готовность выслушивать откровения детей при эмоциональной дистанцированности. Требуется дальнейшее изучение мотивации родителей в общении с подростком: установка “Родители, выслушивая откровенные высказывания детей о переживаниях, помогают им в намного быстром социальном развитии”. Возможно, сможет указывать на демократический стиль воспитания (если интерес к жизни ребенка, доверие ему является мотивом) и на авторитарный (мотивом общения является контроль за жизнью ребенка).

Почти половина родителей думают что воспитание тяжелая и нервная работа, и от общения с подростками не получают эмоциональной отдачи.

Следует сделать вывод: выделенные тенденции в воспитании подростков не решают проблемы, а создают конфликты в отношениях родителей и детей. Оно подтверждается практикой консультирования специалистами психологического центра.[38]

Когда оценивают воспитательные установки, подростки обычно положительно воспринимают гиперопеку со стороны родителей. Обычно такое положение приводит к инфантилизации поведения подростков, трудностям в формировании ответственности за собственное поведение (ответственность перекладывается на плечи родителей), а дети стремятся к эмоциональному общению с родителями.

Важно обратить внимание на целевые установки, при исследовании свойств родительских стратегий, ориентирующие процесс воспитания, то к чему так стремятся родители во время воспитании своего ребенка. Родителям задавали вопросы о том, какие качества прежде всего они бы хотели воспитать в своем ребенке. [39]

Что бы отметить следующие моменты представлений родителей и подростков о предпочитаемых качествах нам позволит сравнительный анализ.

Подростки на первое место ставят честность, а их родители доброту, и таким образом доброта у подростков уходит на второй план.

Можно сказать то, что в общем представления подростков и их родителей, относительно развиваемых качеств, связаны. Доминирующее положение занимает морально-этический компонент для развития личности в целевой системе.[40]


А еще можно выделить то, что выбор желаемых качеств во время воспитании ребенка несущественно зависит от возраста и почти одинаков как в семьях младших школьников и в семьях подростков.

В такой связи можно подумать то, что нормативный образ ребенка очень даже устойчив, какими представляли родители принадлежащих к разным поколениям, так сказать культурно устойчив, переходит из поколения в поколение.

Во время анализа, когда получили данные, то проследили, как влияет демографический и социально-стратификационный фактор на предпочтение родителей какой-либо стилевой модели взаимодействия с ребенком. В ходе всего этого были проанализированы связи между воспитательными установками и образованием, возрастом и материальным положением. 

Конфликтные ситуации возникают в одном из значимых аспектов в отношениях родителя с детьми. В большинстве опрошенных семей не обходятся без конфликтов во взаимоотношении с ребенком. Основными причинами конфликтов в семье подростков являются, когда долго смотрят телевизор и выполнение домашних заданий, точно также как и в младшем школьном возрасте. На втором месте стоят – недисциплинированность и грубость старшим. Такие качества связаны с волевой сферой личности, конструктивный выход из конфликтов такого типа требует развития волевых качеств подростков, так как родители не считают развитие этих сторон личности приоритетными.

Основными причинами конфликтов, как считают родители это то, что они не соблюдают режимные моменты, выбор друзей, отношений со сверстниками, отказ от уборки, помощи по дому. Главное надо отметить, что к подростковому возрасту, родители редко конфликтуют с подростками, чем с младшими школьниками, по причине несоблюдения режимных моментов. В ограниченной степени на взаимоотношения с родителями влияют факторы: «употребление алкоголя, курение» и «внешний вид». Так, конфликты, которые возникли в младшем школьном возрасте, всегда остаются значительной и в семьях подростков.[41]

По данным корреляционного анализа, конфликты из-за употребления алкоголя, курения, вызывающего внешнего вида чаще возникают в семьях, где родители отстраняются от воспитания детей (влияние оказывает бабушка, дедушка и улица), родители редко общаются с подростками, не знают возрастных и психологических особенностей детей. Важно, что дети из таких семей считают, что конфликты чаще возникают из-за выбора друзей и успеваемости, а от семьи ждут материального обеспечения.