Файл: «Графическое оформление упаковок экологических хозяйственных товаров».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виды упаковки

При разработке любой упаковки учитываются вид и форма упаковываемого продукта. Также рассматриваются условия хранения и транспортировки. То есть в расчёт берут те факторы, которые обеспечивают максимальную сохранность продукта в течение долгого времени. Тип упаковки при этом может быть самым разным: канистры, банки, ящики, контейнеры, пакеты, цистерны, мешки и так далее.

Очень большую популярность имеет тара из картона и гофрокартона (см. рис. 8). Ее распространённость обусловлена универсальностью, поскольку используется для упаковки самых разных товаров. Картонным коробкам, ящикам и коробкам из гофрокартона, гофрокоробам, а также упаковке из микрогофрокартона практически полностью удалось заменить тяжелую деревянную тару, заменив ее практичной, легкой и удобной гофротарой.

Рисунок 8. Коробка из картона

Для транспортировки и хранения жидких продуктов, а также продуктов вязкой консистенции, в том числе имеющих агрессивную среду, используют бидоны, канистры, банки и цистерны из металла или пластика (см. рис. 9).

Рисунок 9. Цистерна из пластика

Широко распространены и упаковка из полимеров (то есть пластика): банки, контейнеры, формы, коробки, поскольку в них можно упаковать самые разные товары и продукты (см. рис. 10).

Рисунок 10. Пластиковый контейнер с крышкой

Пластиковые пакеты и пакеты из других материалов необходимы для транспортировки и хранения различных сыпучих продуктов (см. рис. 11).

Рисунок 11. Бумажные пакеты

Постоянная конкуренция сделала важнейшим фактором и критерием упаковки ее безупречный внешний вид, способный привлечь потенциальных покупателей. То есть упаковка должна иметь не только хорошую прочность, но и приятное графическое оформление.

Классификация упаковки

По параметрам упаковка делится на малогабаритную упаковку (тару) и крупногабаритную упаковку (тару). Разница между ними, соответственно, в размере:

  • малогабаритная упаковка - габаритные размеры в пределах 1200х1000х1200 мм.
  • крупногабаритная упаковка - габаритные размеры превышают 1200 X 1000 X 1200 мм.

Упаковку также принято делить на промышленную (производственную) упаковку и потребительскую.

Промышленная упаковка – упаковка для сырьевых материалов, деталей и полуфабрикатов или готовой продукции для доставки от изготовителя до потребителя и/или других посредников, таких как предприятия по переработке или сборке.

Классификация промышленной упаковки:

По месту упаковывания:

  • Производственная – предоставляется производителем бесплатно
  • Торговая – предоставляется торговыми предприятиями (платная и бесплатная), затраты на бесплатную, как правило, уже включены в стоимость товара.

По механической устойчивости и стойкости применяемых материалов:

  • Мягкая: (тканевая, полимерная) – самая низкая степень надёжности, находит применение благодаря низким затратам на приобретение, хранение и возврат. Форма и размеры мягкой упаковки изменяются при наполнении или удалении содержимого. Например: мешок – мягкая упаковка, имеющая корпус в форме рукава с дном и открытым верхом или закрытым верхом с клапаном, пакета и др.;
  • Полужесткая: применяются дешёвые материалы, в том числе полученные в результате вторичной переработки. Например: картон и Tetra Pak;
  • Жесткая: (металл, стекло, дерево, пластик) – имеет высокую степень надёжности, стоимость такой упаковки высокая. Форма и размеры жесткой упаковки не изменяются при наполнении или удалении содержимого. Например: ящик, бочка, барабан, канистра и так далее.

По кратности использования:

  • Одноразовая – используется производителем однократно, но находит дальнейшее потребление у потребителя
  • Многооборотная – предназначенная для ее многократного применения, например: фляга, бочка и так далее.

По конструктивному исполнению:

  • Разборная – позволяет разобрать конструкцию на отдельные части и собрать ее вновь, соединив между собой сочленяемые элементы.
  • Неразборная – состоит из литых неподвижно соединённых частей.
  • Складная – позволяет сложить конструкцию без нарушения сочленения элементов и вновь придать таре изначальную форму.
  • Штабелируемая – конструкция позволяет укладывать ее в устойчивый штабель.
  • Нештабелируемая – конструкция не позволяет укладывать ее в устойчивый штабель.

По сферам использования:

  • Универсальная – предназначена для хранения и транспортировки самых разнообразных товаров.
  • Специализированная – предназначена для хранения и транспортировки только определенных товаров.

Потребительская упаковка – упаковка, предназначенная для первичного упаковывания и реализации продукции конечному потребителю. К потребительским упаковкам относятся: банка, бутылка, коробка, пакет, труба, ампула, стаканчик, флакон и др. Именно потребительская упаковка в большей степени относится к области графического дизайна.

Классификация потребительской упаковки:

По уровням:

  • Первичная или же индивидуальная – изготавливается с целью создания с ее помощью оптимальных условий для хранения товара. Такой вид тары имеют все жидкие, вязкие и сыпучие товары, а также различные крема, лекарства и так далее. Она способствует защите от ультрафиолетового излучения и влаги, механических повреждений и загрязнения. Также в ее функции входят обеспечение удобства при использовании. Для этих целей в упаковку добавляют дозаторы (например, помпы) или же наносят мерные деления.
  • Вторичная – это необязательная упаковка с целью дополнительной защиты товара. Например, упаковка крема. Сам тюбик с содержимым будет являться первичной упаковкой, а картонная коробка с дополнительной информацией – вторичной.
  • Третичная – дополнительная упаковка товара для транспортировки.

По количеству упакованных единиц:

  • Множественная – это упаковка, которая соединяет в себе две и более единиц товара. Это могут быть как одинаковые товары (например, упаковка чая в пакетиках), так и разные (например, набор зубной щетки и зубной пасты). Очень популярна в Японии.
  • Порционная – продукт в них уже разбит на определенные порции, что делает дополнительное удобство при использовании. Например, кубики для бульона, которые рассчитаны на определенное количество воды. Самое распространенное использование данного вида упаковки в фармацевтической отрасли.
  • Штучная – предполагает упаковку одной единицы продукта.

По назначению:

  • Обычная – стандартная упаковка, которая не ничем не выделяется.
  • Подарочная – призвана создать ощущение праздника. Например, под новый год (или любые другие значимые праздники) очень часто компании выпускают какие-либо подарочные упаковки.
  • Пробная – позволяет покупателю ознакомиться с товаром, не прибегая к сильным тратам. Очень распространена среди косметической и парфюмерной отрасли.

По степени оригинальности:

  • Традиционная – будет являться распространенной для определенного вида товара.
  • Оригинальная – разрабатывается производителем специально для определенного вида товара.

По пространственному принципу:

  • Плоская – это этикетка, которая может существовать самостоятельно (в виде ярлыка) или наноситься на какую-либо поверхность. Например, плоской упаковкой являются обертки для шоколада и конфет, мыла, шампуня, упаковка для благовоний, масок для лица и так далее. Технология изготовления предполагает, что она может быть склеена или запаяна. Важную информацию, а также визуальные образы можно располагать на лицевой и оборотной стороне.
  • Объемная – это упаковка, имеющая объемную форму, конструкцию или же собственную выкройку, решенную как единое целое. Например, банка, бутылка, бочка, которые имеют цилиндрическую форму, баллон, который имеет каплеобразную, шарообразную или цилиндрическую форму со сферическим или вогнутым дном, коробка, которая имеет в основе самую разнообразную форму и так далее. Визуальные образы и информационные тексты располагаются в зависимости от формы (кубическая, цилиндрическая), количества граней (трех, четырех, шести), конструктивных особенностей, размера и других характеристик упаковки. Визуальная и вербальная информация может распределяться равнозначно по всем граням упаковки. Но самым распространенным является распределение с учетом значимости сторон. Лицевая сторона объемной упаковки – визуальная (невербальная, рекламная информация), а изнаночная – вербальная, информационно-избыточная. На вспомогательные грани выносится минимум информации.

Материалы для упаковки

Современный рынок предоставляет огромное количество самых разных упаковочных материалов. Материал подбирается исходя из свойств упаковываемой продукции: физических, биологических, химических, гигиенических и так далее. Также при выборе материала учитывается целевая аудитория и психологический портрет потребителя.

Самые популярные материалы для изготовления упаковки:

  • Картон – из этого материала изготавливают коробки любых форм и размеров, используемые для упаковки самых разных товаров. Ценится благодаря достаточно низкой себестоимости и экологичности. Различают несколько видов: упаковочный, полигафический и дизайнерский (см. рис. 12).

Рисунок 12. Упаковка из картона

  • Стекло – применяется для изготовление стеклянной тары, как правило для жидких и вязких товаров как более экологичная альтернатива пластику (см. рис. 13). Имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, упаковка из стекла устойчива к воздействию химических агентов, защищена от воздействия влаги и воздуха, гигиенична и экологична (поскольку легко перерабатывается). А с другой – данный вид материала достаточно хрупкий и тяжелый, что создает дополнительные траты для транспортировки. На сегодняшний день многие производители упаковочной тары занимаются разработкой нового вида стеклянной тары, у которой механические свойства будут выше (не будет такой хрупкой), а вес меньше. Этого добиваются с помощью нанесения специального средства на поверхность, в состав которого входят различные полимеры, а также обработки стекла особыми веществами.

Рисунок 13. Стеклянная упаковка

  • Металл – упаковка, которая изготовлена из этого материала, отличается высокой прочностью, устойчивостью к различного рода механическим повреждениям и долговечностью. Используют, как правило, алюминий, сплавы, а также различные виды жести, например, луженной (см. рис. 14). Среди плюсов можно выделить гибкость, возможность вторичной переработки, безопасность, а также защиту от влаги и воздуха. Из минусов – упаковка достаточно дорогая в производстве, имеет техническую сложность закатки и ограниченность в аспекте дизайна. Алюминиевая упаковка, к сожалению, не может похвастаться такой прочностью, как жесть, поэтому на ней очень легко остаются различного рода вмятины.

Рисунок 14. Жестяной короб

  • Полиэтилен – очень популярный дешевый и универсальный упаковочный материал (см. рис. 15). Используют для хранения и транспортировки различных продуктов питания, одежды, мебели, электроники и так далее. Дешевизна и популярность обусловлена тем, что для производства не требуются большие затраты на электричество, сырье и воду. Дополнительными плюсами являются прочность, влагоустойчивость, защита от воздуха и пыли, что позволяет сохранять вкус продуктов питания. Морозостойки, а современные технологии позволяют наносить абсолютно любую печать. Однако этот материал не разлагается и требует специальной переработки, так что назвать его экологичным нельзя.

Рисунок 15. Полиэтиленовый пакет

  • Пластик – недорогой материал для упаковки. Пластиковая тара широко используется для фасовки и транспортировки большого ассортимента товара (см. рис. 16). Упаковка может отличаться дизайнерским исполнением, размерами и конструктивными особенностями. При производстве используют синтетические материалы, например, полипропилен, полистирол, полиэстер, ПВХ и другие. Привлекательна своей долговечностью и возможностью многократного использования. Однако, как и полиэтилен не разлагается, поэтому он не экологичный.

Рисунок 16. Пластиковый пакет

  • Биоразлагаемый пластик – пластик, который может разлагаться под воздействием воздуха и солнечных лучей на воду, двуокись углерода и биомассу (см. рис. 17). Однако существуют исследования, что данный вид пластика не разлагается полностью и оставляет после себя микропластик, который не виден человеческому глазу. Он попадает в живых существ и застревает в нем, поскольку не перерабатывается и не выводится из организма.