Файл: Аппарат государственной власти (Свойства государственной власти).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
4. Аппарат государственной власти в РФ
Статья 10 Закона РФ гласит: «Государственная власть в РФ осуществляется на базе разделения на законную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны»[12].
В этой статье закрепляется основополагающий принцип предприятия власти в РФ, где каждый государственный орган, который осуществляет одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с иными государственными органами, и они ограничивают друг друга.
Общие комментарии рассматриваемых статей Конституции РФ здесь будут даны. Каждая из ветвей государственной власти в отдельности будет рассмотрена.
На федеральном уровне предприятия государственной власти в РФ следующим образом выглядит система сдержек и противовесов в соответствии Конституции.
Федеральное Собрание – это законодательный орган, принимающий законы, определяющий нормативную базу работы всевозможных органов государственной власти, оказывающий влияние парламентскими способами на работу исполнительной власти, в той либо иной форме участвующий в формировании Правительства, судебных органов РФ.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть: организует исполнение законов, различными способами оказывает влияние на правовой механизм (право правовой инициативы, обязательность представления заключений Правительства на законопроекты, которые требуют привлечения добавочных федеральных средств). Вероятность выражения недоверия Правительству сбалансирована вероятностью роспуска правового органа главой гос-ва.
Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ имеют право правовой инициативы. Эти суды в пределах своей умения рассматривают определённые дела, сторонами которых выступают другие федеральные органы государственной власти.
Так как в ст. 10 говорится о разделении властей как о принципе предприятия государственной власти, то это положение не будет относится к организациям местного самоуправления в РФ, так как в соответствии ст.12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Совокупность федеральных органов государственной власти, текущий в ч. 4 ст. 78, представляет собой исчерпывающим, т. е. не допускается его расширение без изменения гл. 1 Конституции. Перечисление федеральных органов государственной власти в гл. 9, для изменения которой в соответствии ст. 135 Конституции обязана быть применена усложненная процедура, имеет цель создать стабильную систему предприятия государственной власти в РФ.
Президент Российской Федерации
В соответствии Статьи 80 Конституции РФ[13]:
1. Президент Российской Федерации - глава гос-ва.
2. Президент Российской Федерации - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
В порядке, установленном Конституцией РФ, он принимает меры по охране независимости РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное развитие и взаимодействие органов государственной власти. На Президента возложена Конституцией главная проблема обеспечения взаимодействий властей.
Таким образом, главам, посвященным трем ветвям власти, предваряет гл. 4 «Президент Российской Федерации». В соответствии со ст. 80 Конституции именно Президент обеспечивает согласованное развитие и взаимодействие органов государственной власти, определяет главные направления внешней и внутренней политики державы, которые далее реализуются и соответствуют законах и подзаконных актах, которые принимаются государственными органами власти всевозможных уровней. Суть содержащегося в Конституции положения раскрывает здесь: «Президент Российской Федерации - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина».
Обеспечивая и направляя работу всевозможных федеральных государственных органов, важно отметить, что, выполняя деятельные координирующие функции,
Президент действует лишь в пределах, которые установлены Конституцией РФ. Законодательное положение Президента охватывает множество сфер. Прежде всего, Президент выступает как глава гос-ва, из этого следует, что он является первым среди государственных должностных лиц. Внутри государства и в международных отношениях он представляет РФ.
Именно как глава гос-ва Президент наделен правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу. При Президенте аккредитуются дипломатические представители, он назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в заграничных гос-вах и международных организациях. Президенту как главе державы принадлежит право помилования.
Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами является Президент. В частности, данном качестве он вводит военное положение, режим которого определяется федеральным конституционным законом, назначает высшее командование Вооруженных Сил, утверждает военную доктрину РФ.
Правовые права Президента связаны со сферами законодательства и исполнения законов. Президент имеет право правовой инициативы и отлагательного вето. Но право отклонения законов охватывает не все федеральные законы. Оно не применимо к федеральным конституционным законам, которые принимаются квалифицированным большинством голосов в обеих палатах Федерального Собрания.
В сфере исполнительной власти значение Президента определяется не лишь его активным влиянием на работу Правительства, так как Президенту принадлежит право определять главные направления внутренней и внешней политики государства, но также тем, что он с консенсуса Государственной Думы назначает Председателя Правительства. Президент, кроме того, должен ограждать Правительство от безосновательного, по его мнению, вмешательства в права Правительства правовой власти. Президент имеет право не согласиться с выражением Государственной Думой недоверия Правительству, а если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
Концепция президентской власти, принятая Конституцией, значительно различается от проводившейся в прежней Конституции.
Смысл изменений заключается, прежде всего в том, что Президент перестает быть главой исполнительной власти. В соответствии ст. 110 Конституции исполнительная власть осуществляется сейчас Правительством. Заметим, что Председатель Правительства, а не Президент определяет главные направления работы Правительства и организует его работу (ст. 113).
Положения Конституции, таким образом, позволяют утверждать, что Президент занимает самостоятельное и лидирующее место в системе органов РФ, которые осуществляют государственную власть (в соответствии ч. 1 ст. 11 это Президент, Федеральное Собрание, Правительство). Такое положение Президента не ограничивает независимость работы главных государственных органов РФ, так как права Президента нацелены на обеспечение согласованных взаимодействий всевозможных ветвей власти РФ, соблюдение Конституции, защиту прав и свобод человека, охрану государственной независимости[14].
Федеральное собрание
Если прежней Конституцией за ним признавалось право решения на практике всевозможных вопросов, которые относятся к ведению РФ, то в новой Конституции комплекс вопросов, которые подлежат рассмотрению палатами Федерального Собрания, более ограничен. Распорядительные функции исключены из сферы ведения парламента. Претерпели изменения также контрольные функции правового органа. Парламентский контроль вполне ограничен. За палатами парламента сохранено право делать контроль за исполнением федерального бюджета (ст. 114), а за Государственной Думой - полномочия решать вопрос о доверии Правительству РФ.
Из двух палат состоит Федеральное Собрание: Совета Федерации и Государственной Думы. Официально Совет Федерации не представляет собой верхнюю палату парламента и соответственно Государственная Дума - нижнюю, так как это не установлено Конституцией.
Как правило, палаты Федерального Собрания заседают отдельно. В некоторых случаях осуществляются коллективные заседания палат. На собственных заседаниях палаты Федерального Собрания выполняют права, отнесенные к их ведению Конституцией РФ. Большинство полномочий палат разграничено в Конституции исходя из характера представительства, заложенного в методе создания палат, и их функционального назначения.
Действуют три главные группы полномочий палат Федерального Собрания, которые установлены Конституцией:
1) которые относятся к исключительному ведению любой из палат Федерального Собрания (ст. 102 и 103);
2) которые связаны с компанией работы палат (ст. 101);
3) по принятию федеральных законов (ст. 105).
Необходимо особо отметить закрепленные в Конституции отличия функций палат по принятию федеральных законов. Законодательная работа сконцентрирована в основном в Государственной Думе, согласно Конституции: законопроекты вносятся в Государственную Думу; имеется вероятность преодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым Государственной Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотреть законы, которые переданы ему Государственной Думой. Совет Федерации рассматривает законы в области законодательства, принятых Думой, их одобрении или неодобрении, что является их функцией.
Имеется два главных способа уточнения положений Конституции, определяющих статус Федерального Собрания. Во-первых, по дискуссионным конституционным вопросам либо при восполнении пробелов в Конституции возможно истолкование ее Конституционным Судом РФ в соответствии с ст. 125 Конституции. Во-вторых, следуя духу и букве Конституции, большинство вопросов могут самостоятельно решить палаты Федерального Собрания, относящиеся к организации их работы при помощи принятия регламентов палат, а в случае, если это понадобиться, и федеральных законов. Принятие федеральных законов необходимо, в частности, для решения ряда вопросов, которые связаны с определением статуса депутатов палат Федерального Собрания, статуса и порядка работы комитетов и комиссий палат Федерального Собрания.
Правительство РФ
Правительство, как уже упоминалось, осуществляет государственную власть в РФ вместе с Президентом, Федеральным Собранием и судами РФ.
Конституция повышает статус Правительства, закрепляет его независимость (ст. 11). В различие от прежней Конституции, которая возлагала прямое руководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам и Президенту, новая Конституция подобной субординации и подчиненности не подразумевает и исходит из независимости всевозможных ветвей власти.
В сегодняшнем облике Правительства более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства за осуществление социально-экономических реорганизаций в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению РФ (ст. 71) и совместному ведению Федерации и субъектов, которые входят в ее структура (ст. 72). Важно отметить, что новый Основной Закон создает истинные причины к тому, дабы Правительство стало поистине способно реализовывать запланированные им программы по стабилизации экономики и нести всю полноту ответственности за собственные решения и процесса.
От прочих федеральных органов Правительство различается прежде всего предметом и сферой работы. Оно занимается не принятием законов, как Федеральное Собрание, а обеспечением управления экономикой всей государства. В соответствии ст. 114 Конституции, вполне можно сказать, что Правительство разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении, осуществляет управление федеральной собственностью, обеспечивает осуществление единой экономической, кредитной и денежной политики, государственную помощь культуры, науки, здравоохранения, образования.
Организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всевозможных уровней и принятие которых необходимы для ликвидации допущенных нарушений представляет собой одну из главных функций Правительства. Эта проблема пронизывает работу Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т. е. принятие их на базе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.
Собственные права Правительство формирует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам руководства, а также пользуясь правом правовой инициативы (ст. 115) с помощью создания и внесения в Государственную Думу проектов законов, которые формируют правовую базу. Участие Правительства в законодательных процессах, обязательность их заключений по всем проектам, который предусматривал затраты, покрываемые за счет федерального бюджета, дают право Правительству делать возложенные на него функции и намеченную экономическую программу.