Файл: Аппарат государственной власти (Свойства государственной власти).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и прочих подведомственных ему органов на федеральном уровне. В данном отношении Правительство и федеральная структура менеджерских органов естественным образом связаны. Центральные органы руководства, которые входят в систему исполнительной власти, взаимодействуют в прямом ведении Правительства и ему подчиняются.
На практике и после принятия новой Конституции Президент не единожды издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению Правительства, в частности об управлении федеральной собственностью, индексации вкладов, повышении минимального размера оплаты труда, введении разных общественных выплат и привилегий. Предметом специального рассмотрения является анализ данных актов Президента с точки зрения конституционных полномочий и прерогатив разных органов власти. Для оптимального руководства страной, стоит лишь заметить, и исключения коллизий в законодательстве проблема разграничения умения Президента и Правительства в сфере исполнительной власти становится вполне актуальной.
Отношения Федерального Собрания с Правительством рассчитываются прежде всего через принимаемые парламентом законы, которые Правительство как исполнительная власть должно исполнять и осуществлять в жизнь. Утверждение федерального бюджета - еще один очень сильный рычаг влияния парламента, обеспечивающего возможность финансового контроля за работой Правительства. Как итог, третий рычаг - дача согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства и вынесение данной палатой вотума недоверия Правительству. Но крайние процессы - очень ответственные для депутатского корпуса, так как при конкретных условиях упорствующая Государственная Дума может быть распущена Президентом.
Конституционный статус и права Правительства, конечно, не охватывают всевозможных сторон его работы, нуждающихся в законодательном регулировании. Поэтому Конституция подразумевает принятие федерального конституционного закона о Правительстве. Более детально определены в этом законе станут юридические ядра и организация его работы, порядок создания и структура Правительства, отношения с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами исполнительной власти субъектов Федерации. Нуждаются в законодательном закреплении формы и способы взаимного делегирования полномочий органами исполнительной власти. В федеративном государстве данный путь открывает широкие перспективы для достижения эффективного сочетания децентрализации руководства с сохранением за центром стратегических общегосударственных приоритетов и контроля за проведением реформы.
С принятием такого закона возникает другая практическая проблема - пересмотр раньше изданных актов Правительства. Необходимо подчеркнуть, что в данной области нет мелочей и второстепенных вопросов. Таким нормативным актам, как регламент заседаний Правительства и его Президиума, правила подготовки проектов постановлений и распоряжений Правительства, положение об аппарате Правительства, всегда придавалось важное значение. Из нового статуса Правительства прямо вытекает модернизация данной правовой базы. И здесь кроме точной нормативной регламентации внутренней работы Правительства важно закрепление и использование научных методов управления.
Судебная власть в РФ
Используемая Конституцией формулировка «судебная власть» представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, которая вытекает из концепции разделения властей в законном государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма. В то же время Конституция прямо указывает, что суды РФ выполняют именно государственную власть (ст. 11).
Совокупность судебных органов различных компетенций, удаленных от органов представительной и исполнительной власти представляет базу судебной власти. При этом законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми правами по контролю за законностью осуществления некоторых функций субъектами иных ветвей власти.
Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти как государственно-правового института помогает представить его характерные признаки, отметить необходимость утверждения организации гарантий, которые позволяют судебной власти делать свои функции и решать те или иные поставленные перед ней законом государственные задачи.
Независимость, подзаконность, исключительность выступают типичными свойствами судебной власти. Все эти качества обнаружили свое отражение в нормах Конституции РФ.
Отстаивание прав и свобод граждан, конституционного строя РФ, обеспечение соответствия актов правовой и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов является назначением судебной власти. Исключительность судебной власти состоит в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не имеет право принимать на себя функции и права, которые составляют компетенцию судов. Гос-во доверяет именно суду право использовать принудительные полномочия государственной власти: в который установлен законом порядке признать лицо виновным в совершении правонарушения, назначить уголовное наказание.
К ведению РФ относятся Система федеральных органов судебной власти, определение, порядка их организации. В систему таких судов включаются Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды. Новым для установления пределов судебной власти и ее внутреннего построения представляет собой включение Конституцией в структуру судебной власти прокуратуры РФ. Возглавляет всю систему органов прокурорского надзора и назначается Советом Федерации Федерального Собрания Генеральный прокурор РФ. Осуществление органами прокуратуры уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в судебном разбирательстве - значимый элемент деятельности органов правосудия.
Подзаконность судебной власти выделяется не только лишь в том, что судебные органы и судьи действуют на базе закона, подчиняются лишь Конституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не имеет право отступать в своей работы от требований закона.
Правовой базой деятельности судебной власти выступают Конституция, федеральный конституционный закон о судебной системе, федеральные законы о высших судебных органах РФ и иных федеральных судах, которые устанавливают компетенцию, порядок образования, структуру и главные функции, а также материально-техническое и организационное обеспечение таких судов.
Стабилизирующее значение для создания организации судебной власти имеет установление Конституцией единых требований к судебным органам и судьям и соблюдение правовых гарантий в отношении судей. На конституционном уровне в начале регулируются состояние и уровень качества судейского корпуса. Унификация требований к кандидатам на судебные должности на территории всей РФ имеет огромное значение при известном отделении судов от организации правоохранительных органов и отнесении вопросов работы с персоналом судебных органов к совместному ведению РФ и ее субъектов (п. «л» ст. 72).
Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений, принимаемыми судебной властью, их обязательностью. Вступившие в правовую силу решения судов, а также которые предусмотрены законом судебные распоряжения, требования, задания и другие судебные акты должны быть обязательны для всевозможных без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежат безусловному исполнению на всей территории РФ.
Ответственность, установленную законом, влекут нарушения вступивших в правовую силу актов судебной власти, требований и распоряжений судей, вмешательство в правовую деятельность судей и аппарата судебных исполнителей, проявление неуважения к суду или судьям.
Заключение
Мы рассматривали феномен государственной власти с нескольких сторон теоретического изучения:
- как особый политический институт, организация, которая осуществляет публичную политическую власть, а также аппарат этой власти;
- как аппарат государственной власти, комплекс властных органов и должностных лиц и их отношения, их связей между собой;
- как систему государственных институтов, органов судебной, правовой, исполнительной власти.
Исследовав природу государственной власти стало понятно, что государственность обязана оставаться главной ценностью гражданина РФ. С твердой государственной властью он надеется на защиту существования, свободы, здоровья, конституционного строя, преимущества, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных отношений. Успешное строительство экономически развитого федеративного гос-ва, обеспечение политической и общественной стабильности невозможны, если нет согласованной работы всевозможных уровней власти. Ведь назначение демократии не в том, что народ провозглашается источником власти, не в том, что органы государственной власти объявляют себя органами, через которые “народ осуществляет свою власть”, а в том, что все полноправные граждане (их объединения, которые организованны группы) официально в равной мере допускаются к формированию высших органов государственной власти и тем самым - к формированию государственной воли.
Список используемой литературы:
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание Администрации Президента РФ. М.,2007.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997.№51. Ст.5712; 1998. №1. Ст.1.
3. Федеральный закон от 28 августа 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995.№35. Ст.3506
4. Федеральный закон от 6 октября 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №42. Ст.5005; 2000. №31. Ст.3205; 2001. №7. Ст. 608.
Учебная и научная литература:
6. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. 3-е издание, пер. и доп. – М.: Юристь, 2002.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание, пер. и доп. – М.: Юристь, 2004.
8. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для вузов. 5-е изд., и доп. – М.: Норма, 2006.
9. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. – М.: Проспект, 2006.
10. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть;
11. Малый А.Ф. «Государственная власть как правовая категория».//Государство и право. 2001. №3;
12. Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы.//Право и политика. 2001. №10;
13. Хрестоматия по теории государства и права. Т. Н. Рядько. 2005.
14. Халипов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба;
15. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведов;
16. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование. //Правоведение. 1992. №2;
17. Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956;
18. Юридическая энциклопедия. Изд. «Норма». 2001
19. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981;
-
Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. 1997. стр.86. ↑
-
Халипов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба. Стр. 62. ↑
-
А. А. Чечулина. Сущность государственной власти: основные подходы. //Право и политика. 2005. №10.39. ↑
-
А. А. Чечулина. Сущность государственной власти: основные подходы. //Право и политика. 2005. №10.40 ↑
-
А. А. Чечулина. Сущность государственной власти: основные подходы. //Право и политика. 2005. №10. 41. ↑
-
А.А. Чечулина. Сущность государственной власти: основные подходы.//Право и политика. 2005. №10 ↑
-
Черданцев А. Ф. Государственная власть и ее обоснование. //Правоведение. 1992. №2; ↑
-
Малый А.Ф. «Государственная власть как правовая категория».//Государство и право. 2001. №3; ↑
-
Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература». 2004. ↑
-
И.Н. Гомеров. Государство и государственная власть. Стр.534 ↑
-
И.Н. Гомеров. Государство и государственная власть. Стр.535 ↑
-
Конституция Российской Федерации // Российская газета от 00 декабря 0000 года, №000. Ст. 00. ↑
-
Конституция Российской Федерации // Российская газета от 21 декабря 2001 года, №173. Ст. 34. ↑
-
Окуньков Л.А. Конституции государств - участников СНГ. Ин-т законодательства и сравнит.правоведения;Под ред.Л.А.Окунькова - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002; 143 с. ↑