Файл: Система управленческого контроля: преимущества и недостатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Разработка формальных типовых процедур контроля конкретных финансовых и хозяйственных операций. Это позволит упорядочить взаимоотношения работников по поводу контроля финансовой деятельности, эффективно управлять ресурсами, оценивать уровень достоверности (качества) информации для принятия управленческих решений.

5. Организация отдела внутреннего аудита (или другого специализированного контрольного подразделения). При организации такого отдела необходимо учитывать основные требования к эффективности его функционирования. [16]

2.3. Основные задачи внешнего финансового контроля.

Часто не только руководство хозяйствующего субъекта имеет потребность в объективной информации о его деятельности. Если собственность, которой распоряжаются управляющие, принадлежит другим, то акционеры, инвесторы или общество в целом, которые делегировали управляющим полномочия распоряжения своей собственностью, заинтересованы, чтобы действия управляющих приносили им максимальную выгоду. Поскольку информация, полученная зависимыми от руководства управляемого объекта органами внутреннего контроля, у этих лиц не всегда вызывает доверие, возникает потребность в проведении независимого внешнего контроля.

Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные и аудиторские фирмы. Основная цель внешнего контроля – составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и законодательными нормами, а в более общем случае – о финансовом здоровье объекта контроля, рациональности и эффективности его деятельности.

При внешнем контроле получаемая информация направляется заказчиками, которые (если заказчик и потребитель – не одно лицо) предоставляют ее для ознакомления внешним потребителям.

Внешний и внутренний контроль дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Деятельность внешних контролеров во многом аналогична деятельности внутренних, поскольку при этом используются практически одна и та же исходная информация, сходные приемы и методы ее проверки и анализа. Если в организации существует служба внутреннего контроля, то внешний контролер прежде всего проверяет эффективность ее работы, определяет степень возможного доверия к ее информации, с тем чтобы обеспечить необходимое разделение задач и сотрудничество между внешним и внутренним контролем.


Однако внешний контроль более независим от руководства контролируемого объекта и отвечает за достоверность своей информации прежде всего перед ее заказчиками и внешними потребителями.

Аудитор и контролер проверяют на предприятии бухгалтерский учет и налоговый учет в соответствии с инструкциями и положениями по бухгалтерскому учету и законами РФ.

Перед аудитором внешнего контроля ставятся следующие основные задачи:

1. Учет хозяйственных операций и отражение их в бухгалтерском учете, аудитор не позволяет вносить фиктивные и неосуществленные хозяйственные операции.

2. Разрешение и одобрение проводимых операций, чтобы не было несанкционированных хозяйственных операций, которые могут привести к злоупотреблениям, затратам и хищениям активов.

3. Совершенствование хозяйственных операций по полному отражению в бухгалтерском учете, недопущение пропуска в учетных записях.

4. Недопущение ошибок в подсчетах, расчетах и учете сумм хозяйственных операций.

5. Своевременная разноска по счетам и регистрам информации первичных документов и соответствие их финансовой отчетности.

6. Своевременное оформление и отражение хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах в хронологическом порядке их совершения.

7. Правильное суммирование и обобщение информации по бухгалтерским счетам и соответствие их информации в главной книге и финансовой отчетности.

Многогранность задач и функций внешнего финансового контроля определяет разнообразие способов его проведения, применение которых, как правило, зависит от целей и задач, поставленных перед контролирующими органами. Для некоторых ситуаций достаточно контроля финансовой отчетности и документации, для других – требуется анализ всей финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Таким образом, с точки зрения целей и задач контрольные мероприятия, проводимые органами финансового контроля, можно разделить на две группы: документальный контроль и контроль исполнения. Контрольное мероприятие может быть комбинированным (сочетание документального контроля и контроля исполнения) или ограничиваться несколькими аспектами одного способа контроля.

Документальный контроль – это проверка финансовой отчетности и документации. В процессе такой проверки устанавливается, насколько беспристрастно представлена в документах финансовая информация, соответствуют ли проверенные операции требованиям законов и других нормативных актов, а также дается оценка системе внутреннего контроля проверяемого субъекта.


Документальный контроль включает проверку:

1. Финансовых отчетов, что дает обоснованные гарантии того, что финансовые отчеты точно отражают финансовое положение проверяемого хозяйствующего субъекта, результаты хозяйственной деятельности, а также движение денежных средств в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;

2. Финансовой документации, а именно:

• представление финансовой информации в соответствии с установленными критериями;

• применение хозяйствующим субъектом определенных требований к финансовой отчетности;

• использование внутреннего контроля хозяйствующего субъекта за финансовой отчетностью и за сохранностью средств. [14]

Документальный контроль может также включать проверку:

• частей (сегментов) финансовых отчетов, финансовой информации (отчетов о прибылях и убытках, о движении денежных средств, об основных средствах); потребности в финансировании, а также расхождений между предварительно определенным и реальным финансовым выполнением;

• действительности внутреннего контроля бухгалтерского учета, отчетности по субсидиям и контрактам (включая суммы на счетах-фактурах, суммы к выплате по срочным требованиям и т. д.)

• действенности внутреннего контроля финансовой отчетности или сохранности средств, включая контроль с использованием компьютеризированных систем.

Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы; регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность; нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

Контроль исполнения представляет собой объективную и систематическую проверку фактических данных (документов) для оценки работы хозяйствующего субъекта, полноты исполнения возложенных на него функций, программы его деятельности в будущем. Целью такого контроля является обеспечение органов, осуществляющих надзор за деятельностью данного хозяйствующего субъекта, информацией, необходимой для принятия решений по устранению выявленных недостатков или коррекции направлений его развития.

Прежде всего контроль исполнения предполагает фактический контроль.

Приемы фактического контроля могут быть разделены на три группы:

• инвентаризация – способ проверки фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета на определенную дату;


• экспертная оценка специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов;

• визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, а также фиксации отдельных элементов изучаемого процесса в определенный временной период.

Деление на приемы документального и фактического контроля в известной мере условно, ибо в основе разграничения способов контроля лежат различные источники используемых данных при проведении контрольных действий.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т. п.). Он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных ситуаций.

Контроль исполнения включает также проверку эффективности и экономичности осуществляемой деятельности, проверку исполнения государственных программ, использования субсидий и контрактов.

При проверке эффективности и экономичности деятельности определяется, насколько эффективно и экономно хозяйствующий субъект приобретает, сохраняет и использует свои ресурсы (персонал, имущество, площади); в чем причины неэффективности и неэкономичности деятельности; как деятельность хозяйствующего субъекта согласуется с законами и другими нормативными актами по вопросам эффективности и экономичности.

Проверка программ включает определение достигнутого уровня результатов или прибылей, установленных законодательством или органом, наделенным соответствующими полномочиями; эффективности организации выполнения программ в целом или их отдельных функций; соответствия деятельности хозяйствующего субъекта основным законодательным актам, применяемым к данной программе.

При проверке использования субсидий определяется, принесло ли предоставление субсидий желаемые результаты или прибыль; эффективно ли использованы предоставленные субсидии.

При проверке контрактов устанавливают, принесло ли заключение контрактов желаемые результаты или прибыль; были ли более эффективные варианты заключения контрактов; соответствовало ли заключение определенного контракта взаимным интересам сторон.

Проверка эффективности и экономности деятельности может, например, включать рассмотрение следующих вопросов:

• придерживается ли хозяйствующий субъект правильного метода материально-технического обслуживания;


• приобретает ли хозяйствующий субъект ресурсы соответствующего качества, в нужном количестве и по разумной цене;

• сохраняет и содержит ли хозяйствующий субъект свои ресурсы должным образом;

• исключается ли дублирование работы служащих, а также малополезная или ненужная работа;

• нет ли простоев в работе и «разбухшего» штата;

• используются ли рациональные методы работы;

• насколько оптимально и своевременно использует хозяйствующий субъект свои ресурсы (персонал, оборудование и сооружения) в процессе производства или поставки продукции соответствующего количества и качества, а также при оказании услуг;

• как согласуется деятельность хозяйствующего субъекта с требованиями законодательства;

• имеет ли хозяйствующий субъект надежную систему управленческого контроля за ведением отчетности, измерением результативности и оценки эффективности и экономичности программы;

• представило ли руководство хозяйствующею субъекта отчет о мерах по соблюдению экономичности и рациональности.

Проверка программ может:

• оценить, являются ли конечные цели новой или продолжающейся программы приемлемыми, относящимися к делу и правильными;

• определить, на каком уровне находится программа с точки зрения конечного результата;

• оценить эффективность программы в целом и отдельных ее компонентов;

• установить факторы, которые препятствуют нормальному выполнению программы;

• определить, учитывало ли руководство другие возможности выполнения программы, приводящие к желаемым результатам более рациональным способом или с наименьшими затратами;

• выяснить, дополняет, дублирует, совпадает частично или противоречит проверяемая программа другим программам;

• установить меры, которые могут улучшить работу по программе;

• определить, соответствует ли программа действующему законодательству;

• оценить пригодность управленческого контроля для обеспечения достоверности отчетности, надежного измерения результативности и эффективности программы;

• определить, отчитывалось ли руководство об эффективности программы, и насколько эти отчеты надежны и достоверны.

Органы финансового контроля помимо проведения непосредственно контрольных мероприятий, могут выполнять и другие функции. Некоторые органы финансового контроля проводят:

• финансово-экономическую экспертизу законов и нормативных актов перед их рассмотрением законодательными органами;