Файл: Человеческий фактор в управлении организацией ( Методы исследования ).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Если исходить из определения человеческих ресурсов как части комплекса, используемого в процессах производства товаров и услуг, то важно отметить количественные и качественные характеристики данных ресурсов для эффективного функционирования организаций.
Человеческие ресурсы в трудах ученых имеют различные названия, что придает этому понятию отличительные черты и особенности интерпретации.
Человеческие ресурсы необходимо признать ключевой категорией в деятельности современных организаций, что не раз уже требовало научного обоснования комплекса факторов и особенностей термина «человеческие ресурсы», а также установления взаимосвязи с системой понятий социальноэкономического направления в концепции современного определения организационных управленческих основ. Проблема эффективности промышленного комплекса, повышение его конкурентоспособности на мировом рынке обусловлена низкой способностью предприятий к осуществлению инноваций, всегда было слабым звеном нашей экономики. Об этом свидетельствует и экскурс в наше недалёкое прошлое, когда экстенсивный путь развития пытались безуспешно изменить на интенсивный.
Однако все попытки перейти от экстенсивного к интенсивному пути развития экономики в рамках социалистического способа производства, а также в рыночных условиях, оказались неудачными по разным причинам, главной из которых, по мнению автора, является технократический подход к управлению, когда человек становится придатком научно технического прогресса. Именно этот подход обусловил игнорирование первичности человеческого фактора в интенсификации производства как на стадии создания внешних условий для успешного функционирования предприятий, так и на стадии формирования внутреннего механизма использования научно-технического прогресса (инноваций) в конкретных достижениях.
Проблемам повышения эффективности производства путем его интенсификации с использованием достижений научно-технического прогресса в 1990-е годы, накануне распада плановой экономики, были посвящены труды советских исследователей, которые, однако, имели более познавательный, чем результирующий характер.
Изменения общей экономической ситуации в России, связанные с переходом экономики к рыночным отношениям, привели к появлению новых подходов к интенсификации производства и сбыта продукции и реализации услуг. Появилось много публикаций, в которых говорилось об инновациях как таковые, а также ключевую роль инвестиционного обеспечения инновационных процессов. Этот вопрос рассматривается в трудах Л.Безчасного, А.Гальчинского, В.Гееца, О.Гриньова, В.Дрозденко, Н.Краснокутськои, Ю.Морозова, О.Невелева, М.Пидмогильного, А.Пригожина, Е.Уткин, М .Хучека, Федоренко, Н.Чухрай, Е.Якушева и др.
В последние годы отечественные учёные стали уделять большое внимание непосредственно инновационному потенциалу. Так, в работах В.Вербы, А.Гречан,О.Гриньова, С.Илляшенко, Н.Краснокутськои, В.Новиков, О.Олексюк, И. Репина, О.Федонина, Н.Чухрай и др. рассматриваются вопросы оценки инновационного потенциала на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Однако и в этих работах методологическую основу составлял технократический подход к управлению инновационными процессами, не позволяет углубиться в поиски оптимального, сущностного направления повышения эффективности функционирования главных субъектов экономики - предприятий, фирм, компаний и др.
Важность человеческого фактора в развитии экономики доказана в научной литературе. В многочисленных трудах отечественных и зарубежных авторов уделено большое внимание понятием, отражающих сущность человеческого фактора как движущей силы процессов, которые происходят: рабочей силе; трудовым ресурсам; человеческим ресурсам; человеческому капиталу; трудовому потенциалу; кадровому потенциалу. В частности, подходы к трактовке этих понятий рассматривались в трудах Близнюк В.В., Гришнова А.А., Заяц Т.А., Кравченко И.С., Куценко В.И., Либановой Е.М., Оникиенко В.В., Петровой И.Л., Пирожкова С.И.
Однако до настоящего времени не удавалось связать эти понятия с инновационным потенциалом с точки зрения не только повышение, но и главное, его реализации (через соответствующий механизм управления). Появилась настоятельная необходимость решения проблемы активизации инновационной деятельности предприятий за счет включения в этот процесс персонала предприятий, создав для этого определенное мотивационное поле.
Цель исследования- теоретико-методическое обеспечение наращивания и реализации инновационного потенциала на основе формирования внутри предприятий соответствующего социальной среды, которое бы способствовало использованию инноваций.
Достижения сформулированной цели предусматривало решение следующих научных задач:
-выяснить сущность человеческого фактора и инновационного потенциала предприятий, его роль в формировании инновационной модели структурной перестройки экономики России ;
-охарактеризовать современный гуманистический (антропосоциальный) подход к проведению инновационной политики на предприятии;
- рассмотреть возможности включения человеческого фактора в инновационные процессы в рамках культуры целевого управления как ключевого социального средства повышения инновационного потенциала предприятий;
-определить основные направления повышения инновационного потенциала предприятий за счет организации оптимального использования человеческогофактора;
- предложить методические основы повышения инновационного потенциала предприятий;
-экспериментально проверить разработан методический инструментарий повышения инновационного потенциала предприятий, в том числе путем обучения руководителей по формированию новой управленческой культуры;
Объект исследования - инновационный потенциал предприятия, связанный с соответствующей деятельностью персонала в рыночных условиях.
Предмет исследования - процесс создания условий для повышения реализации инновационного потенциала предприятий за счет активизации человеческого фактора в рамках формирования соответствующей управленческой культуры.
Использование методов анализа и синтеза позволило рассмотреть человеческий фактор с точки зрения влияния всех вместе и каждого отдельного элемента на повышение инновационного потенциала предприятий.
ГЛАВА 1 Человеческий потенциал в управлении персоналом
1.1.Понятие «человеческий потенциал» в менеджменте
В трудах по социально-экономической тематике используется для формулировки человеческих ресурсов ряд названий, в том числе как «рабочей силы», «трудовых ресурсов» «трудового потенциала», «кадров организации», «кадрового потенциала организации», «персонала организации».
Особенности «человеческих ресурсов», по мнению авторов словаря «Персонал. Словарь понятий и определений»2, как вида ресурсов в том, что они имеют набор личностных качеств:
- интеллект, который делает осмысленным процесс управления;
- способность постоянно совершенствоваться, развиваться и повышать эффективность функционирования организации;
- способность к выбору видов деятельности, когда цели организации при выборе вида деятельности совпадают с целями работников, и наоборот - когда совершенно противоположны, и работник, осуществляющий свой выбор, может уйти из компании.
Таким образом, «человеческие ресурсы» - термин, характеризующий качественную, содержательную сторону кадров организации.
Традиционные признаки, которыми обладают такие понятия, как «кадры, персонал, рабочая сила, трудовые ресурсы», присущи и термину «человеческие ресурсы», который, кроме всего прочего, имеет и такие специфические признаки, как творческий подход к деятельности, возможность к всестороннему развитию, общая культура и комплекс нравственных ценностей, самоорганизация, эффект синергии («коллективный дух») в коллективной работе, мотивация, способности к предпринимательству и др.
Важно отметить, что если в таких понятиях, как «кадровый потенциал», «потенциал», «рабочая сила», «трудовые ресурсы» прослеживаются основы технократического подхода к самому работнику как к концептуально экономической единице, то в термине «человеческие ресурсы» прослеживается влияние личностного подхода, рассмотрение работника с позиций социальной роли человека.
Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали о том, что рабочая сила является важнейшей в производстве, и, естественно, под рабочей силой они понимали человеческие ресурсы, участвующие в производстве. «Под рабочей силой, или способностью к труду, мы понимаем совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека и которые пускаются в ход всякий раз, когда он производит какие-либо потребительские стоимости»3.
Если учесть, что в условиях постоянного обновления производства, усложнения информационных технологий, роста интеллектуального потенциала бизнеса, увеличения требований к профессиональным компетенциям персонала, категория «рабочая сила» приобретает новые качества, являясь потенциальной величиной, измеряющей непосредственно процесс труда, то понятие «современный труд» - это определение условий функционирования рабочей силы. Отсюда и требования современного менеджмента к рабочей силе как к постоянно развивающейся и совершенствующейся категории современной организации.
В советской экономической литературе достаточно широко использовалось понятие «трудовых ресурсов»4. Трудовые ресурсы в те годы считались исключительно планово-учетной категорией. В основном в это понятие включались такие условия деятельности трудовой части населения, которые определяли категории физического развития, умственных способностей и системы знаний, необходимых для участия в процессе производства и воспроизводства.
Таким образом, термин «человеческие ресурсы организации», как и понятие «трудовые ресурсы». обусловливает экономическое содержание этих категорий как совокупную способность к трудовой деятельности, при наличии конкретных фактов и признаков. Таких, например, как демографические аспекты, востребованность определенных профессиональных характеристик, возрастные данные, трудовая миграция, личная активность трудоспособного населения.
Однако стоит отметить, что родственность приведенных выше понятий все же не дает основания считать, что они тождественны.
Категория «трудовые ресурсы» обусловливает биологическое и социальное единство трудоспособного населения, акцентируя внимание на таком факторе, как личностность в сфере производственных отношений. Однако эта концепция дает определение трудовых ресурсов как объектов управления, носящих пассивный характер, то есть не проявляющих личную инициативу, не реализующих творческий подход к решению производственных и трудовых проблем, без учета собственных мотивов и интересов.
Если обратиться к истории подобных понятий, то стоит отметить, что академик Т.Н. Заславская в 60е годы дала формулировку такому термину, как «человеческий фактор», тем самым подчеркнув важность активной роли человека в производственных отношениях5.
Особенность человеческого фактора определяется в многообразии тех качественных характеристик субъектов управления или работников, которые могут возникать в процессе трудовых отношений и производственной деятельности.
Следует подчеркнуть, что такой термин, как «человеческий фактор», появился гораздо позже «рабочей силы» и «трудовых ресурсов». Мы уже отмечали, что эти понятия рассматривают человеческие ресурсы, или людей, как основные категории успешного функционирования производства. А термин «человеческий фактор» имеет более глубокий смысл, включая такие аспекты, как сознательность субъектов хозяйственных отношений с набором таких качеств личности, как цели, потребности, ценности, профессиональные компетенции, способности и т.д. Но в этом определении содержится доля технократического подхода в производстве, поскольку люди рассматриваются не как самостоятельная сила и ценная категория, а как необходимое условие развития и существования производства и производственных отношений.
Познание человеческих ресурсов дало существование и такому термину, как «трудовой потенциал». Поскольку потенциал в своем понимании - это всегда возможности и способности к достижению определенной цели отдельным лицом или группами общества в какой-то области, то этот термин дает характеристику таким возможностям людей, которые при необходимости используются для достижения конкретных результатов.
Многие исследования говорят о том, что работники не могут по какой-либо причине, от них не зависящей, реализовать свои способности и возможности на работе, понимая под этим необходимость создания условий и стимулирующих мероприятий для обогащения своего труда личной инициативой, творческим подходом и условиями профессионального развития. Таким образом, «трудовой потенциал» можно назвать системой выражения трудовых характеристик работника, включающих в себя всю совокупность его умений, инициатив, профессиональных знаний для решения задач стратегии организации.