Файл: Человеческий фактор в управлении организацией ( Методы исследования ).pdf
Добавлен: 23.04.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
Так, некоторые ученые6 выдвигают концепцию «трудового потенциала» как человеческого фактора, непрерывно и динамично развивающегося в процессе трудовых отношений и реализующего при этом определенный уровень возможностей работников организации в аспекте создания определенной перспективы, а также ряд неиспользованных возможностей, при реализации которых организация приобретает конкурентные преимущества в рыночных отношениях.
Итак, понятие «трудовой потенциал» - это система обобщающих показателей, подтверждающих эффективность функционирующих процессов современных предприятий.
Если рассматривать со стороны практики, то трудовой потенциал - это организация из конкретных работников, каждый из которых обладает набором личностных, трудовых, творческих, предпринимательских качеств, но рассматриваются не в отдельности, а в общей массе работников конкретной организации, что влияет на развитие, производительность, конкурентоспособность фирмы.
Такие термины, как «персонал», «кадровый потенциал организации», «кадры», довольно часто используются в современной экономической литературе. «Кадры» в социально-экономическом понятии можно охарактеризовать как качества не одного, отдельно взятого индивида, а комплекс совокупных качеств всех работников организации, которые объединены в коллектив для достижения общей цели в стратегии предприятия.
В некоторых источниках термин «кадры» тождественно соотносят с термином «персонал организации». Однако стоит отметить, что «персонал» во многих социально-экономических источниках - это весь состав личного состава организации, включая и временных работников. Если брать во внимание термин «персонал» как социально-экономическую категорию, то здесь есть две основные составляющие - это направление индивидуальной кадровой работы и кадровой политики в управлении коллективом организации.
Научно-технический прогресс внес в социально-экономическую науку такое понятие, как «человеческий капитал». Так, С. Кузнец, Т. Шульц, Г. Беккер7 в своих произведениях, освещая термин «человеческий капитал», отмечают, что это некий обязательный набор качеств и характеристик, таких как образование, опыт, умение обучаться новому, творческий подход, умение применить свои знания в решении проблем производства, необходимых для использования при повышении конкурентоспособности и развития фирмы.
В самом первом своем понятии «человеческий капитал» - это те затратные средства, вложения в свое развитие, образование, опыт, профессионализм, которые позволяют отдельному работнику, организации, группе, обществу достичь определенных экономических результатов и увеличить посредством своего «человеческого капитала» денежные доходы фирмы.
Однако ряд ученых считают, что не столько затраты на обучение конкретного работника влияют на получение более продуктивных результатов в организации, сколько его врожденные способности и умственные и физические возможности.
Тем не менее основы теории понятия «человеческий капитал» стали важной вехой в области управления персоналом в организации. В середине 80-х годов прошлого столетия в социально-экономической теории появляется термин «человеческие ресурсы».
Если все свойства ресурсов вообще соотнести со свойствами человеческих ресурсов, то можно заметить, что:
- Человеческие ресурсы так же ограниченны, как и природные ресурсы, что говорит о том, что эффективное использование человеческих ресурсов также важно для более полного удовлетворения потребностей, то есть необходимо более качественно и всесторонне использовать имеющиеся в организации человеческие ресурсы для получения более высоких производственных результатов.
- Человеческие ресурсы, как и экономические ресурсы, обладают свойствами полезности и стоимости и приносят определенную прибыль владельцу, то есть высокая квалификация и профессионализм могут принести доход не только самому работнику, но и той организации, в которой он работает.
- Человеческие ресурсы, как и другие ресурсы (природные, экономические, производственные), могут иметь износ и тоже нуждаются в обновлении и развитии. Хотя общие свойства, присущие всем ресурсам, дополняются в области человеческих ресурсов специфическими свойствами.
- Особенностью человеческих ресурсов, в отличие от других ресурсов, является наличие интеллектуальных качеств у каждого индивида, таким образом, участие индивида, благодаря интеллекту, в рабочем процессе приобретает эмоциональную окраску и осмысляется с помощью чувств, эмоций и сознания.
- Только человек, как единица человеческих ресурсов организации, обладает творческим подходом к решению производственных проблем, способностями предпринимательства, и его участие в деятельности организации может не иметь ограничений в применении своих знаний и опыта, и, таким образом, можно достичь более эффективного функционирования организации.
- Свойством человеческих ресурсов так же, как и других ресурсов, может быть износ. Только моральный износ человеческих ресурсов, заключающийся в устаревании определенных знаний, возможно, быстро восполнить с помощью осознанного стремления к получению новых знаний, мотивированному обновлению массива собственных знаний, используемых в работе организации, совершенствованию профессиональных компетенций и навыков, повышению квалификации, переобучению и переквалификации.
- Распределение знаний и профессиональных навыков в обществе происходит неравномерно, поэтому необходимо мотивированно подходить к восполнению собственных знаний каждым работником.
- Человеческие ресурсы по своей природе восполняемы, но долговременный характер их подтверждается тем, что знания получают не на всю жизнь, а в течение всей жизни, поскольку человек работает не один десяток лет.
- Человеческие ресурсы выступают важнейшими в структуре движения и взаимодействия всех остальных ресурсных комплексов. В этом и проявляется важнейшая роль и ключевое значение человеческих ресурсов в деятельности современной организации.
- Экономическая эффективность может быть достигнута только при взаимодействии всех ресурсов. При большем вложении человеческих ресурсов возрастает и получение доходов в сфере материальных ресурсов.
В последнее время возрастает взаимосвязь материальных, финансовых, человеческих ресурсов, объединённых понятием «производственные ресурсы», важность которых проявляется в корректировании стратегии предприятия и достижения им определенных результатов.
Интеллектуализация бизнеса предполагает повышение производительности труда и совершенствование организации посредством применения ресурсов интеллектуального резерва, основным источником которого выступают человеческие ресурсы. Такие аспекты человеческой деятельности, освещающие роль человека в развитии организации, и выдвигают на первый план важность «человеческих ресурсов».
Реальное представление о роли профессиональных знаний, опыте, творческих возможностях работников, применение ими собственных предпринимательских способностей, позволяет рассчитать экономическую эффективность и конкурентные преимущества предприятия в рыночной среде и обеспечить их, благодаря использованию интеллектуального капитала человеческих ресурсов организации.
Очень часто, как об этом уже говорилось выше, понятие «человеческие ресурсы» отождествляют с такими терминами, как понятия «трудового потенциала», «человеческого фактора», «кадров» и «персонала». Употребляя их как синонимы, исследователи упускают из виду, что человеческие ресурсы, прежде всего, характеризуют качество кадров фирмы.
Признавая экономическую полезность человеческих ресурсов, необходимо обращать внимание на то, что необходимо инвестировать в их развитие средства организации, для того чтобы получить эффективную отдачу.
Сущность понятия «человеческие ресурсы» предполагает и определение их оценки, измерения, управления. Если говорить об оценке, то необходимо установить качественные и количественные характеристики человеческих ресурсов организации. Количественно в человеческих ресурсах описывают традиционно необходимое число сотрудников для деятельности фирмы. Качественные показатели делают акцент на профессиональных качествах, опыте, компетенциях, творческих и предпринимательских способностях работников.
Современные условия применения информационных систем, усовершенствованных производственных систем, инноваций, обновлённых технологий предполагают постоянную оптимизацию кадрового состава организации по качественным и количественным характеристикам. Такие аспекты человеческих ресурсов, как способности, возможности, профессиональные компетенции, мотивация, навыки, опыт, определяют особые требования к работникам как специалистам в той или иной области и обусловливают социальную и профессиональную значимость индивида в коллективе.
Для анализа персоналий в организации используют ряд характеристик, объединённых в группы. Одна из групп включает психофизиологическую характеристику работника, то есть параметры его здоровья, например, степень выносливости, заболевания, влияющие на работоспособность, состояние нервной системы и ее тип, индивидуальные способности8.
Кроме того, огромное значение имеет квалификационная группа - общие знания, специальные знания, навыки, умения, компетенции и т.д. Социальная группа - социальная зрелость, ценности, личные мотивы поведения, нормы поведения, жизненные цели и приоритеты. Потенциал каждого индивида в деятельности организации используется со знанием психофизиологических качеств и характеристик социального плана, при этом выбираются правильные формы управленческого влияния на работника.
Нормы поведения, признаваемые в трудовой деятельности, предписывают выбор средств при достижении определённой цели. Человеческие достоинства, формирующие отношения работника к труду как моральной ценности, становятся значимыми установками в жизни.
Важным в современной экономической действительности является необходимость направления активности работников на развитие своей деятельности во благо организации, а также нужно создать условия, мотивирующие работника на эффективный труд.
Для этого на российских предприятиях разрабатываются кодексы этического поведения, формирующие и регулирующие поведение сотрудников на предприятиях.
1.2.Главные факторы влияния человеческого потенциала на управлении организацией
Однако главный критерий качественности человеческих ресурсов современной организации - это, конечно же, квалификация. Квалификационная характеристика работника - это комплекс способностей и возможностей работника, необходимых для выполнения той или иной работы, по степени сложности.
С 80-х годов прошлого века для характеристики квалификационных навыков работника используют понятие «компетенция». Компетенция - это совокупная система качественных характеристик работника, определяющая его уровень образования, профессионализма, знаний, возможностей применения способностей и навыков, умения действовать грамотно в определенной ситуации согласно целям организации, в которой работает данный индивид.
Необходимо отметить, что понятие «компетенция» в отношении человеческих ресурсов фирмы распространяется на деятельность работника не только в пределах организации, но и за ее пределами. Основными факторами компетенции человеческих ресурсов являются такие аспекты, как творческий подход, инновационный характер деятельности, предпринимательство.
Результативность деятельности человеческих ресурсов имеет важное практическое значение, поскольку существенны эффективное использование способностей и компетенций одного работника, а также сбалансированный комплекс квалификаций, навыков и психофизиологических характеристик всех работников для достижения поставленных целей.
Сумма качественных характеристик всех работников фирмы составляет основу производительных сил человеческих ресурсов предприятия.
Таким образом, человеческие ресурсы организации - это совокупность ее кадрового состава с присущими ей качественными и количественными характеристиками, используемыми для повышения эффективности в достижении целей организации. Сотрудники фирмы, представляя один из ее основных ресурсов, участвуют во всех направлениях деятельности организации, включая бизнес-процессы. Они подчиняются всем ее законам, но организация тоже воздействует на каждого сотрудника, планируя и определяя тактику управления человеческими ресурсами.
Управление человеческими ресурсами обязательно связано и согласовывается со стратегией фирмы. Важным ориентиром деятельности организации выступают разработка действий, форм, процессов сонаправленного действия человеческих ресурсов со стратегией фирмы9. Внедрение мероприятий по управлению человеческими ресурсами является важнейшей функцией стратегии в управлении человеческими ресурсами предприятия. Эти вопросы рассматривались в работах Л.Нэдлера10.
Ранее многие ученые считали, что общая концепция совершенствования человеческих ресурсов предполагает формирование основ только в аспекте «обучения» и «развития» кадрового состава предприятия, однако позже те же исследователи и практики пришли к выводу, что данные процессы необходимо синтезировать с общими мероприятиями стратегии развития организации в целях повышения эффективности как каждого работника, так и самой организации в целом.
Гараван Т. писал: «Развитие человеческих ресурсов - это стратегическое управление обучением работников, обеспечивающее максимальное использование их знаний, навыков и опыта для реализации целей организации»11.