Файл: Эффективность менеджмента организации (Теоретические аспекты эффективности менеджмента компании ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективность производства может увеличиваться даже при сокращении объема реализации, но это допустимо только, если качество продукции повышается стремительными темпами, чем темпы уменьшения объема выпуска и реализации продукции [20, c.387].

Улучшение качества производимой продукции можно добиться за счет многих факторов, таких как техническое совершенствование производства, проведение работ по модернизации и т.д [17, c.78].

Содержание основных показателей эффективности менеджмента проиллюстрировано таблицей 1.2.

Таблица 1.2 - Основные показатели для эффективности менеджмента

Обобщающие показатели

Показатели эффективности использования труда (персонала)

Показатели эффективности использования производственных фондов

Показатели эффективности использования финансовых средств

- производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов;

- прибыль на единицу общих затрат;

- рентабельность производства;

- затраты на 1 рубль товарной продукции;

- доля прироста продукции за счет интенсификации производства;

- народнохозяйственный эффект использования единицы продукции;

- темп роста производительности труда;

- доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда;

- абсолютное и относительное высвобождение работников;

- коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;

- трудоемкость единицы продукции; - зарплатоемкость

- общая фондоотдача;

- фондоотдача активной части основных фондов;

- рентабельность основных фондов;

- фондоемкость единицы продукции;

- материалоемкость единицы продукции;

- коэффициент использования наиважнейших видов сырья и материалов;

- оборачиваемость оборотных средств; - рентабельность оборотных средств; - относительное высвобождение оборотных средств; - удельные капитальные вложения (на единицу прироста мощности или продукции);

- рентабельность капитальных вложений;

- срок окупаемости капитальных вложений и др.

Уровень экономической эффективности менеджмента зависит от разнообразия взаимосвязанных факторов. Для каждой отрасли предприятия в результате ее технико-экономических особенностей свойственны характерные факторы эффективности [24, c.380].

Принятие управленческих решений считается главным инструментом контролирующего влияния, в конечном счете, на развитие решений, их принятие, реализацию и контроль.


Оценка эффективности принятия управленческих решений играет значительную роль в деятельности всей компании. На этапе принятия управленческого решения нужно сделать значительную работу по разработке лучшего варианта управления, чтобы в дальше избегать и некачественной и неэффективной работы [23, c.560].

Большинство российских авторов для оценки эффективности менеджмента предлагают общеизвестные методы анализа внешней и внутренней среды предприятия, чаще всего заимствованные из зарубежной практики, а именно: SWOT- анализ, PEST -анализ, матрицы БКГ, МакКинси и т.п. Однако не так уж часто в отечественной и зарубежной литературе встречаются комплексные методики анализа предприятия, которые могли бы применяться в практике оценки эффективности менеджмента. Все они обладают различной степенью полноты анализируемых факторов, хотя последовательность действий в ходе анализа в целом одинакова [25, c.220].

Отдельное значение имеют показатели социальной эффективности управления - это и рост научно-технического уровня управления, и степень интеграции процессов управления, и увеличение квалификации менеджеров, и рост уровня обоснованности принимаемых решений, и развитие организационной культуры и управляемость системы, и удовлетворенность трудом, и повышение общественного доверия, и усиление социальной ответственности организации и экологические последствия.

Вследствие рационализации управления, если получается добиться значительного уровня приведенных выше показателей, тогда совершается положительный сдвиг в организации системы управления и при этом достигается экономический эффект и эффективность. В науке управления некоторые проблемы оценки эффективности менеджмента применительно к условиям деятельности предприятий в настоящее время поставлены, но все еще далеки от своего решения [22, c.264].

Предприятия всегда учитывают затраты, направленные на достижение того или иного результата. В основе их прогресса, лежит повышение уровня эффективности предприятия, под которым, в первую очередь, понимается экономическая результативность хозяйственной деятельности. При этом необходимо сравнивать ожидаемую ценность того, что будет получено, с ожидаемой ценностью того, что будет потеряно. В практических расчетах это определяется отношением результатов работы предприятия к затратным процессам.

Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам [21, c.245].

Следовательно, в обобщенном виде необходимо выделить следующие критерии эффективности менеджмента:


1) действенность - это уровень достижения целей компании;

2) экономичность - это соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов;

3) качество - это соответствие характеристики продукции или услуг стандартам и запросам потребителей;

4) прибыльность - это соотношение между доходами и суммарными издержками;

5) продуктивность - это соотношение объема продукции за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.);

6) качество трудовой жизни - это условия труда всего персонала компании;

7) инновационная активность - это внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации [11, c.160].

Каждому варианту эффективности менеджмента отвечает установленное значение критерия эффективности, и задача управления заключается в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором каждый критерий приобретает лучшее значение.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что для оценки эффективности управления используется ряд критериев, которые могут применяться независимо или в комбинации. Таким образом, основным показателем является соотношение затрат и выгод. Оптимальное соотношение между производственными работниками и количеством менеджеров, а также регулярные расходы, выделяемые на управление, также играют важную роль. Последний показатель важно соотносить не только с уровнем прибыли, но и с фактическим объемом производства (в натуральном или количественном выражении).

1.3 Пути повышения эффективности менеджмента компании

Повышение эффективности управления считается необходимой составляющей успешной деятельности любой компании.

На сегодняшний день имеется большое число методов повышения эффективности менеджмента, каждый из которых сконцентрирован или на самого управляющего, его индивидуальные и профессиональные качества, или на какой-либо элемент управленческой деятельности [10, c.36].

Работа по повышению эффективности управления должна начинаться с того элемента, улучшение которого наиболее важно для компании.

Работа по повышению эффективности менеджмента требует больших единовременных затрат, эксплуатационных расходов, затрат живого труда.

При реализации крупных затрат нужно провести все расчеты по оценке эффективности.

Для этого необходимо установить:


- те факторы, влияние которых обеспечит повышение эффективности;

- направления воздействия данных факторов;

- все показатели для количественного измерения степени влияния данных факторов;

- методы и оценку расчета данных показателей [8, c.62].

Одним из возможных вариантов повышения эффективности управления менеджмента считается «схема 7-С» компании Маккинси [22, c.264], в ней выделяются семь взаимосвязанных направлений анализа, оценки и совершенствования системы управления организации.

На основании анализируемых итогов деятельности компании и изучения ее системы управления разрабатываются и воплощаются в действительность надлежащие меры по повышению эффективности менеджмента, которые затрагивают все ее важнейшие элементы, такие как:

- совершенствование структуры управления компанией. Управление должно быть максимально простым, децентрализировать большинство функций, дефиницировать полномочия руководителей с учетом квалификации и личных качеств;

- разработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, разработка философии и политики организации, охватывающая все ее функциональные области;

- разработка всей информационной системы компании, которая обеспечивает эффективную связь между персоналом и подразделениями данной компании;

- разработка системы принятия решений, правил и процедур управления, системы стимулирования.

- нужная для эффективной профессиональной деятельности сотрудника сумма навыков, которая копится с поддержкой системы устойчивого повышения квалификации сотрудников на основе обучения, переподготовки, развития;

- разработка системы подбора, обучения, оценки и перемещения руководящего персонала, планирование карьеры руководителей, использование стиля руководства, когда рассматриваются внутренние и внешние факторы, которые влияют на компанию;

- использование более эффективных методов и оценки при подборе персонала, создание эффективной, совместимой структуры персонала, создание наиболее благоприятного социально-психологического климата [19, c.448].

Работу по повышению эффективности управления можно начинать с любого элемента, улучшение которого наиболее актуально для организации.

В данных рыночных условиях для эффективности управленческого процесса нужно, чтобы любой руководитель, а также менеджер не только обладал глубокими и универсальными знаниями, но также был быстрым и эффективным, и проявлял инициативу.


Существенным стимулом для повышения квалификации менеджера и развития его инициативы считается систематическое продвижение. Руководитель или менеджер обязан знать, что вопрос о его продвижении подлежит непременному периодическому обзору [1, c.200].

Росту эффективности менеджмента должна способствовать система повышения квалификации персонала. Стимулирование труда в повышении эффективности менеджмента - это способ вознаграждения работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении эффективности труда и требований технологии на данном предприятии. При разработке системы стимулирования труда в повышении эффективности менеджмента руководство предприятия должно учитывать вопросы, связанные с разработкой планов развития общей организационной стратегии, политики предприятия.

Одним из наиболее действенных путей повышения эффективности управления менеджмента считается мотивация.

Мотивация стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей [24, c.380].

Значительную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, оно обозначает поручение некоторых задач руководителя для выполнения подчиненным.

Каждому из руководителей необходимо добиться результата, расположения персонала и активного участия в работников процессе. Даже с высокими финансовыми ресурсами, с работниками нельзя говорить о будущем развитии компании. Каждый работник обязан чувствовать значимость своей работы в компании и поддержку коллектива и всего руководства. Командный дух помогает повысить производительность и мотивировать людей на достижение больших целей [26, c.432].

Повышение эффективности менеджмента, прежде всего, зависит от принятия управленческих решений. Все управленческие решения обязаны быть обдуманными и предусматривать все потенциальные вариации формирования событий. Необходимо оценивать происходящий процесс, при этом необходимо стабильно проводить контроль над всеми действиями в компании. Все позволит увеличить качество работы всего персонала в динамике. Развитие любой компании вероятно лишь только при предельно эффективном использовании всех его ресурсов, а также поиске возможностей их восполнения [2, c.300].

Оценка повышения эффективности менеджмента обязана быть распределенной и при этом учитывать все уровни применения ресурсов и возможностей дальнейшего развития компании, достижения всех производственных, экономических и социальных целей.