Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

              Задачи производственного плана включают: выбор процесса; планирование производственного плана; планирование производственного цикла (операционный план); формирование производственной системы; техническое обслуживание и эксплуатация оборудования; организация логистики.

           Поэтому конкретные функции управления компании можно рассматривать как часть системы, которой она управляет.

            В социально-экономических системах управления используются только уникальные для них методы управления, которые понимаются как метод выполнения функций управления или метод воздействия на субъекта управления. Они делятся на три основные группы методов:

-Административно-правовые (организационно-административные);

- Экономика;

-Социальная психология.

              Метод административного управления - это формирование системы управления, которая юридически определяется на основе властных отношений. Они включают опору на законодательство и подзаконные акты на всех уровнях, а также нормы и правила, которые формально эффективны на всем пространстве управления. Наиболее типичным проявлением этого метода управления на уровне предприятия является форма приказов и распоряжений, положений, правил и инструкций.

             Метод экономического управления основан на возможности использования экономических отношений различных частей социально-экономической системы, чтобы заставить ее работать и развиваться более эффективно. Таким образом, для предприятия (предприятия) это включает организационную форму заработной платы и материального стимулирования, методы наемных работников как совладельцев предприятия и способы участия работников в корпоративной прибыли.

             Социально-психологические методы управления учитывают социально-психологическое состояние людей, определяющее их формальную роль в структурах и процессах управления. Например, рекомендуется назначать человека с неформальным статусом лидера с определенными характеристиками и параметрами темперамента, использовать такие категории, как имидж компании, и использовать его качественные и масштабные характеристики в качестве влияния команды компании.

Мотивация исполнителя сейчас важна. Обязательным условием успешной и активной реализации является способность исполнителя:

-понимать (информация о целях или действиях, которые были решены);

-дерзать (эти настройки и действия должны быть «приемлемыми» исполнителями, в том числе не в нарушение правовых и этических норм);


-возможность (исполнитель должен иметь средства для выполнения задания);

Требуются (они должны быть мотивированы).

             Мотивация понимается как стимуляция поведения человека, основанная на субъективном восприятии недостатков или личных стимулов. Существуют определенные уровни мотивации человеческого поведения (ее часто называют «пирамида Маслоу»).

Концентрация вдохновляющего управления:

-влияние на мотивационный статус (степень идентификации между работником и компанией, формирование его мотивации),

-чувство собственного достоинства (уважение как личности, новости о его ценности для компании, ожидания результатов его деятельности);

-ввести мотивацию к действию (обсудить личные интересы и возможности сотрудников);

Сила мотивации;

-оценка и сертификация производительности (пересмотр заработной платы, повышение, дополнительные льготы);

- нужды удовлетворяются;

-обеспечение стимулирующего процесса.

Хорошая работа по мотивации сотрудников приводит к: увеличению оборота и прибыли, улучшению качества продукции, более креативным методам и действиям в реализации достижений NTP, увеличению притока сотрудников, повышению их эффективности, большей сплоченности и солидарности; Уменьшить текучесть кадров и улучшить репутацию компании.

Комбинация различных методов в подсистеме управления создает фоновый стиль управления, который характеризуется преобладанием различных методов управления. Существует различие между авторитарным, партисипативным и автономным стилями лидерства, которые подразделяются на соответствующие категории в зависимости от степени их контрастности (например, самодержавие делится на диктатуру, самодержавие, бюрократию, патриархат и доброту).

Таким образом, литературный анализ по этому вопросу показывает, что управленческий учет как особая область российских экономических знаний только недавно получил соответствующую позицию. Метод управленческого учета по-прежнему пугающий даже для тех менеджеров, которые присоединились к производству управленческого учета. Основное внимание обычно уделяется организационным и техническим вопросам, а не модели бухгалтерского учета.

1.3. Планирование как функция управления.

Многообразие целей организации приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. На базе этой системы планов в организации выполняются важнейшие управленческие функции:


- формируется система целей и задач, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии со стратегией ее развития;

-производится распределение всех видов ресурсов, необходимых для достижения целей;

- определяются временные рамки выполнения целей и задач;

- определяются измерители, позволяющие контролировать и оценивать выполнение задач.

Так, планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:

- по степени охвата (общее и частичное),

- по содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),

- по предмету (объекту) планирования (целевое, средств, потенциала, оборудования, материалов, финансов, информации, действий),

- по сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),

- по охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),

- по срокам (кратко- , средне- , долгосрочное),

- на жесткое и гибкое.

К критериям выбора формы планирования (принципов планирования) относятся:

- полнота (требуется учесть все);

- детализация (глубина ее определяется целью планирования);

- точность;

- простота и ясность;

- непрерывность;

- эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);

- выравнивание при планировании (учет «узких мест»);

- экономичность. При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования. Следует четко определить:

- что планируется - объект планирования;

- кто планирует - субъект планирования;

- на какой срок - период (горизонт) планирования;

- средства планирования, например, компьютерное обеспечение;

- как планировать - методику планирования;

- согласование планов - каких, с кем и на каких условиях.

Различают следующие виды планирования:

- последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего);


- скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.);

- жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия);

- гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно различить следующие виды планирования: общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы); стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, персонала); тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.);

и оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются:

- цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и обеспечения реализации миссии фирмы;

- носитель идеи планирования - высший менеджмент;

- проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования;

- горизонт планирования – длительные сроки;

- охват - глобальный, широкий спектр альтернатив;

- принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Обычно важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта. Такое планирование включает: выработку стратегии, стратегическое планирование производственной программы, планирование развития потенциала, планирование развития структуры потенциала.

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет). Оно касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Отличительными чертами оперативного планирования являются:

- носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента;

- задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования;

- горизонт - короткие и средние сроки;

- глубина - детализация планов;

- диапазон - ограниченный спектр альтернатив;

- основа - созданный потенциал.

Оперативным планированием охватываются отдельные функциональные области предприятия.

При планировании решается множество проблем, основные причины появления которых:

- особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить);


- особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей);

- проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств);

- проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального);

- большое число лиц, участвующих в планировании;

- ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие);

- проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

Годовой план производственного предприятия обычно составляется в виде комплексной программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности и состоит из следующих взаимосвязанных разделов:

- план маркетинга,

- производственная программа,

- техническое развитие и организация производства,

- повышение экономической эффективности производства,

- нормы и нормативы,

- капитальные вложения и капитальное строительство,

- материально-техническое обеспечение,

- труд и кадры,

- себестоимость, прибыль и рентабельность производства,

- фонды экономического стимулирования,

- финансовый план,

- план охраны природы и рационального использования природных ресурсов,

- социальное развитие коллектива.

Рис.4 . Система прогнозов и планов предприятия

На рис. мы видим, что прогнозы занимают ведущее (исходное) положение во всей системе прогнозов и планов фирмы. По существу между прогнозом (предвидением будущего) и планом нет резкой границы. Можно сказать, что прогноз - недостаточно определенный план, а план - это уточненный прогноз. Наиболее существенным отличием плана от прогноза является наличие в плане элементов выбора, принятия решений и мероприятий по их осуществлению.

Как указывалось в рис. , основными объектами прогнозирования на уровне предприятия (фирмы) являются:

- потребность в продукции предприятия;

- потребности предприятия в производственных ресурсах (материальных, финансовых, трудовых, информационных).

Разработкой методов прогнозирования занимается прогностика.

Все методы прогнозирования (их более 100) можно разделить на две группы:

неформализованные (эвристические) и формализованные.

К числу неформализованных относят:

- индивидуальные экспертные оценки,

- коллективные экспертные оценки,

- написание сценариев и т.д.