Файл: Проблемы профессиональных стрессов и выгорания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Дестабилизирующая организация деятельности.

Данный фактор характеризуется нечеткой организацией и планированием трудовой деятельности, недостаточным количеством оборудования, наличием неграмотно структурированной и нечеткой информации, присутствие в этой информации большого количества мелких, не важных факторов, которые уводят внимание от главного – мелкие подробности, существенного смысла в которых нет. Встречающиеся противоречия, неадекватно высокие нормы контингента, с которым необходимо тесно работать. При этом, важным аспектом является то, что дестабилизирующая обстановка усиливает отрицательный эффект многократно: ведь с одной стороны она оказывает свое негативное влияние на саму личность, занимающуюся своими профессиональными обязанностями в неблагоприятной обстановке, а ведь человеку в рамках своих профессиональных обязанностей, необходимо взаимодействовать с другими людьми; с другой стороны, данная обстановка, получается, начинает влиять на взаимоотношения между профессионалом и клиентом (или партнером).

  1. Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции.

Люди, относящиеся к категории так называемых «массовых профессий», как правило, трудятся в режиме внешнего и внутреннего контроля. В первую очередь, речь идет о таких профессиях, как медицинский работник, педагог, воспитатель, полицейский, водитель, обслуживающий персонал. Специфика профессиональной деятельности перечисленных профессий предполагает постоянное нахождение в состоянии другой личности, в отношении которой, осуществляется профессиональная деятельность. Необходимо быть внимательным – внимательно смотреть, внимательно слушать, понимать и отражать чувства (проявлять такие высшие чувства как сопереживание, сострадание, сочувствие), уметь предугадывать слова и действия, понимать настроение, предвосхищать поступки – и все это на фоне эмоционально-энергетических обменов.

Работа с людьми, неукоснительное соблюдение своих профессиональных обязанностей, оценивается с точки зрения нравственности и юридической ответственности. Личная ответственность возрастает в ситуациях, когда профессионал отвечает за здоровье и жизнь других людей. В результате чего, нередко, профессионалы могут прийти к нервному перенапряжению (к примеру, исследования показывают, что хирургам приходится работать на износ – необходимо быть предельно ответственным за собственные решения и действия, постоянно контролировать себя – на протяжении всего трудового времени; в результате, врачи этой категории умирают значительно чаще, чем врачи других специализаций).


Человеку, выполняющему свои профессиональные обязанности в сфере межличностных отношений, приходится находиться под постоянным контролем специфических социальных институтов, целью которых является побуждение к ответственному выполнению профессиональных функций (к таким социальным институтам относятся: жесткие и конкретные ролевые предписания, права личности и потребителя, законы рынка и конкуренции, лицензирование, безработица). В. Бойко заметил: «По мере развития в нашем обществе этих признанных институтов будет еще больше повышаться внешний и внутренний контроль над исполняемой деятельностью и, следовательно, будет обостряться проблема эмоционального выгорания» [9].

  1. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности.

Неблагополучие психологической атмосферы определяется двумя факторами: конфликтными ситуациями по вертикали, в контексте «руководитель – подчиненный»; конфликтным напряжением по горизонтали, в контексте «коллега – коллега». Эмоционально напряженная обстановка на рабочем месте провоцирует одних людей попусту эмоционально расходоваться, других людей – искать механизмы сохранения своих психических ресурсов. В результате, каким бы сильным, в эмоциональном плане, ни был бы работник, он, неизбежно, постепенно, будет неукоснительно двигаться в сторону эмоционального выгорания: избегать эмоционального расходования энергии, дистанцируясь от других людей, устраняться от излишней впечатлительности, беречь собственные нервы.

  1. Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.

Для разных категорий профессий контингент будет иметь свою спецификацию: так, для медицинских работников это больные, находящиеся в крайне тяжелом состоянии или в предсмертном; для работников сферы образования это дети с различными отклонениями в развитии – с проблемами характера и поведенческой сферы, болезнями нервной системы, проблемами интеллектуального развития; у работников руководящих должностей это проблемные подчиненные, имеющие акцентуации характера, поведенческие расстройства, связанные с нарушением работы нервной системы, невротическими состояниями, имеющими психопатологические отклонения, девиантные формы поведения, безответственность, имеющие химическую зависимость (например, склонные к неумеренной алкоголизации); для работников сферы услуг это клиенты, отличающиеся деструктивными и невротическими формами поведения – грубость, скандальность, капризы, истерики, хамство и т.п.; для работников правоохранительных органов это делинквенты, злостные нарушители правопорядка. Каждый работник, работающий в системе «человек – человек», находится в зоне риска, т.к. всегда могут попасться клиенты или пациенты, провоцирующие на деструктивные формы поведения, в результате возникает постоянная потребность в предупреждении подобных ситуаций и прибегать к экономии собственных эмоциональных ресурсов. В результате, путь к выгоранию идет в направлении к уплощению собственных эмоциональных реакций, происходит игнорирование эмоционального напряжения в отношении людей, которых можно отнести к таким категориям деструктивных личностей, как невоспитанные, распущенные, глупые, капризные, безнравственные, агрессивные. В результате срабатывает механизм психологической защиты, но не всегда срабатывание данного механизма может быть конструктивно, ведь эмоциональная отстраненность может быть неуместна – в этом случае, трудно включиться в потребности и просьбы адекватного партнера или клиента, в результате, могут возникать конфликтные ситуации.


К внутренним факторам эмоционального выгорания относят следую-щие:

  1. Склонность к эмоциональной ригидности.

Процесс эмоционального выгорания быстрее проявляется у тех личностей, кто проявляет меньше реактивности и восприимчивости, в эмоциональном плане более сдержан. Люди, которые проявляют больше импульсивности, менее сдержанных, процесс выгорания будет протекать значительно медленнее. При повышенной впечатлительности и сензитивности полностью блокируется механизм психологической защиты, связанный с выгоранием и не развивается. Этому есть множество реальных примеров, когда люди, отработав полностью весь трудовой стаж до пенсии, не утратили свои эмоциональные реакции – продолжая быть отзывчивыми, эмоционально отзывчивыми, с развитыми эмпатическими способностями, проявляющимися в готовности сопереживать и/или сочувствовать.

  1. Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности.

Данная проблема актуальная для личностей, отличающихся гиперответственностью за порученные дела, исполняемые роли и т.п. Нередко, возникают ситуации, когда, будучи молодым, наивным и неопытным специалистом, личность воспринимает все слишком близко к сердцу, выкладываясь на производстве с максимальной отдачей. Каждый раз, оказавшись в ситуации стресса, такой человек глубоко ранится и долго переживает стрессогенную ситуацию. Активное эмоциональное включение в жизнь и здоровье пациента (клиента, подопечного) вызывают сильные эмоциональные волнения, на фоне которых личность сильно переживает интеллектуальные муки и страдает расстройствами сна. В результате всех треволнений, эмоционально-энергетические ресурсы личности начинают истощаться, возникает потребность в их сохранении, в итоге личность начинает вырабатывать механизмы психологической защиты. Нередко случается так, что специалист меняет место работы или даже профессиональную сферу. Исследования (Н.В. Самоукина; В.В. Бойко и др.) показывают, что молодые учителя уходят из педагогической сферы деятельности в первые пять лет трудовой деятельности в школе. Типичным вариантом экономии эмоциональных ресурсов для психики является эмоциональное выгорание. Те же исследования показывают, что учителя, оставшиеся работать в школе, через 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профдеятельности.

Часто складывается так, что в работе специалиста идет чередование периодов интенсивного эмоционального включения в проблемы клиентов (пациентов, подопечных) и сильных психологических защит. Периодически, восприятие отрицательных сторон деятельности усиливается и специалист начинает крайне сильно переживать те стрессовые ситуации, в которые оказался включен, конфликты, ошибки, которые были допущены в ходе выполнения профессиональных обязанностей. В результате, человек может то очень сильно эмоционально реагировать на неблагоприятные рабочие моменты, то проявлять апатичность и безразличие.


  1. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

В данном факторе можно выделить две стороны.

Первая: специалист, работающий в сфере открытых коммуникаций не определяет для себя важным проявление эмоционального участия и сопереживания по отношению к субъектам своей профессиональной деятельности. Такое состояние не только способствует процессу эмоционального выгорания, но и приводит к проявлению его крайних форм – безразличия, равнодушия, эмоциональной черствости.

Вторая: личности не свойственно проявление сопереживания и соучастия по отношению к людям, с которыми он взаимодействует, он не научился поощрять себя за это, считает, что ему это неважно. Собственная самооценка поддерживается тем, что в материальном плане он достиг или какого уровня профессиональных действий и навыков освоил. Такому человеку не свойственен альтруизм, он не испытывает потребность помогать другим людям «просто так». Такие люди легко и быстро выгорают.

Если человек является альтруистом, то для него крайне важным является оказание помощи другим людям, выражение сочувствия и сопереживания. Находясь в позитивном эмоциональном расположении по отношении к другим, такой профессионал будет далек от синдрома эмоционального выгорания.

4) Нравственные дефекты и дезориентация личности.

В отношении нравственных изъянов важно понимать следующее: личность могла иметь нравственные дефекты до того, как начала, по роду своей профессиональной деятельности, работать с другими людьми; или же личность приобрела профизъяны в процессе профессиональной деятельности. Нравственные дефекты определены тем, что у человека отсутствует способность включения во взаимодействие с коллегами по работе, моральные аспекты – совесть, порядочность, честность, уважение прав и границ другого человека. Если говорить о нравственной дезориентации, то ее причины кроются в неспособности (или неумении) отделять добро от зла, благо от вреда, которые причиняются другой личности. При этом, как при нравственных дефектах, так и при нравственных дезориентациях, процесс эмоционального выгорания усиливается. В результате, такой человек начинает проявлять апатию по отношению к выполняемым профессиональным обязанностям.

Процесс профессионального выгорания – это динамический процесс, формируется и развивается он поэтапно – согласно тем же законам, которые были выведены Г. Селье (нервное напряжение → резистенция → истощение) и описаны нами выше. На каждом этапе возникают отдельные симптомы, свидетельствующие об усилении профессионального выгорания. Фазы профессионального выгорания представлены в таблице 1.


Таблица 1 - Фазы синдрома профессионального выгорания по В.В. Бойко [4]

В работе, связанной с субъектами профессиональной деятельности, многое может провоцировать отклонения, которые в последствие проявляются в виде психосоматических нарушениях. Могут возникать ситуации, когда одна только мысль о необходимом контакте с субъектами профессионального взаимодействия могут вызывать ухудшение настроения, неприятные ассоциации, чувство напряжения или даже страха, бессонницу, проблемы со стороны сердца, обострение хронических болезней. Если начались психосоматические заболевания, это свидетельство того, что психологические защиты, в виде выгорания, уже самостоятельно не справляются, а энергия эмоций распределена между другими подсистемами человека. Это охранительный способ организма от разрушительной силы эмоциональной энергии.

Для исследования стрессоустойчивости, профессионального выгорания сотрудников разработаны специальные психологические методы, которые рассмотрим в следующем параграфе.

1.3. Особенности исследования переживания стресса и

стрессоустойчивости

Проблема стресса и стрессоустойчивости, как ясно из предыдущих параграфов, не нова, но до сих пор актуальным является подбор адекватных методов исследования данного состояния. Самой главной проблемой исследования является многообразие форм проявления стресса и причин, его вызывающих, степени проявления. Особую сложность вызывают тесты и опросники, в которых даются субъективные оценки. Н.Водопьянова указывает на то, что разработка комплексной психодиагностики стресса является важным звеном в системе мониторинга его различных причин и деструктивных последствий – с одной стороны, с другой – важнейшая часть создания эффективных технологий, связанных с управлением стрессовыми состояниями [13, с. 8].

На сегодняшний день, принято выделять три подхода в изучении представления о стрессе и его диагностики:

В рамках первого подхода стресс рассматривается как ответная реакция на внешние раздражители, которая проявляется в состоянии нервнопсихического напряжения, защитных реакциях, дезадаптации и патологии. В данном подходе наиболее известна теория Г. Селье, выделенных им три стадии развития стресса. А. Каган и Л. Леви, на основе модели Г. Селье, представили модель, в которой психосоциальные стимулы связаны с генетическими и с предыдущими воздействиями окружающей среды, в результате все они вместе образуют психобиологическую программу, обуславливающую «склонность реагировать по заданному образцу». Психодиагностика стресса фокусируется на оценке степени психического напряжения, определении стрессовых состояний, которые препятствуют сохранению эффективной профессиональной деятельности или способствуют ей; влияют на здоровье работников, а также на социально-психологический климат в коллективе.