Файл: Е.Ф. Казаков - Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.09.2019

Просмотров: 4178

Скачиваний: 66

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особую пограничную область между сознанием и бессознательным составляет подсознательное. Здесь проявляются промежуточные, переходные, «полусознательные» или «полубессознательные» психические процессы и состояния. В настоящее время известно, что в подсознании и в бессознательном человека хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании.

Сверхсознательное – «строгий отец» (в психоанализе), совокупность религиозных и нравственных норм, регулирующих (социализирующих) биологические желания и влечения человека, окультуривающих его поведение.

3) интеллект, мотивация, воля, чувственно-эмоциональная сфера, самосознание

Интеллект — психические способности, знания и умения, необходимые для решения умственных задач. Мотивация — совокупность побуждений, определяющая целенаправленность действий человека. Воля — способность человека сознательно регулировать поведение и действовать, не отступая перед трудностями. Чувственно-эмоциональная сфера (эмоции) - переживания, выражающие субъективное отношение к тем или иным явлениям, людям, самому себе (чувства, настроения, аффекты, переживания, эмоциональные стрессы). Самосознание – отражение собственного «Я» («реальное Я», «динамичное Я», «идеальное Я», «фантастическое Я», «воспринимаемое Я»), обеспечивающее саморегуляцию, самоконтроль, самовоспитание.

Поскольку предмет сознания — не только внешний мир, но и сам субъект — носитель сознания, постольку одним из существенных моментов сознания является самосознание. Сознания нет без самосознания. В акте самосознания сознание само себя знает, проясняет свое содержание и структуру.

В мышлении выделяют два уровня: рассудок и разум. Рассудок – способность мышления классифицировать факты и явления, оперировать уже выработанными понятиями, оценивать знания. Разум – синтезирующая творческая деятельность, раскрывающая сущность действительности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем. Рассудок даёт возможность рассуждать, а разум — открывать и целеполагать.

5.Функции сознания:

·        познавательная – приобретение знаний; целеполагающая – осознание своих потребностей, постановка целей и стремление их достигнуть; ценностно-ориентационную – оценивание действительности, определение своего отношения к ний; управленческая – управление поведением в соответствии с результатами решения первых трех задач; коммуникативная – передача знаний, общение; рефлексивная – самосознание, саморегуляция, самоконтроль.

6.Сознание и язык


Сознание функционирует на основе языка и членораздельной речи. Членораздельная речь – процесс передачи информации в знаковой форме. Язык – система знаков, с помощью которой люди общаются, осуществляют познание мира и самопознание, хранят и передают информацию (в понятиях, суждениях, умозаключениях), управляют поведением друг друга. А процесс оперирования понятиями, суждениями, умозаключениями на основе языка называется мышлением. Построением мысли на основе понятий, суждений, умозаключений занимается логика.


Функции языка: номинативная (способность языка обозначать и представлять мир вещей и предметов), познавательная (участие в процессе познания), коммуникативная (участие в процессе общения людей).


7.Формы сознания: индивидуальная (личная) и общественная

Сознание объективируется в системе материальной и духовной культуры. Общественное сознание развивается через сознание отдельных людей, будучи лишь относительно независимым от последнего. Общественное сознание — это отражение общественное бытия, выраженное в языке, в науке и философии, в произведениях искусства, в политической и правовой идеологии, в нравственности, в религии и мифах, в народной мудрости, в социальных нормах и воззрениях социальных групп, человечества в целом.

Общественное С. обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от обыденного, массового С. и кончая высшими формами теоретического мышления. В состав общественного С. входят различные его формы: наука, философия, искусство, нравственность, религия, политика, право. Отражая общественное бытие, общественное С. обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное воздействие на общественное бытие.


Литература


Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии. №10 1990

Лурия А.Р. Язык и сознание. М.,1998

Патнхэм Х. Философия сознания. М.,1999

Прист Ст. Теории сознания М.,2000

Серл Дж. Открывая сознание заново М.,2002

Гадамер Х.-Г. Язык как среда герменевтического опыта // Гадамер. Истина и метод. М.,1988



ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


Объясните цитаты и афоризмы


«Сознание есть отличительный признак совершенного существа» (Л. Фейербах)

«Сознание боится пустоты» (П. Валери)

«Центр нашего сознания бессознателен, также как ядро солнца темно» (А. Амьель)

«Сознание захватывает лишь те области, которые покинул инстинкт» (Э. Дюркгейм)

«Сознание столь же темно, что и бессознательное» (П. Рикер)

«Голова – это бомба, которую надо взорвать» (И. Юганов),



Посмотрите на You tube

ток-шоу «Культурная революция. М. Швыдкой. Коллективное бессознательное не существует» и сформулируйте свою точку зрения по обсуждаемым проблемам
























Г Н О С Е О Л О Г И Я

И

М Е Т О Д О Л О Г И Я












Гносеология (эпистемология) – теория познания.

Познаниедеятельность по обретению знаний, постижению истины.


1. Проблема познаваемости мира


Есть достаточные основания считать, что мир познаваем (пусть, в каждый момент, и в определённых пределах). На обыденном уровне это следует из возможности человека (и не только его) ориентироваться, выживать в мире, избегая опасностей. На теоретическом – из возможности применять научные идеи на практике, получая предсказуемый результат.


Подходы, отрицающие познание

Агностицизм (от греч. agnostos – недоступный познанию), утверждение о невозможности познания мира, выявления его закономерностей (так как мир бесконечен, изменчив, а его постижение субъективно). Скептицизмсомнение в достоверности знания. Релятивизм – мир познаваем только частично, знания верны лишь в определённых границах, истина всегда относительна. Нигилизм – полное отрицание истинности и ценности познания.




Агностицизм


Релятивизм


Мир познаваем

 

 

Эпоха Древнего мира

 

 

Буддизм

 

Высшая сущность мира (идеи) познаваемы благодаря их припоминанию — Платон.

Античный скептицизм —

Софистика

 

Пиррон, Секст Эмпирик

 

 

 

 

Мир познаваем благодаря чувст­венному и рациональному познанию — Аристотель.

Эпоха Средневековья

 

 

 

Природа (сотворенный мир) познаваема,

но Творец полностью не познаваем

Эпоха Возрождения

 

 

Ренессансный
скептицизм
Монтень

 

И Творец, и его творение познава­емы благодаря интеллектуальной интуиции — Николай Кузанский.

Эпоха Нового времени

 

 

Юм

Позитивизм

В мире нет ничего в принципе не познаваемого, есть только то, что пока еще не познано — Ленин.



Кант





постмодернизм

Прагматизм





экзистенциализм


2. Концепции истины


1) Корреспондентская (от лат. respondeo – соответствовать) или классическая концепция трактует истину как точное и достоверное отображение реальности, соответствие знания своему объекту.

2) Когерентная (согласованная) концепция усматривает критерий истинности нового знания в его логической согласованности с уже известным, надежно доказанным знанием или с более общей, охватывающей системой знания.

3) Конвенциональная концепция предлагает оценивать знание как истинное, если оно разделяется большинством людей или является результатом соглашения (конвенции) ученых.

4) Прагматическая концепция рассматривает знание как истинное, если оно полезно, выгодно субъекту, имеет благие последствия для человеческой жизни, может успешно применяться на практике, приводит к успеху.

5) Экзистенциалистская концепция трактует истину как «правду, которая у каждого своя». Истиной является знание, способствующее творческой самореализации личности и её духовному росту. Единой, общей, объективной истины не существует. Истина понимается как индивидуальное и необъективируемое явление (Кьеркегор: « Истину нельзя знать, в ней можно только быть»), не разделяющее объект и субъект познания. Поэтому за истину можно умереть. «Моя» истина никому другому пригодиться не может, бытие открывает каждому свой собственный смысл.

6) Постмодернистская концепция исходит из множественности несоизмеримых между собой, «размытых» человеческих истин. О природе истины ничего нельзя сказать с определенностью, общих истин, абсолютной истины не существует (знание должно ограничиваться чем-то узким, специфическим). Мы не знаем, какая истина, а знаем лишь, как нам её описывают.





3. Виды истины


Абсолютная – полное, всестороннее, исчерпывающее знание об объекте. Относительная – неполное, неточное, приблизительное знание. Конкретная — знание, верное лиши для определённого явления в определённых обстоятельствах. Абстрактная — обобщённое, отвлечённое от конкретной реальности знание. Объективная — знание, независиммое от субъективного мнения человека. Субъективная — знание, которое человек считает верным.


4. Критерии (способы проверки) истины


Неосновные:

1) логичность, непротиворечивость

      1. соответствие уже прошедшим проверку знаниям

      2. эксперимент

      3. «научные знания — те, которые можно опровергнуть» (К. Поппер)

      4. время («время покажет»)

      5. красота («некрасиво поступил», «некрасиво сказал»)

      6. душа (что «греет душу»)

      7. продуктивность (И. Гёте: «истинно то, что плодотворно»)


Основной:

практика (жизнь «покажет», «научит», «рассудит», «расставит всё

по местам»)

5. Неистинное знание


Заблуждение непреднамеренное искаженное представление об объекте. Ложь сознательное, преднамеренное искажение истины.


6. Составляющие процесса познания


Субъект — носитель познавательного действия, объект — совокупность событий или проблем, на которые направлено познание, предмет — грань объекта, на исследование которой непосредственно направлена деятельность субъекта, средства — понятия и познавательные методы.

7. Формы познания


А) обыденно-практическое элементарные сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях; в основе его — опыт повседневной жизни, здравый смысл, верования, приметы, традиции, предания, предчувствия;

Б) мифологическоефантастическо-художественное отражение реальности, в котором вырабатывались определенные знания о природе, космосе, самих людях;

В) художественное образное освоение действительности в различных видах искусства (живопись, музыка, литература, театр);

Г) религиозное – исходящее из веры в духовное первоначало мира, опирающееся на сакральные догматы, божественное откровение;

Д) научное – строго рациональное, логически аргументированное, экспериментально проверяемое, достаточно однозначное;

Е) философское – рационально-развёрнутое (могущее опираться как на науку, так и на религию) обобщение духовного и практического опыта человечества.


8. Уровни познания


А) Чувственное познание осуществляется посредством зрения, слуха, обоняния, осязания, тактильности. Его основные формы: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение — отражение отдельных свойств, сторон предметов. Восприятие – это целостное отражение предметов в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. Представление – образ ранее воспринятого предмета (в данный момент непосредственно не воспринимаемый), а также образ созданный продуктивным воображением.


Б) Рациональное познание (мышление) – целенаправленное логическое, обобщающее чувственное познание, творческое отражение реальности, её существенных связей.

Формы мышления: понятия, суждения, и умозаключения. Понятие отражает в обобщенной форме предметы действительности (их признаки, свойства, взаимосвязи). Предельно общие понятия называются категориями (бытие, человек, развитие, свобода).

Суждение выражает оценочное отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и сопряжено обычно с психологическим состоянием сомнения, знания, убежденности или веры.

Умозаключение связывает в ряд посылок и следствий мысли различного содержания.


9. Методология – учение о методах, то есть о способах и средствах познания


Из философских методов наиболее древними являются диалектический и метафизический.

Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное развитие, возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях.

В противоположность диалектическому, метафизический метод исходит из возможности «вырвать» явление их непрерывной живой процессуальности и взаимосвязанности («остановить мгновение»), чтобы пристальнее всмотреться в него .


Основных группы общенауных методов:


      1. 1) Эмпирические методы познания (чувственно-рациональные):

наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

измерение определение количественных параметров предмета, их отношения к эталону;

сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.


2) Методы, используемые и в эмпирическом и в теоретическом исследовании:

анализ – реальное или мысленное разделение предмета на составные части, переход от простого представления о предмете к сложному;

синтез – соединение различных предметов или их сторон в единую общность на основании существенного общего признака, (составление родов, видов, классификаций, систематизаций);

индукция движение познания от единичного, частного (опыта, фактов) к общему, обобщённому представлению;

дедукция – движение познания от общего к частному, единичному.

      1. 3) Теоретические методы познания (рациональные):

классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков;

абстрагированиеотвлечение от второстепенных свойств для концентрации внимания на главном, углубление познания предмета за счёт упрощения представления о нём;

формализация отображение знания в знаковом, символическом виде (числах, образах, метафорах);